Темы статей
Выбрать темы

Бюджетный учет. Индексация необоротных активов бюджетных учреждений: обязанность или право

Редакция НиБУ
Статья

Индексация необоротных активов бюджетных учреждений: обязанность или право

 

На балансе бюджетной организации по состоянию на начало 2008 года числятся необоротные активы, стоимость которых значительно отличается от цен на аналогичные новые образцы, а также необоротные активы, по которым начислен износ в размере 100 %.

Обязательно ли проводить индексацию (переоценку) таких объектов? Когда это лучше сделать и каким образом оформить такие операции?

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 2658

— Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № № 2658-III.

Закон о налогообложении прибыли

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР).

Методика № 163

— Методика определения балансовой стоимости объектов жилого фонда, утвержденная постановлением КМУ от 09.03.95 г. № 163.

Постановление № 1024

— постановление КМУ «О порядке индексации стоимости объектов жилого фонда» от 31.08.96 г. № 1024.

Порядок № 783

— Порядок проведения индексации денежной оценки земель, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2000 г. № 783.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

Инструкция № 64

— Инструкция по учету основных средств и прочих необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64.

Письмо № 6755

— письмо Государственного казначейства Украины от 07.06.2007 г. № 3.4-04/1458-6755 «О порядке проведения переоценки и начисления амортизации необоротных активов бюджетными учреждениями».

Письмо № 1346

— письмо Государственного казначейства Украины от 02.02.2007 г. № 3.4-05/397-1346 «Об отдельных положениях Инструкции по учету основных средств».

 

Основным документом для бюджетных учреждений, определяющим порядок учета необоротных активов и механизм проведения индексации, является

Инструкция № 64. Изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов производится в случае индексации их первоначальной стоимости согласно действующему законодательству Украины.

Индексация первоначальной (восстановительной) стоимости групп необоротных активов проводится согласно коэффициенту индексации, который определяется по формуле, предусмотренной

п.п. 8.3.3. Закона о налогообложении прибыли:

Кі = [I(а - 1) - 10] : 100,

где І(а - 1) — индекс инфляции года, по результатам которого проводится индексация.

Индексация проводится только в том случае, если

коэффициент индексации превышает единицу (т. е. в случае, если годовой индекс инфляции более 110 %). В случае если значение Кі не превышает единицы (т. е. когда индекс инфляции менее 110 %), необоротные активы не индексируются.

Индекс инфляции за 2007 год составил 116,6 %. Коэффициент индексации за 2007 год составляет:

Кі = [116,6 - 10] : 100 =

1,066.

Как видим, коэффициент индексации за 2007 год больше единицы, следовательно, в 2008 году бюджетные учреждения

имеют право провести индексацию необоротных активов. Данный коэффициент индексации применяется к объектам необоротных активов, учитываемых в бухгалтерском учете на счетах 10, 11 и 12, кроме земельных участков и объектов жилого фонда. В отношении таких объектов индексация их стоимости осуществляется по отдельным правилам.

Что касается сроков проведения индексации, то ни в самой

Инструкции № 64, ни в официальных разъяснениях Госказначейства по этому вопросу ничего не сказано. Полагаем, что это мероприятие имеет смысл провести до окончания квартала, так как коэффициент индексации уже известен.

 

Проведение индексации необоротных активов

Непосредственно индексацией необоротных активов занимается

постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которую назначают приказом руководителя учреждения ежегодно и которая действует в течение года. В состав комиссии входят:

— руководитель бюджетного учреждения или его заместитель (председатель комиссии);

— главный бухгалтер бюджетного учреждения или его заместитель (в тех учреждениях и организациях, где штатным расписанием не предусмотрена должность главного бухгалтера, лицо, на которое возложена обязанность ведения бухгалтерского учета);

— руководитель групп учета (в централизованной бухгалтерии) или другие работники бухгалтерии, которые ведут учет необоротных активов;

— материально ответственное лицо;

— другие должностные лица (по усмотрению руководителя учреждения).

В некоторых случаях в состав комиссии могут быть включены субъекты оценочной деятельности. Что это за случаи?

Во-первых, руководитель учреждения может

самостоятельно принять решение о привлечении в состав комиссии субъектов оценочной деятельности (п. 1.10 Инструкции № 64).

Во-вторых, в

статье 7 Закона № 2658 предусмотрена обязательность проведения оценки имущества в случае переоценки основных фондов для целей бухгалтерского учета, а в статье 10 этого же Закона предоставлено право субъектам оценочной деятельности — органам государственной власти и местного самоуправления в случаях, определенных нормативно-правовыми актами по оценке имущества, утверждаемыми КМУ, осуществлять оценку имущества самостоятельно на основании приказа руководителя.

Кстати, Госказначейство в

письме № 6755 разъясняло, что в случае необходимости проведения независимой оценки в состав комиссии по переоценке можно привлекать субъектов оценочной деятельности.

Таким образом, с одной стороны,

Инструкцией № 64 предоставлено право руководителя по привлечению в состав комиссии субъектов оценочной деятельности или проведению самостоятельной оценки, а с другой стороны, Законом № 2658 предусмотрена обязательность применения его норм при оценке основных фондов.

После того как известен коэффициент индексации, комиссия принимает решение

о целесообразности проведения индексации необоротных активов. На основании заключений, предоставленных комиссией, руководитель бюджетного учреждения принимает решение о проведении или непроведении индексации.

Ответственность за организацию работы комиссии возлагается на руководителя учреждения, а за объективность определения реальной стоимости активов — на руководителя и председателя комиссии.

 

Индексация объектов жилого фонда

В связи с инфляционными процессами балансовую стоимость объектов существующего жилого фонда ежегодно приводят в соответствие с реальной стоимостью жилья. Для этого применяют механизм индексации балансовой стоимости объектов жилого фонда, предусмотренный

Методикой № 163 и постановлением № 1024 . Как предусмотрено этими документами, индексация объектов жилого фонда должна проводиться до 15 февраля каждого года по состоянию на 1 января в соответствии с индексами, которые утверждал Государственный комитет по строительству и архитектуре (в прошлых годах такие индексы утверждало Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины).

В соответствии с

приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 27.02.2008 г. № 100 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 20, с. 3) индекс к балансовой стоимости объектов жилого фонда для объектов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2007 г., составляет 1,18. Для вновь введенных объектов индексы в зависимости от срока их введения в эксплуатацию такие:

I квартал — 1,15;

II квартал — 1,08;

III квартал — 1,04;

IV квартал — 1.

Учитывая, что указанные индексы утверждены уже после 15 февраля, бюджетным учреждениям целесообразно провести индексацию объектов жилого фонда на 01.01.2007 г. до конца этого квартала.

 

Индексация денежной оценки земель

Бюджетные учреждения, на балансе которых числятся земельные участки, на которые есть государственные акты на

право собственности на земельный участок или право постоянного пользования земельным участком, должны проводить индексацию денежной оценки земель. Механизм индексации таких объектов установлен Порядком № 783.

При проведении индексации денежной оценки земли используют среднегодовой индекс инфляции за 2007 год —

112,8 %, т. е. коэффициент индексации составляет 1,028. Что касается денежной оценки земель населенных пунктов, проведенной по исходным данным по состоянию на 01.04.96 г., и денежной оценки сельскохозяйственных угодий, проведенной по состоянию на 01.07.95 г., то такие объекты индексируют на коэффициент 2,623.

При проведении индексации происходит изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов и износа. В зависимости от размера начисленного износа применяются различные подходы к переоценке необоротных активов.

 

Индексация объектов, имеющих остаточную стоимость

При индексации необоротных активов, которые имеют остаточную стоимость, происходит изменение величины

первоначальной стоимости и начисленного износа такого объекта.

Первоначальную стоимость такого объекта увеличивают на соответствующий коэффициент индексации, и такая величина представляет собой проиндексированную первоначальную стоимость.

Переоцененная стоимость объекта = Первоначальная стоимость х Кі.

В аналогичном порядке индексируют сумму начисленного износа.

Переоцененная сумма износа = Сумма начисленного износа х Кі.

Рассмотрим пример.

 

Пример 1

На балансе бюджетной организации по состоянию на 1 января 2008 года числятся такие необоротные активы, которые подлежат индексации:

— здание административного корпуса (первоначальная стоимость — 560000 грн., сумма начисленного износа — 420000 грн.);

— компьютер Pentium с монитором Samsung (восстановительная стоимость с учетом проведенной ранее индексации и модернизации — 7500 грн., сумма начисленного износа — 3750 грн.);

— факс — (первоначальная стоимость 510 грн., износ — 383 грн.).

Результат расчетов, связанных с индексацией первоначальной стоимости и износа, приведем в таблице:

 


п/п

Инвентарный номер

Наименование объекта необоротных активов

Год ввода в эксплуатацию

Первоначальная стоимость,
грн.

Износ,
грн.

Коэффициент индексации

Проиндексированная первоначальная стоимость,
грн.

Проиндексированный износ,
грн.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

10310005

Административное здание

 

560000

420000

1,066

596960

447720

2

10480038

Компьютер

 

7500

3750

1,066

7995

3998

3

10490012

Факс

 

510

383

1,066

544

408

 

В ходе проведения индексации (переоценки) комиссия осматривает каждую отдельную единицу необоротных активов и устанавливает на них новые цены. В случае если стоимость проиндексированных необоротных активов

значительно отличается от стоимости аналогичных новых объектов, стоимость этих необоротных активов нужно привести в соответствие со стоимостью аналогичных новых образцов (п. 1.10 Инструкции № 64 и письмо Госказначейства № 1346).

Для этого комиссии необходимо провести переоценку таких видов необоротных активов и установить

новые цены, отвечающие ценам аналогичных новых образцов, действующим на дату проведения индексации.

Причем цены на

однотипные предметы должны быть одинаковыми в рамках одного главного распорядителя бюджетных средств. Для этого нужно иметь в наличии соответствующее распоряжение главного распорядителя.

По сути,

п. 1.10 Инструкции обязывает бюджетные учреждения устанавливать одинаковые цены на однотипные объекты. Получается, что если после проведения переоценки окажется, что переоцененная первоначальная стоимость объекта необоротных активов будет отличаться от стоимости аналогичных новых объектов (или больше, или меньше), то нужно провести дополнительную переоценку такого объекта.

В действующих нормативно-правовых актах и официальных разъяснениях по учету необоротных активов бюджетных учреждений нет ни слова о том, каким образом осуществлять такие расчеты. Поэтому для учреждения наиболее приемлемый вариант — получить рекомендации со стороны вышестоящих органов управления.

Как вариант можем предложить при определении критерия отклонения проиндексированной стоимости отдельных видов необоротных активов от стоимости аналогичных новых образцов руководствоваться

письмом Министерства финансов Украины от 29.07.2003 г. № 04230-04108.

 

Индексация объектов, остаточная стоимость которых равняется нулю

Интересная ситуация обстоит с переоценкой объектов необоротных активов, на которые начислен износ в размере 100 %, т. е. остаточная стоимость которых равняется нулю.

Инструкция № 64 (п. 1.10)

предусматривает на такие объекты устанавливать новую стоимость, которая прибавляется к его первоначальной стоимости без изменения суммы износа. При переоценке объектов, остаточная стоимость которых равняется нулю, приходится применять механизм переоценки, который используют небюджетные учреждения, руководствуясь п. 17 П(С)БУ 7. Таким образом, в результате переоценки первоначальная стоимость таких объектов будет увеличена на переоцененную остаточную стоимость, а сумма износа останется без изменений.

В этом случае переоцененная остаточная стоимость представляет собой

справедливую стоимость, по которой может быть осуществлена продажа или обмен объекта, т. е. переоцененная остаточная стоимость будет равна справедливой стоимости.

У бюджетных учреждений, имеющих на балансе полностью изношенные необоротные активы, неизбежно возникают такие вопросы: чем руководствоваться при определении справедливой стоимости, каким образом определить фактическое состояние объекта.

Идеальным вариантом было бы привлечение субъектов оценочной деятельности, имеющих соответствующую лицензию. Ведь для этого у руководителя бюджетного учреждения есть все основания:

ст. 7 Закона № 2658 и п. 1.10 Инструкции № 64.

Кроме того, проблему с переоценкой полностью изношенных объектов необоротных активов могли бы решить рекомендации со стороны органов Госказначейства. Ведь еще в прошлом году Госказначейство в

письме № 6755 акцентировало внимание на проблеме несоответствия фактической стоимости активов их справедливой стоимости. Однако на сегодняшний день по этому вопросу отсутствуют какие-либо разъяснения данного ведомства. Поэтому для учреждения наиболее приемлемый вариант — получить рекомендации со стороны вышестоящих органов управления.

В связи с тем, что на сегодняшний день отсутствуют разъяснения Госказначейства о механизме определения справедливой стоимости, имеет смысл обратиться к

Национальному стандарту № 1 «Общие принципы оценки и имущества и имущественных прав», утвержденному постановлением КМУ от 10.09.2003 г. № 1440.

Как предусмотрено этим документом, при определении стоимости объекта оценки применяются следующие методы оценки: доходный, сравнительный и затратный.

Наиболее приемлемым методом оценки имущества бюджетных учреждений является

затратный. В основе этого метода заложена процедура определения стоимости расходов, необходимых для воссоздания или замещения объекта. При этом оценочная стоимость объекта определяется исходя из расходов на создание, разработку или приобретение объекта, подобного объекту оценки, который по своим потребительским, функциональным характеристикам может быть ему равноценной заменой.

Таким образом, стоимость объекта, определяемая затратным методом, будет равняться затратам на его воссоздание за минусом потери стоимости объекта.

Переоцененная остаточная стоимость рассчитывается по следующей формуле:

Переоцененная остаточная стоимость = Стоимость аналогичных новых образцов х (1 - К)

,

где К — коэффициент потери стоимости объекта.

В свою очередь, коэффициент потери стоимости объекта определяем следующим образом:

К = Фсс: (Сс + Со)

,

где

Фсс — фактический срок службы (срок службы объекта оценки с даты его ввода в эксплуатацию до даты переоценки);

Сс — установленный срок службы;

Со — справедливый остаточный срок службы.

 

Пример 2

На балансе бюджетной организации числится автомобиль ВАЗ-2109, первоначальная стоимость которого 20000 грн. Введен в эксплуатацию в 1999 г. Сумма начисленного износа составляет 100 % — 20000 грн. Стоимость нового идентичного объекта в автосалонах составляет 35000 грн.

Компетентными специалистами установлено, что справедливый остаточный срок службы автомобиля составляет 5 лет. Установленный срок службы объекта — 10 лет, фактический срок службы — 9 лет.

Коэффициент потери стоимости = 9 лет: (10 лет + 5 лет) = 0,6.

Таким образом, переоцененная остаточная стоимость составляет: 35000 грн. х (1 - 0,6) = 14000 грн.

Восстановительная стоимость = 20000 грн. + 14000 грн. = 34000 грн.

В данном случае сумма износа не подлежит переоценке (

п. 1.10 Инструкции № 64).

 

Отражение результатов переоценки

Результаты переоценки целесообразно отражать в

отдельных ведомостях. В связи с тем, что на сегодняшний день Госказначейством не разработана специальная форма такой ведомости, такие документы составляются в произвольной форме.

Что касается объектов необоротных активов, остаточная стоимость которых равняется нулю, по таким объектам основанием для внесения данных в ведомости будут являться

акты оценки.

После проведения переоценки комиссия составляет

акт об изменении стоимости необоротных активов, который утверждает руководитель бюджетного учреждения. Обязательность составления этого документа оговорена в п. 1.10 Инструкции № 64.

В бухгалтерском учете операции по индексации необоротных активов (пример 1 и пример 2) будут отражены следующим образом:

 


п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма,
грн.

дебет

кредит

1

Проведена дооценка первоначальной стоимости необоротных активов

— административного здания (596960 грн. - 560000 грн.)

103

401

36960

— компьютера и факса (7995 грн. - 7500 грн.) + (544 грн. - 510 грн.)

104

401

529

2

Проведена дооценка износа (447720 грн. - 420000 грн.) + (3998 грн. -
-
3750 грн.) + (408 грн. - 383 грн.)

401

131

27993

3

Проведена дооценка автомобиля

105

401

14000

 

Информация об изменениях первоначальной стоимости и суммы износа необоротных активов подлежит отражению в инвентарных карточках учета основных средств. В финансовой отчетности такие операции отражаются в годовой форме № 5 «Отчет о движении необоротных активов».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше