Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

НДС. Легковой автомобиль переоборудован в специальный: как быть с «входным» НДС

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2008/№ 93
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

НДС

 

Легковой автомобиль переоборудован в специальный: как быть с «входным» НДС

 

Предприятие приобрело легковой автомобиль (6 пассажирских мест). Впоследствии легковой автомобиль был переоборудован в специальный. Переоборудованное транспортное средство прошло перерегистрацию в органах ГАИ МВД Украины и используется предприятием в своей хозяйственной деятельности. Можно ли сумму НДС, уплаченную при приобретении данного автомобиля, восстановить в составе налогового кредита?

(г. Киев)

 

Начнем с напоминания о том, что

п.п. 7.4.2 Закона об НДС не позволяет учесть в составе налогового кредита суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении легкового автомобиля (кроме таксомоторов), включаемого в состав основных фондов.

Для того чтобы выяснить, распространяется ли на рассматриваемую ситуацию данная норма

Закона об НДС, нужно определить, к какой категории принадлежит используемое предприятием транспортное средство.

Обратимся к

Закону об автотранспорте. Его ст. 1 относит к легковым автомобилям автомобили, которые по своей конструкции и оборудованию предназначены для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не более 9 с местом водителя включительно.

То есть легковыми можно считать только автомобили:

— сконструированные исключительно для перевозки пассажиров. Автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки

грузов, классифицируется как грузовой, а автомобиль, предназначенный для выполнения специальных рабочих функций, — это автомобиль специального назначения (для аварийного ремонта, автокран, пожарный, автобетономешалка, вышка разведывательная или буровая на автомобиле, для транспортировки мусора и других отходов, техническая помощь, автомобиль уборочный, автомобиль-мастерская, радиологическая мастерская, автомобиль для передвижных телевизионных и звуковых станций и т. п.);

— оборудованные местами для сидения, причем не более 9 с местом водителя включительно. Если подобный автомобиль имеет количество мест для сидения

более 9 с местом водителя включительно — это уже автобус.

При переоборудовании легкового автомобиля в транспортное средство

специального назначения его уже с трудом можно назвать легковыми ни в понимании Закона об автотранспорте, ни в понимании Порядка № 338, где также указано, что специальный автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для выполнения специальных рабочих функций.

За более подробной информацией относительно классификации транспортных средств имеет смысл обратиться к

письму ГНАУ от 22.06.2006 г. № 3490/П/17-0315. По разъяснениям этого ведомства, транспортные средства, в зависимости от типов и назначения, делятся на:

пассажирские, исходя из количества определенных производителем автомобиля мест для пассажиров (товарные позиции 8702 или 8703 по УКТ ВЭД);

грузопассажирские и грузовые (товарные позиции соответственно 8703 и 8704 по УКТ ВЭД);

специального назначения (товарная позиция 8705 по УКТ ВЭД) — специально сконструированные или приспособленные для размещения различных приспособлений, дающих им возможность выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основной целью использования транспортного средства этой товарной позиции не является перевозка людей или грузов.

Решающим фактором отнесения транспортного средства к соответствующей товарной позиции классификации являются

технические условия, область применения и назначения, определенные заводом-изготовителем при производстве конкретной модели транспортного средства или ее модификаций.

Налоговый орган констатирует, что окончательную принадлежность транспортного средства к той или иной категории можно определить

с помощью информации, содержащейся в регистрационных документах. Связано это с тем, что при прохождении государственной регистрации в этих документах проставляется пометка о назначении автомобиля на основании документов поставщика (см. ст. 19 Закона об автотранспорте).

А, исходя из

пп. 35, 38 Правил № 1388 изменение модели транспортного средства в результате переоборудования, замены двигателя или кузова и других составных частей, имеющих идентификационные номера, требует его перерегистрации в органах ГАИ УМВД Украины. Владельцу переоборудованного транспортного средства выдается новое свидетельство о регистрации с указанием новых составных частей или особенностей конструкции, которые возникли в результате ее изменения .

Поэтому, если автомобиль приобретался как легковой (по техпаспорту), то сумма НДС, согласно требованиям

п.п 7.4.2 Закона об НДС, не должна была попасть в налоговый кредит. Дальнейшее переоборудование автомобиля в специальный никак не может повлиять (изменить) на порядок налогового учета такой суммы НДС: профильный Закон не предусматривает восстановление НДС.

Другое дело, если бы изначально приобретенный автомобиль регистрировался как специальный, тогда запрет на налоговый кредит из п.п. 7.4.2 Закона об НДС не действовал бы.

Если же при покупке в техпаспорте автомобиля указано, что он

легковой, можно попробовать доказать, что «входной» НДС попадет в валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.3.3 Закона о налоге на прибыль. Во всяком случае, шанс на успех в этом деле дают постановление хозяйственного суда в г. Киеве от 19.10 2006 г. по делу № 32/509-А (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 4) и письмо Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности от 02.03.2007 г. № 06-10/10-199 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 30).

Хотя ГНАУ по этому поводу не проявляет либерализма и считает, что «входному» НДС по легковым авто нет места ни в налоговом кредите, ни в валовых расходах, не увеличивает он и балансовую стоимость основных фондов группы 2, к которой относится автотранспорт (см.

письма от 12.01.2007 г. № 329/7/16-1517-26 и от 30.07.2008 г. № 7384/6/16-1516).

Так что здесь налицо конфликт интересов (

п.п. 4.4.1 Закона № 2181), который, в общем-то, должен разрешаться в пользу налогоплательщика.

Наталья Белова, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно