Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах

Редакция НиБУ
Письмо от 17.03.2008 г. № 78/06/186-06

Об отдельных вопросах

 

Письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 17.03.2008 г. № 78/06/186-06

(извлечение)

 

На <...> обращение <...> Юридическое управление Министерства сообщает следующее.

<...>

 

2. О действии постановления Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах» от 14.09.73 г. № 674.

Согласно постановлению Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 года № 1545-ХII «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» акты законодательства Союза ССР применяются по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины, до принятия соответствующих актов законодательства Украины.

Следовательно, указанное выше постановление Совета Министров СССР

может применяться в отношении установления норм продолжительности рабочего времени для инвалидов, работающих на предприятиях (в производственных объединениях), в цехах и на участках, предназначенных для использования труда этих лиц, и не применяется по вопросам предоставления отпусков, поскольку они урегулированы Законом Украины «Об отпусках».



комментарий редакции

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени для инвалидов I и II групп

Согласно ст. 51 Кодекса законов о труде Украины сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

1) для работников в возрасте от 16 до 18 лет — 36 часов в неделю, для лиц в возрасте от 15 до 16 лет (учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, которые работают в период каникул) — 24 часа в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половину максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной в абзаце первом настоящего пункта для лиц соответствующего возраста;

2) для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, — не более 36 часов в неделю.

Перечень производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утверждается в порядке, установленном законодательством.

Кроме того,

законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категория работников (учителей, врачей и др.).

В свою очередь, в п. 6 постановления Совета Министров СССР от 14.09.73 г. № 674

для инвалидов, работающих на предприятиях (в производственных объединениях), в цехах и на участках, предназначенных для использования труда этих лиц (если они не пользуются правом на получение более высоких льгот), установлена следующая льгота: инвалидам I и II групп — 6-часовой рабочий день (36 часов в неделю) и ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня; инвалидам III группы, а также инвалидам I и II групп, работающим на дому, — ежегодный отпуск продолжительностью 18 рабочих дней.

В комментируемом письме Минтруда указало на то, что

данное постановление в части установления нормы продолжительности рабочего времени для инвалидов, работающих на предприятиях (в производственных объединениях), в цехах и на участках, предназначенных для использования труда этих лиц, является действующим, а в отношении вопросов предоставления отпусков — недействующим. Таким образом, для инвалидов I и II групп на предприятиях (в производственных объединениях), в цехах и на участках, предназначенных для использования труда этих лиц, следует установить сокращенную продолжительность рабочего дня, т. е. 6-часовой рабочий день (36 часов в неделю).

Напомним, что такой же вывод сделан в письме Минтруда от 29.03.2007 г. № 713/19/71-07: «Следует отметить, что инвалиды I и II групп, работающие на предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для использования труда инвалидов, если они не пользуются правом на получение более высоких льгот, имеют право на сокращенное рабочее время продолжительностью 6 часов в сутки (36 часов в неделю)».

При этом главное, что установленная работнику сокращенная продолжительность рабочего времени означает, что время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности, сокращается, но

работник имеет право на оплату труда в размере полной тарифной ставки, полного оклада. Об этом указано в письме Минтруда от 29.03.2007 г. № 713/19/71-07.

Татьяна Онищенко

 

 

3. О ставке взноса в Фонд по временной потере трудоспособности в 2008 году.

Согласно статье 1 Закона Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» страховые взносы в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — Фонд) с наемных работников удерживаются из суммы оплаты труда, которая включает основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, подлежащие обложению налогом с доходов физических лиц, в размерах:

0,5

процента — для наемных работников, заработная плата которых ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица;

1,0

процента — для наемных работников, заработная плата которых выше прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица.

Если работник проработал на предприятии

неполный месяц (до 14 февраля 2008 года — как в приведенном вами примере) и за отработанное рабочее время ему начислена заработная плата в сумме 500 грн., т. е. меньше размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица (на 01.01.2008 г. — 633 грн.), из суммы оплаты труда работника должны удерживать страховые взносы в размере 0,5 процента.

Если работник спустя некоторое время после увольнения в этом же месяце (18 февраля 2008 года — как в приведенном примере) принят на работу,

независимо от того, на новое или на предыдущее место работы, и его заработная плата за отработанное время в этом месяце составила 400 грн., из нее также удерживаются страховые взносы в Фонд в размере 0,5 процента.



комментарий редакции

Ставка взноса в Фонд по временной потере трудоспособности в случае увольнения
и принятия работника на одно и то же предприятие в течение месяца

В общем случае, ставка взноса в Фонд по временной потере трудоспособности определена в следующих размерах:

0,5 % — для наемных работников, зарплата которых ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица;

1,0 % — для наемных работников, зарплата которых выше прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица.

На практике возможны случаи, когда работник, уволившись с предприятия в середине месяца, через несколько дней принимается на то же предприятие в том же месяце. И закономерно возникает вопрос, как определять ставку взноса в Фонд по временной потере трудоспособности для удержания из зарплаты, начисленной после принятия такого работника на работу.

В комментируемом письме Фонд по временной потере трудоспособности на данный вопрос ответил так.

Ставка взноса в Фонд по временной потере трудоспособности определяется отдельно по зарплате работника, начисленной ему до увольнения с работы, и отдельно по зарплате, начисленной работнику после принятия его на работу.

Кстати, ПФУ ответил на такой же вопрос точно так же.

Татьяна Онищенко

 

 

4. Об индексации надбавок государственным служащим за выполнение особо важной работы.

Пунктом 2 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078 (с изменениями), индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины и

не имеющие разового характера.

Согласно ст. 33 Закона Украины «О государственной службе» заработная плата государственных служащих состоит из должностного оклада, премии, доплаты за ранг, надбавки за выслугу лет на государственной службе, за высокие достижения в труде и других надбавок.

Следовательно, надбавка за выполнение особо важных заданий, которая устанавливается отдельному работнику за выполнение конкретного задания, входит в общий доход государственного служащего. При этом,

если надбавка устанавливается на короткий срок, это не является основанием считать месяц базовым при расчете индекса потребительских цен для проведения индексации.

Начальник Юридического управления И. Тубелец



комментарий редакции

Индексация надбавки за выполнение особо важной работы

В комментируемом письме Минтруда отмечает, что

надбавка за выполнение особо важной работы включается в общий доход государственного служащего как составляющая заработной платы. Отсюда следует, что такая надбавка подлежит индексации.

Напомним, что надбавка за выполнение особо важной работы устанавливается государственным служащим на четко определенный срок — на период выполнения такой работы (см. письмо Минтруда от 07.11.2007 г. № 8379/0/14-07/13). В этой связи возникает вопрос: является ли месяц ее установления базовым для целей проведения индексации?

Минтруда отвечает:

если надбавка установлена на короткий срок, то это не является основанием считать месяц ее установления базовым . К сожалению, ведомство не конкретизирует, что такое «короткий срок». Однако можно утверждать, что если надбавка установлена, к примеру, на один месяц, то в данном случае нет оснований считать месяц базовым. Если же она выплачивается в течение длительного периода времени, например в течение года, то месяц ее установления можно принять за базовый.

Елена Павленко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше