Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Документооборот. Первичные документы без печати

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2008/№ 93
Печать
Ответы на вопросы

Документооборот

 

Первичные документы без печати

 

Считаются ли первичные документы, как, например, акт выполненных работ, неправильно оформленными, если подпись на таких документах не заверена печатью субъекта хозяйствования? Может ли налоговая инспекция исключить из валовых расходов затраты, подтвержденные такими документами? Обязательно ли печать должна быть у физлица-предпринимателя?

(г. Житомир)

 

Налоговые органы в течение уже продолжительного периода времени отстаивают позицию, что

документы, на основании которых ведется налоговый учет, должны содержать все реквизиты первичного документа, названные в ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4. Положения № 88 (см. письма ГНАУ от 30.06.2006 г. № 12304/7/15-0517, от 27.12.2004 г. № 14170/5/14-3216*). Это:

— название предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ;

— название документа, дата и место составления;

— содержание хозяйственной операции и ее показатели (в натуральном и стоимостном выражении);

— должности, фамилии и подписи лиц, ответственных за разрешение и осуществление хозяйственной операции и составление первичного документа.

* В акте выполненных работ должны присутствовать все указанные в ст. 9 Закона о бухучете реквизиты. На этом настаивает Минфин в письмах от 11.06.2007 г. № 31-34000-10-16/11926, от 19.01.2005 г. № 31-04200-30-29/819. В пользу того, что требования к первичным

документам, предъявляемые ст. 9 Закона о бухучете, распространяются на документы, подтверждающие валовые затраты, высказывали и высшие судебные инстанции (постановление ВХСУ от 02.02.2005 г. по делу № 05/5-28/1961-28/217 и определение ВАСУ от 06.04.2006 г.).

Как видим,

печать среди перечисленных реквизитов не названа.

В одной из консультаций по этому поводу указывалось, что первичные документы для придания им юридической силы и доказательности должны содержать обязательные реквизиты, определенные в

п. 2.4 Положения № 88 и ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. Этими актами наличие оттиска печати на первичном документе не предусмотрено в качестве общего правила. В то же время печать становится обязательной, если она указана в качестве обязательного реквизита в утвержденной типовой форме («Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 30). Например, порядок заполнения типовой формы № М-11 «Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов», утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193, обязательного наличия оттиска печати не предусматривает.

При установлении обязательных реквизитов тех или иных документов также ориентируются на их утвержденные формы Минфин (см., например,

письмо от 27.11.2006 г. № 31-34000-20-23/25136) и Нацбанк (письмо от 18.03.2008 г. № 11-113/1052-3143).

Общий вывод можно сделать такой:

если в законодательстве нет специального требования к наличию в том или ином документе, подтверждающим осуществление хозяйственной операции, такого реквизита, как оттиск печати, он не является обязательным.

Что касается физических лиц — предпринимателей, то действующее законодательство не предъявляет к ним требования вести деятельность только при наличии печати (в отличие от предприятий, для которых наличие печати предусмотрено

ст. 62 ХКУ). На это обращают внимание Минюст в письме от 01.12.2005 г. № 19-48-92 и Госкомпредпринимательства в письме от 11.11.2005 г. № 10006. А вот ГНАУ в письме от 14.01.2002 г. № 164/П/17-0516, не отрицая того, что такое требование, как наличие печати, к физлицам-предпринимателям не предъявляется, указала на то, что необходимость в ее использовании может быть предусмотрена законодательными актами, предъявляющими специальные требования к той или иной деятельности либо к определенным операциям. Таким специальным требованием налоговики, например, считают требование Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165, о том, что все экземпляры накладной скрепляются печатью налогоплательщика — продавца (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 41, с. 27).

В то же время ВАСУ в последнее время достаточно последовательно отстаивает позицию, согласно которой

Закон об НДС не предусматривает наличие печати как обязательного реквизита налоговой накладной. В соответствии с Порядком № 165 налоговая накладная считается недействительной только в случае заполнения ее продавцом, который не является плательщиком НДС (определения ВАСУ от 06.12.2006 г., от 23.01.2007 г., от 06.02.2007 г. № К-9000/0608, от 08.02.2007 г., от 15.05.2007 г. № К-17378/06, от 03.07.2008 г., от 28.07.2008 г., от 17.07.2008 г. № К-7975/06).

Однако руководствоваться такой позицией могут только смелые налогоплательщики, которые готовы отстаивать ее в суде.

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше