Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О включении отдельных расходов в состав валовых расходов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2008/№ 37
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 15.02.2008 г. № 2434/

О включении отдельных расходов в состав валовых расходов

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 15.02.2008 г. № 2434/с/15-0314

 

Во исполнение поручения Верховной Рады Украины от 04.02.2008 № 04-27/118 Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <...> о некоторых вопросах налогообложения и сообщает.

 

1. О включении расходов на проведение вакцинации работников против гриппа в состав валовых расходов

Согласно подпункту 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) в состав валовых расходов плательщика налога включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда.

Во исполнение норм статьи 19 Закона Украины «Об охране труда» постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 № 994 утвержден Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы.

Поскольку указанный Перечень является исчерпывающим, при этом в нем не предусмотрены такие мероприятия, как проведение профилактических прививок против гриппа, то расходы на указанные мероприятия

не подлежат включению в состав валовых расходов плательщиков налога на прибыль.



комментарий редакции

Вакцинация работников: здоровье — это хорошо, но без валовых расходов

Как видите, главный

налоговый орган не признает валовых расходов по затратам на противогриппозную вакцинацию работников, аргументируя свою позицию отсутствием упоминаний такого мероприятия в Перечне мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы, утвержденном постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 994 (далее — Перечень № 994). ГНАУ и раньше высказывалась в этом ключе (см. письмо от 16.02.2004 г. № 2444/7/15-1117).

По нашему мнению

, расходы на осуществление вакцинации работников (в том числе против гриппа) можно отразить в составе валовых расходов лишь в том случае, когда такая вакцинация является обязательной. Ведь именно при необоснованном отказе от обязательной вакцинации работники не допускаются (абзац второй ст. 27 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII (далее — Закон № 4004)) или отстраняются (абзац второй ст. 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 г. № 1645-III) от выполняемых ими работ.

Такую вакцинацию по существу следует считать мероприятием по охране труда. Напомним, что в соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII

охрана труда включает в себя также лечебно-профилактические меры и средства, направленные на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе труда. Поэтому расходы на ее проведение можно отразить в составе валовых на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль как расходы, связанные с охраной труда.

Однако

прививки против гриппа являются обязательными лишь в пределах, утвержденных Министерством здравоохранения, эндемических и энзоотичных территорий, а также соответствующей административно-территориальной общины, где главным санитарным врачом принято решение о проведении обязательной вакцинации по эпидемическим показателям (раздел 3 Календаря профилактических прививок в Украине, утвержденного приказом Министерства здравоохранения от 03.02.2006 г. № 48). В остальных случаях вакцинация против гриппа носит добровольный характер, а расходы на ее проведение не подлежат отражению в составе валовых расходов.

На сегодняшний день у налогоплательщиков появились дополнительные аргументы по данному вопросу. Связано это с принятием Главным санитарным врачом Украины постановления от 05.10.2007 г. № 26 «Об усилении мер по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидсезон 2007/2008 гг.» (далее — постановление № 26). В частности, п.п. 2.1 указанного постановления руководителям предприятий всех форм собственности предписано выделить средства в необходимом объеме на приобретение вакцины против гриппа и ОРВИ для своевременного проведения профилактических прививок. Отметим, что принятие данного постановления соответствует полномочиям Главного санитарного врача (ст. 40 Закона № 4004), к тому же его нормы согласуются со ст. 5, 7, 10 Закона № 4004.

Что же касается излюбленного налоговиками приема борьбы против валоворасходности трудоохранных мероприятий, каковым является ссылка на Перечень № 994, то мы уже высказывали свои сомнения в отношении правомерности урегулирования данным документом вопроса правомерности увеличения валовых расходов на суммы затрат на охрану труда (в отношении вакцинации см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 9). Однако, учитывая непоколебимую позицию налоговиков в данном вопросе, добиться своего может быть

довольно сложно.

Наталия Яновская

 

 

2. О налоговом учете расходов, предусмотренных законодательством о государственных закупках для участия в тендерных торгах

Порядок закупки товаров, работ, услуг, полностью или частично осуществляемой за счет государственных средств, установлен Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».

Согласно указанному Закону основным способом закупок за государственные средства являются тендерные торги, для участия в которых предприятия обязаны осуществлять определенные расходы, а именно: расходы на приобретение тендерной документации, подписку на специализированное периодическое издание о государственных закупках, оплату за внесение в информационный каталог участников торгов и т. п.

Согласно пункту 5.1 ст. 5 Закона

валовыми расходами производства и оборота (далее — валовые расходы) является сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготавливаются) таким плательщиком налога для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности.

В свою очередь,

под термином «хозяйственная деятельность» следует понимать любую деятельность лица, направленную на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, если непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным. Под непосредственным участием следует понимать указанную деятельность лица через свои постоянные представительства, филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также через доверенное лицо, агента или любое другое лицо, действующее от имени и в пользу первого лица (пункт 1.32 ст. 1 Закона).

Подпунктом 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона установлено, что

в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, в том числе расходы на приобретение электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3 — 5.7 этой статьи.

Следовательно, поскольку согласно требованиям Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» для принятия участия в тендерных торгах плательщик налога — участник процедуры закупок должен осуществить расходы, предусмотренные нормами этого Закона, то

при условии если участие в торгах непосредственно связано с ведением хозяйственной деятельности этого плательщика, указанные расходы включаются в состав его валовых расходов на основании подпункта 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона при условии соблюдения требований абзаца четвертого п.п. 5.3.9 п. 5.3 ст. 5 Закона.

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Расходы по тендерам — в состав валовых!

Незадолго до «бесславной кончины» Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-III* ГНАУ поторопилась разъяснить, каким образом отдельные его нормы должны были отражаться в налоговом учете субъектов предпринимательской деятельности, участвовавших в процедуре госзакупок. Хотя в момент подписания комментируемого письма данный Закон еще действовал, тенденция к скорой его отмене уже прослеживалась весьма отчетливо. Видимо поэтому, а также руководствуясь известным неписаным правилом, налоговики решили не говорить о нем ничего, кроме хорошего.

* Отменен с 02.04.2008 г. Вместо него с этой даты должно применяться Временное положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 28.03.2008 г. № 274.

Жаль конечно, что налогоплательщики не узнали о столь либеральном мнении ГНАУ своевременно, когда отдельные представители налоговых органов на местах пытались всеми правдами и неправдами лишить участников тендерных торгов права на валовые расходы, понесенные в связи с приобретением тендерной документации, подпиской на специализированное периодическое издание по госзакупкам, оплатой за внесение в информационный каталог участников торгов и проч. Как свидетельствует практика, особенно при этом доставалось тем участникам, которые по разным причинам не одержали победу в тендере, хотя и в полной мере выполнили все условия заказчика торгов.

Теперь же ГНАУ, как ни в чем не бывало, соглашается с правомерностью отнесения перечисленных выше расходов в состав валовых, выдвигая при этом два традиционных условия:

— участие в процедуре закупок должно быть непосредственно связано с ведением хозяйственной деятельности налогоплательщика. Заметим, что это и так следует из общего правила формирования валовых расходов, установленного п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль;

— все расходы должны быть подтверждены соответствующими расчетными, платежными и другими документами, как того требует п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль.

Что ж, лучше поздно, чем никогда. Может быть, это благоприятное письмо главного налогового органа пригодится кому-нибудь из налогоплательщиков при отстаивании собственной правоты в споре с проверяющими. А тому, кто регулярно читает наше издание, о законности именно такой точки зрения на отражение тендерных расходов в составе валовых было известно давно. Ведь мы писали об этом еще в прошлом году в статье «Тендер и валовые расходы» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 101).

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно