Темы статей
Выбрать темы

Взнос строителей в благоустройство города

Редакция НиБУ
Статья

Взнос строителей в благоустройство города

 

Никто не будет спорить с тем, что строительство изменяет облик города. Помимо создания новых объектов градостроения, осуществление такого вида деятельности предполагает еще и участие в развитии инфраструктуры населенного пункта путем уплаты паевых взносов. О правовой природе таких расходов и отражении их в учете пойдет речь в предлагаемой статье.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 1699

— Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НД

С — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Постановление № 40

— постановление КМУ «Об установлении предельного размера заказчиков, которые привлекаются для развития инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов» от 24.01.2007 г. № 40.

 

Правовые и организационные основы застройки территорий закреплены в

Законе № 1699. В соответствии с пятым абзацем ст. 27 указанного документа паевое участие заказчиков на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов может быть одним из условий предоставления исходных данных, без которых невозможно строительство объекта.

Предельный размер средств заказчиков

, привлекаемых для развития инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов, установлен постановлением № 40.

Так, согласно

п. 1 указанного документа этот размер (с учетом стоимости работ, предусмотренных исходными данными на проектирование) не может превышать:

20 % стоимости строительства инженерных сооружений и нежилых домов (кроме зданий учреждений культуры и заведений образовательного, медицинского и оздоровительного назначения);

10 % стоимости сооружения жилых домов, зданий учреждений культуры и заведений образовательного, медицинского и оздоровительного назначения.

Паевой взнос на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры населенного пункта (далее — паевой взнос на развитие города)

не уплачивается в случае сооружения:

— объектов любого предназначения за счет
средств государственного и местных бюджетов;

— зданий жилищного фонда социального предназначения;

— жилых домов на земельных участках, приобретенных на аукционе, при условии включения в цену таких земельных участков стоимости обустройства их инженерными сетями;

— объектов, которые строятся вместо поврежденных или разрушенных в результате стихийного бедствия.

Как правило, паевой взнос на развитие города уплачивается на любом этапе строительства, но до ввода объекта в эксплуатацию. Плательщиком такого взноса является заказчик. Однако на практике довольно часто эта функция перекладывается на генподрядчика. Для того чтобы избежать недоразумений со стороны контролирующих органов, обязанность генподрядчика по уплате паевого взноса на развитие города необходимо закрепить в

документальной форме.

Привлекают паевые средства

органы местного самоуправления. Это следует из п.п. 5 п. «а» ст. 28 и части 2 ст. 31 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР, в соответствии с которыми к ведению исполнительных органов местных советов относятся:

— привлечение на договорных основах средств предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных на определенной территории, и средств населения, а также бюджетных средств на строительство, расширение, ремонт и содержание на паевых основах объектов социальной и производственной инфраструктуры;

— выдача застройщикам архитектурно-планировочных заданий и технических условий на проектирование, строительство, реконструкцию зданий и сооружений, благоустройство территорий.

Местные органы самоуправления определяют

порядок уплаты взноса на развитие города, а также его размеры. При этом они не должны превышать размеров, установленных постановлением № 40.

Так, в Харькове размер паевого взноса на развитие города и порядок его уплаты утверждены

Решением по г. Харькову, в соответствии с которым при осуществлении нового строительства объектов на территории города заказчики перечисляют денежные средства на паевое участие в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города в размере 5 % от стоимости строительства объектов без учета расходов на приобретение оборудования.

В Киеве вопросы, связанные с уплатой паевых средств, урегулированы

Решением Киевского городского совета от 27.02.2003 г. № 271/431 «О паевом участии (взносах) инвесторов (застройщиков) в создании социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры г. Киева». В этот документ все еще не внесены изменения, связанные с тем, что постановление КМУ от 30.12.2000 г. № 1930, которое устанавливало размер паевых взносов на развитие города до 24.01.2007 г., утратило силу*.

* Напомним, что до 24.01.2007 г. предельный размер привлечения средств заказчиков на развитие города не превышал

25 % стоимости строительства объекта независимо от его функционального назначения.

Справедливости ради нужно отметить, что в ряде населенных пунктов Украины местные органы власти соответствующих нормативных документов вообще не утверждали, а вопросы привлечения средств на развитие городской инфраструктуры решаются в каждом конкретном случае на договорной основе (

письмо Государственного комитета по строительству и архитектуре от 13.06.2003 г. № 1/33-481).

Итак, подытожим. Паевое участие заказчиков на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов является

необходимым условием для получения разрешительных документов на строительство**. Размер и порядок уплаты таких взносов утверждаются местными органами самоуправления.

**Вместе с тем необходимость предоставления справки, подтверждающей уплату паевого взноса на развитие города, для получения разрешения на выполнение строительных работ и обязательность заключения субъектами хозяйствования договора об уплате привлеченных средств инвесторов одновременно с получением исходных данных действующим законодательством не предусмотрены. На это, в частности, обращал внимание Госкомпредпринимательства в письме от 26.01.2007 г. № 574, а также уполномоченный Госпредпринимательства по вопросу защиты прав предпринимателей в Днепропетровской области в письме от 26.09.2006 г. № 22/06.

 

Налоговый учет

Прежде всего необходимо отметить, что уплата паевых взносов на развитие города не дает никаких прав на долю в инфраструктуре населенного пункта. По сути их перечисление является

расходами, необходимыми для получения разрешительных документов на строительство.

С точки зрения

Закона о налоге на прибыль, уплата паевых взносов на развитие города представляет собой плату за государственную услугу. Так, в соответствии с п.п. 7.11.13 указанного документа под термином «государственные услуги» следует понимать любые платные услуги, обязательность получения которых устанавливается законодательством и которые предоставляются физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и созданными ими учреждениями и организациями, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов. В термин «государственные услуги» не включаются налоги, сборы, обязательные платежи, определенные Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Отражение в налоговом учете расходов, связанных с оплатой подобных услуг, будет зависеть от предполагаемого направления использования построенного объекта недвижимости:

— если строительство объекта осуществляется с целью дальнейшей

продажи, то расходы, связанные с уплатой паевых средств, увеличат валовые расходы предприятия на основании «общехозяйственного» п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Кстати, ГНАУ тоже поддерживает идею валовозатратности паевых средств, о чем свидетельствуют письма от 19.12.2005 г. № 25163/7/15-0317, от 26.12.2005 г. № 9498/Х/15-0314// «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 18, от 12.03.2008 г. № 4627/7/15-0217// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 23, консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 12;

если построенные объекты предназначены для использования налогоплательщиком в собственной хозяйственной деятельности, то взнос на развитие инфраструктуры города увеличит балансовую стоимость объекта. В дальнейшем он будет амортизироваться в составе этой стоимости. Аргументом здесь являются нормы п.п. 8.4.2 Закона о налоге на прибыль, согласно которым в случае осуществления расходов на самостоятельное изготовление основных фондов налогоплательщиком для собственных производственных потребностей балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов увеличивается на сумму всех производственных расходов, связанных с изготовлением и вводом в эксплуатацию, а также расходов на изготовление таких основных фондов, которые имеют другие источники финансирования, без учета уплаченного НДС в случае, когда плательщик налога на прибыль зарегистрирован плательщиком НДС (см. письмо ГНАУ от 12.03.2008 г. № 4627/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 23). Аналогичное мнение высказали представители главного налогового ведомства в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 8, с. 7.

Что касается НДС, то здесь нужно руководствоваться нормами

п.п. 3.2.6 Закона об НДС, в соответствии с которыми не являются объектом налогообложения операции по оплате стоимости государственных платных услуг, предоставляемых юридическим или физическим лицам органами исполнительной власти и местного самоуправления и обязательность получения (поставки) которых устанавливается законодательством, включая плату за регистрацию, получение лицензии (разрешения) и т. д.

Таким образом, сумма паевого взноса на развитие города

не облагается НДС, поскольку такая операция не является объектом налогообложения.

 

Бухгалтерский учет

Расходы на уплату паевых взносов на развитие города непосредственно связаны со строительством: они увеличивают себестоимость объекта градостроения. Так, в частности, в

письме Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 27.12.2005 г. № 10/2-6 сказано, что средства заказчиков на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов с учетом стоимости работ, предусмотренных исходными данными на проектирование, учитываются по итогу сводного сметного расчета стоимости строительства*.

*Об этом идет речь и в Решении по г. Харькову.

В бухгалтерском учете расходы, связанные со строительством, накапливаются по дебету субсчета 

151 «Капитальные инвестиции». По кредиту этого субсчета отражается их списание (на дату ввода объекта в эксплуатацию).

Вместе с тем согласно

п. 18 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденного приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318, налоги, сборы и другие, предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме тех, которые включаются в производственную себестоимость продукции, работ, услуг), входят в состав административных расходов. Поэтому вариант с отражением паевых взносов на развитие города на счете 92 «Административные расходы» тоже вполне возможен. Какой из них выбрать — решать вам, уважаемые читатели.

На этом заканчиваем рассмотрение таких неизбежных расходов, как паевые взносы на развитие города. А если у вас возникнут вопросы, связанные с ними, пишите нам и мы обязательно на них ответим.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше