Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бухгалтерский калейдоскоп. Малая малость-2

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2008/№ 92
Печать
Статья

Малая малость-2

 

Кто теперь вправе подавать финансовую отчетность в сокращенном объеме?

 

Александр ГОЛЕНКО, главный редактор

 

Не станем преувеличивать свою скромную роль в качестве предвестников

Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования предпринимательской деятельности» от 18.09.2008 г. № 523-VI (вступившего в силу 07.10.2008 г.), наконец согласовавшего между собой критерии для малых предприятий согласно Хозяйственному кодексу Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ) и субъектов малого предпринимательства — юридических лиц — согласно Закону Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III (далее — Закон № 2063). Напомним только, что в статье «Малая малость» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 8, с. 44) нами был поднят вопрос вопиющего несоответствия указанных критериев и дан анализ состояния дел в текущем 2008 году.

А дело, собственно, касается одного — права предприятия подавать

сокращенную финансовую отчетность согласно П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденному приказом Минфина от 25.02.2000 г. № 39. Права, установленного частью 3 статьи 11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV: «для субъектов малого предпринимательства… национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах».

Напомним, что в указанной статье нам удалось проследить законодательную канву и показать, что Госкомстат, принимая финансовую отчетность от юридических лиц, виртуозно обошел противоречие между соответствующими (

отличающимися друг от друга) критериями ХКУ и Закона № 2063 и, в частности, в течение 2008 года (за I квартал и так далее) сокращенная финансовая отчетность принимается от тех юридических лиц, у которых за 2007 год показатель «среднеучетной численности работающих» не превысил 50 человек, а объем валового дохода за тот же год (выраженный в гривне) не превысил 3458950 грн.

Посмотрим внимательнее, как выглядят обсуждаемые нормы сегодня.

Часть 7 статьи 63 ХКУ: «Предприятия в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год могут быть отнесены к

малым предприятиям

Малыми (независимо от формы собственности) признаются предприятия, у которых

среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает пятидесяти человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает семидесяти миллионов гривень».

Статья 1 Закона № 2063: «

Субъектами малого предпринимательства являются:…

юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности

любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн гривень.

Среднеучетная численность работающих определяется с учетом всех работников, в том числе тех, которые работают по договорам и по совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений».

Анализ данных норм позволяет сделать некоторые выводы.

1. По-прежнему

ХКУ оперирует критериями для малых предприятий, а Закон № 2063 — критериями для субъектов малого предпринимательства (юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности), т. е. все еще будут востребованы те документы Госкомстата, благодаря которым с точки зрения права подавать сокращенную финансовую отчетность между малыми предприятиями и субъектами малого предпринимательства (юридическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности) поставлен знак равенства.

2. В указанном смысле важно, что обсуждаемые критерии (

ХКУ — для малых предприятий и Закона № 2063 — для юридических лиц субъектов малого предпринимательства) приведены теперь практически в полное соответствие, что только усиливает констатируемую в предыдущем пункте позицию Госкомстата относительно права, в частности за отчетные периоды 2009 года (и — при соблюдении известных условий — весь 2009 год), подавать сокращенную финансовую отчетность любыми предприятиями, которые соответствуют новым единым критериям. Кстати, характер критериев не изменился: один из них ограничивает среднеучетную численность (количество) работающих за год , другой — объем полученного за год валового дохода (заметим: «валового» — не в понимании Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»).

3. К сожалению, сохранилось отмеченное в указанной нашей статье

терминологическое несоответствие, с одной стороны, использованного в ч. 7 ст. 63 ХКУ и ст. 1 Закона № 2063 термина «среднеучетная численность работающих», а с другой используемого в Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286 (далее — Инструкция № 286), термина «среднее количество работников предприятия».

При этом обращает на себя внимание, что в

ст. 1 Закона № 2063 сохранилась норма, устанавливающая, что показатель «среднеучетной численности работающих» определяется с учетом всех работников, в том числе тех, которые работают по договорам и по совместительству... тогда как в ч. 7 ст. 63 ХКУ подобное, так сказать, «уточнение» отсутствует. Тем не менее мы полагаем, что наличия этой нормы только в ст. 1 Закона № 2063 вполне достаточно, чтобы утверждать, что для любых малых предприятий соответствующий критерий численности следует рассчитывать согласно методологии, установленной п. 3.1 Инструкции № 286. Поэтому и здесь рекомендуем заинтересованным читателям ознакомиться со статьей «Среднеучетность подрядника» («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 87, с. 23).

4. По-прежнему, именно одновременное соблюдение

обоих критериев позволяет предприятию сохранить за собой право (трактуемое Госкомстатом как обязанность) подавать сокращенную финансовую отчетность, а соответственно превышение хотя бы одного из них влечет за собой утрату такого права.

При этом следует напомнить, что согласно

п. 2 П(С)БУ 25, если предприятие с начала определенного года (например, 2008) подавало сокращенную финансовую отчетность и по итогам первого полугодия такого года не вышло за рамки установленных критериев, а произошло это даже уже по итогам 9 месяцев, то вплоть до годовой финансовой отчетности за такой 2008 год (включая как отчетность за 9 месяцев, так и собственно годовую) оно вправе отчитываться по-прежнему в сокращенном объеме (а уже начиная с отчета за I квартал следующего, в данном случае — 2009 года (и дальше), ему, возможно (см. далее), придется отчитываться «по полной»).

Понятно, что в связи с более чем 20-кратным увеличением критерия объема валового дохода вряд ли имеет смысл говорить о его нежданном превышении — более вероятно превышение критерия среднеучетной численности работающих. Однако особенность методологии расчета данного показателя (

среднего количества работников предприятия за год — еще раз напоминаем о статье в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 87, с. 23) заключается в том, что в отличие от того же показателя полученного валового дохода, который в расчете нарастающим итогом с начала года уменьшаться не должен в принципе (за известными аномальными исключениями, когда по законным основаниям доходы сторнируются), — показатель среднего количества работников предприятия в течение года может изменяться как угодно (т. е. может уменьшаться). Поэтому строго формально говорить о нарушении этого («численного») критерия можно лишь по окончании определенного календарного (финансового) года (например, 2008).

Также абсолютно ясно, что если предприятие, которое за отчетные периоды 2008 года подает сокращенную финансовую отчетность (и подаст ее за 2008 год целиком), уложится по итогам 2008 года в рамки

прежних величин критериев, то, разумеется, оно не нарушит новых величин критериев и далее будет вправе подавать сокращенную финансовую отчетность — за I квартал 2009 года и позже (с учетом норм п. 2 П(С)БУ 25).

Это же можно с уверенностью сказать о том предприятии, которое превысило только один из

прежних критериев — «доходный», причем произошло это в третьем или четвертом квартале 2008 года: благодаря известной норме п. 2 П(С)БУ 25 такое предприятие вплоть до годового отчета за 2008 год (т. е. и его включительно) вправе подавать сокращенную финансовую отчетность, и если фактическая итоговая величина полученного дохода за 2008 год не превысит новую величину этого критерия (70 млн грн.), то такое предприятие будет вправе подавать сокращенную финансовую отчетность за I квартал 2009 года и позже (с учетом норм п. 2 П(С)БУ 25).

В этом плане есть одна тонкость, которая требует разъяснения: она касается предприятий, которые за отчетные периоды 2008 года (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) подавали финансовую отчетность в полном объеме (согласно

П(С)БУ 1 — 5) в связи с тем, что величина полученного ими в 2007 году валового дохода превысила заветные 3458950 грн. (а также и те, которые превысили этот предел в I квартале или I полугодии 2008 года, и по этой причине были лишены права подавать сокращенную финансовую отчетность за последующие отчетные периоды 2008 года). У тех из таких предприятий, которые по итогам 2008 года уложатся в новые величины критериев (повторим, что строго как о новой можно говорить только о величине «доходного» 70-миллионного критерия), может появиться соблазн подать сокращенную финансовую отчетность уже за 2008 год. Не стоит! Дело в том, что неоднократно упомянутый здесь п. 2 П(С)БУ 25 о такой ситуации говорит конкретно: «Предприятия, которые по результатам деятельности за прошлый год признаются согласно действующему законодательству субъектами малого предпринимательства (читай: соответствуют обсуждаемым критериям. — Примеч. авт.) применяют Положение (стандарт) 25 в текущем (отчетном) году».

Вообще-то, если углубиться в анализ

п. 2 П(С)БУ 25 (цитируемого здесь частично) на предмет перехода с полнообъемной финансовой отчетности на сокращенную и наоборот, то можно заключить следующее. Поскольку законом в качестве критериев классификации предприятия как малого установлены именно годовые показатели, то строго формально утверждать, что они соблюдены или нарушены, можно только по окончании определенного календарного года. Однако специальный акт законодательства — П(С)БУ 25 — устанавливает (см. п. 2) специальное правило, согласно которому превышение предприятием, подававшим сокращенную финансовую отчетность, установленных критериев по итогам (в течение) первого полугодия календарного года (и в частности — по итогам первого же квартала такого года) влечет за собой обязанность предоставления за соответствующий период (и далее за отчетные периоды такого года, а также следующего за ним) именно полной финансовой отчетности. Похожих правил в отношении предприятий, подающих финансовую отчетность в полном объеме, но желающих перейти на сокращенную финансовую отчетность в течение года, законодательство не содержит. И поэтому приходится признать, что вынужденно перейти с сокращенной отчетности на полную необходимость может возникнуть и в течение года, тогда как перейти с полной отчетности на сокращенную можно только с начала календарного года (за I квартал и далее). Кстати, плательщикам НДС это напомнит ситуацию с месячно-квартальными переходами.

То есть указанным предприятиям придется финансовый отчет за 2008 год подать все еще в полном объеме, а уже начиная с первого отчетного периода (I квартала) следующего — 2009 года — они будут смело подавать сокращенную финансовую отчетность.

И дальше…

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц