Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об утверждении Порядка формирования цен на продовольственные товары, по которым введено государственное регулирование

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2008/№ 38
В избранном В избранное
Печать
Постановление от 17.04.2008 г. № 373

Кабинет Министров Украины

 

Об утверждении Порядка формирования цен на продовольственные товары, по которым введено государственное регулирование

 

Постановление от 17 апреля 2008 г. № 373

 

Кабинет Министров Украины

постановляет:

1.

Утвердить Порядок формирования цен на продовольственные товары, по которым введено государственное регулирование (прилагается).

2.

Министерству экономики утвердить в месячный срок форму декларации об оптовой цене на продовольственные товары, по которым введено государственное регулирование, и инструкцию по ее заполнению и применению.

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 17 апреля 2008 г. № 373

Порядок формирования цен на продовольственные товары, по которым введено государственное регулирование

 

I. Общие вопросы

1. Настоящий Порядок определяет механизм формирования производителями экономически обоснованных цен на отдельные продовольственные товары, по которым введено государственное регулирование.

Требования настоящего Порядка распространяются

на субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность по производству и реализации продовольственных товаров, относительно цен на которые внедрено государственное регулирование (далее — продовольственные товары).

2. Сроки, которые употребляются в настоящем Порядке, имеют следующее значение:

экономически обоснованные планируемые расходы

— расходы, планирование которых осуществляется с соблюдением требований стандартов, нормативов, норм технологических регламентов, а также требований по выпуску продукции определенного качества;

планируемая производственная себестоимость продовольственных товаров

— экономически обоснованные планируемые расходы, связанные с производством продовольственных товаров;

полная планируемая себестоимость производства продовольственных товаров

— экономически обоснованные расходы, которые включаются в планируемую производственную себестоимость, административные расходы, расходы по сбыту и финансовые расходы, связанные с производством и реализацией продовольственных товаров;

оптовая цена продовольственного товара

— экономически обоснованная стоимость единицы продовольственного товара, рассчитанная на основании полной планируемой себестоимости производства с учетом определенного уполномоченным органом по регулированию цен норматива рентабельности без налога на добавленную стоимость или других налогов, сборов, которые начисляются субъекту хозяйствования — покупателю товара;

оптово-отпускная цена

— фактическая цена, применяемая в расчетах за товары, поставляемые (реализуемые) субъектами хозяйствования с целью их использования в предпринимательской деятельности, с учетом налога на добавленную стоимость и транспортных расходов.

Другие термины

употребляются в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

3. Расходы по отдельным статьям включаются в полную планируемую себестоимость производства продовольственных товаров и рассчитываются по действующим ценам, но

не выше средних цен, сложившихся на соответствующем рынке.

4. Плата за аренду объектов производственного назначения согласно договорам включается в расходы в размерах,

не превышающих амортизационные отчисления от остаточной балансовой стоимости указанных объектов.

5. Субъекты хозяйствования — производители ведут согласно законодательству бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с производством продовольственных товаров.

 

II. Формирование цен на продовольственные товары

6.

Формирование цен на продовольственные товары осуществляется с учетом планируемого объема их производства, экономически обоснованных планируемых расходов, определенных на основании отраслевых технологических нормативов (норм) материальных расходов, технико-экономических расчетов и смет, ставок налогов и сборов (обязательных платежей) и цен в планируемом периоде, определенных на основании прогнозных индексов изменения цен производителей.

7.

Планируемый объем производства продовольственных товаров определяется отдельно по их видам (наименованиям) согласно спросу и предложению, а также с учетом повышения уровня:

технологического процесса производства путем осуществления мероприятий по его автоматизации и механизации, применения прогрессивных технологий;

организации производства и улучшения условий организации труда и операционно-производственного планирования, усовершенствования системы управления и материально-технического обеспечения хозяйственной деятельности.

8.

Планирование расходов осуществляется на основании отраслевых технологических нормативов использования материальных и топливно-энергетических ресурсов, норм и расценок по оплате труда, нормативов расходов по управлению и обслуживанию производства, утвержденных Минагрополитики.

Расходы, объективное нормирование которых невозможно, планируются с учетом экономически обоснованных планируемых расходов на предыдущий год, прогноза индексов изменения цен производителей и технико-экономических расчетов.

Планирование расходов по оплате труда работников субъекта хозяйствование осуществляется согласно приложению к настоящему Порядку и с учетом положений Генерального соглашения между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями, отраслевого соглашения между Минагрополитики, отраслевыми объединениями предприятий, профсоюзом работников агропромышленного комплекса и коллективного договора.

 

III. Полная планируемая себестоимость производства продовольственных товаров

Планируемая производственная себестоимость

9.

В планируемую производственную себестоимость продовольственных товаров включаются прямые материальные расходы, прямые расходы по оплате труда, другие прямые расходы, переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы.

10.

В состав прямых материальных расходов включается стоимость:

сырья, материалов и полуфабрикатов, из которых могут быть произведены продовольственные товары, и других необходимых для обеспечения технологического процесса материальных ресурсов, которая определяется на основе норм использования таких ресурсов и планируемых цен на них, с отчислением стоимости отходов, которые могут быть использованы в производстве товаров;

топливно-энергетических ресурсов, используемых для технологических нужд, которая определяется исходя из удельных расходов таких ресурсов с учетом особенностей технологического процесса производства;

работ и услуг производственного характера, в частности по обработке сырья и материалов, проведению испытаний по определению качества.

11.

В состав прямых расходов по оплате труда субъекта хозяйствования включаются:

расходы по выплате основной заработной платы основному производственному персоналу, деятельность которого непосредственно связана с технологическим процессом производства продовольственных товаров. Указанные расходы определяются исходя из штатной численности работников и отработанного ими времени, установленных на предприятии обоснованных тарифных ставок (окладов), сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих;

расходы по выплате дополнительной заработной платы основному производственному персоналу, установленные согласно законодательству;

другие поощрительные и компенсационные выплаты основному производственному персоналу, установленные согласно законодательству.

12.

В состав других прямых расходов включаются:

отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование работников, непосредственно занятых производством продовольственных товаров;

амортизационные отчисления на основные средства и нематериальные активы производственного назначения. Сумма таких отчислений для производства продовольственных товаров определяется с учетом движения основных средств, других необоротных материальных и нематериальных активов производственного назначения в планируемом периоде. Расчет указанных амортизационных отчислений производится по нормам и методам, выбранным собственником, если иное не определено Минагрополитики;

плата за аренду объектов производственного назначения при их наличии.

13.

В состав общепроизводственных расходов включаются:

1)

расходы некапитального характера, связанные с:

управлением производством цехов и участков, которые определяются согласно законодательству исходя из численности работников по штатному расписанию, тарифно-квалификационного состава аппарата управления и установленных тарифных ставок (окладов) (основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование, расходы по оплате служебных командировок, подготовке и переподготовке кадров);

содержанием, эксплуатацией, ремонтом, страхованием, арендой основных средств и других необоротных активов общепроизводственного назначения, пожарной и сторожевой охраной объектов производственного назначения, предоставлением услуг специализированными предприятиями, освоением новых мощностей и проведением плановой проверки состояния оборудования, выполнением регламентных работ, предусмотренных проектно-технической документацией;

отоплением, освещением, дезинфекцией, дератизацией производственных помещений, вывозом мусора, эксплуатацией производственных помещений, которые рассчитываются исходя из объемов указанных работ, услуг и цен на них;

обслуживанием производственного процесса и других вспомогательных производств (использование малоценных и быстроизнашивающихся предметов, обеспечение охраны труда, соблюдение требований техники безопасности, обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, услуги других предприятий, служебные командировки работников ремонтных цехов и других вспомогательных производств, услуги связи);

охраной окружающей природной среды;

усовершенствованием технологии производства определенного вида товара;

2) рассчитанные согласно законодательству

амортизационные отчисления на основные средства и нематериальные активы общепроизводственного назначения;

3)

налоги, сборы (обязательные платежи), включаемые в производственную себестоимость продовольственных товаров.

14.

В состав планируемой производственной себестоимости включаются распределенные в соответствии с суммарным объемом производства продовольственных товаров и нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы (при наличии), размер которых не может превышать фактической величины таких расходов за предыдущий период, уменьшенных на сумму экономии расходов в связи с проведением в планируемом периоде организационно-технических мероприятий по сокращению расходов производства на планируемый период согласно требованиям пункта 7 настоящего Порядка.

15.

В состав полной планируемой себестоимости производства не включаются:

суммы безнадежной дебиторской задолженности и отчисления в резерв сомнительных долгов;

суммы уплаченной (начисленной) неустойки (штраф, пеня);

суммы средств (стоимость товаров), добровольно перечисляемых (передаваемых) другим юридическим и физическим лицам, в том числе в виде финансовой или материальной помощи, включая благотворительную, спонсорскую и шефскую помощь;

суммы недостач и потерь от порчи ценностей;

себестоимость реализованных производственных запасов;

расходы по содержанию объектов социально-культурного назначения;

суммы, отчисляемые профсоюзным организациям для проведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;

расходы, связанные с куплей-продажей иностранной валюты, и потери от операционной курсовой разницы;

расходы по оплате консалтинговых, маркетинговых и юридических услуг;

расходы, связанные с добровольным страхованием продукции, имущества предприятий и работников;

потери от списания не полностью амортизированных основных средств.

Административные расходы

16.

В состав административных расходов включаются общехозяйственные расходы, связанные с обслуживанием и управлением производством, в частности по:

содержанию аппарата управления и работников, занятых обслуживанием административной инфраструктуры. Такие расходы состоят из основной и дополнительной заработной платы, поощрительных и компенсационных выплат, отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование, оплаты служебных командировок, подготовки и переподготовки кадров;

амортизационным отчислениям на основные средства и нематериальные активы административного назначения согласно законодательству;

содержанию основных средств, других необоротных материальных активов административного назначения;

оплате аудиторских услуг согласно законодательству;

оплате услуг связи;

оплате расчетно-кассового обслуживания и других услуг банков, предоставленных согласно заключенным договорам;

уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме тех, которые включаются в производственную себестоимость продовольственных товаров;

использованию малоценных и быстроизнашивающихся предметов, приобретению канцелярских товаров, подготовке и переподготовке кадров, решению споров в судах, подписке на периодические профессиональные издания, созданию архивных фондов, предусмотренных законодательством.

17.

Экономически обоснованными расходами, связанными с обслуживанием и управлением производством, являются распределенные при нормативной мощности согласно суммарному объему производства продовольственных товаров административные расходы.

Сверхнормативные административные расходы и расходы, которые производятся в случае, если не загружены

в полном объеме производственные мощности и отсутствует надлежащий объем работ, учитываются на счете «Финансовые результаты» в целом по предприятию.

Расходы по сбыту продовольственных товаров

18.

В состав расходов по сбыту продовольственных товаров включаются:

1) расходы по операционной деятельности, непосредственно связанной со сбытом таких товаров, в частности по:

оплате труда и уплате взносов на общеобязательное государственное социальное страхование, оплате служебных командировок работников;

содержанию основных средств, других необоротных материальных активов (аренда, страхование, ремонт, оплата коммунальных услуг, охрана);

2) рассчитанные амортизационные отчисления на основные средства и нематериальные активы, связанные со сбытом таких товаров.

19.

Расходы по сбыту продовольственных товаров определяются с применением нормативного метода по суммарному объему производства продовольственных товаров или по результатам анализа фактического уровня расходов за предыдущий период с учетом изменений, предусматриваемых в планируемом периоде.

Финансовые расходы

20.

К финансовым расходам относятся расходы по уплате процентов за пользование кредитами и расходы, связанные с привлечением кредитов для производства продовольственных товаров, кроме финансовых расходов, включаемых в стоимость квалификационных активов.

 

IV. Определение цены продовольственного товара и прибыли

21.

Оптовая цена продовольственного товара состоит из полной планируемой себестоимости производства, определенной на основании экономически обоснованных планируемых расходов на единицу калькулирования себестоимости продовольственного товара и прибыли в пределах норматива рентабельности, определенного уполномоченным органом по регулированию цен, и рассчитывается по формуле

Ц = ВС + Ва + Вз + Вф

+ П,

где

Ц — установленная производителем цена; ВС — планируемая производственная себестоимость продовольственного товара; Ва — планируемые административные расходы; Вз — планируемые расходы по сбыту товара; Вф — планируемые финансовые расходы, связанные с производством товара; П — сумма прибыли.

22.

Сумма прибыли определяется как произведение суммы планируемой величины производственной себестоимости, административных расходов, расходов по сбыту продукции и финансовых расходов на норматив рентабельности, установленный уполномоченным органом по регулированию цен, по формуле

П = (ВС + Ва + Вз + Вф)

х Р ,

где

Р — норматив рентабельности производства продовольственного товара; П — сумма прибыли; ВС — планируемая производственная себестоимость продовольственного товара; Ва — распределенные административные расходы; Вз — распределенные расходы по сбыту; Вф — планируемые финансовые расходы, связанные с производством продовольственного товара.

23.

Оптовая цена продовольственного товара отражается производителем в декларации, форму которой утверждает Минэкономики.

 

Приложение к Порядку

Расходы по оплате труда

Статья
расходов

Содержание и характеристика расходов

Фонд основной заработной платы

Вознаграждение за выполненную работу согласно установленным нормам труда по тарифным ставкам (окладам), сдельным расценкам рабочих и должностным окладам служащих, включая доплату за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника
оплата в случае перевода работника на нижеоплачиваемую работу в случаях и размерах, предусмотренных законодательством, а также в случае невыполнения норм выработки и изготовления продукции, оказавшейся браком, не по вине работника
оплата труда высококвалифицированных работников, привлеченных для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников
оплата труда за время пребывания в командировке (не включает возмещение расходов в связи с командировкой: суточных, стоимости проезда, расходов по найму жилого помещения)
стоимость продукции, выданной работникам в случае оплаты труда в натуральной форме

Фонд дополнительной заработной платы

Надбавки и доплаты к тарифным ставкам (окладам) в размерах, предусмотренных законодательством, за:
совмещение профессий (должностей)
расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ
выполнение обязанностей временно отсутствующего работника
работу в тяжелых и вредных и опасных условиях труда
интенсивность труда
работу в ночное время
руководство бригадой
высокое профессиональное мастерство
классность водителям (машинистам) транспортных средств
высокие достижения в труде
выполнение особо важной работы на определенный срок
работу на радиоактивно загрязненных территориях
другие надбавки и доплаты, предусмотренные законодательством, включая доплату до размера минимальной заработной платы
премии и вознаграждения, в том числе за выслугу лет, имеющие систематический характер, независимо от источников финансирования
процентные или комиссионные вознаграждения, выплаченные дополнительно к тарифной ставке (окладу)
оплата труда в сверхурочное время и в праздничные и нерабочие дни в размерах и по расценкам, установленным законодательством

оплата работникам дней отдыха, предоставляемых им в связи с работой сверх нормы продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации труда, при суммированном учете рабочего времени и в других случаях, предусмотренных законодательством

 

суммы, выплаченные в случае выполнения работ при вахтовом методе организации труда в размере тарифной ставки (оклада) за дни пребывания в пути до местонахождения предприятия — места работы и обратно, предусмотренные графиком работы при вахтовом методе организации труда, а также за дни задержки работников в пути из-за метеорологических условий и по вине транспортных предприятий
суммы выплат, связанных с индексацией заработной платы работников
суммы компенсации работникам потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты
стоимость бесплатно предоставленных отдельным категориям работников согласно законодательству жилья, коммунальных услуг, услуг связи и суммы средств на возмещение их оплаты
расходы, связанные с бесплатным проездом работников железнодорожного, авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и городского электротранспорта
стоимость бесплатно предоставленной работникам форменной одежды, обмундирования, которые могут использоваться вне рабочего места и оставаться в личном постоянном пользовании, или сумма скидки в случае продажи форменной одежды по сниженным ценам
оплата за неотработанное время:
оплата, а также суммы компенсации в случае неиспользования ежегодных (основного и дополнительного) отпусков и дополнительных отпусков работникам, имеющим детей, в предусмотренных законодательством размерах
оплата работникам-донорам дней обследования, сдачи крови и отдыха, которые предоставляются после каждого дня сдачи крови, или дней, присоединенных по желанию работника к ежегодному отпуску
оплата, сохраняемая за работником, подлежащим медицинскому осмотру, по основному месту работы за время пребывания в медицинском заведении на обследовании
оплата простоев не по вине работника
другие поощрительные и компенсационные выплаты согласно законодательству



комментарий редакции

Установлены критерии формирования цен на хлеб и другие продтовары, в отношении
 которых введено госрегулирование

Полномочия Кабмина на осуществление ценовой политики закреплено на конституционном уровне (п. 3 ст. 116 Конституции Украины). Именно в его пределах постановлением Кабмина от 17.04.2008 г. № 373 и был утвержден Порядок формирования цен на продовольственные товары, в отношении которых введено государственное регулирование (далее — Порядок № 373).

Напомним, по общему правилу, закрепленному, в частности, в Законе Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII (далее — Закон о ценах), субъекты хозяйствования могут устанавливать свободные цены и тарифы на все виды продукции, товаров и услуг. Исключение из этого правила составляет та продукция (товары, услуги), в отношении которых осуществляется

государственное регулирование цен и тарифов (ст. 7). Требования Порядка № 373 распространяются на субъектов хозяйствования, которые осуществляют производство и реализацию именно такой продукции (товаров, услуг) в части формирования цен на них. В связи с этим прежде всего нужно определиться, какая это продукция (товары, услуги).

Полномочие на

утверждение перечня ресурсов, продукции, услуг, на которые устанавливаются государственные фиксированные и регулированные цены, отнесено к исключительной компетенции Кабмина (ч. 1 ст. 191 Хозяйственного кодекса Украины). Речь в данном случае идет о постановлении Кабмина от 25.12.96 г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» (далее — постановление № 1548), так как в приложении именно к этому документу назван ряд товаров, услуг, работ, на которые было введено госрегулирование путем наделения ряда органов исполнительной власти, в том числе госадминистраций, полномочиями по регулированию цен на конкретные товары (работы, услуги).

До утверждения Порядка № 373, руководствуясь именно постановлением № 1548, министерства и госадминистрации в той или иной форме осуществляли госрегулирование цен на «подконтрольные» им товары.

Порядок № 373 должен внести существенные изменения в сложившуюся практику. Теперь производителям и реализаторам продовольственных товаров, на которые введено госрегулирование, судя по всему, нужно ориентироваться не на акты госадминистраций и министерств в вопросе госрегулирования цен на соответствующие товары, а на Порядок № 373. О том, какие именно это товары, следует из постановления № 1548 путем вычленения из всех названных в нем товаров тех, которые следует отнести к продовольственным. В этот перечень, в частности, войдут мука, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядина, свинина и мясо птицы, вареные колбасные изделия, молоко, творог, сметана, сливочное и подсолнечное масло, куриные яйца.

Разработчики комментируемого документа подчеркивают, что теперь производители освобождены от произвола местных властей, поскольку Порядок № 373 четко закрепляет требования к формированию цен на продтовары.

Вопрос лишь в том, соответствует ли Порядок № 373 тем формам госрегулирования цен, которые предусмотрены действующим законодательством.

Исчерпывающий перечень возможных форм такого регулирования назван в ч. 5 ст. 191 Хозяйственного кодекса. Это: установление фиксированных государственных и коммунальных цен, предельных уровней цен, предельных уровней торговых надбавок и вознаграждений для поставщиков, предельных нормативов рентабельности либо путем введения обязательного декларирования изменений цен. Как видим, такой формы госрегулирования, как «определение механизма формирования производителями экономически обоснованных цен», в приведенном перечне нет. Но есть все основания думать, что это не станет препятствием для широкого применения Порядка № 373.

Контроль

за соблюдением дисциплины цен, в том числе и за соблюдением Порядка № 373, возлагается на государственные инспекции по контролю за ценами.

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно