Налог на прибыль
Маркетинговые услуги по поиску покупателей
Предприятие заключило договор на приобретение маркетинговых услуг по поиску покупателей товаров. Стоимость услуг по договору составила 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн). Включаются ли в состав валовых расходов предприятия и налогового кредита суммы, уплаченные в связи с получением таких услуг?
(г. Харьков)
Сразу отметим, что отражение в налоговом учете маркетинговых услуг — дело довольно хлопотное. Связано это с тем, что представители главного налогового ведомства соглашаются с включением в валовые расходы лишь расходов на
предпродажные и рекламные мероприятия, к которым, в частности, относятся услуги по размещению продукции в местах продажи, услуги по очистке, фасовке, оперативному пополнению объемов товаров на стеллажах, размещению информации о товаре и т. п. (см. письма ГНАУ от 08.04.2008 г. № 3146/6/15-016// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 30, от 29.07.2008 г. № 15176/7/15-0217).Однако понятие маркетинга намного шире. Маркетинг представляет собой анализ конъюнктуры товарного рынка, направленный на выявление потенциальных рынков сбыта, с учетом выявленных и предполагаемых потребностей, а также перспектив предприятия в области исследований и оптимизации производства в русле существующих требований.
Услуги по поиску покупателей товаров так же относятся к сфере маркетинга. По нашему мнению, расходы, связанные с приобретением таких услуг, включаются в состав валовых расходов на основании
п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Для подтверждения валоворасходности налогоплательщик должен соблюсти требования п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль о наличии соответствующих расчетных, платежных и других документов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.В связи с этим налогоплательщик должен иметь в наличии:
— документы, подтверждающие
факт получения маркетинговых услуг. К таким документам относятся договор на предоставление маркетинговых услуг, счет, платежное поручение, акт предоставленных услуг. Во избежание недоразумений рекомендуем фиксировать условие о конкретных подтверждающих документах в тексте договора;— документы, подтверждающие
связь понесенных расходов с хозяйственной деятельностью предприятия. Таким документом может быть все тот же акт предоставленных услуг, а также отчет о проведенной работе.Как справедливо отметили представители ГНАУ в упомянутых выше письмах, действующим законодательством
не установлен конкретный перечень документов для подтверждения расходов на маркетинг. В связи с этим ничто не помешает налогоплательщику позаботиться о наличии других документов. Например, приказа руководителя, в котором будут поставлены задачи по улучшению сбыта товаров, а также разработанный во исполнение этого приказа план мероприятий, в котором будет предусмотрено получение маркетинговых услуг по поиску покупателей.При этом необходимо помнить, что
каждый из подтверждающих документов должен соответствовать требованиям ч. 2 ст. 9 Закона № 996 и п. 2.4 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.Предложенный путь подходит для смелых налогоплательщиков, которые готовы отстаивать свои права в судебном порядке. А осторожным плательщикам остается прислушаться к мнению ГНАУ и не отражать валовые расходы.
Что касается налогового кредита по НДС, то при надлежащем документальном обеспечении обосновать связь расходов на приобретение услуг по поиску покупателей с хозяйственной деятельностью предприятия будет не сложно. Следовательно, при наличии налоговой накладной предприятие сможет включить НДС, уплаченный в составе стоимости маркетинговых услуг, в налоговый кредит.
Марина Ковенко, экономист-аналитик