Темы статей
Выбрать темы

О постановлении КМУ от 27.02.2008 г. № 122 о повышении ответственности перерабатывающих предприятий за перечисление дотаций сельхозтоваропроизводителям

Редакция НиБУ
Письмо от 27.03.2008 г. № 6041/7/16-1117

О постановлении КМУ от 27.02.2008 г. № 122 о повышении ответственности перерабатывающих предприятий за перечисление дотаций сельхозтоваропроизводителям

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 27.03.2008 г. № 6041/7/16-1117

(извлечение)

 

Законом Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» продлено действие специальных режимов налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренных подпунктом 6.2.6 пункта 6.2 статьи 6, пунктами 11.21 и 11.29 статьи 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»,

до 1 января года, следующего за годом, в котором Верховная Рада Украины ратифицирует протокол о присоединении Украины к Всемирной торговой организации.

С целью реализации указанных норм упомянутого Закона постановлением Кабинета Министров Украины от 27 февраля 2008 г. № 122 «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1999 г. № 271 и от 12 мая 1999 г. № 805» (далее — постановление № 122)

продлены на указанный период Порядок аккумуляции и использования средств, которые начисляются сельскохозяйственными товаропроизводителями — плательщиками налога на добавленную стоимость по операциям по продаже товаров (работ, услуг) собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1999 г. № 271, и Порядок начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1999 г. № 805 (далее — Порядок № 805).

Порядок № 805 дополнен нормами, которые предусматривают

повышение ответственности перерабатывающих предприятий за перечисление средств налога на добавленную стоимость, предназначенных для выплат дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, в полном объеме на небюджетные счета и использование их по целевому назначению.

Так, согласно дополнениям пункта 5

не учитываются как дотации перечисленные непосредственно с текущих счетов перерабатывающих предприятий без зачисления на небюджетные счета суммы средств за счет сумм налога на добавленную стоимость, которые рассчитываются перерабатывающими предприятиями по отдельной налоговой декларации.

Не перечисленные на небюджетные

счета суммы налога на добавленную стоимость и выплаты сумм средств, осуществленные с небюджетных счетов по назначению с нарушением этого Порядка, считаются используемыми не по целевому назначению и подлежат взысканию в государственный бюджет.

Кроме того, согласно внесенным дополнениям считаются используемыми перерабатывающим предприятием

не по целевому назначению и подлежащими взысканию в государственный бюджет:

суммы налога на добавленную стоимость, определенные перерабатывающим предприятием по отдельной налоговой декларации, в отношении которых перерабатывающее предприятие

не подало в орган государственной налоговой службы подтверждение их перечисления на небюджетный счет (дополнен абзац второй пункта 6);

не перечисленные

перерабатывающими предприятиями на отдельные счета сельскохозяйственных товаропроизводителей суммы дотаций в сроки, установленные законодательством для уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет (дополнен абзац третий пункта 7).

Пунктом 5 Порядка № 805 предусмотрено, что оплата

личным крестьянским хозяйствам стоимости поставленных ими перерабатывающему предприятию молока и мяса в живом весе и выплата дотаций осуществляются наличными непосредственно из кассы перерабатывающего предприятия или согласно договорам поручения.

Для выплаты дотаций наличными перерабатывающее предприятие подает в территориальный орган Государственного казначейства по месту открытия небюджетного счета платежные поручения на перечисление необходимых сумм средств

с небюджетного счета на свой текущий счет для дальнейшего получения таких средств наличными и внесения в кассу указанного перерабатывающего предприятия.

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Дотации за молоко и мясо в живом весе надо платить правильно и вовремя

Ровно через месяц ГНАУ отреагировала на издание Кабмином постановления «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1999 г. № 271 и от 12 мая 1999 г. № 805» от 27.02.2008 г. № 122 (далее — постановление № 122, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 24). Сразу скажем, что комментируемое письмо не несет ничего нового, о чем ранее мы не упомянули в своем комментарии к постановлению № 122. Поэтому, по возможности не повторяясь, отметим следующее.

Сказав о продлении Законом о Госбюджете-2008 действия п.п. 6.2.6, п. 11.21 и 11.29 Закона об НДС до 1 января года, следующего за годом, в котором Верховная Рада Украины ратифицирует протокол о присоединении Украины к Всемирной торговой организации (ВТО), ГНАУ далее говорит о продлении

на указанный период Порядка № 271 и Порядка № 805. По большому счету это так, но отметим один нюанс.

В формулировке продления Порядка № 805, кроме конечной вехи периода —

«до» (года, следующего за годом, в котором Верховная Рада Украины ратифицирует протокол о присоединении Украины к ВТО) действия спецрежима НДС, отмечена и начальная — «с» (1 января 2008 года). На это обращаем внимание в связи с тем, что постановление № 122 издано только 27 февраля 2008 года, вследствие чего продление Порядка № 805 с начала текущего года произошло задним числом. При такой ситуации Госказначейство, как известно, приостановило в январе — феврале 2008 года проведение расчетов перерабатывающих предприятий по выплате дотаций сельхозтоваропроизводителям за поставленные ими в 2008 году молоко и мясо в живом весе (см. разъяснение Госказначейства от 27.03.2008 г. на с. 19 этого номера газеты).

Обновленный постановлением № 122 Порядок № 805 запестрел предупреждающе-угрожающими фразами «

используются не по целевому назначению и подлежат взысканию в государственный бюджет». Конспективно укажем случаи признания таковыми средств перерабатывающих предприятий. Это:

неперечисление на небюджетные счета суммы НДС;

неподача подтверждений о перечислении суммы НДС на небюджетный счет;

неперечисление сельхозтоваропроизводителям дотаций в сроки;

выплаты с небюджетных счетов по назначению с нарушением этого Порядка.

Поскольку формулировка случаев довольно общая, то, полагаем, не исключены негативные последствия для перерабатывающих предприятий и в других ситуациях, например:

перечисления средств непосредственно с текущего счета без зачисления на небюджетный счет, не признаваемых дотационными выплатами;

— выплаты дотаций сельхозтоваропроизводителям (кроме личным крестьянским хозяйствам)

наличными средствами вместо безналичных перечислений.

Только вот вопрос: во всех ли случаях последствия признания нецелевым использованием средств, подлежащих взысканию в госбюджет, отразятся на перерабатывающих предприятиях? Как мы понимаем,

это так, если средства и были выплачены сельхозтоваропроизводителям и, кроме того, возникает требование об уплате их в бюджет, что, по сути, является штрафной санкцией. Если расчеты по дотациям не были проведены, то в случае взыскания их у перерабатывающих предприятий в бюджет получается, что фактически пострадают сельхозтоваропроизводители.

К сожалению, в комментируемом письме ГНАУ не уточнила вытекающий из дополнения абзаца второго п. 6 Порядка № 805 нюанс о признании используемой не по целевому назначению и подлежащей взысканию в госбюджет

определенной по спецдекларации суммы НДС, относительно которой не подано подтверждение о перечислении ее на небюджетный счет.

В своем комментарии к постановлению № 122 мы отмечали, что толкование этой нормы в отрыве от предшествующих норм этого же пункта (говорящих, в частности, о сроках перечисления суммы НДС на небюджетный счет в сроки, установленные для уплаты НДС), может зародить

ошибочное мнение о подаче такого подтверждения на всю сумму НДС по спецдекларации уже на момент ее предоставления в налоговые органы.

По нашему мнению, на день подачи декларации

подтверждение перечисления на небюджетный счет средств реально может быть подано не на всю сумму НДС по спецдекларации, а на фактически зачтенные, как того и требуют нормы третьего предложения абзаца второго п. 6 Порядка № 805. Общеизвестно, что предельные сроки подачи декларации и уплаты налоговых обязательств разнятся десятью календарными днями.

Кстати, акцентируем внимание, что установленные Порядком № 805

сроки окончательного перечисления перерабатывающими предприятиями определенной по спецдекларации суммы НДС с текущего счета на небюджетный счет (абзац второй п. 6) и сроки окончательного перечисления перерабатывающими предприятиями суммы дотаций с небюджетного счета на спецсчета сельхозтоваропроизводителей (абзац третий п. 7) совпадают, поскольку оба «привязаны» к сроку уплаты НДС в бюджет. Отсюда вполне понятно, что у перерабатывающих предприятий на небюджетном счете не должно быть «переходящих» остатков средств для выплаты дотаций сельхозтоваропроизводителям. Другими словами, Порядком № 805 предусматривается ежемесячное, так сказать, «обнуление» небюджетного счета перерабатывающих предприятий.

Анатолий Бобро

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше