Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых

Редакция НиБУ
Приказ от 26.08.2008 г. № 1090

Министерства и ведомства Украины

 

Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых»

 

Приказ от 26 августа 2008 года № 1090

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 12 сентября 2008 г. под № 844/15535

(извлечение)

 

Согласно части второй статьи 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить Положение (стандарт) бухгалтерского учета 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых», одобренное Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины (прилагается).

<...>

4. Установить, что Положение (стандарт) бухгалтерского учета 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых» вступает

в силу с 01.01.2009 года.

<...>

Министр В. Пинзеник

 

 

Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 26.08.2008 г. № 1090

 

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых»

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 12 сентября 2008 г. под № 844/15535

 

I. Общие положения

1.

Настоящее Положение (стандарт) определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах на разведку и определение объемов и качества запасов полезных ископаемых и ее раскрытия в финансовой отчетности.

2.

Нормы настоящего Положения (стандарта) применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами (далее — предприятия) независимо от формы собственности (кроме банков и бюджетных учреждений) и не распространяются на этапы опытно-промышленной разработки месторождений.

3.

Термины, используемые в положениях (стандартах) бухгалтерского учета, имеют следующие значения:

Активы по разведке запасов полезных ископаемых

— расходы, связанные с разведкой и определением объемов и качества запасов полезных ископаемых, признанных активами.

Расходы на разведку запасов полезных ископаемых

— расходы, возникающие в связи с разведкой и определением объемов и качества запасов полезных ископаемых за период, после которого определена техническая возможность и экономическая целесообразность их добычи.

Разведка запасов полезных ископаемых

— поиск и определение объемов и качества полезных ископаемых, включая нефть, природный газ и другие невоспроизводимые природные ресурсы, которые осуществляются предприятием после получения права на разведку запасов полезных ископаемых в пределах определенного участка (территории), а также определение технической возможности и экономической целесообразности добычи полезных ископаемых.

 

II. Состав расходов на разведку запасов полезных ископаемых

1.

В состав расходов на разведку и определение объемов и качества запасов полезных ископаемых включаются:

1.1. Расходы, связанные с получением (приобретением) права на разведку запасов полезных ископаемых.

1.2. Расходы на выполнение топографических, проектных, геологоразведочных работ, геохимических и геодезических исследований.

1.3. Расходы на сооружение разведочных, опережающих эксплуатационных и нагнетательных буровых скважин и шурфовую разведку.

1.4. Расходы на взятие образцов и проб.

1.5. Расходы, связанные с государственной экспертизой и определением объемов запасов полезных ископаемых.

1.6. Расходы, связанные с определением технической возможности и экономической целесообразности добычи полезных ископаемых.

1.7. Амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых для разведки запасов полезных ископаемых.

2.

В состав расходов на разведку и определение объемов и качества запасов полезных ископаемых также включаются другие расходы, непосредственно связанные с разведкой запасов полезных ископаемых.

 

III. Признание активов по разведке запасов полезных ископаемых

1.

Приобретенные (полученные) предприятием необоротные материальные активы (в частности, специальные транспортные средства, буровое оборудование) для выполнения работ по разведке запасов полезных ископаемых признаются активами в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 № 92, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18.05.2000 под № 288/4509.

2.

Приобретенные (полученные) предприятием нематериальные активы (в частности, лицензии и другие специальные разрешения) для разведки запасов полезных ископаемых признаются в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 18.10.99 № 242, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 02.11.99 под № 750/4043.

3.

Расходы предприятия, связанные с разведкой запасов полезных ископаемых, включаются в состав расходов отчетного периода в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 № 318, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19.01.2000 под № 27/4248, если:

такие расходы осуществлены до получения права на разведку запасов полезных ископаемых в пределах определенного участка (территории);

дальнейшая разведка запасов полезных ископаемых в пределах определенного участка (территории) не предусматривается;

добыча определенных запасов полезных ископаемых является технически невозможной и/или экономически нецелесообразной;

закончился срок действия лицензии и других специальных разрешений в пределах определенного участка (территории) и не ожидается его продление.

4.

Обязательства, включая обеспечения, возникающие в связи с разведкой запасов полезных ископаемых, признаются в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 11 «Обязательство», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 31.01.2000 № 20, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11.02.2000 под № 85/4306.

5.

Расходы на разведку запасов полезных ископаемых признаются активами по разведке запасов полезных ископаемых в составе нематериальных активов после признания предприятием технической возможности и/или экономической целесообразности дальнейшей их добычи.

6.

На дату годового баланса предприятие оценивает активы по разведке запасов полезных ископаемых на наличие признаков возможного уменьшения их полезности. Об уменьшении полезности активов на разведку запасов полезных ископаемых могут свидетельствовать, в частности, следующие признаки:

разрешенный период разведки в пределах определенного участка (территории) закончился или закончится в течение ближайшего времени и не ожидается его продление;

расходы на разведку запасов полезных ископаемых в пределах определенного участка (территории) на следующий год предприятием не предусмотрены;

добыча объема запасов полезных ископаемых, установленного по результатам разведки запасов, в пределах определенного участка (территории) является технически невозможным и/или экономически нецелесообразным и предприятие решило прекратить здесь работы.

Определенная сумма уменьшения полезности активов по разведке запасов полезных ископаемых отражается в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 28 «Уменьшение полезности активов», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24.12.2004 № 817, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13.01.2005 под № 35/10315.

 

IV. Раскрытие информации о разведке запасов полезных ископаемых в примечаниях к финансовой отчетности

1.

В примечаниях к финансовой отчетности приводится информация о сумме активов, обязательств, доходов и расходов по деятельности, связанной с разведкой запасов полезных ископаемых, с указанием остатка на начало и конец отчетного года, поступления и выбытия за отчетный год.

2.

В примечаниях к финансовой отчетности приводится также информация о движении денежных средств по деятельности, связанной с разведкой запасов полезных ископаемых, за отчетный год.

Начальник Управления методологии бухгалтерского учета В. Пархоменко



комментарий редакции

Расходы на разведку месторождений и оценку запасов полезных ископаемых: специальный стандарт

Итак, национальная система бухгалтерского учета пополнилась еще одним стандартом — П(С)БУ 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых», утвержденным приказом Минфина от 26.08.2008 г. № 1090 (далее — П(С)БУ 33), прообразом которого выступил МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов». П(С)БУ 33

вступит в силу с 01.01.2009 г., а это значит, что его нормы обязательны к применению для отчетных периодов, начинающихся с нее, и последующих.

Наряду с П(С)БУ 18 «Строительные контракты» и П(С)БУ 30 «Биологические активы» новое П(С)БУ 33 относится к узкоспециализированным стандартам учета и отчетности и предназначено для субъектов хозяйствования, занимающихся

разведкой и оценкой объемов и качества запасов полезных ископаемых, то есть фактически для предприятий добывающих отраслей. Сегодня, как известно, ни один из существующих национальных нормативов не затрагивает вопросы формирования в бухгалтерском учете и отражения в финансовой отчетности информации об осуществленных при проведении такой деятельности затратах.

Вместе с тем

в сферу регулирования П(С)БУ 33 попадают только расходы, возникающие в процессе разведки месторождений и оценки объемов и качества запасов полезных ископаемых. А вот вопросы учета расходов, осуществленных предприятием до момента получения прав на разведку запасов полезных ископаемых, равно как и расходов, понесенных после установления факта технической осуществимости и экономической целесообразности их добычи, новый стандарт вообще не рассматривает (п. 3 раздела I П(С)БУ 33). Поэтому данные расходы должны учитываться в соответствии с требованиями других П(С)БУ. Наряду с этим положения нового П(С)БУ 33 не распространяются и на этапы опытно-промышленной разработки месторождений.

Согласно определению п. 3 раздела I П(С)БУ 33 под

разведкой запасов полезных ископаемых понимаются:

поиск и оценка объемов и качества полезных ископаемых (включая нефть, природный газ и подобные невоспроизводимые природные ресурсы), осуществленные после того как предприятием получены права на разведку запасов полезных ископаемых на определенном участке (территории);

— определение технической осуществимости и экономической целесообразности добычи полезных ископаемых.

Состав

расходов на разведку запасов полезных ископаемых, которые подпадают под действие комментируемого стандарта (то есть расходов, возникающих в связи с разведкой и оценкой запасов полезных ископаемых до того, как будет определена техническая осуществимость и экономическая целесообразность их добычи), регламентирован разделом II П(С)БУ 33. Заметим, что приведенный в нем перечень расходов не является исчерпывающим, поскольку в п. 2 упомянутого раздела присутствует оговорка, допускающая включение в него других расходов, непосредственно связанных с разведкой запасов полезных ископаемых.

Одновременно с этим П(С)БУ 33 устанавливает, что расходы предприятия, связанные с разведкой запасов полезных ископаемых, признаются в качестве

активов разведки запасов полезных ископаемых (безусловно, если можно достоверно определить их стоимость и существует вероятность, что в будущем их использование принесет экономические выгоды предприятию). Можно сказать, что новым стандартом введен отдельный вид активов — активы разведки запасов полезных ископаемых. Между тем в случаях, оговоренных в п. 3 раздела III П(С)БУ 33 (расходы осуществлены до получения прав на разведку запасов полезных ископаемых на определенной территории; дальнейшая разведка таких запасов в пределах данной территории не предусматривается; добыча оцененных запасов полезных ископаемых технически неосуществима и/или экономически нецелесообразна; закончился срок действия лицензии и других специальных разрешений на определенной территории и не ожидается его продление), расходы на разведку сразу по мере возникновения подлежат включению в состав расходов отчетного периода в соответствии с нормами П(С)БУ 16 «Расходы».

Классифицируются

активы разведки запасов полезных ископаемых по п. 5 раздела III П(С)БУ 33 в качестве нематериальных активов, причем сразу же, как только предприятие установило, что дальнейшая добыча полезных ископаемых экономически обоснованна и/или может быть осуществлена технически. Стоит отметить, что согласно правилам МСФО (IFRS) 6 упомянутые активы могут быть классифицированы как нематериальные, так и материальные в зависимости от характера соответствующего актива.

В п. 1 раздела III П(С)БУ 33 также упоминается о

необоротных материальных активах, приобретенных (полученных) предприятием для выполнения работ по разведке запасов полезных ископаемых (в частности, специальные транспортные средства, буровые установки), но здесь четко указано, что признание таковых следует осуществлять, руководствуясь П(С)БУ 7 «Основные средства». Аналогично, нематериальные активы (в частности, лицензии и другие специальные разрешения), приобретенные (полученные) предприятием для разведки запасов полезных ископаемых, признаются согласно П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» (п. 2 раздела III П(С)БУ 33). Это вполне логично, ведь в первоначальную стоимость созданного нематериального актива разведки запасов полезных ископаемых сумма, отражающая часть использованной для разведки запасов полезных ископаемых стоимости объектов основных средств и нематериальных активов, будет включена посредством амортизации. В то же время используемые при этом активы будут продолжать оставаться основными средствами и нематериальными активами. Например, если буровая установка используется для бурения разведочной скважины, то есть для выполнения работ по разведке запасов полезных ископаемых, то по своему характеру данное оборудование является объектом основных средств. Амортизация указанной установки отражает часть стоимости необоротного материального актива, использованную при создании нематериального актива разведки запасов полезных ископаемых.

Кроме сказанного, П(С)БУ 33 содержит требование о необходимости

ежегодной (на дату годового баланса) проверки признанных активов разведки запасов полезных ископаемых на предмет наличия фактов, свидетельствующих об уменьшении их полезности. При этом стандарт исходит из того, что при определении возможных признаков уменьшения полезности в отношении означенных активов предприятие должно в первую очередь руководствоваться специальными (характерными для данного вида активов) критериями, определенными п. 6 раздела III нового стандарта, а положения П(С)БУ 28 «Уменьшение полезности» надо применять лишь в части установленного им порядка отражения в бухгалтерском учете рассчитанной суммы потерь от уменьшения полезности активов разведки запасов полезных ископаемых.

Нужно иметь в виду, что П(С)БУ 33 не предусматривает восстановления сумм, списанных в качестве потерь от уменьшения полезности активов. Похоже, по

активам разведки запасов полезных ископаемых выгоды от восстановления полезности активов вообще не признаются.

Помимо прочего новый стандарт определяет, какую информацию (отражающую и поясняющую суммы, признанные в финансовой отчетности и связанные с деятельностью по

разведке запасов полезных ископаемых) предприятию следует раскрывать в примечаниях (раздел IV П(С)БУ 33).

Принятие П(С)БУ 33, даже несмотря на то, что в нем нет специальных переходных положений и прямых указаний, обуславливает необходимость внесения корректив в учетную политику добывающих предприятий (вследствие введения в действие нового стандарта) и отражения изменений в учете по правилам П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах».

Татьяна Войтенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше