Темы статей
Выбрать темы

Госзакупки: анализируем новые документы

Редакция НиБУ
Статья

Госзакупки: анализируем новые документы

 

В сегодняшнем номере опубликован ряд документов Министерства экономики (см. с. 6 –15), касающихся проведения госзакупок. Данная статья представляет собой расширенный комментарий к этим документам.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Временное положение

— Временное положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 28.03.2008 г. № 274.

Порядок № 128

— Порядок согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 15.04.2008 г. № 128.

Порядок № 126

— Порядок рассмотрения жалоб, поданных участниками до момента заключения договора о закупке, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 14.04.2008 г. № 126.

Порядок № 110

— Порядок приема и опубликования объявлений о проведении закупок товаров, работ и услуг в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок», утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 04.04.2008 г. № 110.

Порядок № 130

— Порядок предоставления разъяснений о применении законодательства в сфере закупок, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 15.04.2008 г. № 130.

 

Как согласовывать выбор процедуры закупки

Временным положением

предусмотрено, что при проведении отдельных процедур закупок заказчики должны получить согласование на их проведение с уполномоченным органом, т. е. с Минэкономики. Каких закупок касается данное требование и каков порядок получения такого согласования?

Данное требование касается

процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника. Механизм согласования процедур торгов с Минэкономики определен Порядком № 128.

 

Процедура закупки

Когда согласовывать применение процедуры торгов и какие документы подавать в Минэкономики

Торги с ограниченным участием

Если ожидаемая стоимость закупаемых товаров, работ и услуг равна или превышает 500 тыс. грн.
В случае если при данной процедуре проводится предварительная квалификация участников, то ее проведение не нужно согласовывать с Минэкономики

Перечень документов:
1) письмо-обращение в произвольной форме;
2) копия протокола заседания тендерного комитета;
3) проект тендерной документации;
4) экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения этой процедуры

Закупка у одного участника

Независимо от ожидаемой стоимости закупаемых товаров, работ и услуг эта процедура подлежит согласованию с Минэкономики

Перечень документов:
1) письмо-обращение в произвольной форме;
2) копия протокола заседания тендерного комитета;
3) проект договора о закупке с приложениями;
4) технико-экономическое обоснование применения этой процедуры (форма которого приведена в приложении 1 к Порядку № 128);
5) экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения этой процедуры;
6) копии договоров или других документов, подтверждающих наличие у участника авторских прав (если закупка связана с защитой авторских прав), заверенные заказчиком;
7) договор о закупке и отчет о проведении процедур закупки (в случае необходимости осуществления дополнительных поставок);
8) заключение разработчика проекта о необходимости выполнения дополнительных строительных работ, которые не были включены в начальный проект, но в связи с непредвиденными обстоятельствами стали необходимыми для выполнения проекта. При этом такой договор должен быть заключен с участником таких работ, которые технически или экономически связаны с основным договором. Кроме того, общая стоимость дополнительных работ не должна превышать 50 % стоимости работ по основному договору

 

Кроме перечисленных документов,

Порядок № 128 разрешает Минэкономики требовать также:

— копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации юридических лиц или свидетельства о государственной регистрации физических лиц — предпринимателей. Заметим, что ранее в число таких документов были включены еще и лицензии, а сейчас о них почему-то умолчали;

справки о соответствии цены предмета закупки, указанной в проекте договора, ценовой конъюнктуре на рынке соответствующих товаров, работ и услуг. Такие справки могут выдавать Госкомстат, Госинспекция по контролю за ценами, региональные торгово-промышленные палаты и другие организации, имеющие на это соответствующие полномочия. Естественно, выдавать такие справки будут небесплатно.

Общий срок для рассмотрения документов и принятия решения о согласовании применения процедуры закупки или отказа в таком согласовании остался прежним —

30 календарных дней с даты предоставления документов.

Порядок № 128

уточняет, что письмо-согласование процедуры закупки, выданное Минэкономики, является действительным до момента заключения договора о закупке. То есть для проведения новой процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника необходимо будет заново пройти процедуру согласования с Минэкономики.

 

Как Минэкономики будет предоставлять разъяснения

Одной из функций Минэкономики является предоставление разъяснений о порядке применения законодательства в сфере закупок. Требования к предоставлению таких разъяснений установлены

Порядком № 130, в частности, они следующие:

1) запросы, поступающие в адрес Минэкономики, подлежат рассмотрению

в течение месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, — в течение 15 рабочих дней со дня их поступления. При этом началом срока рассмотрения запроса является день его регистрации в Минэкономики, а окончанием — день отправки такого разъяснения заявителю;

2) разъяснения подлежат оформлению на

официальном бланке Минэкономики, на котором должно быть указано название документа — «РАЗЪЯСНЕНИЕ», и подписывается такой документ министром или уполномоченным лицом Минэкономики.

 

Как принимают и публикуют объявления о проведении процедур закупок

Порядком № 110

установлены правила приема и сроки публикации объявлений о проведении процедур закупок в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок». Объявления о проведении закупок или проведении предварительной квалификации публикуются бесплатно.

Вместе с тем для государственных, в том числе казенных, предприятий, учреждений и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых государственная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерних предприятий, а также предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежит государственным, в том числе казенным, предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, редакция «Вестника государственных закупок»

по согласованию с Минэкономики может предусматривать особые условия публикации таких объявлений.

Объявления, подготовленные к публикации, секретарь тендерного комитета может передать в редакцию «Вестника государственных закупок» одним из следующих способов:

лично или отправить по факсу с последующим отправлением оригинала объявления по почте (с указанием номера, присвоенного при приеме такого объявления). Такие объявления должны быть составлены по формам, утвержденным приказом Минэкономики от 04.04.2008 г. № 108.

Принятые объявления регистрируются в «Вестнике государственных закупок» в течение

3 календарных дней с даты получения, а публикуются  не позднее 7 дней с даты такой регистрации. Таким образом, объявление о проведении процедур закупки заказчик может увидеть в «Вестнике государственных закупок» в лучшем случае через 10 дней после его составления.

 

Как обжаловать процедуру закупки

Вопросы, связанные с обжалованием действий заказчиков при проведении ими процедур закупок, определены

п. 85-91 Временного положения и Порядком № 126.

По большому счету, механизм обжалования, изложенный в

Порядке № 126, практически повторяет вышеуказанные пункты Временного положения. Поэтому далее обратим внимание только на интересные моменты:

1. Сейчас участники могут подавать жалобы только

до заключения договора о закупке непосредственно заказчику или Минэкономики, в то время как до 2 апреля 2008 года жалобу можно было подать и после заключения договора о закупке.

Порядок № 126

также уточняет, что если на день получения жалобы договор о закупке уже заключен, то Минэкономики не имеет права принимать решение по такой жалобе. Об этом сообщается участнику в письменной форме с течение 5 дней.

2. Сейчас

Порядок № 126 не разграничивает порядок рассмотрения жалобы в зависимости от статуса лица, подавшего жалобу. Для всех участников действует единый механизм обжалования решений, действий или бездействия заказчика. Требования к оформлению жалоб и их содержанию приведены в пп. 4 — 5 Порядка № 126.

3. Жалоба, поданная участником торгов, может быть оставлена без рассмотрения, если:

1) она подана с нарушением требований

п. 4 Порядка № 126;

2) объектом обжалования является выбор процедуры закупки или решение заказчика об отклонении всех тендерных предложений;

3) содержание жалобы не соответствует требованиям

п. 5 Порядка № 126, т. е. если не содержит обязательную информацию;

4) она подана по истечение 15 календарных дней со дня появления оснований для жалобы. При определении указанного срока необходимо учитывать следующее:

— днем наступления основания для подачи жалобы является день допущения заказчиком торгов нарушения процедуры закупки;

— днем подачи жалобы считается дата регистрации входящих документов в Минэкономики;

— если в жалобе указывается несколько решений, действий или фактов бездействия заказчика торгов, то время подачи жалобы отсчитывается от даты наступления последнего по времени такого факта.

4. Ни

Временное положение, ни соответственно Порядок № 126 не предоставляют заказчикам права на обжалование процедур закупок, решений, действий или бездействия заказчика в судебном порядке. Однако полагаем, что отсутствие прямой нормы в этих документах не лишает участников права обратиться в суд в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-ІV.

Кроме того, основанием для обращения в суд может являться требование о возмещении расходов, связанных с участием в процедуре закупки. В свою очередь, возмещение таких расходов может производиться только при наличии решения суда.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше