Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Рекламные акции. Рекламная раздача бесплатно полученной импортной продукции

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2008/№ 93
Печать
Ответы на вопросы

Рекламные акции

 

Рекламная раздача бесплатно полученной импортной продукции

 

Предприятие бесплатно получает от иностранного партнера образцы производимой им продукции. При их ввозе на таможенную территорию Украины предприятие-импортер уплачивает НДС и все таможенные платежи. Впоследствии эти образцы бесплатно распространяются среди потенциальных покупателей. Можно ли в такой ситуации сумму ввозного НДС включить в состав налогового кредита? Каким образом отражаются в налоговом и бухгалтерском учете операции по бесплатному получению и дальнейшей раздаче импортных рекламных образцов товаров?

(г. Львов)

 

Начнем с бесплатного получения от нерезидента рекламных образцов товаров.

Как вы знаете,

п.п. 7.4.1 Закона об НДС позволяет включить в состав налогового кредита отчетного периода суммы НДС (с учетом 20 % ограничения), начисленные (уплаченные) при приобретении товаров (в том числе при их импорте), при условии использования их в налогооблагаемых операциях в рамкахоздеятельности налогоплательщика.

По мнению ГНАУ, при

бесплатном получении импортируемого товара ввозной НДС, уплаченный при таможенном оформлении, в налоговый кредит не включается (см. письма от 08.08.2007 г. № 3655/Т/16-1515-20 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 70, от 07.11.2007 г. № 22703/7/16-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 15).

Свою позицию налоговики обосновывают тем, что бесплатно полученные товары

не считаются приобретенными.

Согласиться с этим сложно, поскольку ни в

Законе о налоге на прибыль, ни в Законе об НДС не определен термин «приобретение» (в отличие от термина «поставка» или «продажа»). А с юридической точки зрения, под приобретением понимаются любые варианты получения имущества в собственность, в том числе в результате договоров купли-продажи, мены, дарения... Иными словами, бесплатное приобретение следует считать приобретением. Налоговики же очень узко понимают термин «приобретение» — только как платное приобретение.

Впрочем, до недавнего времени сами же представители налоговой службы разрешали в некоторых ситуациях увеличивать налоговый кредит на сумму импортного НДС, несмотря на то что в результате осуществления этих операций платного приобретения не было. Например, в

письме ГНАУ от 12.04.2005 г. № 3719/5/15-2316 было дано «добро» на увеличение налогового кредита по НДС, уплаченного при ввозе оборудования по договору лизинга. Причем в данном письме не уточняется, оперативный или финансовый лизинг имеется в виду, из чего можно было сделать вывод, что речь идет именно об оперативном лизинге, ведь он гораздо популярнее лизинга финансового. Правда, позже, в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 32, налоговики поменяли свое мнение, заявив, что «поскольку ввезенное оборудование не является приобретенным, а лишь полученным в пользование, то сумма НДС, уплаченная при его ввозе, в налоговый кредит не относится».

На наш взгляд, если соблюдаются все остальные условия

п.п. 7.4.1 Закона об НДС (использование ввезенного товара в налогооблагаемых операциях в рамкахозяйственной деятельности), то преград для увеличения налогового кредита нет.

Но этот путь скорее подойдет смелым налогоплательщикам. Более осторожные предпочтут не вступать в полемику с проверяющими и согласятся с отсутствием налогового кредита в рассматриваемой ситуации.

Напоминаем, что стоимость бесплатно полученных импортных рекламных товаров на основании

п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль должна быть включена в состав валового дохода предприятия-получателя в том отчетном периоде, в котором такие товары были фактически получены. А учитывая, что товары поступили от нерезидента — неплательщика налога на прибыль, размер валового дохода определяется в соответствии с п.п. 7.4.3 данного Закона, то есть не ниже обычных цен, действовавших на дату такого получения.

Теперь что касается бесплатной раздачи рекламных образцов товаров.

С налоговой точки зрения, такая операция классифицируется как

продажа товаров (см. п. 1.31 Закона о налоге на прибыль).

В случаях, когда рекламные товары бесплатно передаются неплательщику налога на прибыль (в том числе физическому лицу) или нестандартному его плательщику, предприятие-даритель

отражает валовой доход исходя из обычных цен. С учетом п. 1.20 Закона о налоге на прибыль обычной ценой будет считаться стоимость этих или аналогичного им товаров, по которой такие товары реализовывались бы покупателям за денежные средства в обычных рыночных условиях, а не передавались бы бесплатно.

Если же товары бесплатно передаются плательщику налога на прибыль, то валовой доход

не возникает, вернее он равен нулю. Такой вывод следует из положений пп. 7.4.1 , 7.4.3 Закона о налоге на прибыль.

Кроме того, по правилу, установленному

п. 4.2 Закона об НДС, бесплатная передача товаров сопровождается начислением налоговых обязательств по НДС по ставке 20 % исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен.

Правда, не так давно ГНАУ по поводу дальнейшей продажи

импортных товаров на таможенной территории Украины разъяснила, что в таком случае база налогообложения определяется исходя из уровня обычных цен, но не ниже таможенной стоимости этих товаров (см. письмо от 09.04.2008 г. № 7310/7/16-1517 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 45).

Считаем, что эта позиция налоговиков некорректна, поскольку таможенная стоимость определяется по отдельным правилам и не имеет никакого отношения к обычной цене на товар внутри Украины, определяемой исходя из внутренней конъюнктуры рынка с учетом всех факторов, перечисленных в

п. 1.20 Закона о налоге на прибыль.

Пример.

Предприятие бесплатно получило от нерезидента образцы товаров, таможенная стоимость которых равна 1000 евро (курс НБУ на дату оформления ввозной ГТД — 7,356031 грн. за 1 евро) Таможенная пошлина составляет 10 % таможенной стоимости товара. Впоследствии все образцы розданы потенциальным покупателям — неплательщикам налога на прибыль.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Ввоз рекламных образцов и их распространение

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет

кредит

валовой доход

валовые расходы

1

2

3

4

5

6

7

Бесплатное получение образцов товара от нерезидента

1

Уплачена таможенная пошлина (7356,03 грн. х 10 % : 100 %)

735,60

377

311

—*

* В данном случае суммы таможенных платежей не включаются в валовые расходы предприятия.

2

Уплачен импортный НДС [(7356,03 грн. + 735,60 грн.) х 20 % : 100 %]

1618,33

377

311

3

Оприходован импортный товар (курс НБУ на дату оформления ввозной ГТД — 7,356031 грн. за 1 евро)

EUR1000
7356,03 грн.

281

718

7356,03

4

Включена в первоначальную стоимость товара таможенная пошлина

735,60

281

377

5

Включена в первоначальную стоимость товара сумма импортного НДС, который не возмещается из бюджета

1618,33

281

377

Бесплатная раздача образцов товара

1

Переданы бесплатно образцы товаров неплательщикам налога на прибыль

9709,96

949

281

по обычной цене

2

Начислены налоговые обязательства по НДС в связи с бесплатной раздачей образцов товаров

исходя из обычной цены

949

641/НДС

 

Наталья Белова, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше