Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Налог на прибыль. «Компьютерные» расходы при использовании компьютера, не числящегося на балансе предприятия

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2008/№ 43
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Налог на прибыль

 

«Компьютерные» расходы при использовании компьютера, не числящегося на балансе предприятия

 

Можно ли учесть в налоговом учете расходы на покупку программного обеспечения, картриджа для принтера и другие подобные «компьютерные» расходы, если используемый компьютер не числится на балансе предприятия ?

(г. Харьков)

 

Если на предприятии есть компьютер, использование которого для нужд предприятия никоим образом не подтверждено документально (компьютер не числится на балансе предприятия и при этом также нет и договора аренды компьютера), то связанные с его использованием «компьютерные» расходы (в частности, как отмечается в вопросе, на покупку программного обеспечения или картриджа для принтера)

отразить в налоговом учете налогоплательщик не сможет. Объясняется это тем, что такие расходы в данном случае не будут считаться для предприятия связанными с хозяйственной деятельностью, а значит, и права на их отражение в налоговом учете у налогоплательщика не возникнет. В связи с этим также хотим отметить консультацию налоговиков в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 40, в которой разъяснялось, что в случае если налогоплательщик не использует в своей хозяйственной деятельности компьютер (не имеет его в собственности или по договору аренды), то он не может расходы на приобретение программного обеспечения отразить в налоговом учете.

Вместе с тем такое право (на учет «компьютерных» расходов в целях налогообложения) предприятие получит в случае

надлежащего документального оформления осуществляемых операций. Так, предприятие, не имеющее собственного компьютера и желающее использовать в своей деятельности чужую вычислительную технику (к примеру, компьютер работника, учредителя или другого юридического лица), может для этого заключить договор аренды. Тогда, оформив операцию надлежащим образом, расходы, связанные с использованием арендованного имущества в собственной хозяйственной деятельности, предприятие сможет учесть и в налоговом учете.

Так, в частности, в таком случае расходы на приобретение

программного обеспечения (компьютерной программы) стоимостью свыше 1000 грн., необходимые для использования арендованного компьютера в запланированных целях, предприятие в налоговом учете сможет отнести к ОФ группы 4 (п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль), и такие расходы будут подлежать налоговой амортизации. Если же расходы на приобретение компьютерной программы не превышают 1000 грн. (без учета НДС — для плательщика НДС и с учетом этого налога для неплательщика НДС), то предприятие-арендатор в налоговом учете согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль относит их на валовые расходы как связанные с ведением хозяйственной деятельности. Напомним, что в бухгалтерском учете компьютерные программы учитываются как нематериальные активы; их учет целесообразно вести на субсчете 127 «Прочие нематериальные активы». При этом метод бухгалтерской амортизации компьютерных программ предприятие выбирает самостоятельно (п. 27 П(С)БУ 8), однако зачастую для этого, как правило, используется прямолинейный метод (а срок полезного использования программы при этом как наиболее оптимальный принимается равным в 5 лет, хотя максимальный срок согласно п. 25 П(С)БУ 8 установлен в 20 лет).

Что касается приобретаемых

картриджей, то их, на наш взгляд, правильнее считать расходным материалом (учитывать на субсчете 209 «Прочие материалы»), и расходы на их замену классифицировать как техническое обслуживание принтера (Дт 91, 92, 93, 94 — Кт 209), а не как его ремонт. При этом расходы на покупку картриджей предприятие-арендатор в налоговом учете в соответствии с п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль относит на валовые расходы, а входной НДС — в налоговый кредит. До момента установки в принтер стоимость картриджей участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Так, при условии, что предприятие использует компьютер по договору аренды и при этом для использования арендованного компьютера в запланированных целях приобретает программное обеспечение стоимостью 1500 грн. (в том числе НДС — 250 грн.) и 2 картриджа на сумму 240 грн. (в том числе НДС — 40 грн.), осуществив впоследствии замену 1 картриджа, операции в учете предприятия-арендатора отразятся следующим образом:

 

«Компьютерные» расходы при использовании компьютера по договору аренды

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

Приобретение программного обеспечения

1. Получено программное обеспечение (компьютерная программа) от поставщика

154

631

1250

— *

* В налоговом учете расходы на приобретение программного обеспечения стоимостью свыше 1000 грн. предприятие относит на увеличение балансовой стоимости ОФ группы 4 с последующим начислением налоговой амортизации.

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

631

250

3. Перечислена оплата поставщику

631

311

1500

4. Приобретенная компьютерная программа введена в эксплуатацию

127

154

1250

Покупка и замена картриджей для принтера

1. Получены картриджи от поставщика (2 штуки)

209

631

200

200*

* В налоговом учете расходы на покупку картриджей включаются в валовые расходы и до момента установки картриджей на принтер принимают участие в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

631

40

3. Перечислена оплата поставщику

631

311

240

4. Произведена замена картриджа (1 штука)

92

209

100

 

Остается добавить, что в налоговом учете предприятие-арендатор в таком случае сможет также отразить и

ремонтные компьютерные расходы. Так, к примеру (если в том появится необходимость), предприятие-арендатор сможет учесть расходы на ремонты и улучшения арендованного компьютера в порядке, установленном п. 8.8 Закона о налоге на прибыль.

В заключение напомним, что учетные особенности, связанные с использованием компьютера на предприятии, также подробно рассматривались в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 46.

Людмила Солошенко, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц