Темы статей
Выбрать темы

Школа правовых знаний. Проблемы на стадии исполнения судебных решений, или Как бороться с бездействием госисполнителя

Редакция НиБУ
Статья

Проблемы на стадии исполнения судебных решений, или Как бороться с бездействием госисполнителя

 

Фраза «Суд вынес решение в пользу субъекта хозяйствования» сродни окончанию сказки «И жили они долго и счастливо», ведь и в первом, и во втором случаях неизвестно, что же происходит дальше — было ли исполнено решение и жили ли они действительно счастливо. Бездействие госисполнителя может стать началом новой истории. О том, какие действия предпринять, чтобы у нее был счастливый конец в виде полностью исполненного судебного решения, эта статья.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ХПК

— Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.96 г. № 1798-ХII.

КАСУ

— Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

ГПК

— Гражданский процессуальный кодекс Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV.

Закон об исполнительном производстве

— Закон Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 г. № 606-XIV.

Инструкция № 74

— Инструкция о проведении исполнительных действий, утвержденная приказом Минюста от 15.12.99 г. № 74/5.

 

Общее представление об исполнительном производстве

Надлежащее выполнение госисполнителем возложенных на него законодательством обязанностей по исполнению судебных решений во многом зависит от осведомленности самих взыскателей о нюансах процедуры принудительного исполнения судебных решений. Чаще всего основанием для бездействия госисполнителя становятся ошибки взыскателей, допущенные именно по незнанию. Чтобы не давать исполнительной службе поводов для безделья, предлагаем для начала ознакомиться в общих чертах с

процедурой принудительного исполнения судебных решений.

Между вынесением решения суда и принятием исполнителем мер по его исполнению должно произойти следующее:

1.

Решение суда должно вступить в законную силу. Порядок вступления в законную силу будет зависеть от того, между кем и по поводу чего рассматривался спор и соответственно предписания какого из процессуальных кодексов применялись при этом. Так, например, если спор рассматривался между двумя субъектами хозяйствования, то решение суда первой инстанции вступит в силу через 10 календарных дней со дня его принятия, если в течение этого срока не будет подана апелляция. Решения же апелляционного суда вступает в силу сразу после его оглашения.

Если это был административный спор, то решение, принятое по результатам его рассмотрения, вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если в течение этого срока не будет подана апелляция либо заявление о ее подаче. В случае подачи такого заявления решение может вступить в законную силу через 20 дней со дня его подачи, если апелляция так и не будет подана.

Если же это был спор между физлицами-непредпринимателями или между субъектом хозяйствования и таким физлицом, нужно руководствоваться предписаниями

ГПК. В соответствии с предписаниями последнего решение суда вступает в законную силу в порядке, аналогичном порядку вступления в силу решения в административном деле.

2.

Получение лицом, в пользу которого вынесено решение, исполнительного документа. Порядок его получения будет опять-таки отличаться (см. таблицу).

 

Вид спора

Порядок получения исполнительного документа

Хозяйственный спор

Приказ суда выдается взыскателю либо направляется ему (заказным или ценным письмом) после вступления решения суда в законную силу

Административный спор

Исполнительный лист выдается по заявлению лица, в пользу которого вынесено решение

Гражданский спор

 

Если судебное решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, или если исполнение должно проводиться в разных местах, выдаются исполнительные документы с указанием той части судебного решения, которая подлежит выполнению по данному исполнительному документу.

А вот

требования к исполнительным документам будут общими. Они названы в ст. 19 Закона об исполнительном производстве. Если исполнительный документ не содержит всех необходимых реквизитов, подписи уполномоченного лица или печати, взыскатель может обратиться в суд для устранения выявленных недостатков.

3.

Открытие исполнительного производства. Взыскатель (его представитель) должен подать заявление о принудительном исполнении решения и приложить к нему исполнительный документ (ст. 18 Закона об исполнительном производстве). На то, чтобы обратиться в исполнительную службу с соответствующим заявлением и исполнительным документом, у взыскателя есть три года (ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Если на протяжении этого срока должник частично выполняет решение суда, этот срок с момента такого частичного выполнения начинает течь заново.

Заявление

о принудительном исполнении судебного решения подается взыскателем в исполнительную службу по одному из таких мест:

— по месту проживания (расположения) должника (его постоянно действующего органа);

— по месту нахождения имущества должника;

— по месту совершения определенных действий, которые обязан совершить должник по соответствующему решению суда.

Право выбора места исполнения

принадлежит взыскателю. Из этого правила есть лишь несколько исключений, когда исполнение судебного решения отнесено к компетенции отдела принудительного выполнения решений органов государственной исполнительной службы конкретного органа. Среди таких исключений: судебные решения о взыскании десяти и более миллионов гривень подлежат принудительному исполнению Департаментом государственной исполнительной службы Минюста, долг от пяти до десяти миллионов гривеньподразделениями принудительного выполнения решений отделов государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Минюста в АРК, областных, Киевского и Севастопольского городских управлений юстиции.

При условии соблюдения взыскателем всех указанных выше требований — соблюдения срока предъявления исполнительного документа к исполнению, приложения его к заявлению о принудительном взыскании, соответствия исполнительного документа всем предусмотренным требованиям, обращения в орган исполнительной службы по надлежащему месту исполнения решения —

госисполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ и в течение трех дней со дня его подачи вынести постановление об открытии исполнительного производства (ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве). Единственное исключение, когда исполнитель не сразу принимает к исполнению поданный исполнительный документ, составляют случаи, когда суд в своем решении предоставил отсрочку исполнения.

Если

исполнитель отказывает в открытии исполнительного производства, его отказ можно обжаловать. Порядок обжалования действий или бездействия госисполнителя подробно будет раскрыт ниже.

О том, какое решение принято госисполнителем — открыто исполнительное производство или нет, — и взыскатель, и должник узнают путем получения соответствующих постановлений, которые направляются им госисполнителем.

Что происходит после того, как

исполнительное производство открыто, рассмотрим на примере наиболее распространенных вопросов, с которыми сталкиваются субъекты хозяйствования — взыскатели, и ответов на них.

 

В течение какого срока после открытия исполнительного производства исполнитель должен приступить к принятию мер по исполнению судебного решения?

В постановлении об открытии исполнительного производства госисполнитель устанавливает

срок для добровольного исполнения решения. Он, по общему правилу, не может превышать 7 календарных дней. К сожалению, Закон об исполнительном производстве не указывает, что следует расценивать в качестве отправного момента в исчислении указанного срока. На наш взгляд, есть все основания считать таким моментом день получения должником копии постановления об открытии исполнительного производства.

В этом же постановлении госисполнитель предупреждает должника, что после истечения срока на добровольное исполнение судебного решения будут приняты меры по его принудительному исполнению, а с должника будет взыскан исполнительный сбор и затраты, связанные с осуществлением исполнительных действий.

На стадии открытия исполнительного производства у взыскателя есть еще одна возможность —

обратиться к госисполнителю с заявлением об обеспечении исполнения решения. Такое заявление можно подать одновременно с заявлением о принудительном исполнении судебного решения. В этом случае госисполнитель налагает арест на имущество должника (кроме денежных средств), после чего оно не может отчуждаться должником.

На этой стадии поводом для промедления госисполнителя может стать отсутствие у него доказательств получения должником копии постановления об открытии исполнительного производства, как того требует

ст. 30 Закона об исполнительном производстве. Дело в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона документы исполнительного производства направляются госисполнителем с сопроводительными письмами простой корреспонденцией, а это может послужить основанием утверждать, что у госисполнителя нет надлежащих доказательств получения должником таких документов, в том числе копии постановления об открытии исполнительного производства. А без таких доказательств, в свою очередь, он не может приступить к принудительному исполнению решения.

Сами госисполнители взыскателям, заинтересованным в скорейшем начале принудительного исполнения судебного решения, советуют воспользоваться возможностью, предусмотренной

ч. 2 ст. 27 Закона об исполнительном производстве, и авансировать затраты госисполнителя, чтобы тот направлял документы исполнительного производства заказными письмами с уведомлением.

Но есть и другой выход —

требовать от госисполнителя соблюдения требований Инструкции № 74, конкретизирующей требования Закона об исполнительном производстве. В соответствии с абзацем третьим п.п. 4.1.1 Инструкции № 74 постановление об открытии исполнительного производства считается врученным должнику по адресу, указанному в исполнительном документе при условиях, предусмотренных для вручения судебных повесток. Последние же в соответствии с требованиями процессуального законодательства должны направляться заказным письмом с уведомлением или через курьера. При этом Инструкция № 74 требований по авансированию взыскателем затрат на направление копии постановления должнику не выдвигает.

Итак, если должник получил своевременно копию постановления об открытии исполнительного производства,

через 7 календарных дней после этого, при условии, что решение суда в этот срок не будет полностью исполнено добровольно, госисполнитель должен приступить к принятию мер по принудительному исполнению судебного решения. Если такой день приходится на выходной или установленный законодательством праздничный день, исполнительные действия начнут осуществляться в первый следующий за ними рабочий день. В исключительных случаях возможно проведение исполнительных действий и в нерабочие дни, но только на основании постановления госисполнителя, утвержденного начальником соответствующего органа исполнительной службы.

 

Какие именно меры по исполнению судебного решения может принимать исполнитель?

Достаточно часто госисполнители обосновывают свое бездействие отсутствием у них соответствующих полномочий. Поэтому взыскателям полезно знать, выполнение каких именно действий можно потребовать от госисполнителя, который бездействует. Так, согласно

ст. 5 Закона об исполнительном производстве госисполнитель имеет, в частности, право:

— получать необходимые для проведения исполнительных действий пояснения, справки, другую информацию (например, в рамках исполнительного производства с целью выявления принадлежащего должнику имущества госисполнитель направляет запросы в БТИ, налоговую службу, ГАИ, органы статистики);

— беспрепятственно входить в помещения и хранилища, принадлежащие должникам или занятые ими, проводить осмотр указанных помещений и хранилищ, при необходимости принудительно открывать их и опечатывать;

— налагать арест на имущество должника, опечатывать, изымать, передавать такое имущество на хранение и реализовывать его;

— налагать арест на денежные средства, но только по решению суда об их взыскании или наложении ареста;

— получать от органов, организаций, должностных лиц, граждан и юридических лиц документы и их копии, необходимые для осуществления его полномочий;

— в случае отсутствия сведений о местонахождении имущества должника выносить постановление о его розыске, которое утверждается начальником соответствующего отдела государственной исполнительной службы.

Отдельно остановимся на наиболее действенном из всех возможных способе принудительного исполнения судебного решения по имущественному спору — на принудительном взыскании денежных средств с должника. Порядок его осуществления детально регламентирован

ст. 50 Закона об исполнительном производстве. Коротко укажем алгоритм действий госисполнителя в этом случае. Прежде всего, государственный исполнитель должен изъять те денежные средства, которые будут выявлены у должника. Если есть данные о денежных средствах и других ценностях на счетах, вкладах и на хранении в банках, других кредитных организациях, на них налагается арест. Если таких средств нет или выявленных средств недостаточно, взыскание обращается на другое имущество должника.

 

Установлены ли сроки, в течение которых судебное решение должно быть исполнено?

В соответствии с

ч. 2 ст. 25 Закона об исполнительном производстве исполнительные действия должны быть проведены в течение 6 месяцев со дня вынесения постановления об открытии исполнительного производства, а по выполнению решений неимущественного характера (например, обязать опубликовать опровержение недостоверной информации, освободить самовольно занятый земельный участок и т. п.) — в течение 2 месяцев.

Сроки, на первый взгляд, вполне приемлемые, если бы не предусмотренные

Законом об исполнительном производстве возможности отклонения от них. Так, в установленные сроки не включается срок, на который откладывается осуществление исполнительных действий (он не может составлять более 10 календарных дней), либо их приостановления (исключительный перечень оснований для приостановления приведен в ст. 34, 35 Закона об исполнительном производстве), а также период реализации арестованного имущества должника. Кроме того, госисполнитель или даже одна из сторон исполнительного производства (взыскатель или должник) могут обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или рассрочке выполнения.

И

постановление об отложении осуществления исполнительных действий, и постановление о приостановке исполнительного производства могут быть обжалованы: постановление об отложении — в течение 3 дней начальнику соответствующего органа государственной исполнительной службы или в суд, постановление о приостановлении — в течение 10-дневного срока в суд.

Не исключено, что, несмотря на предпринятые добросовестным госисполнителем действия по взысканию причитающейся с должника суммы, результат в виде полностью исполненного судебного решения получен не будет. В этом случае исполнительный документ возвращается взыскателю, за которым

сохраняется возможность снова подать этот же исполнительный документ для исполнения.

Если же взыскатель сам обратился с заявлением выдать ему исполнительный документ,

возобновить исполнительное производство у него уже не получится.

К сожалению,

фактическое полное исполнение судебного решения — лишь один из двенадцати возможных вариантов окончания исполнительного производства. Все они названы в ст. 37 Закона об исполнительном производстве. Среди них: 1) признание отказа взыскателя от принудительного исполнения решения суда; 2) признание судом мирового соглашения между взыскателем и должником об окончании исполнительного производства; 3) ликвидация юрлица — стороны исполнительного производства, если правопреемство невозможно; 4) отмена решения суда, подлежащего исполнению; 5) передача исполнительного документа ликвидационной комиссии в случае ликвидации должника или арбитражному управляющему при признании должника банкротом и др.

Окончание исполнительного производства

оформляется в виде постановления госисполнителя, которое утверждается начальником соответствующего органа государственной исполнительной службы. Данное постановление может быть обжаловано начальнику соответствующего органа государственной исполнительной службы или в суд в 10-дневный срок.

Хотим обратить внимание на то, что

истечение шестимесячного срока не влечет за собой закрытие исполнительного производства (постановление ВХСУ от 12.10.2006 г. по делу № 29/156-03).

 

Каким образом можно контролировать действия госисполнителя?

Этот вопрос часто возникает у взыскателей. Четко установленного механизма

Закон об исполнительном производстве не предусматривает, однако отдельные его положения можно использовать, чтобы потребовать от исполнителя отчет об осуществленных действиях. Так, взыскатель может ознакомляться с материалами исполнительного производства, из которых будет видно, какие действия предпринимались исполнителем.

Кроме того,

взыскатель может обратиться к исполнителю с заявлением, в котором прямо попросить указать действия, предпринятые им в рамках исполнительного производства. В запросе нужно указать фамилию, имя и отчество либо название взыскателя, какую именно информацию хочет получить взыскатель, а также адрес, по которому он хочет получить ответ. Ответить на такой запрос исполнитель будет обязан в течение месяца. При этом согласно абзацу второму п. 4.3 Инструкции по деловодству в органах государственной исполнительной службы, утвержденной приказом Минюста от 05.07.99 г. № 470/7, письменный ответ должен быть подписан начальником органа исполнительной службы.

Приведем пример запроса.

 

img 1

 

Не следует взыскателю и его представителям отказываться и от возможности

присутствовать при совершении исполнительных действий.

Еще один способ повлиять на ход исполнительного производства — это

заявление отвода госисполнителю. Однако Закон четко указывает основания, которыми заявление об отводе может обосновываться: пребывания госисполнителя в близких родственных отношениях со стороной исполнительного производства, другого лица, принимающего участие в нем, наличие других обстоятельств, вызывающих сомнения в непредвзятости госисполнителя. Заявление об отводе подается начальнику соответствующей государственной исполнительной службы.

 

Может ли быть передано право требования к должнику на стадии исполнительного производства?

Высший хозяйственный суд Украины высказался категорически против такой операции (

п. 39 Информационного письма ВХСУ от 18.03.2008 г. № 01-8/164 «О некоторых вопросах применения норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, поднятых в докладных записках о работе хозяйственных судов в 2007 году»), но, по нашему мнению, с такой позицией можно при желании поспорить.

Обратную ситуацию — когда судебное решение исполняется вместо должника другим лицом, при условии, что законодательством или судом не предусмотрена обязанность выполнить его лично — высшие судебные инстанции допускают (

п. 13 Обзорного письма ВАСУ от 09.01.2008 г. № 7/9/1/13-08 «О практике применения административными судами законодательства в делах по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим административным судом Украины).

 

В каком порядке можно обжаловать действия госисполнителя?

В

ст. 7 Закона об исполнительном производстве прямо указано, что действия госисполнителя, его отказ от совершения определенного исполнительного действия, затягивание в совершении исполнительных действий, а также отказ в удовлетворении заявления об отводе госисполнителя могут быть обжалованы лицами, участвующими в исполнительном производстве.

В преимущественном большинстве случаев у взыскателя на выбор есть два пути обжалования — обратиться с жалобой на действия (бездействие) госисполнителя к начальнику соответствующей исполнительной службы или подать иск в суд. Срок для обжалования —

10 календарных дней. Если взыскатель избирает первый вариант, постановление начальника по его жалобе может быть обжаловано в вышестоящий орган государственной исполнительной службы или в суд также в 10-дневный срок. Закон об исполнительном производстве указывает, что этот срок следует исчислять с момента вынесения соответствующего постановления. Однако если он окажется недостаточным, есть все основания для подачи ходатайства о продлении срока обжалования и исчислении его не с момента вынесения постановления, а с момента вручения его копии взыскателю.

Нужно отметить, что обжалование действий госисполнителя начальнику или дальше в вышестоящий орган может оказаться даже более действенной мерой, чем судебное обжалование. Кроме того, одной из возможных реакций на жалобу на постановление начальника может стать проведение проверки исполнительного производства вышестоящим органом.

Жалоба в исполнительном производстве

подается в письменной форме и должна включать ряд обязательных реквизитов, названных в ч. 3 ст. 85 Закона об исполнительном производстве.

Жалоба, поданная в исполнительном производстве начальнику органа государственной исполнительной службы, которому госисполнитель непосредственно подчинен, рассматривается в

10-дневный срок. По результатам рассмотрения жалобы начальник органа государственной исполнительной службы выносит постановление об удовлетворении или об отказе в удовлетворении жалобы, которое в 10-дневный срок может быть обжаловано в вышестоящий орган государственной исполнительной службы либо в суд.

Интересно то, что несоответствие жалобы изложенным выше требованиям не должно повлечь отказа в ее рассмотрении. В этом случае она просто рассматривается в порядке, установленном

Законом Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР. Это, в частности, означает, что, по общему правилу, жалоба должна быть рассмотрена в течение месяца.

Приведем образец жалобы на бездействие госисполнителя.

 

img 2

 

Долгое время не было однозначного ответа на вопрос о том, в какой суд следует обжаловать действия (бездействия) госисполнителей. С одной стороны, в соответствии со

ст. 85 Закона об исполнительном производстве такая жалоба подается в суд, выдавший исполнительный документ. С другой стороны, что многих смущало, по всем признакам спор при участии субъекта хозяйствования и госисполнителя является административным. Кроме того, КАСУ в ст. 181 устанавливает особенности рассмотрения админсудами дел по поводу решений, действий или бездействий государственной исполнительной службы. Высший админсуд в Обзорном письме от 09.01.2008 г. № 7/9/1/13-08 «О практике применения административными судами законодательства в делах по поводу решений, действий или бездействия государственной исполнительной службы (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке Высшим административным судом Украины)» высказал точку зрения, согласно которой жаловаться нужно в тот же суд, который выдал исполнительный документ. К аналогичному выводу пришел и Президиум Высшего хозсуда (п. 23 Рекомендаций от 27.06.2007 г. № 04-5/120 «О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам»). Более того, он указал, что и рассматриваться жалобы на неисполнение приказа хозяйственного суда должны не по правилам КАСУ, а в соответствии с ХПК.

Остановимся на особенностях обжалования действий (бездействия) госисполнителя в исполнительном производстве, в котором исполнительным документом был приказ хозсуда. В этом случае следует руководствоваться

ст. 1212 ХПК. В соответствии с ней жалобы на действия или бездействия органов государственной исполнительной службы по вопросу выполнения решений, определений, постановлений хозяйственных судов могут быть поданы взыскателем или должником в течение 10 дней со дня совершения обжалуемого действия либо со дня, когда указанным лицам стало о нем известно, или со дня, когда действие должно было быть совершено. Отметим, что неявка на рассмотрение судом жалобы взыскателя, должника или представителя государственной исполнительной службы не будет препятствовать рассмотрению жалобы.

Приведем образец иска, поданного в связи с отказом госисполнителя открыть исполнительное производство.

 

img 3
img 4

 

Если на момент обращения в суд с жалобой на действия или бездействие органа государственной исполнительной службы материалы дела будут находиться в апелляционной или кассационной инстанциях, суд должен будет отложить рассмотрение жалобы до возвращения материалов дела из суда соответствующей инстанции (

п. 38 Информационного письма ВХСУ от 18.03.2008 г. № 01-8/164 «О некоторых вопросах применения норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, поднятые в докладных записках о работе хозяйственных судов в 2007 году»).

Ненадлежащее выполнение госисполнителем действий, направленных на выполнение судебного решения, достаточно часто становятся основанием для удовлетворения судами жалоб субъектов хозяйствования — взыскателей (см., например,

постановления ВХСУ от 26.10.2006 г. по делу № 8/324, 05.04.2006 г. по делу № 5857-9/505, от 30.03.2006 г. по делу № 9/23).

Ни для кого не секрет, что госисполнители часто на практике исходят из того, что не исполнять решение легче, чем исполнять его, ведь в первом случае будет подана только одна жалоба — жалоба на бездействие, а во втором может быть подан целый ряд жалоб — на каждое предпринятое действие по исполнению. Поэтому взыскателю нужно проявить активность и дать понять госисполнителю, что не исполнять решение будет гораздо хлопотнее, чем его исполнить.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше