Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О налогообложении поставок сельхозпроизводителями молока и мяса в живом весе

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2008/№ 45
Печать
Письмо от 25.04.2008 г. № 8870/7/16-1117

О налогообложении поставок сельхозпроизводителями молока и мяса в живом весе

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 25.04.2008 г. № 8870/7/16-1117

(извлечение)

 

Согласно

подпункту 6.2.6 пункта 6.2 статьи 6 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон) операции по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности и хозяйствования облагаются налогом по нулевой ставке.

При этом следует отметить, что эта

норма устанавливает только размер ставки налога, а право аккумуляции сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности сумм налога на добавленную стоимость за реализованные ими молоко, скот, птицу, шерсть, а также за молочную продукцию и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, и порядок выплаты им дотаций перерабатывающими предприятиями определены пунктом 11.21 статьи 11 Закона, которым уполномочен Кабинет Министров Украины определить порядок начисления и использования указанных средств.

Такой механизм утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 12.05.99 г. № 805 «О Порядке начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе».

Пунктом 12 указанного Порядка предусмотрено, что на основании данных бухгалтерского учета сельскохозяйственные товаропроизводители ежемесячно составляют отдельную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость поставленных ими молока, скота, птицы, шерсти, а также молочной продукции и мясопродуктов, произведенных в собственных перерабатывающих цехах.

Кроме того, указанным пунктом 12 Порядка установлено, что остаток налоговых обязательств в соответствии с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость с поставленной указанной продукции перечисляется предприятием с текущего на отдельный счет, а остаток налогового кредита покрывается налоговыми обязательствами следующих налоговых периодов.

До

даты вступления в силу постановления Кабинета Министров Украины от 28.03.2007 г. № 596 «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 26.02.99 г. № 271 и от 12.05.99 г. № 805» (далее — постановление № 596) налоговый кредит сельскохозяйственных товаропроизводителей, поставлявших перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, включался в налоговую декларацию плательщика налога за отчетный период, по которой осуществлялись расчеты с бюджетом, с возмещением из бюджета налогового кредита по этой декларации.

Постановлением № 596

указанный Порядок был изложен в новой редакции, в которой приведенная выше норма не была предусмотрена в пункте 2 Порядка. Одновременно с этим действовала норма пункта 12 Порядка, согласно которой остаток налогового кредита покрывался налоговыми обязательствами следующих налоговых периодов.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.04.2008 г. № 300 «

О дополнении пункта 2 Порядка начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе» (далее — постановление № 300) возобновлена возможность для поставщиков молока и мяса в живом весе на перерабатывающие предприятия не только применять к таким операциям нулевую ставку налога на добавленную стоимость, но и декларировать в связи с этим отрицательное значение налога на добавленную стоимость к возмещению, т. е. в бюджетной, а не специальной декларации.

Таким образом,

в период с даты вступления в силу постановления № 596 до даты вступления в силу постановления № 300 операции по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе по нулевой ставке и налоговый кредит сельскохозяйственных товаропроизводителей, связанный с указанными операциями, включались в специальную декларацию, по которой не осуществляются расчеты с бюджетом.

При этом отмечаем, что письмом Государственной налоговой администрации Украины от 07.04.2008 г. № 7063/7/16-1117 доведено до сведения, что в связи с принятием постановления № 300 налоговое

разъяснение, предоставленное пунктом 2 раздела V Ответов по отдельным вопросам взимания налога на добавленную стоимость, присланных письмом ГНА Украины от 07.11.2007 г. № 22703/7/16-1117, не применяется.

Кроме того, Государственная налоговая администрация Украины своим письмом от 16.04.2008 г. № 4659/5/16-1516 проинформировала Министерство аграрной политики Украины, что

письма Государственной налоговой администрации Украины от 06.11.2007 г. № 11123/6/16-1515-23 (от 06.11.2007 г. № 22539/7/16-1517-23), учитывая норму пункта 4.5 Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства, утвержденного приказом ГНА Украины от 12.04.2003 г. № 176 (зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 23.04.2003 г. под № 326/7647), не применяются в связи со вступлением в силу постановления Кабинета Министров Украины от 02.04.2008 г. № 300.

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Поставки молока и мяса в период с 28.03.2007 г. до 02.04.2008 г. отражаются в спецдекларации

В комментарии к письмам ГНАУ от 07.04.2008 г. № 7063/7/16-1117, от 16.04.2008 г. № 4659/5/16-1516 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 40) нами прогнозировалось, что относительно операций по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе по нулевой ставке и налогового кредита сельскохозяйственных товаропроизводителей, связанного с указанными операциями, проведенными в период

с 28.03.2007 г. (даты постановления КМУ № 596, которым была исключена из общеизвестного Порядка № 805 норма об отражении в общей декларации по НДС такого налогового кредита) до 02.04.2008 г. (даты постановления КМУ № 300, которой она была возобновлена), ГНАУ, скорее всего, останется на своей фискальной позиции об отражении их в спецдекларации, по которой бюджетное возмещение налогового кредита по НДС невозможно. То есть, по мнению ГНАУ, отражение таких операций в общей декларации по НДС возможно только до даты вступления в силу постановления КМУ № 596 и только после даты вступления в силу постановления КМУ № 300. Комментируемым письмом, как видим, подтверждено наше предположение.

В комментируемом письме ГНАУ опять, как и в письмах ГНАУ от 07.11.2007 г. № 22703/7/16-1117, от 08.02.2008 г. № 2041/7/16-1517-05 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, соответственно № 15, № 27), акцентирует внимание, что

подпункт 6.2.6 ст. 6 Закона об НДС устанавливает только размер ставки налога (0 процентов), а право аккумуляции сельхозпредприятиями всех форм собственности сумм НДС за реализованные ими молоко, скот, птицу, шерсть, а также за молочную продукцию и мясопродукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, и порядок выплаты им дотаций перерабатывающими предприятиями определен п. 11.21 ст. 11 Закона об НДС. Кроме того, в письмах ГНАУ от 06.11.2007 г. № 11123/6/16-1515-23, от 06.11.2007 г. № 22539/7/16-1517-23 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 100) указывалось, что упомянутый пункт 11.21 не устанавливает никакой зависимости в учете этих операций ни от ставки налога, применяемой при реализации указанных видов продукции, ни от направления реализации.

Таким образом, можно прийти к заключению, что в части оснований для ведения налогового учета и отражения в декларациях по НДС поставок сельхозтоваропроизводителями молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям,

ГНАУ смещает акценты, снижая роль подпункта 6.2.6 ст. 6 Закона об НДС до рамок установления им ставки налога и по-новому трактуя порядок применения пункта 11.21 ст. 11 данного Закона.

Это мнение ГНАУ оспаривать трудно, но и согласиться с ним мы также не можем. Ведь при поставках сельхозтоваропроизводителями перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе, в результате применения нулевой ставки НДС, говорить о праве аккумуляции суммы НДС как-то неуместно, поскольку налоговые обязательства не возникают. На наш взгляд, не нужно отождествлять право получения от перерабатывающих предприятий дотаций и право аккумуляции самими сельхозпредприятиями суммы льготного сельхозНДС. Напомним, что

ранее ГНАУ в письме от 10.08.2006 г. № 15190/7/16-1417, ссылаясь только на подпункт 6.2.6 ст. 6 Закона об НДС, говорила о составлении и предоставлении декларации по НДС (общей) № 3 относительно операций по поставке сельхозтоваропроизводителями молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям.

О неприменении согласно указанным выше письмам ГНАУ № 7063, № 4659 налоговых разъяснений ГНАУ по этому вопросу, предоставленных письмами № 22703, № 11123, № 22539, мы уже сообщали. Кроме того, мы указывали, что логично было бы, если бы ГНАУ сказала и о неприменении указанного выше письма № 2041, которым дается разъяснение уже не действующего на сегодня письма № 11123.

Анатолий Бобро

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше