Темы статей
Выбрать темы

Хиты розничной торговли

Редакция НиБУ
Статья

Хиты розничной торговли

 

Сфера розничной торговли — это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. В связи с этим интерес читателей к вопросам учета на предприятиях розничной торговли по-прежнему высок. В рамках данной статьи остановимся на самых популярных из них.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. №168/97-ВР.

Закон № 771

— Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

Закон о бухгалтерском учете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

П(С)БУ 9

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246.

Приказ по самообслуживанию

— приказ Министерства торговли СССР «Об утверждении дифференцированных размеров списания потерь непродовольственных и продовольственных товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания» от 23.03.84 г. № 75.

Порядок № 116

— Порядок определения размера ущерба от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.96 г. № 116.

 

Как определить средний процент торговой наценки

Торговые предприятия, которые имеют значительную и переменную номенклатуру товаров примерно с одинаковым уровнем торговой наценки, для определения себестоимости реализованных товаров используют

метод цены продажи (п. 22 П(С)БУ 9). В соответствии с этим методом себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной (розничной) стоимостью реализованных товаров и суммой торговой наценки на такие товары:

Себестоимость реализованных товаров = Тр - ТНр

,

где

Тр — продажная (розничная) стоимость реализованных товаров;

ТНр

— сумма торговой наценки, приходящейся на реализованный товар.

 

В свою очередь, сумма торговой наценки на реализованные товары рассчитывается как произведение продажной (розничной) стоимости проданных товаров и среднего процента торговой наценки:

ТН р = Тр х
%ТН

100

,

где

%ТН — средний процент торговой наценки.

 

Средний процент торговой наценки определяется делением суммы остатка торговых наценок на начало отчетного месяца и торговых наценок в продажной стоимости полученных в отчетном месяце товаров на сумму продажной (розничной) стоимости остатка товаров на начало отчетного месяца и продажной (розничной) стоимости полученных в отчетном месяце товаров:

%ТН =
ТНн + ТНп

Тн + Тп

,

где

ТНн — остаток торговых наценок на начало отчетного месяца;

ТНп

— торговые наценки, приходящиеся на товары, полученные в отчетном месяце;

Тн

— продажная (розничная) стоимость остатка товаров на начало отчетного месяца;

Тп

— продажная стоимость поступивших в течение месяца товаров.

 

Для обобщения информации о торговых наценках предназначен субсчет

285 «Торговая наценка». Увеличение сумм торговых наценок отражается проводкой Дт 282 — Кт 285. А вот списание осуществляется при помощи двух вариантов записей:

1) Дт

285 — Кт 282 или методом сторно. Такой вариант учета предусмотрен Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291;

2) Дт

902 — Кт 285 (методом сторно).

Пример.

На предприятии розничной торговли ООО «Мечта» стоимость остатков товаров на начало октября 2008 г. составила 8500 грн. При этом первоначальная стоимость товаров равна 6000 грн., а сумма торговой наценки — 2500 грн.

В течение октября предприятие приобрело товары стоимостью 18000 грн. (в том числе НДС — 3000 грн.). На них была начислена торговая наценка в сумме 4500 грн.

В рассматриваемом периоде реализованы товары на сумму 19200 грн. (в том числе НДС — 3200 грн.).

Отразим данные операции в бухгалтерском и налоговом учете, определив средний процент торговой наценки и себестоимость реализованных товаров методом цены продажи

.

 

Таблица 1

Определение среднего процента торговой наценки

и себестоимости реализованных товаров

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Первоначальная (покупная) стоимость

Сумма торговой наценки

Продажная стоимость

1

2

3

4

5

гр. 4 + гр. 5

1

Остаток товаров на начало октября 2008 г.

грн.

6000

2500

8500

2

Товары, приобретенные в течение октября 2008 г.

грн.

15000

4500

19500

3

Средний процент торговой наценки

%

 

2500 + 4500

8500 + 19500

х 100 % = 25 %

4

Товары, реализованные в течение октября 2008 г.

грн.

14400
 

(19200 - 4800)

4800
 

(19200 х 25 % : 100)

19200

5

Остаток товаров на конец октября 2008 г.

(стр. 1 + стр. 2 - стр. 4)

грн.

6600
 (6000 + 15000 - 14400)

2200
 (2500 + 4500 - 4800)

8800
(8500 + 19500 - 19200)

 

Проведенные расчеты показали, что сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные товары, составила

4800 грн., а себестоимость реализованных товаров — 14400 грн.

 

Таблица 2

Отражение в учете реализации товаров

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

Остаток товаров на начало месяца:

— продажная стоимость

282

8500

— торговая наценка

285

2500

2

Оприходованы товары от поставщика

281

631

15000

15000*

* Стоимость оприходованных товаров участвует в расчете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

3

Отражена сумма налогового кредита (при наличии налоговой накладной поставщика)

641

631

3000

4

Произведена оплата за полученные товары

631

311

18000

5

Переданы товары в розницу

282

281

15000

6

Начислена торговая наценка

282

285

4500

7

Отражен доход от реализации товаров

301

702

19200

16000

8

Начислены обязательства по НДС

702

641

3200

9

Списана сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные товары, методом сторно

282

285

4800

10

Отражена себестоимость реализованных товаров

902

282

14400

11

Списаны доходы на финансовый результат

702

791

16000

12

Списаны расходы на финансовый результат

791

902

14400

13

Остаток товаров на конец месяца:

— продажная стоимость

282

8800

— торговая наценка

285

2200

 

Включаем транспортно-заготовительные расходы в первоначальную стоимость запасов

В соответствии с

п. 9 П(С)БУ 9 транспортно-заготовительные расходы (далее — ТЗР) включаются в первоначальную стоимость запасов, приобретенных за денежные средства. К ТЗР относятся:

— расходы на заготовку запасов;

— оплата тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку запасов всеми видами транспорта к месту их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки запасов.

Если предприятие осуществляет доставку запасов

собственным транспортом, расходы, связанные с доставкой приобретаемых запасов, так же увеличат их первоначальную стоимость. Об этом шла речь в письме Минфина от 14.03.2005 г. № 31-04200-30-10/3778. Что касается транспортных расходов, не связанных с приобретением запасов, то они списываются на расходы отчетного периода и не увеличивают первоначальную стоимость. В частности, к таким расходам относятся транспортные расходы на внутреннее перемещение запасов, расходы на транспортировку возвратной тары поставщика и т. д.

Суммы ТЗР включаются в первоначальную стоимость запасов двумя методами:

— методом прямого распределения транспортных расходов;

— методом распределения транспортных расходов по среднему проценту.

Метод прямого распределения транспортных расходов

применяется, когда имеется возможность точно определить расходы, связанные с транспортировкой конкретных единиц запасов в стоимостном или натуральном выражении. Суть его заключается в том, что ТЗР распределяются между соответствующими единицами запасов пропорционально их стоимости, количеству или весу. Сумма ТЗР учитывается в составе стоимости запасов на субсчете 281 «Товары на складе».

Обратите внимание:

в налоговом учете, независимо от выбранного метода распределения, сумма ТЗР включается в валовые расходы предприятия на основании п. 5.1 Закона о налоге на прибыль. При этом ТЗР, как составляющая первоначальной стоимости товаров, учитываются при пересчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль (см. письма ГНАУ от 29.01.2007 г. № 1564/7/15-0217// «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 11, от 27.05.2005 г. № 4807/6/11-1116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 49).

Пример

. Предприятие розничной торговли приобрело 1300 кг сахара на сумму 3380 грн. (без НДС — 2816,67 грн., НДС — 563,33 грн.). Стоимость услуг транспортной организации по доставке товара составила 1800 грн. (без НДС — 1500 грн., НДС — 300 грн.).

При использовании предприятием метода прямого распределения транспортных расходов первоначальная стоимость 1 кг сахара составит 3,32 грн. [(2816,67 грн. + 1500 грн.) : 1300 кг]. Приобретение сахара отразится в бухгалтерском и налоговом учете следующим образом:

 

Таблица 3

Учет приобретения товара при условии использования метода прямого распределения ТЗР

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

Оприходованы товары от поставщика

281

631

2816,67

2816,67

2

Отражен налоговый кредит (при наличии налоговой накладной поставщика)

641

631

563,33

3

Перечислена оплата поставщику

631

311

3380

4

Включена в состав первоначальной стоимости сахара сумма ТЗР

281

685

1500

1500

5

Отражен налоговый кредит по НДС в составе стоимости ТЗР

641

685

300

6

Перечислена оплата за услуги транспортной организации

685

311

1800

 

Метод распределения транспортных расходов по среднему проценту

(с использованием отдельного счета 289 учета ТЗР и соответствующим распределением таких расходов после окончания месяца) используют, как правило, предприятия розничной торговли.

Найти средний процент ТЗР можно по формуле:

% ТЗР =

ТЗРн + ТЗРп


Зн + Зп

,

где

% ТЗР — средний процент транспортно-заготовительных расходов;

ТЗРн

— транспортно-заготовительные расходы на начало отчетного месяца;

ТЗРп

— транспортно-заготовительные расходы, понесенные предприятием в течение отчетного месяца;

Зн

— стоимость запасов на начало отчетного месяца;

Зп

— стоимость запасов, поступивших в течение отчетного месяца.

В свою очередь, сумма ТЗР, приходящаяся на стоимость выбывших в течение отчетного месяца запасов, определяется следующим образом:

ТЗРв = Зв х %ТЗР

,

где

ТЗРв — сумма ТЗР, приходящаяся на выбывшие в течение месяца запасы;

Зв

— стоимость выбывших запасов.

Пример

. Данные примера для удобства приведем в табличном виде.

 

Таблица 4

Определение среднего процента ТЗР

№ п/п

Показатель

Первоначальная (покупная) стоимость товаров

Субсчет 285 «Торговая наценка», грн.

Субсчет 282 «Товары в торговле», грн.

Субсчет 289 «ТЗР», грн.

1

Остаток товаров на начало месяца

15000

3750

18750

1100

2

Поступили товары в течение месяца

28000

7000

35000

1800

3

Средний процент ТЗР

 

1100 + 1800

18750 + 35000

х 100 % = 5,4 %

4

Реализованы товары в течение месяца

32000

8000

40000

2160


(40000 х 5,4 %)

5

Остаток товара на конец месяца

(стр. 1 + стр. 2 - стр. 4)

11000

2750

13750

740

 

В результате проведения расчетов ТЗР были распределены между товарами, реализованными в течение месяца, и остатком товаров на конец месяца в сумме

2160 грн. и 740 грн. соответственно.

 

Таблица 5

Учет оприходования и реализации товаров в розничной торговле при условии использования метода распределения ТЗР по среднему проценту

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

Остаток товаров на начало месяца:

— продажная стоимость

282

18750

— торговая наценка

285

3750

— ТЗР

289

1100

Приобретение товаров

2

Оприходованы товары от поставщика

281

631

28000

28000*

* Стоимость оприходованных товаров участвует в расчете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

3

Отражена сумма налогового кредита (при наличии налоговой накладной поставщика)

641

631

5600

4

Произведена оплата за полученные товары

631

311

33600

5

Отражены ТЗР

289

685

1800

1800

6

Отражен налоговый кредит по НДС в сумме ТЗР

641

685

360

7

Перечислена оплата транспортной организации

685

311

2160

8

Переданы товары в розницу

282

281

28000

9

Начислена торговая наценка

282

285

7000

Реализация товаров

10

Отражен доход от реализации товаров

301

702

40000

33333

11

Начислены обязательства по НДС

702

641

6667

12

Списана сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные товары, методом сторно

282

285

8000

13

Отражена себестоимость реализованных товаров

902

282

32000

14

Включена в себестоимость реализованных товаров сумма ТЗР

902

289

2160

15

Списаны доходы на финансовый результат

702

791

33333

16

Списаны расходы на финансовый результат

791

902

32000

17

Остаток товаров на конец месяца:

— продажная стоимость

282

13750

— торговая наценка

285

2750

— ТЗР

289

740

 

Потери в розничной торговле

Торговая деятельность не обходится без потерь и недостач. Недостачи выявляются как при проведении очередной инвентаризации (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и т. д.), так и в день установления факта недостачи, что и будет основанием для проведения «внеплановой» инвентаризации (

п. 3 Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69). По результатам инвентаризации могут быть выявлены недостачи в пределах норм естественной убыли* и сверх норм.

* Количество товара уменьшается вследствие усушки, испарения, выветривания и других естественных процессов при хранении.

Для того чтобы определить сумму недостачи в пределах норм к общей сумме недостачи, применяют нормы естественной убыли. Субъекты хозяйственной деятельности могут использовать в своей работе обширный перечень нормативно-правовых актов относительно норм естественной убыли, утвержденных еще в «советский» период и не утративших силу в настоящий момент. Об этом шла речь в

письме Министерства экономики по вопросам европейской интеграции Украины от 19.09.2003 г. № 83-22/605 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 50. Так, например, приказом Минторга СССР «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в торговле и инструкций по их применению» от 02.04.87 г. № 88 установлены нормы естественной убыли на стандартные товары, реализуемые по весу, в процентах к их розничному обороту. Недостачи в пределах норм естественной убыли списываются на расходы отчетного периода. Обратите внимание: при списании недостач в пределах норм естественной убыли в составе расходов отражается только стоимость недостающих товаров, без учета торговой наценки. Торговая наценка подлежит списанию.

В случае отсутствия норм естественной убыли недостачи запасов рассматриваются как сверхнормативные.

При рассмотрении данного вопроса особое внимание необходимо уделить

магазинам самообслуживания. Такие субъекты хозяйствования, помимо потерь товаров в результате естественной убыли, несут потери от самообслуживания, обусловленные доступностью товаров. В связи с этим при выявлении недостач магазины самообслуживания должны руководствоваться приказом по самообслуживанию, которым утверждены примерные размеры таких потерь, дифференцированные по группам товаров и типу магазинов. Субъекты хозяйственной деятельности, продающие товар по принципу самообслуживания, вначале к общей сумме недостачи применяют нормы естественной убыли, а затем к оставшейся сумме недостачи применяют нормы потерь, установленные приказом по самообслуживанию. При этом магазины самообслуживания вправе отнести к потерям в пределах норм оба вида рассмотренных потерь (потери в результате естественной убыли, потери по самообслуживанию).

Если в ходе инвентаризации выявлены

сверхнормативные потери, то в отношении таких недостач возникает материальная ответственность. Как предусмотрено п. 14 П(С)БУ 9, сверхнормативные потери запасов не включаются в первоначальную стоимость таких запасов, а относятся на расходы того периода, в котором они были понесены.

Чаще всего с работниками магазинов розничной торговли заключается договор о материальной ответственности. Поэтому при выявлении сверхнормативных недостач именно материально ответственные лица возмещают ущерб предприятию. Как показывает практика, расчет суммы нанесенного ущерба, которую необходимо возместить материально ответственному лицу, производится по формуле в соответствии с

Порядком № 116 (т. е. в кратном размере). По нашему мнению, эту формулу необходимо использовать, если недостача возникла из-за умышленных действий работника. В противном случае он должен возмещать только фактический ущерб. Подробнее о применении норм Порядка № 116 см. статью «Кратная материальная ответственность, или Почем испорченные бланки для народа» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 91, с. 47.

Теперь перейдем к отражению недостач в

налоговом учете. Выявленные недостачи в пределах норм не исключаются из валовых расходов, поскольку такие недостачи обусловлены хозяйственной деятельностью и предусмотрены нормативными документами.

Представители главного налогового ведомства придерживаются такого же мнения (см.

письмо от 16.12.2003 г. № 10283/6/15-1116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 50). При этом они считают, что сумма недостач должна отражаться в налоговом учете следующим образом:

— стоимость недостающих товаров в пределах норм ставится в графе 4 стр. А6 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль;

— после чего сумму недостач списывают на валовые расходы и отражают в стр.

04.13.

По нашему мнению, исключать недостачи в пределах норм из пересчета по

п. 5.9 не нужно, поскольку такие недостачи непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью предприятия. А значит, стоимость недостающих товаров по праву сыграет в увеличение валовых расходов, через механизм прироста (убыли). Примечательно, что в письме от 31.03.2006 г. № 6161/7/15-0317 налоговики говорят уже об отражении в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 только сверхнормативных недостач, а в отношении недостач в пределах норм сказано, что они увеличивают ВР на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

При выявлении недостач в пределах норм не требуется корректировка налогового кредита по НДС. Причина та же — такие недостачи непосредственно связаны с ведением хозяйственной деятельности.

Сверхнормативные потери

необходимо исключить из состава валовых расходов, отраженных во время приобретения товаров. Для этого стоимость недостающих товаров отражают в графе 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль. Откорректировать следует и налоговый кредит: сумму «входного» НДС отразить со знаком «-» в стр. 16.3 декларации по НДС и заполнить приложение 1 «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость».

Что касается сумм возмещения, полученных от материально ответственных лиц, то их отражение в учете регулируется нормами

п.п. 4.2.3 Закона о налоге на прибыль. В соответствии с ними не включается в состав валовых доходов сумма компенсации прямых потерь или убытков предприятия, если такие потери раньше не были включены им в состав валовых расходов. Следовательно, суммы полученного возмещения не найдут отражения в налоговом учете плательщика налога.

Основанием для осуществления необходимых записей, как в налоговом, так и в бухгалтерском учете является

бухгалтерская справка, в которой приводится информация о недостачах в пределах норм и сверх норм, суммах торговой наценки и налогового кредита по НДС.

Пример

. Инвентаризация в торговом зале магазина «Сатурн» проводится 1 раз в неделю. В результате инвентаризации выявлена недостача товаров в пределах норм естественной убыли и самообслуживания на сумму 120 грн. и недостача сверх норм — на сумму 80 грн. Размер торговой наценки, приходящейся на сумму недостачи в пределах норм, составил 20 грн., а на недостачу сверх норм — 12 грн. Виновное в недостаче лицо установлено. Отразим указанные операции в учете.

 

Таблица 6

Учет недостач в магазине самообслуживания

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Отражена недостача в пределах норм

1

Списана первоначальная стоимость недостающих товаров

947*

282

100

—**

*В соответствии с

п. 5.7 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 14 информация о недостачах в пределах норм и сверх норм отражается на субсчете 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

**Недостачи в пределах норм остаются в составе ВР (они не исключатся из расчета прироста/убыли). Налоговый кредит по ним не корректируется

2

Списана торговая наценка (методом сторно)

282

285

20

3

Списаны расходы на финансовый результат

791

947

100

Отражена недостача сверх норм

4

Списана первоначальная стоимость недостающих товаров

947

282

68

—*

* Валовые расходы на сумму сверхнормативных недостач необходимо откорректировать путем отражения в графе 4 стр. А6 таблицы 1 приложения К1/1

5

Списана торговая наценка (методом сторно)

282

285

12

6

Откорректирован налоговый кредит (68 х 20% = 13,6) (методом сторно)

641

644

13,6

7

Списана сумма уплаченного при покупке товаров НДС на расходы предприятия

947

644

13,6

8

Отражена сумма недостачи на забалансовом счете

072

81,6

9

Списаны расходы на финансовый результат

791

947

81,6

Задолженность виновного лица

10

Отражена сумма убытка, подлежащая возмещению виновным лицом

375

716

163,20*

—**

* Сумма задолженности рассчитывается по формуле, приведенной в

Порядке № 116, и составляет 163,2 грн. [(68 грн. х 1 + 13,6 грн.) х 2].

** Сумма возмещения ущерба не включается в валовой доход на основании

п.п. 4.2.3 Закона о налоге на прибыль.

11

Отражена сумма, подлежащая перечислению в бюджет

163,2 - (68 х 120 %)

716

642

81,6

12

Возмещена сумма убытка виновным лицом

301

375

163,20

13

Списана сумма недостачи с забалансового счета

072

81,6

14

Перечислена в бюджет сумма возмещения

642

311

81,6

15

Списаны доходы на финансовый результат

716

791

81,6

 

Списание испорченных товаров

Рассмотрев учетные особенности недостач, возникающих на предприятиях розничной торговли, перейдем к потерям, которые несет предприятие из-за

порчи товара. Если в первом случае количество товара уменьшается, то во втором случае — остается неизменным.

Одной из причин порчи товаров является

истечение сроков годности. Эти сроки устанавливает производитель согласно нормативно-правовым документам для определенных видов продукции. Дату изготовления и срок годности (или конечный срок реализации) производитель указывает на упаковке продукции. Там же находят отражение условия хранения, соблюдение которых позволит сохранить качество продукта в течение установленного срока. После истечения сроков годности продукция становится непригодной для реализации.

Товар может быть испорчен и

до окончания срока годности. Причиной тому являются нарушение технологии изготовления и транспортировки продукции, условий хранения и реализации товара, а также чрезвычайные обстоятельства (отключение электроэнергии, поломка оборудования и т. д).

Для целей

Закона Украины «Об изъятии из оборота, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции» от 14.01.2000 г. № 1393-XIV пищевые продукты с истекшим сроком годности, а также продукты, имеющие признаки порчи и повреждения, являются некачественными и опасными. Согласно ст. 5 указанного документа некачественные и опасные продукты питания подлежат изъятию из оборота.

Изъятие испорченных продуктов из обращения осуществляется на основании приказа руководителя. В этом же приказе содержится распоряжение о создании инвентаризационной комиссии для выявления обстоятельств порчи, количества испорченных товаров, а также установления виновных лиц.

Как же лучше поступить с испорченным товаром?

Во-первых, испорченный товар или товар, срок годности которого подходит к концу, можно

вернуть производителю. Тогда предприятие розничной торговли будет избавлено от хлопот, связанных с его утилизацией. Однако это возможно только в том случае, когда возврат товара предусмотрен в договоре поставки товара.

Во-вторых, непригодные для реализации товары можно

утилизировать. Для этого торговое предприятие заключает договор на утилизацию или уничтожение со специализированными предприятиями, прошедшими аттестацию в соответствии с требованиями постановления КМУ «Об утверждении общих требований к осуществлению переработки, утилизации, уничтожения или дальнейшего использования изъятой из оборота некачественной или опасной продукции» от 24.01.2001 г. № 50. Уничтожение пищевых продуктов осуществляется собственником за свой счет (п. 6 ст. 36 Закона № 771).

Рассмотрев основные моменты, связанные с выявлением и дальнейшим использованием испорченных товаров, перейдем к отражению таких операций в налоговом и бухгалтерском учете.

В этом вопросе, прежде всего, имеет значение судьба испорченных товаров. Если испорченные товары будут

возвращены поставщику, то в соответствии с п. 5.10 Закона о налоге на прибыль торговое предприятие-покупатель откорректирует валовые расходы в отчетном периоде, в котором произошел возврат товаров. При этом стоимость возвращенного товара со знаком «-» отразится в стр. 05.1 «зміна сум компенсації вартості товарів (робіт, послуг)». В учете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов испорченные товары будут участвовать на общих основаниях.

Кроме этого, покупателю в периоде возврата товара необходимо провести корректировочные мероприятия и в НДС-учете: откорректировать налоговый кредит по НДС, отраженный при покупке товаров на основании расчета корректировки, предоставленного поставщиком (

п.п. 4.5.1 Закона об НДС). Подробнее о налоговых последствиях операции возврата товаров см. «Возврат товаров (предоплат) и замены в учете по налогу на прибыль», «Возврат товаров и предоплат: проблемы корректировки НДС», «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 73.

Испорченные товары,

подлежащие утилизации, следует убрать из валовых расходов, ведь предприятие не использовало их в хоздеятельности. Для осуществления пересчета покупную (учетную) стоимость таких товаров отражают в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 декларации по налогу на прибыль. При этом нужно помнить, что пересчет ВР осуществляется с учетом норм естественной убыли товаров.

Входной НДС, «сидящий» в стоимости испорченного товара, также необходимо убрать. Данная корректировка отразится в стр.

16.3 декларации по НДС и соответственно в приложении 1 «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость».

В составе валовых расходов отражаются расходы на

утилизацию (уничтожение) испорченного товара. Напомним, в соответствии с п.п. 5.4.5 Закона о налоге на прибыль к валовым расходам относятся, в частности, расходы по самостоятельному хранению, переработке, захоронению или оплате услуг по хранению, переработке, захоронению и ликвидации отходов от хозяйственной деятельности плательщика налога сторонними организациями. В декларации по налогу на прибыль для таких расходов предназначена стр. 04.13.

Пример

. В магазине розничной торговли «Лилия» выявлен испорченный товар, срок годности которого не истек, стоимостью 2500 грн. (в том числе торговая наценка — 500 грн.). Товар был изъят из оборота и передан специализированному предприятию для утилизации. Стоимость услуг предприятия по договору составила 600 грн. (в том числе НДС — 100).

Отразим данные операции в бухгалтерском и налоговом учете.

 

Таблица 7

Учет испорченных товаров

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

Отражено изъятие из оборота испорченного товара

281/ИТ*

282

2000

*281/ИТ — субсчет, предназначенный для отражения стоимости испорченных товаров, изъятых из оборота.

2

Списана торговая наценка (методом сторно)

282

285

500

3

Списан испорченный товар при передаче специализированному предприятию для уничтожения

947

281/ИТ

2000

- 2000*

* Стоимость испорченных товаров исключают из ВР путем отражения в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

4

Откорректирован ранее отраженный налоговый кредит по НДС (методом сторно)

641

644

400

5

Списана сумма НДС на расходы предприятия

947

641

400

6

Получены услуги по утилизации отходов

949

631

500

500

7

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

100

8

Перечислена оплата специализированному предприятию за услуги по утилизации испорченных товаров

631

311

600

9

Списаны расходы на финансовый результат

791

947

2400

791

949

500

 

На этом заканчиваем сегодняшний разговор. Уверены, что данный материал будет подспорьем в вашей ежедневной работе. Конечно, в рамках одной статьи уделить внимание всем «хитовым» вопросам розничной торговли невозможно, поэтому мы еще будем возвращаться к этой теме. А от вас, уважаемые читатели, ждем новых вопросов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше