Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Анализ ошибок. Корректируем налоговый кредит, связанный с поставкой перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе по нулевой ставке

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2008/№ 82
В избранном В избранное
Печать
Статья

Корректируем налоговый кредит, связанный с поставкой перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе по нулевой ставке

 

Ситуация

Сельскохозяйственное предприятие, поставляющее перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, облагает такие операции согласно

п.п. 6.2.6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС) по нулевой ставке.

Руководствуясь разъяснениями ГНАУ с предвзятым толкованием порядка применения норм

абзаца второго п. 11.21 Закона об НДС, в период с апреля 2007 года по март 2008 года суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам (услугам), которые использовались для производства указанной продукции, включались в состав налогового кредита декларации по НДС (сокращенной) сельскохозяйственного предприятия, по которой расчеты с бюджетом не проводятся (далее — спецдекларация № 1).

В последнее время позиция налоговиков изменилась. Теперь они не возражают против того, что указанные льготные операции должны были включаться в общую декларацию. В связи с этим предприятие хочет воспользоваться своим правом на получение бюджетного возмещения сумм налогового кредита, начисленного по таким льготным операциям.

 

Нарушение

В

четвертом абзаце п. 1.2 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 (далее — Порядок № 166), предусмотрено, что плательщики НДС, у которых согласно действующему законодательству (пп. 11.21, 11.29 Закона об НДС) суммы НДС полностью остаются в распоряжении этих плательщиков для целевого использования, подают налоговую декларацию по НДС (сокращенную). В такую налоговую декларацию включаются только те операции, которые касаются специальных режимов, установленных указанными пунктами.

Следовательно, включение операций, на которые не распространяется действие

п. 11.21 Закона об НДС, в спецдекларацию № 1 является нарушением п. 1.2 Порядка № 166, которое может быть расценено как нарушение порядка ведения налогового учета, ответственность за которое предусмотрена ст. 1631 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Напомним, что размер штрафа, предусмотренного этой статьей, составляет от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. от 85 до 170 грн.), а при повторном нарушении — от 170 до 255 грн.

Хотя вряд ли налоговики будут трактовать эту ситуацию как нарушение. Во-первых, такое нарушение допущено с подачи самих налоговиков. Во-вторых, проверяющим придется увеличивать сумму бюджетного возмещения, а они в этом не заинтересованы.

 

Анализ ситуации

Поводом для перемены позиции налоговиков относительно отражения налогового кредита по льготным операциям стали изменения, которые вносились Кабмином в

Порядок начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 12.05.99 г. № 805 (далее — Порядок № 805).

Так, в

п. 2 Порядка № 805 в редакции до 28.03.2007 г. было предусмотрено, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке (реализация молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям), налоговый кредит включается в налоговую декларацию, по которой производятся расчеты с бюджетом, с возмещением из бюджета налогового кредита по этой декларации. Постановлением Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 26.02.99 г. № 271 и от 12.05.99 г. № 805» от 28.03.2007 г. № 596 (далее — постановление № 596) Порядок № 805 изложен в новой редакции, в которой не сохранилось прямое указание, в какой именно декларации отражать операции, облагаемые по нулевой ставке.

Сразу же заметим, что изложенная в

п. 2 Порядка № 805 норма не устанавливала ранее особый порядок включения в налоговый кредит сумм НДС, а лаконично повторяла и конкретизировала нормы Закона об НДС:

п. 7.4 относительно формирования налогового кредита;

п.п. 7.7.2 относительно бюджетного возмещения.

Единственным отличием указанной нормы являлось то, что она конкретизировала, в какой именно декларации (общей) необходимо отражать суммы налогового кредита по льготным операциям.

В зависимости от вида продукции, которая поставляется сельхозпроизводителями,

Закон об НДС устанавливает разные порядки обложения таких поставок:

поставка перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе — облагается по нулевой ставке (п.п. 6.2.6 Закона об НДС);

поставка молока, скота, птицы, шерсти, а также молочной продукции и мясопродуктов, произведенных в собственных перерабатывающих цехах, — облагается по ставке 20 % (п. 6.1 Закона об НДС). Суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет по таким операциям, остаются в распоряжении сельхозпредприятий (абзац второй п. 11.21 Закона об НДС, Порядок № 805). По этим операциям подается отдельная декларация по сокращенной форме, так называемая спецдекларация № 1;

поставка товаров (работ, услуг) собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), произведенную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья, за исключением операций по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе — облагается по ставке 20 % (п. 6.1 Закона об НДС). Для таких операций приостановлено действие п. 7.7, п. 10.1 и п. 10.2 Закона об НДС в части уплаты в бюджет сумм НДС (п. 11.29 Закона об НДС). По этим операциям также подается отдельная декларация по сокращенной форме, так называемая спецдекларация № 2.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что нормы

абзаца второго п. 11.21 Закона об НДС, устанавливающие особый порядок расчетов с бюджетом по отдельным операциям, не распространяются на операции по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе, поскольку для таких операций предусмотрена специальная норма п.п. 6.2.6 Закона об НДС. На сельхозпроизводителей, осуществляющих поставку перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе, распространяются только нормы абзаца первого п. 11.21 Закона об НДС в части получения ими дотаций от перерабатывающих предприятий.

Тем не менее изменения, внесенные

постановлением № 596 в Порядок № 805, налоговики истолковали по-своему (фискально). Так, в письме от 06.11.2007 г. № 11123/6/16-1515-23 был сделан вывод, что операции по поставке молока и мяса в живом весе сельхозпроизводителями на перерабатывающие предприятия по нулевой ставке и налоговый кредит, связанный с приобретением ТМЦ для производства указанных товаров, подлежат отражению в спецдекларации № 1.

Такую позицию налоговики отстаивали и в других письмах, которые, так же как и упомянутое письмо, впоследствии были отменены, а формальным поводом для этого послужило принятие

постановления Кабинета Министров Украины «О дополнении пункта 2 Порядка № 805» от 02.04.2008 г. № 300 (далее — постановление № 300). Этим постановлением в п. 2 Порядка № 805 опять введена норма, конкретизирующая, что операции по поставке молока и мяса в живом весе, облагаемые по нулевой ставке, включаются в декларацию, по которой производятся расчеты с бюджетом.

Сначала ГНАУ в

письме от 25.04.2008 г. № 8870/7/16-1116 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 45) разъяснила, что операции по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе по нулевой ставке и налоговый кредит сельскохозяйственных товаропроизводителей, связанный с указанными операциями, включаются в специальную декларацию, по которой не осуществляются расчеты с бюджетом, в период с даты вступления в законную силу постановления № 596 до даты вступления в законную силу постановления № 300. То есть в период с 28.03.2007 г. по 02.04.2008 г.

Затем ГНАУ в

письме от 11.07.2008 г. № 13980/7/16-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 76 сообщила, что Минфин обязал ГНАУ обеспечить выполнение поручения Кабмина относительно включения операций по поставке молока и мяса в живом весе, облагаемых по нулевой ставке, в декларацию, по которой осуществляются расчеты с бюджетом, с возмещением из бюджета налогового кредита по этой декларации за налоговые периоды 2007 — 2008 годов, за которые такой налоговый кредит не был возмещен.

Таким образом, ГНАУ вынуждена признать право сельхозпроизводителей на получение бюджетного возмещения налогового кредита по таким льготным операциям.

 

Исправление ошибки

Послушные налогоплательщики, которые прислушались к рекомендациям ГНАУ и отражали льготные операции в спецдекларации № 1,

завысили в таких декларациях:

— объем операций, облагаемых по нулевой ставке, указанный в строке 2.2 (колонка А), на сумму проведенных операций по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе, а также общую сумму налогооблагаемых операций (строка 5, колонка А);

— данные о стоимости ТМЦ, приобретенных для производства такой продукции, указанные в строке 10.1 (колонка А), данные о налоговом кредите по таким операциям, указанным в строке 10.1 (колонка Б), и соответственно общую сумму налогового кредита, указанную в строке 17 (колонка Б).

Такие же показатели предприятием были

занижены в общей декларации по НДС.

Механизм исправления ошибок, допущенных в поданной отчетности по НДС, предусмотрен

п. 5.1 и п. 17.2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III и описан в Порядке № 166.

Так,

согласно п. 4.4 Порядка № 166 налогоплательщик, самостоятельно выявивший ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации, обязан подать Уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (далее — уточняющий расчет), его форма предусмотрена для общей декларации — в приложении 5, а для декларации (сокращенной) — в приложении 6 к Порядку № 166. При этом одним уточняющим расчетом могут быть исправлены ошибки только одной ранее поданной декларации.

Плательщик имеет право не подавать указанный расчет, если такие уточненные показатели указаны им в декларации за любой следующий отчетный (налоговый) период. Таким способом могут быть исправлены данные только одной ранее поданной декларации.

Сельхозпредприятия, поставляющие молоко или мясо в живом весе перерабатывающим предприятиям, как правило, осуществляют такую деятельность систематически, поэтому в рассматриваемой ситуации придется исправлять данные деклараций за несколько налоговых периодов. Если делать это в текущих декларациях, такой процесс может затянуться на длительное время, поскольку в текущей декларации можно исправлять данные только одного предыдущего периода.

Поскольку исправления будут касаться бюджетного возмещения, то терять время нельзя. Ведь согласно

подпункту «а» п.п. 7.7.7 Закона об НДС, если налоговым органом в ходе проверки будет выявлен факт занижения суммы бюджетного возмещения, то считается, что плательщик добровольно отказался от получения таких сумм как бюджетного возмещения и должен их учитывать в уменьшение налоговых обязательств следующих налоговых периодов. Поэтому в данной ситуации лучше подавать уточняющие расчеты, поскольку можно сразу подать несколько таких расчетов за все периоды, подлежащие корректировке, а их количество ограничивается только сроком исковой давности, за который можно исправлять ошибки.

Для наглядности рассмотрим условный пример.

Сельхозпроизводитель осуществил поставки молока за январь 2008 года перерабатывающему предприятию на сумму 700 грн., которые облагаются по нулевой ставке, и конечным потребителям на сумму 300 грн., без НДС, НДС — 60 грн.

Для производства молока в том же налоговом периоде приобретены ТМЦ и услуги на сумму 800 грн., кроме того НДС — 160 грн. (суммы НДС уплачены поставщикам полностью).

Все указанные операции предприятием были отражены в спецдекларации № 1, декларация по НДС по прочим операциям (общая) подана с прочерками.

Для упрощения предположим, что других операций за январь и февраль 2008 года не было.

Для корректировки налогового кредита за январь 2008 года необходимо распределить его сумму между общей декларацией и спецдекларацией № 1. Такое распределение проводится в соответствии с долей использования приобретенных товаров (услуг) в производстве продукции, которая отражается в каждой из деклараций по правилам, предусмотренным

п.п. 7.4.3 Закона об НДС (см. письмо ГНАУ от 10.08.2006 г. № 15190/7/16-1417).

В данном случае такое распределение можно сделать пропорционально объемам поставки каждой категории продукции. Общий объем продажи продукции — 1000 грн. (700 грн. + 300 грн.), доля продукции, реализованной по нулевой ставке — 0,7 (700 грн. : 1000 грн.). Следовательно, часть налогового кредита по приобретенным ТМЦ, соответствующая объему продукции, которая облагается по нулевой ставке, составляет 112 грн. (160 грн. х 0,7).

Приведем показатели деклараций по НДС за январь и февраль 2008 года в табл. 1.

 

Таблица 1

Показатели деклараций по НДС за январь и февраль 2008 года

Строки деклараций

Январь 2008

Февраль 2008

отражено в декларациях

необходимо было отразить

отражено в декларациях

необходимо было отразить

общая

спец. № 1

общая

спец. № 1

общая

спец. № 1

общая

спец. № 1

 

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

1

300

60

300

60

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

700

0

700

0

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1000

60

700

0

300

60

 

 

 

 

 

 

 

 

10.1

800

160

560

112

240

48

 

 

 

 

 

 

 

 

17

800

160

х

112

х

48

 

 

 

 

 

 

 

 

18.1

12

18.2

100

112

20

12

21

100

112

22

х

х

х

100

х

22.1

100

22.2

112

23

12

23.1

х

х

х

112

х

24

100

100

112

25

х

х

х

112

х

 

Для исправления данных

спецдекларации № 1 необходимо подать уточняющий расчет (по форме приложения 6 к Порядку № 166) к декларации за январь 2008 года, с такими заполненными показателями:

 

Фрагмент уточняющего расчета к спецдекларации № 1 за январь 2008 года

Код рядка

Показники

Загальна сума

1

2

3

1

Сума звітного періоду, в якому виявлена помилка (за кодами рядків декларації):

х

1.1

код

20

21

22

23

1.2

сума ПДВ

100

1.3

код

23.1

23.2

 

24

1.4

сума ПДВ

100**

1.5

** з цієї суми зараховано в рахунок сплати в наступному звітному періоді

2

Суми податкових зобов'язань, що не враховані (+) або зайво враховані (-) у декларації звітного періоду, за який виправляються помилки, у тому числі за кодами рядків декларації, в якій було допущено помилки1:

2.1

код

 

 

2.1

2.2

3

4

5

6

 

 

2.2

колонка А (±)

-700

-700

2.3

колонка Б (±)

3

Суми податкового кредиту, що не враховані (+) або зайво враховані (-) у декларації звітного періоду, за який виправляються помилки, у тому числі за кодами рядків декларації, в якій було допущено помилки1:

-

112

3.1

код

10.1

12.1

12.2

17

 

 

 

 

 

3.2

колонка А (±)

-560

х

3.3

колонка Б (±)

-112

-112

...

5

Загальна сума помилки (±) (рядок 2 - рядок 3 + рядок 4 /- чи +/)

112

6

Уточнення показників рядків 20 — 22 декларації:

х

6.1

код

20

21

22

6.2

сума ПДВ (±)

12

-100

7

Уточнена сума звітного періоду, в якому виявлена помилка (з урахуванням виправлення помилки, за кодами рядків декларації):

х

7.1

код

20

21

22

7.2

сума ПДВ

12

7.3

код

23

24

 

7.4

сума ПДВ

12

8

Розрахунки у зв'язку з виправленням помилки:

 

8.1

збільшення суми ПДВ, яка підлягає нарахуванню в особовому рахунку та залишається у розпорядженні платника податку для цільового використання (рядок 23 декларації)

12

8.2

зменшення суми ПДВ, яка підлягає нарахуванню в особовому рахунку та залишається у розпорядженні платника податку для цільового використання (рядок 23 декларації)

 

8.3

збільшення суми ПДВ, яка в наступному звітному періоді зменшує суму податку, що залишається у розпорядженні платника податку для цільового використання і не відображається в особовому рахунку платника, а змінює значення рядка 22 декларації (скороченої) (переноситься до рядка 22.2 декларації /скороченої/)

 

8.4

зменшення суми ПДВ, яка в наступному звітному періоді зменшує суму податку, що залишається у розпорядженні платника податку для цільового використання, і не відображається в особовому рахунку платника, а змінює значення рядка 22 декларації (скороченої) (переноситься до рядка 22.2 декларації /скороченої/)

100

 

Поскольку уточняющим расчетом корректируются показатели строки 10.1, то согласно

п.п. 4.4.1 Порядка № 166 вместе с таким расчетом необходимо подать Расшифровку налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (приложения 2 к форме декларации сокращенной) на сумму уточнения. Это необходимо сделать, несмотря на то что с первоначально поданной декларацией такое приложение не подавалось. На этом настаивают налоговики (см. п. 4 письма ГНАУ от 19.05.2008 г. № 10061/7/16-1417 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 47).

Несмотря на то что, как указано в табл. 1, данные строк 22, 22.1 и 24 спецдекларации № 1 за февраль 2008 года завышены на 100 грн., подавать уточняющий расчет к декларации за февраль 2008 года нет необходимости. Такая корректировка будет проведена путем переноса данных строки 8.4 уточняющего расчета в строку 22.2 со знаком «минус» спецдекларации № 1 за отчетный период, в котором подан в налоговый орган расчет корректировки.

Для исправления данных

общей декларации по НДС необходимо подать уточняющий расчет (по форме приложения 5 к Порядку № 166) к декларации за январь 2008 года с такими заполненными показателями:

 

Фрагмент уточняющего расчета к общей декларации за январь 2008 года

Код рядка

Показники

Загальна сума

1

2

3

...

2

Суми податкових зобов'язань, що не враховані (+) або зайво враховані (-) у декларації звітного періоду, за який виправляються помилки, у тому числі за кодами рядків декларації, в якій було допущено помилки1:

2.1

код

 

 

2.1

2.2

3

4

5

6

 

2.2

колонка А (±)

700

700

2.3

колонка Б (±)

3

Суми податкового кредиту, що не враховані (+) або зайво враховані (-) у декларації звітного періоду, за який виправляються помилки, у тому числі за кодами рядків декларації, в якій було допущено помилки1:

112

3.1

код

10.1

12.1

12.2

17

 

 

 

 

 

3.2

колонка А (±)

560

х

3.3

колонка Б (±)

112

112

...

5

Загальна сума помилки (±) (рядок 2 - рядок 3 + рядок 4 /- чи +/)

-

112

6

Уточнення показників рядків 20 — 26 декларації:

х

6.1

код

20

21

22

22.1

6.2

сума ПДВ

112

6.3

код

22.2

23

23.1

23.2

6.4

сума ПДВ

112

6.5

код

23.3

23.4

24

25

6.6

сума ПДВ

6.7

код

25.1

25.2

26

27

6.8

сума ПДВ

— **

— **

6.9

** з цієї суми відшкодовано

7

Уточнена сума звітного періоду, в якому виявлена помилка (з урахуванням виправлення помилки, за кодами рядків декларації):

 

7.1

код

20

21

22

22.1

х

7.2

сума ПДВ

112

7.3

код

22.2

23

23.1

23.2

7.4

сума ПДВ

112

7.5

код

23.3

23.4

24

25

7.6

сума ПДВ

7.7

код

25.1

25.2

26

27

7.8

сума ПДВ

**

— **

7.9

** з цієї суми відшкодовано

8

Розрахунки у зв'язку з виправленням помилки:

 

8.1

збільшення суми, яка підлягала сплаті до бюджету

(+)

8.2

зменшення суми, яка підлягала сплаті до бюджету

(-)

8.3

збільшення суми від'ємного значення, зарахованого у зменшення суми податкового боргу з ПДВ

8.4

зменшення суми від'ємного значення, зарахованого у зменшення суми податкового боргу з ПДВ

8.5

збільшення суми, що підлягала зарахуванню до складу податкового кредиту наступного податкового періоду (значення цього рядка переноситься до рядка 23.4 податкової декларації наступного звітного періоду2)

112

...

 

Вместе с таким уточняющим расчетом, так же как и с уточняющим расчетом по спецдекларации № 1, необходимо подать Расшифровку налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов, но по форме приложения 5 к декларации по НДС (общей).

Как указано в табл. 1, данные строк 23.1, 24 и 25 общей декларации по НДС за февраль 2008 года занижены на 112 грн., однако подавать уточненный расчет к указанной декларации нельзя. Поскольку данные строки 8.5 уточняющего расчета к декларации за январь 2008 года переносятся в строку 23.4 общей декларации по НДС за следующий (после периода, в котором в орган налоговой службы будет подан уточняющий расчет) налоговый период. То есть отрицательное значение января 2008 года будет перенесено не в декларацию за февраль и последующие налоговые периоды, а сразу в декларацию за налоговый период, следующий после периода, в котором проведена корректировка.

Например, если уточняющий расчет к декларации за январь 2008 года подан в октябре 2008 года, то сумму 112 грн. необходимо указать (со знаком «плюс») в строке 23.4 декларации за ноябрь 2008 года.

Если по данным декларации за ноябрь 2008 года такая сумма не будет перекрыта показателем строки 20, ее остаток необходимо указать в строке 24 декларации и в приложении 2 к декларации. Часть такой суммы НДС, уплаченная поставщикам в предыдущих периодах, должна быть заявлена к возмещению, то есть указана в строке 25 и Расчете суммы бюджетного возмещения (приложение 3 к декларации).

Порядок возмещения плательщик волен выбрать самостоятельно: либо на текущий счет, в таком случае сумму возмещения необходимо указать в строке 25.1 декларации и подать заявление о бюджетном возмещении (приложение 4 к декларации), либо в уменьшение налоговых обязательств по НДС следующих периодов, в таком случае сумму возмещения необходимо указать в строке 25.2.

Безусловно, для плательщика более привлекательным является получение возмещения на текущий счет, но для этого необходимо пройти тернистый путь проверки налоговиками правильности определения суммы, подлежащей возмещению. Надеемся, описанная нами процедура корректировки поможет читателям отстоять свое законное право и получить положенные суммы бюджетного возмещения.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно