Темы статей
Выбрать темы

Вновь созданные предприятия: важные организационно-налоговые моменты новичкам

Редакция НиБУ
Статья

Вновь созданные предприятия: важные организационно-налоговые моменты новичкам

 

Начиная деятельность, нужно быть готовым ко многому. Ведь, пройдя регистрационный этап, многое теперь предстоит сделать впервые: впервые выбрать отчетный период, впервые отчитаться, впервые начислить амортизацию (а при надобности и улучшить основные фонды) и пр. Сегодня мы хотим коснуться наиболее важных из таких организационно-налоговых моментов, которые могут пригодиться в жизни начинающему предприятию

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о хозобществах

— Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-ХII.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Порядок № 166

— Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.

 

Наличный взнос в УФ ООО: в кассу или через банк?

Если Ваше предприятие — ООО, то, формируя уставный фонд, следует помнить об ограничении, установленном

ст. 52 Закона о хозобществах. Напомним, эта статья предусматривает, что:

— до момента регистрации ООО каждый из участников обязан

внести в уставный капитал не менее 50 % вклада, указанного в учредительных документах;

— при этом внесение в уставный капитал

денег подтверждается документами, выданными банковским учреждением.

Последнее уточнение, сделанное в отношении

денежных вкладов, вполне логично. Ведь получается, что выполнить условия ст. 52 Закона о хозобществах и до момента регистрации предприятия (а, стало быть, ввиду отсутствия пока еще у него кассы) внести денежный взнос в УФ ООО участник, по сути, может только одним способом — через банк (подтверждением чему и должен служить банковский документ).

Вместе с тем, если свой наличный вклад участник, к примеру, решит вносить по частям (например, не менее 50 % до регистрации ООО, как того требует

Закон о хозобществах, и оставшуюся часть уже после регистрации общества), то остаток такого денежного вклада может быть внесен любым удобным для сторон способом: либо также через банк (с оформлением подтверждающего банковского документа), либо через кассу предприятия (с соответствующим оформлением приходного кассового ордера на сумму поступившей наличности и его отражением в кассовой книге).

 

Первые отчетные периоды: прибыль и НДС

Следующий момент, безусловно интересующий вновь созданных субъектов хозяйствования, связан с определением

первых отчетных налоговых периодов, то есть периодов, по результатам которых впервые предстоит отчитаться, подав налоговую отчетность. Сразу укажем, что и Закон о налоге на прибыль, и Закон об НДС прямо оговаривают этот момент, уточняя, что следует считать первым отчетным периодом вновь созданным налогоплательщикам. Приведем соответствующие законодательные выдержки на этот счет:

 

Первые отчетные налоговые периоды

Налог на прибыль

(п. 11.1 Закона о налоге на прибыль)

НДС

(п. 7.8 Закона об НДС)

Если лицо берется на учет налоговым органом как плательщик налога на прибыль в середине налогового периода, то

первый отчетный налоговый период начинается с даты, на которую приходится начало такого учета, и заканчивается последним календарным днем следующего налогового периода

Если лицо регистрируется плательщиком налога с дня иного, чем первый день календарного месяца,

первым налоговым периодом является период, начинающийся со дня такой регистрации и заканчивающийся последним днем первого полного календарного месяца

То есть первый отчетный период определяется как:

часть начального
периода

(периода регистрации)

+

следующий полный календарный
квартал

часть начального
периода

(периода регистрации)

+

следующий полный календарный
месяц

 

Как видим, оба налоговых закона устанавливают

единый подход к определению первого отчетного периода для лиц, регистрирующихся налогоплательщиками в середине «отчетного промежутка», предполагая при этом, что такой период является немного удлиненным. Так, первый отчетный период новичков состоит из неполного начального периода (охватывающего временной отрезок с даты регистрации лица налогоплательщиком до последнего дня такого регистрационного периода), а также следующего за ним полного календарного периода (с первого числа по последнее включительно). Получается, что тем самым вновь созданным налогоплательщикам, по сути, предоставлена своеобразная льгота в виде освобождения от предоставления отдельной декларации за неполный кусочек начального налогового периода (однако показатели такого неполного периода при этом должны быть учтены при составлении первой декларации, подаваемой чуть позже, — лишь по окончании следующего календарного периода, отработанного полностью).

Так, к примеру, у предприятия, зарегистрировавшегося плательщиком

НДС 10 сентября 2008 года (напомним, датой НДС-регистрации при этом является дата, указанная в Свидетельстве плательщика НДС), первый отчетный период будет охватывать часть сентября и полный октябрь (т. е. это промежуток с 10.09.2008 г. по 31.10.2008 г. включительно). При этом показатели такого отчетного периода будут отражены в первой НДС-декларации, подаваемой в октябрьские сроки отчетности — т. е. не позднее 20.11.2008 г.

При определении первого отчетного периода по

налогу на прибыль хотим отметить такой момент. Как известно, п. 11.1 Закона о налоге на прибыль выделяет следующие 4 базовых налоговых периода: календарные квартал, полугодие, три квартала и год. Вместе с тем вот уже на протяжении последних нескольких лет в число отчетных периодов добавлен еще и одиннадцатимесячный налоговый период (который, в частности, на 2008 год узаконен положениями п. 22.13 Закона о налоге на прибыль). Учитывая, что по итогам 11 месяцев за налогоплательщиком также закреплена обязанность подачи прибыльной декларации (по сокращенной форме — без приложений), а также уплаты налога, на наш взгляд, этот период следует рассматривать как самостоятельный полноценный отчетный период, и наравне с другими учитывать его в соответствующих случаях при определении первого отчетного периода вновь созданным налогоплательщикам. Так, с учетом этого считаем, что у предприятия, зарегистрировавшегося плательщиком налога на прибыль, к примеру, 10 сентября 2008 года, первый отчетный период должен включать период с 10.09.2008 г. по 30.11.2008 г., т. е. охватывать сентябрьский кусочек III квартала 2008 года и октябрь — ноябрь месяцы 11-месячного периода. При этом показатели работы за этот промежуток времени будут отражены в декларации по налогу на прибыль, впервые подаваемой таким налогоплательщиком по итогам 11-месячного налогового периода. Заметим, что консультацию с аналогичным выводом можно встретить и в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 11.

Еще один пример. Предположим, предприятие стало на учет 15 октября 2008 года. В таком случае, если следовать рассмотренному выше подходу, по логике налогоплательщику

впервые предстоит отчитаться по итогам 2008 года — за первый отчетный период с 15.10.2008 г. по 31.12.2008 г. (т. е. за кусочек 11-месячного периода и следующий за ним годовой налоговый период). Вместе с тем хотим обратить внимание на письмо ГНА в г. Киеве от 18.06.2007 г. № 578/10/31-606, в котором при рассмотрении подобной ситуации делался иной вывод на этот счет, и разъяснялось, что первым отчетным периодом для предприятия в таком случае будет являться период с октября текущего года по март следующего года (т. е. первая декларация по налогу на прибыль будет подана в сроки отчетности аж за I квартал следующего года). Однако при этом — разъяснялось в письме — предприятию, зарегистрировавшемуся в октябре, следует в обязательном порядке подать декларацию за 11 месяцев текущего года (т. е. фактически за проработанные кусочек октября и ноябрь 2008 года), уплатив по ней соответствующую сумму налоговых обязательств. Получается, что в этом случае налоговики уже не брали 11-месячный период в расчет первого отчетного периода, однако все же требовали при этом уплаты налога и подачи декларации по результатам 11 месяцев. Считаем, что такой подход выглядит весьма странным и противоречит нормам Закона о налоге на прибыль. Тем не менее в сложившейся ситуации вновь созданному налогоплательщику, зарегистрировавшегося накануне 11 месячного периода, очевидно, все же лучше получить письменное разъяснение от своих налоговых органов о том, что же ему следует считать первым отчетным (налоговым) периодом.

А теперь подробнее остановимся на некоторых прибыльных и НДС-особенностях.

 

Прибыльные особенности

 

Начисляем первую налоговую амортизацию

Сперва напомним некоторые особенности начисления амортизации. Как известно, отчетным периодом, важным для начисления налоговой амортизации, является

расчетный квартал. Именно по состоянию на начало расчетного квартала налогоплательщик определяет балансовую стоимость ОФ в порядке, оговоренном п.п. 8.3.2 Закона о налоге на прибыль. При этом п.п. 8.3.1 Закона о налоге на прибыль предусмотрено, что сумма амортизационных отчислений отчетного периода определяется как сумма амортизационных отчислений, начисленных для каждого из календарных кварталов, входящих в такой отчетный период (далее — расчетные кварталы).

В связи с этим интерес представляет

ситуация, когда на момент регистрации (постановки на учет) предприятие еще не имеет ОФ, однако, не затягивая, приобретает их практически сразу же в начале деятельности — в течение неполного начального периода работы (т. е. периода регистрации), входящего в первый отчетный период. Получается, что, купив ОФ в такие сроки (введя в эксплуатацию объекты ОФ группы 1 или оприходовав объекты из групп 2 — 4), у налогоплательщика по состоянию на начало следующего полноценного календарного квартала работы (входящего в первый отчетный период) уже будет сформирована их балансовая стоимость. А значит, он имеет законное право на амортизацию ОФ в таком расчетном квартале. Следовательно, подавая первую декларацию по налогу на прибыль, предприятие вправе учесть в ней амортизационные отчисления, начисленные за первый полный календарный (расчетный) квартал работы, входящий в состав такого первого отчетного периода (попутно заметим, что такой же порядок начисления амортизации будет справедлив и для ОФ, которые на момент регистрации уже имелись у налогоплательщика — например, были внесены в его уставный фонд; при этом отметим письмо ГНАУ от 09.10.2008 г. № 20630/7/15-0217, в котором уточнялось, что налоговая амортизация ОФ, внесенных в уставный фонд, начинает начисляться с расчетного квартала, следующего за кварталом, в котором были введены в эксплуатацию объекты ОФ группы 1 или оприходованы ОФ групп 2 — 4).

С этим согласилась и ГНАУ, которая

письмом от 04.07.2008 г. № 13412/7/15-0217 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 56) на числовых примерах разъяснила порядок начисления амортизации вновь созданными предприятиями, указав на их право амортизировать ОФ по итогам первого полного календарного (расчетного) квартала работы, входящего в состав первого отчетного периода. При этом в заключении в письме говорилось о неприменении других разъяснений налоговых органов, противоречащих данному письму (к таковым, в первую очередь, можно отнести ответ противоположного характера из прежнего письма ГНАУ от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017// «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, 83, содержащий несправедливый запрет на амортизацию ОФ по итогам первого отчетного периода у вновь созданных налогоплательщиков).

А теперь рассмотрим на примерах «амортизационные» ситуации.

Итак, предприятие, ставшее на учет, к примеру, 20 июня 2008 года, и уже сформировавшее по состоянию на 01.07.2008 г. балансовую стоимость ОФ, вправе начислить

первую налоговую амортизацию по таким ОФ по итогам III (расчетного) квартала 2008 года. При этом сумма таких амортотчислений отразится в первой декларации по налогу на прибыль, подаваемой за первый для такого предприятия отчетный период — с 20.06.2008 г. по 30.09.2008 г.

Рассмотрим еще один случай — с участием 11-месячного отчетного периода. Так, если предприятие, ставшее на учет, к примеру, 5 сентября 2008 года, в сентябре 2008 года приобрело ОФ (введя в том же сентябре ОФ группы 1 в эксплуатацию или оприходовав ОФ из групп 2 — 4), то оно вправе впервые начислить амортизацию по таким ОФ уже по итогам 11-месячного налогового периода 2008 года (

в соответствующем порядке, по сути, за октябрь — ноябрь — в размере 2/3 квартальных отчислений). При этом сумма начисленных таким образом амортотчислений войдет в первую прибыльную декларацию, составляемую за первый отчетный период (с 05.09.2008 г. по 30.11.2008 г.) и подаваемую в срок, установленный для подачи декларации за 11 месяцев 2008 года.

Ну и конечно, само собой разумеется, что налогоплательщик, несколько отодвинувший сроки приобретения ОФ и купивший их уже

в течение первого полного расчетного квартала, сможет рассчитывать на их налоговую амортизацию только начиная со второго отчетного периода (т. е. начиная со второго полного расчетного квартала работы).

 

Когда можно применить 10 % ремонтный лимит

В продолжение амортизационной темы коснемся права вновь созданных предприятий на применение 10 % ремонтного лимита. Как предусматривает

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, налогоплательщики имеют право в течение отчетного периода отнести к валовым расходам любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, подлежащих амортизации, в том числе расходы на улучшения арендованных ОФ, в сумме, не превышающей 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ по состоянию на начало такого отчетного периода.

Как видим, для применения 10 % ремонтного лимита важно наличие

ОФ на начало отчетного периода. Заметим: в то время как для основной массы налогоплательщиков начало каждого из отчетных периодов на протяжении календарного года приходится на одну и ту же дату — 1 января, для вновь созданных налогоплательщиков началом такого отчетного периода (в течение первого календарного года работы) будет являться дата их взятия на учет (что подтверждает и письмо ГНАУ от 04.07.2008 г. № 13412/7/15-0217).

Поскольку на момент взятия на учет в налоговых органах предприятие

не может сформировать балансовую стоимость групп ОФ (в том числе по объектам, оприходованным и введенным в экcплуатацию до постановки на учет), то считается, что балансовая стоимость всех групп ОФ на начало отчетного периода равна 0 (нулю) и налогоплательщик в текущем году регистрации права на применение ремонтного лимита не имеет. А такое право он получит, только начиная со следующего календарного года (при наличии, конечно, ОФ по состоянию на 1 января). См. также письмо ГНАУ от 04.07.2008 г. № 13412/7/15-0217 .

 

ВР по регистрационным расходам

Налоговое законодательство сохраняет за налогоплательщиком право учесть расходы на регистрацию при налогообложении. Так, возможность отражения в налоговом учете расходов, связанных с регистрацией предприятия, прямо предусмотрена

п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль. Напомним, что согласно этому подпункту в состав валовых расходов могут быть отнесены регистрационные расходы, включая плату за регистрацию предприятия в органах государственной регистрации, в том числе в органах местного самоуправления, их исполнительных органах, а также любые расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами власти для ведения хозяйственной деятельности.

Кроме того, некоторые из расходов предрегистрационного и регистрационного периодов, связанные с созданием предприятия, могут быть отнесены налогоплательщиком на валовые расходы в соответствии с

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, как расходы, связанные с подготовкой, организацией и ведением производства, на что обращалось внимание и в консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 39.

При этом не следует забывать, что для отражения валовых расходов расходы должны быть подтверждены документально (

п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль). Поэтому по регистрационным расходам важно иметь соответствующие подтверждающие документы (акты, договоры, квитанции, чеки и т. п.). В таком случае, при документальном подтверждении налогоплательщик сможет учесть расходы, связанные с регистрацией, уже в первой прибыльной декларации, подаваемой по итогам первого отчетного налогового периода.

 

НДС-особенности

При небольших объемах налогооблагаемых операций (что свойственно начинающим налогоплательщикам)

Закон об НДС, как известно, предоставляет определенные права в выборе периода и порядка ведения НДС-учета: так, в частности, налогоплательщик может выбрать квартальный отчетный период, а также кассовый метод НДС. Рассмотрим, как такой выбор осуществлять вновь созданным предприятиям.

 

Квартальный период: можно ли выбрать сразу?

Налоговым периодам посвящен

п. 7.8 Закона об НДС. Ознакомившись с этим пунктом, можно увидеть, что он выделяет 2 отчетных налоговых периода: базовый — в календарный месяц и альтернативный ему (применяемый при соблюдении определенных условий) — в календарный квартал.

Условия выбора

квартального налогового периода оговорены п.п. 7.8.2 Закона об НДС. Так, согласно этому подпункту квартальный отчетный период может выбрать налогоплательщик, у которого объемы налогооблагаемых операций за прошедшие 12 месячных налоговых периодов не превышают предельной величины в 300 тыс. грн. (без учета НДС). При этом перейти на квартальный период можно только с начала следующего календарного года, подав для этого налоговым органам предварительно (вместе с декларацией за последний налоговый период текущего календарного года) заявление о выборе квартального отчетного (налогового) периода (по форме приложения 1 к Порядку № 166).

Таким образом, из положений этого

подпункта следует, что перейти на квартальный налоговый период могут только уже действующие налогоплательщики (проработавшие как минимум 12 месячных отчетных периодов). А вот вновь созданные налогоплательщики такого права лишены и выбрать квартальный отчетный налоговый период сразу в момент НДС-регистрации они не могут.

Кстати, подтверждает это и

п.п. 7.8.1 Закона об НДС, который для лица, регистрирующегося плательщиком НДС, устанавливает сперва в качестве отчетного базовый месячный период. Заметим: о том, что плательщик НДС с момента своей регистрации может применять только месячный налоговый период, говорилось и в письме ГНАУ от 21.04.2008 г. № 8230/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 39. Также в нем разъяснялось, что первое решение о выборе квартального налогового периода налогоплательщик вправе принять только по окончании первого полного календарного года после регистрации в качестве плательщика НДС. Принимая это во внимание, а также то, что переход на квартал может быть осуществлен только с начала календарного года, получается, что вновь созданное предприятие, зарегистрировавшееся плательщиком НДС, к примеру, 20 октября 2008 года, и сперва отчитывающееся помесячно, фактически сможет стать квартальным плательщиком НДС только начиная с 2010 года, подав для этого своевременно (вместе с декларацией за декабрь 2009 года) заявление о выборе квартального периода (конечно, при условии непревышения к тому моменту предельного 300-тысячного объема налогооблагаемых операций).

Вместе с тем (внимание!) под

исключение из такого общеустановленного правила выбора квартального периода попадают единоналожники (частные предприниматели, регистрирующиеся плательщиками НДС в добровольном порядке, по собственному желанию, независимо от объема налогооблагаемых операций, и юрлица на ставке 6 %, являющиеся обязательными плательщиками НДС). Так, в последних своих разъяснениях (письмо ГНАУ от 21.04.2008 г. № 8230/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 39; консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 23) налоговики указывали, что при регистрации упрощенцев плательщиками НДС им сразу устанавливается квартальный отчетный период; при этом заявление о выборе квартального периода они не подают, а отчитываются поквартально на протяжении всего периода пребывания на упрощенной системе налогообложения (даже в случае если объем налогооблагаемых операций у них превысит предел в 300 тыс. грн.). Заметим, что прежде в этом вопросе ГНАУ придерживалась несколько иного мнения, оставляя за единоналожниками все же право выбора отчетного периода (месячного или квартального) при НДС-регистрации (письма ГНАУ от 23.03.2006 г. № 2725/7/16-1515-26, от 27.10.2005 г. № 21067/7/16-1517-26, от 19.01.2006 г. № 867/7/16-1517-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 23). В связи с этим вызывает удивление другая недавняя консультация налоговиков (журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 36), в которой опять говорится о возможности выбора отчетного периода (месяца или квартала) единоналожником.

 

Кассовый метод (можно избрать уже при НДС-регистрации)

Порядок применения кассового метода учета (который, напомним, в отличие от общего порядка налогообложения, основанного на правиле первого события, предполагает формирование налоговых обязательств и налогового кредита налогоплательщиком по такому событию, как

оплата) оговорен п.п. 7.3.9 Закона об НДС*. Вкратце отметим, что выбрать его может налогоплательщик при соблюдении определенных условий, а именно:

* В некоторых случаях для отдельных видов операций Закон об НДС (п.п. 7.3.5 и п. 11.11) также устанавливает обязанность ведения учета кассовым методом, однако на таких частных случаях в рамках данной статьи мы останавливаться не будем.

(1)

объем налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев не должен превышать предельной величины — 300 тыс. грн. без НДС;

(2) при этом следует помнить, что

кассовый метод не может применяться к:

— экспортно-импортным операциям;

— операциям по поставке подакцизных товаров;

(т. е. налогообложение таких операций должно осуществляться в общеустановленном порядке по правилу первого события);

(3) важно контролировать

состояние расчетов с покупателями и сроки оплаты. В случае неоплаты товаров (услуг) покупателями свыше 3 месяцев налогоплательщику следует начать процедуру урегулирования сомнительной, безнадежной задолженности согласно законодательству (судя по всему, в порядке, оговоренном ст. 12 Закона о налоге на прибыль). Иначе если он не сделает этого, то на сумму начисленных налогов ему предстоит увеличить свои налоговые обязательства по итогам следующего отчетного периода.

Подробнее особенности применения кассового метода рассматривались в статье «Учет НДС по кассовому методу» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 97.

Примечательно, что (в отличие от ситуации, сложившейся с выбором квартального отчетного периода) о

возможности выбора кассового метода непосредственно при регистрации лица плательщиком НДС прямо говорится во втором абзаце п.п. 7.3.9 Закона об НДС. Таким образом, регистрируясь плательщиком НДС, лицо (при сооблюдении оговоренных выше условий) вправе выбрать кассовый метод учета. Для этого вместе с заявлением о регистрации плательщиком НДС (по форме № 1-ПДВ) предприятие подает налоговому органу заявление о выбранном кассовом методе НДС-учета (так как форма такого заявления официально не утверждена, оно составляется в произвольной форме).

Выбрав кассовый метод, предприятие не должно забывать о проставлении соответствующей «кассовой»

отметки в поле «Відмітка про застосування касового методу податкового обліку: дата початку застосування кассового методу» в заключительной части НДС-деклараций, подаваемых на протяжении всего срока применения кассового метода (до перехода на учет по правилу первого события).

И еще один момент. После регистрации «кассовыми» плательщиками НДС у вновь созданных предприятий может возникнуть

ситуация, когда еще до окончания года, в котором произошла их НДС-регистрация, окажется превышен предельный объем налогооблагаемых операций (300 тыс. грн.), дающий, как отмечалось, право на применение кассового метода. Как быть в таком случае? Ведь п.п. 7.3.9 Закона об НДС, с одной стороны, говорит о неизменении кассового метода учета у вновь созданных налогоплательщиков до конца года их регистрации, а с другой — требует перехода на учет по правилу первого события в случае достижения предельного 300-тысячного объема. ГНАУ считает, что в таком случае налогоплательщику предстоит уйти с кассового метода при достижении в году регистрации предельного объема в 300 тысяч (письмо ГНАУ от 24.01.2007 г. № 666/6/16-1515-26, кассовому методу в котором посвящался п. 2 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 21).

 

Право на бюджетное возмещение: сразу или потом?

Круг лиц,

не имеющих права на бюджетное возмещение, оговорен п.п. 7.7.11 Закона об НДС. В их число согласно второму абзацу п.п. «а» этого подпункта, в частности, попадают лица, зарегистрированные плательщиками НДС менее чем 12 календарных месяцев .

Таким образом, вновь созданные предприятия, зарегистрировавшиеся плательщиками НДС и декларирующие отрицательное значение,

в течение первого года работы не вправе претендовать на его возмещение из бюджета (а такую отрицательную сумму они смогут направлять только в уменьшение возникших налоговых обязательств или в погашение налогового долга при его появлении, перенося значение из строки 24 в строку 26 НДС-деклараций).

Впервые

заявить возмещение в декларации такие налогоплательщики смогут только после окончания 12 полных календарных месяцев, следующих за месяцем их НДС-регистрации. При этом право на декларирование бюджетного возмещения предприятие получит по результатам того отчетного периода, который наступит после окончания таких 12 месяцев (письмо ГНАУ от 19.07.2006 г. № 13706/7/16-1517-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 71). Так, например, предприятие, зарегистрировавшееся плательщиком НДС 10 сентября 2008 года, впервые заявить бюджетное возмещение (заполнить строку 25 НДС-декларации) сможет лишь спустя год работы — в декларации за октябрь 2009 года (так как право на декларирование возмещения появится у него, начиная с октября — месяца, следующего за сентябрем 2009 года, являющегося последним из 12 полных календарных месяцев, прошедших с момента его НДС-регистрации). При этом, полагаем, расчет суммы бюджетного возмещения налогоплательщик вправе осуществлять исходя из накопленного в течение таких первых 12 месяцев работы отрицательного значения (поскольку каких-либо ограничений относительно возможности возмещения налогового кредита, накопленного за первые 12 месяцев с момента регистрации, Закон об НДС не содержит).

Вместе с тем из такого порядка возникновения права на бюджетное возмещение есть одно

исключение. Так, в п.п. «а» п.п. 7.7.11 Закона об НДС присутствует оговорка: «кроме начисления налогового кредита вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов по решению КМУ». Получается, что единственный случай, когда вновь созданные предприятия могут «досрочно» (не дожидаясь истечения 12 месяцев) претендовать на получение бюджетного возмещения — это случай возмещения налогового кредита при приобретении (сооружении, строительстве) ОФ при условии наличия на то соответствующего решения КМУ (на эту особенность мы обращали внимание и в статье «Кто не имеет права на возмещение НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 77; также об этом шла речь в консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 4).

Ну и, конечно, получив в общем случае (спустя год работы) право на возмещение, вновь созданным предприятиям в дальнейшем нужно помнить об

условии из третьего абзаца п.п. «а» п.п. 7.7.11 Закона об НДС, согласно которому заявлять бюджетное возмещение налогоплательщик вправе, только если объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев у него превышают заявленную сумму бюджетного возмещения (исключение опять-таки при этом сделано для случая начисления налогового кредита при приобретении, сооружении и строительстве ОФ). В противном случае заявить бюджетное возмещение налогоплательщик не сможет.

 

В налоговый кредит могут попасть суммы входного НДС из смежного дорегистрационного периода

В некоторых случаях в состав налогового кредита вновь созданные предприятия смогут отнести суммы входного НДС по расходам из смежного

дорегистрационного периода (т. е. периода до их регистрации плательщиком НДС). Таковыми являются, к примеру, суммы входного НДС при «подотчетном варианте» приобретения товаров.

Рассмотрим следующую ситуацию. Предположим, подотчетное лицо вновь созданного предприятия приобрело 30.09.2008 г. за счет

наличных средств, выданных в подотчет (или, скажем, за счет собственных средств с последующей компенсацией таких расходов предприятием), товары. Чек РРО, подтверждающий факт покупки товаров, датирован также 30.09.2008 г. Авансовый отчет (полное название — Отчет об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 19.09.2003 г. № 440) подан подотчетным лицом (с учетом отведенного трехдневного срока) 02.10.2008 г. (напомним, согласно п.п. 9.10.2 Закона № 889 авансовый отчет следует подать до окончания третьего банковского дня, следующего за днем, в котором подотчетное лицо завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет предприятия). При этом допустим, что с 01.10.2008 г. вновь созданное предприятие зарегистрировалось плательщиком НДС.

Прежде всего напомним, что при покупке товаров (услуг)

за наличные возможность подтверждения права на налоговый кредит (без налоговой накладной) кассовыми чеками (по поставкам в течение дня с учетом предельной суммы наличных расчетов в 10000 грн. (с НДС) — если чеки содержат индивидуальный налоговый номер поставщика, и в пределах 200 грн. (без НДС) — если чеки налогового номера поставщика не содержат) предусмотрена п.п. 7.2.6 Закона об НДС. Следовательно, при наличии кассовых чеков налогоплательщик вправе включить сумму входного НДС по ним в налоговый кредит.

В данном случае — когда закупка товаров происходит через подотчетное лицо — вся

особенность ситуации заключается в том, что правило первого события при такой операции фактически не работает. Так, ни выдача денежных средств подотчетному лицу, ни оплата подотчетным лицом стоимости товаров еще не влекут за собой никаких последствий у предприятия в налоговом учете — ведь в этот момент денежные средства (равно как потом и приобретенные товары) пока еще находятся в подотчете у доверенного лица. А право отразить налоговые последствия (валовые расходы и налоговый кредит) по приобретенному товару появятся у предприятия только после утверждения авансового отчета. Поскольку, утвердив авансовый отчет и, следовательно, тем самым получив приобретенные товары от подотчетного лица, у предприятия появляются все основания для их оприходования.

Итак, как видим, налоговые последствия в «подотчетном» варианте фактически привязаны к такому событию, как

оприходование товаров, что становится возможным только после утверждения авансового отчета, подтверждающего получение товаров предприятием. При этом право отразить валовые расходы появляется у предприятия на дату утверждения авансового отчета, а право на налоговый кредит — на дату получения чека РРО (которой в данном случае опять-таки будет являться дата утверждения авансового отчета).

Поскольку по условиям примера предприятие зарегистрировано плательщиком НДС 01.10.2008 г., а авансовый отчет утвержден 02.10.2008 г. (т. е. уже после НДС-регистрации), то, стало быть, чек предприятие получило, уже являясь плательщиком НДС, а значит,

вправе на законных основаниях отразить его в своем НДС-учете, включив сумму НДС по нему в налоговый кредит . Тем самым в данном случае дорегистрационные НДС-расходы предприятие сможет отразить в своем налоговом учете. Кстати, аналогичная ситуация может возникнуть и с отражением валовых расходов.

Вместе с тем, в других случаях, если, предположим, предприятие все же осуществляло расходы в период, когда оно еще не являлось плательщиком НДС, однако уже пребывало в рядах плательщиков налога на прибыль, суммы входного НДС по таким операциям могут быть отнесены им на валовые расходы.

На этом мы завершаем наш сегодняшний разговор. Ну а лицам, только входящим в мир предпринимательства, конечно же, хотим пожелать удачи в делах и успеха во всех начинаниях.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше