Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бюджетный учет. Как экономить бюджетные средства

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2008/№ 95
В избранном В избранное
Печать
Статья

Как экономить бюджетные средства

 

С целью оптимизации расходов, осуществляемых за счет бюджетных средств, правительство Украины приняло ряд документов, касающихся ограничения расходов учреждений и организаций бюджетной сферы.

В таких документах указано, какие мероприятия надлежит провести, которые бы позволили экономно и рационально использовать выделяемые бюджетные средства. При этом такие мероприятия касаются не только средств, направляемых на выплату заработной платы, но и других расходов бюджетных учреждений.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Мероприятия по сокращению потребления электроэнергии

Первой ласточкой в вопросах экономии бюджетных средств для учреждений и организаций бюджетной сферы стало принятие Кабмином таких документов:

распоряжения от 16.10.2008 г. № 1334-р «Приоритетные направления деятельности в сфере энергоэффективности и энергосбережения на 2008 — 2009 годы»;

— распоряжения «Об осуществлении мероприятий по сокращению потребления электрической энергии бюджетными учреждениями» от 16.10.2008 г. № 1337-р.

Нельзя сказать, что появление документов, направленных на внедрение энергоэффективных проектов, было неожиданным. Ведь еще 10 лет назад правительство Украины приняло ряд документов, целью которых являлось повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и содействие достижению энергетической независимости Украины.

Так,

постановлением КМУ от 05.02.97 г. № 148 была одобрена Комплексная государственная программа энергосбережения Украины (далее — КГПЭ). Главными задачами КГПЭ является определение общего существующего и перспективного потенциала энергосбережения, разработка основных направлений его реализации в материальном производстве и сфере услуг, создание программы первоочередных и перспективных мероприятий и задач по повышению энергоэффективности и освоению практического потенциала энергосбережения. Программа предназначена для практического использования на предприятиях и в организациях, на местном, отраслевом и государственном уровнях. Программа разработана на период до 2010 года и осуществляется в три этапа. Она содержит конкретные энергосберегающие мероприятия, и предполагается, что в результате их реализации будет достигнут значительный энергосберегающий и экономический эффект.

Кроме того, отдельные мероприятия, направленные на сокращение энергопотребления бюджетными учреждениями, были закреплены Кабмином в

постановлении от 30.11.99 г. № 2183 «О сокращении энергопотребления бюджетными учреждениями, организациями и казенными предприятиями». Например, реконструкция сетей и систем снабжения, регулирования и учета потребления воды, газа, тепловой и электрической энергии; модернизация оградительных конструкций, окон и дверей. Кроме того, бюджетным учреждениям, осуществляющим хозяйственную деятельность, надлежало провести мероприятия по модернизации технологии производственных процессов.

Вместе с тем, как считают специалисты по энергосберегающим технологиям, действующая на сегодняшний день КГПЭ имеет ряд недостатков: не конкретизирована по мероприятиям, срокам выполнения и ответственным исполнителям. Из-за невыполнения в предыдущие годы ряда заданий эта программа фактически перестала соответствовать экономическим реалиям сегодняшнего дня и требует пересмотра и корректировки.

В указанных выше распоряжениях Кабмин, основываясь на прогрессивных технологических проектах, установил для бюджетных учреждений следующие мероприятия по сокращению потребления электроэнергии:

— замена ламп накаливания энергоэффективными приборами освещения;

— использование энергоаккумулирующих систем электрообогрева.

Причем, приобретая энергоэффективные осветительные приборы, приоритет необходимо отдавать

приборам отечественного производства.

Кроме того, Кабмином определены конкретные сроки выполнения некоторых мероприятий:

с 1 ноября 2008 года обязательное применение энергоэффективных осветительных приборов во время замены ламп накаливания, вышедших из строя, после полного использования ранее выкупленных;

с 1 января 2009 года во время проведения капитальных и текущих ремонтов зданий и сооружений энергетического хозяйства установление только энергоэффективных осветительных приборов, на которые выдано заключение Государственной санитарно-эпидемиологической службы о возможности их применения.

С целью обеспечения постепенного перехода в течение 2008 — 2009 годов указанные мероприятия по энергосбережению Кабмин рекомендовал осуществлять также учреждениям, содержащимся за счет средств местных бюджетов.

 

Экономия средств на выплату заработной платы

Экономия бюджетных средств коснулась также средств, которые направляются на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.

Так,

постановлением № 939 были внесены изменения в постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298. Суть этих изменений заключается в том, что должностной оклад (тарифная ставка) работника 1-го тарифного разряда установлен в фиксированном размере — 545 грн. в месяц и не зависит от величины минимальной заработной платы.

Из этого следует, что должностные оклады (тарифные ставки) работников бюджетной сферы, определяемые на основе Единой тарифной сетки, которые ранее зависели от размера минимальной заработной платы и соответствующего тарифного коэффициента, заморожены. Напомним, что с 1 апреля 2007 года размер должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го разряда был привязан к законодательно установленному размеру минимальной заработной платы. И соответственно, размеры должностных окладов работников бюджетной сферы увеличивались в зависимости от увеличения размера минимальной заработной платы.

В связи с этим с 1 декабря 2008 года должностные оклады работников бюджетных учреждений не будут увеличены, а останутся на уровне окладов, установленных на 1 октября 2008 года.

Кроме того, не произойдет увеличение заработной платы и отдельным категориям работников бюджетных учреждений, перечисленным в

п. 1 постановления № 939. Все дело в том, что в этом постановлении четко определено: должностные оклады «изменяются с 01.12.2008 г. пропорционально повышению размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го разряда». Как уже отмечалось, с 1 декабря 2008 года увеличения размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го разряда не будет, он останется равным 545 грн.

Итак, повышения должностных окладов работников бюджетной сферы, запланированного в результате внедрения III этапа Единой тарифной сетки, не видать — это уже очевидный факт.

Наряду с этим возникает следующий вопрос: можно ли в целях экономии бюджетных средств сократить расходы на выплату заработной платы путем уменьшения надбавок или доплат, установленных к должностному окладу (тарифной ставке) работника учреждения?

Такое уменьшение будет правомерным только в отношении определенного вида надбавок и доплат. И вот почему.

Заработную плату работников бюджетной сферы можно условно разделить на:

— выплаты, предусмотренные законодательством, которые

должны выплачиваться в обязательном порядке (должностные оклады, повышения должностных окладов, надбавка за выслугу лет, надбавка за ранг и т. д.);

— выплаты, предусмотренные законодательством, которые

выплачиваются в пределах фонда заработной платы, утвержденного сметой доходов и расходов по решению руководителя учреждения (надбавки за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы и др.). Конкретный вид выплаты и ее размер утверждаются приказом руководителя учреждения.

Кроме того, в зависимости от того, к какой отрасли (образование, здравоохранение, наука, органы государственной власти и др.) относится такое учреждение или организация, законодательством предусмотрены определенные особенности начисления той или иной доплаты и надбавки работникам бюджетных учреждений. Ввиду того, что перечень таких доплат и выплат достаточно широк и разнообразен, мы не будем останавливаться детально на каждой из них, а укажем общий принцип.

Те доплаты и надбавки, которые предусмотрены законодательством и являются обязательными для той или иной категории работников бюджетной сферы, уменьшать неправомерно, а те, которые выплачиваются в пределах фонда заработной платы по решению руководителя, в определенных ситуациях могут быть уменьшены.

Например, заработная плата ведущего специалиста органа государственной власти состоит из: должностного оклада, надбавки за ранг, надбавки за выслугу лет — 10 %, надбавки за высокие достижения в труде — 25 % и премии — 30 %. В этом случае руководитель учреждения имеет право расходы на выплату заработной платы сократить за счет надбавки за высокие достижения в труде и премии. А вот должностной оклад, надбавку за ранг и выслугу лет — уменьшить не вправе.

Следует также учесть: решение руководителя о сокращении расходов на выплату заработной платы работникам за счет уменьшения некоторых видов доплат и надбавок должно быть оформлено соответствующим распорядительным документом.

 

Экономия бюджетных средств на прочие расходы

Объявленная всеобщая экономия бюджетных средств распространяется не только на расходы по заработной плате, но и касается прочих расходов.

Так, с целью оптимизации расходов Кабмин

постановлением № 943 ограничил расходы за счет бюджетных средств органов государственной власти и других государственных органов.

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок выполнения

1

Прекратить приобретение автотранспорта, мебели, мобильных телефонов, ноутбуков, бытовой техники

с 1 ноября 2008 года

2

Прекратить проведение ремонта и реконструкции помещений, в которых расположены органы государственной власти и другие государственные органы, кроме тех, которые находятся в аварийном состоянии

3

Прекратить приобретение форменной одежды для работников органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Украины, центрального управления СБУ, аппарата управления Службы внешней разведки, Администрации Госпогранслужбы, Администрации Госспецсвязи, государственного департамента по вопросам исполнения наказаний и структурных подразделений Управления государственной охраны, а также для работников центрального аппарата Минобороны, МВД, МЧС, Гостаможслужбы

4

Пересмотреть перечни категорий работников, для которых ношение форменной одежды является обязательным, и подготовить по согласованию с Минфином соответствующие предложения по их сокращению

до 1 декабря 2008 года

5

Обеспечить сокращение на 10 % расходов государственного бюджета, предусмотренных в планах ассигнований на: — транспортные услуги; — связь; — представительские расходы; — командировки за границу

с 1 ноября 2008 года

6

Разработать и утвердить план мероприятий по энергосбережению и обеспечить сокращение расходов на коммунальные услуги и энергоносители

до 20 ноября 2008 года

7

Не допускать подачу обращений в Кабинет Министров Украины и не принимать самостоятельные решения по увеличению численности работников

с 1 ноября 2008 года

8

Разработать и утвердить план мероприятий по погашению кредиторской задолженности за счет средств как общего, так и специального фонда государственного бюджета и уменьшению дебиторской задолженности

до 20 ноября 2008 года

9

Прекратить использование бюджетных средств для проведения праздничных мероприятий (за исключением централизованных мероприятий МКТ) и печатание продукции, не связанной с выполнением задач и функций органов государственной власти и других государственных органов

с 1 ноября 2008 года

 

Кроме того, к перечню мероприятий по экономии бюджетных средств можно добавить сокращение расходов на оплату телефонных разговоров. Например, установление длительности разговоров по городским номерам до 3 минут, пользование междугородной связью только с отдельных телефонных номеров.

Как видим, перечень расходов, осуществляемых за счет бюджетных средств, которые придется ограничить, достаточно обширен. И поэтому учреждениям и организациям, содержащимся за счет средств бюджета, необходимо свои расходы свести до минимума.

Поскольку органам власти и другим государственным органам с 01.11.2008 г. запрещено приобретать автотранспорт, мебель, мобильные телефоны, ноутбуки, бытовую технику, то получается, что для них утрачивает смысл

постановление КМУ «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования и устройств, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного и местных бюджетов» от 04.04.2001 г. № 332.

Также Кабмин

постановлением от 22.10.2008 г. № 954 установил новый лимит легковых автомобилей, которые обслуживают центральные органы исполнительной власти, другие государственные органы, учреждения и организации, и лимит легковых автомобилей, которые обслуживают областные, Киевскую и Севастопольскую городские, районные, районные в гг. Киеве и Севастополе госадминистрации.

Данным документом

установлено, что легковые автомобили, находящиеся на балансе органов исполнительной власти, других государственных органов, учреждений и организаций и высвобождаемые в связи с установкой лимита, подлежат реализации в определенном законодательством порядке.

Госорганы, учреждения и организации, на которых распространяется действие указанного постановления, должны

в течение двух месяцев общее количество легковых автомобилей, находящихся на их балансе или на балансе территориальных подразделений либо арендованных ими, привести в соответствие с установленным лимитом. О результатах необходимо проинформировать Минфин.

Как указано в постановлении № 943, запрет касается осуществления расходов или их сокращения, источником которых являются средства общего фонда государственного бюджета (за исключением п. 8, положения которого распространяются также на средства специального фонда). Что касается осуществления таких расходов за счет средств специального фонда, то они могут иметь место при наличии у бюджетной организации средств на их осуществление.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно