Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Автомобиль на предприятии. Ремонт и техобслуживание авто: проблемы классификации и учета

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2008/№ 83
В избранном В избранное
Печать
Статья

Ремонт и техобслуживание авто: проблемы классификации и учета

 

Сведения, изложенные в этой статье, очевидно, не станут откровением для практикующих бухгалтеров со стажем, однако они будут полезны тем, кто только начинает осваивать азы профессии. А учитывая то, что за последние годы количество автомобилей в нашей стране увеличилось в разы, можно уверенно говорить и об увеличении интереса как профессионалов, так и новичков к учетным нюансам, касающимся обслуживания, ремонта и эксплуатации транспортных средств на предприятии. Отсюда прослеживается необходимость обобщить и систематизировать такую информацию, что мы и делаем сегодня.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Техобслуживание или ремонт: почему это важно?

Как следует из

ст. 22 Закона об автотранспорте, целью технического обслуживания и ремонта транспортных средств и их составляющих является поддержание их в надлежащем состоянии и обеспечение установленных производителем технических характеристик при использовании, хранении или содержании в течение периода эксплуатации. Более того, собственники транспортных средств или лица, которые их эксплуатируют, обязаны обеспечивать своевременное и в полном объеме проведение работ по их техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с нормативами, установленными производителями соответствующих транспортных средств (ст. 36 Закона о дорожном движении).

Однако при реализации приведенных выше норм специальных законов на практике предприятия сталкиваются с неоднозначной трактовкой таких хозопераций налоговым законодательством. Какие конкретно трудности при этом возникают?

В первую очередь отметим проблему правильной классификации тех или иных расходов, направленных на поддержание автомобиля в состоянии, позволяющем использовать его на предприятии и обеспечивающем безопасность такого использования. Связана она с содержащимися в

Законе о налоге на прибыль правилами налогового учета различных видов улучшений основных фондов, к которым среди прочих относятся и транспортные средства. Разумеется, речь идет о транспортных средствах, признанных основными фондами в соответствии с п.п. 8.2.1 этого Закона, прежде всего, по признаку участия в хозяйственной деятельности, поскольку для непроизводственных фондов такой проблемы не существует.

К счастью, не существует проблем и с отражением налогового кредита по НДС по операциям, связанным с техническим обслуживанием или ремонтом автотранспорта, — достаточно лишь соблюдать требования, установленные

п.п. 7.4.1 Закона об НДС, относительно использования приобретенных товаров и услуг в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога. Поэтому сосредоточимся далее на особенностях налогового учета по налогу на прибыль.

Как известно, налогоплательщики имеют право в течение отчетного периода

отнести в состав валовых расходов любые расходы, связанные с улучшением ОФ, подлежащих амортизации, в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало такого отчетного периода (п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль). При улучшении объектов основных фондов групп 2 — 4 расходы, превышающие указанную сумму, в установленном порядке увеличивают балансовую стоимость соответствующих групп ОФ по состоянию на начало расчетного квартала. Мы намеренно опускаем положения Закона, касающиеся группы 1, поскольку автомобильный транспорт и узлы (запасные части) к нему относятся ко второй группе.

Вместе с тем прочие

расходы на содержание, обслуживание и эксплуатацию основных фондов по общему правилу включаются в состав валовых расходов на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль как расходы, связанные с подготовкой, организацией, ведением производства (с учетом действия п. 5.9 этого Закона). Такой подход справедлив и в отношении любых видов автотранспорта, в том числе легкового, за исключением известных ограничений для легковушек по расходам на стоянку, парковку, приобретение ГСМ и оперативную аренду, установленных п.п. 5.4.10 того же Закона.

К сожалению,

Закон о налоге на прибыль не приводит качественных или количественных критериев для разграничения понятий «ремонт» и «техническое обслуживание» применительно к основным фондам. Для решения этой проблемы в отношении автомобильного транспорта на предприятиях всех форм собственности руководствуются Положением № 102, в котором и определен порядок проведения технического обслуживания и ремонта всех дорожных транспортных средств (ДТС), за исключением троллейбусов, мопедов и мотоциклов. Всегда ли указанный нормативный документ может прийти на выручку бухгалтерским службам таких предприятий? Проанализируем Положение № 102 с этой точки зрения и предложим свой взгляд на те проблемные моменты, где только его нормами никак не обойтись.

 

Как отличить техобслуживание от ремонта?

Согласно определению, приведенному в

п. 1.3 Положения № 102, под ремонтом ДТС понимается комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей. По своей структуре ремонт автотранспорта бывает текущий и капитальный. Различие между этими видами ремонтов заключается в количестве заменяемых деталей и целях их проведения.

Текущий ремонт

выполняется при наличии неисправностей и предназначен для обеспечения или восстановления работоспособности транспортного средства. К текущему ремонту относятся работы, связанные с одновременной заменой не более чем двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы). Капитальный ремонт — это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия. Такой вид ремонта предназначен для продления срока эксплуатации транспортного средства. К нему относятся работы, связанные с одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов. Перечень базовых агрегатов, к которым относятся, в частности, двигатель с картером сцепления в сборе, коробка передач, кабина грузового и кузов легкового автомобиля и т. д., приведен в приложении Г к Положению № 102.

Заметим, что

Закон о налоге на прибыль под улучшениями ОФ в целом и транспортных средств в частности понимает проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения (п.п. 8.1.2). Поэтому налоговые последствия проведения как текущего, так и капитального ремонтов аналогичны и кратко описаны в предыдущем разделе.

Техническое обслуживание

(ТО) транспортных средств в Положении № 102 определено как комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия во время использования по назначению, хранения и транспортировки ДТС. Различают следующие виды технического обслуживания автотранспорта:

— ежедневное обслуживание (ЕО);

— первое техническое обслуживание — ТО-1;

— второе техническое обслуживание — ТО-2;

— сезонное техническое обслуживание;

— техническое обслуживание во время консервации, а также на линии.

Ежедневное обслуживание

проводится после работы с целью подготовки автомобиля к дальнейшей эксплуатации. Оно предусматривает проверку технического состояния, выполнение работ по поддержанию надлежащего внешнего вида транспортного средства, заправку эксплуатационными жидкостями, устранение обнаруженных неисправностей, санитарную обработку транспортного средства, уборочно-моечные работы.

Первое и второе техническое обслуживание

включает в себя контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные работы по основным агрегатам и системам автомобиля, а также смазочные и очистительные работы. Сезонное техническое обслуживание осуществляется два раза в год (весной и осенью), проводится вместе с очередным ТО-2 и включает работы, направленные в основном на замену охлаждающих и смазывающих жидкостей, а также проверку соответствующих узлов и агрегатов, условия эксплуатации которых зависят от времени года.

В

Положении № 102 приведены перечни работ, относящихся ко всем видам технического обслуживания ДТС, и в этом смысле значимость данного нормативного документа трудно переоценить. Опираясь на него, можно сформулировать следующий укрупненный алгоритм для отнесения тех или иных расходов к ремонту или техническому обслуживанию авто:

1. Определяем, связаны ли понесенные расходы с хоздеятельностью предприятия. Если да, переходим к следующему шагу, в противном случае такие расходы в налоговом учете не отражаются.

2. Проверяем, входят ли работы, выполненные в отношении конкретного транспортного средства, в какой-либо из перечней работ по ТО, содержащихся в

Положении № 102. Если да, переходим к следующему шагу, в противном случае следует определиться, имеем ли мы дело с заменой шин либо аккумуляторных батарей (переходим к шагу 4) или нет (переходим к шагу 5).

3. Проведенная хозоперация является техническим обслуживанием ДТС, следовательно, расходы по ее осуществлению включаются в состав валовых расходов отчетного периода по первому событию (начислению или оплате) на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

4.

Операции по замене на ДТС шин и аккумуляторных батарей (АБ) не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортных средств (п. 3.19 Положения № 102). В то же время не включены эти операции и в перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию. Поэтому стоимость шин и АБ полностью относится на валовые расходы согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль с последующим ежеквартальным перерасчетом запасов согласно п. 5.9 этого Закона. Подробнее об этом см. статью «Замена аккумуляторных батарей» («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 29).

5. Такие работы следует считать ремонтом (причем для налогового учета, как было указано, не имеет особого значения, текущим или капитальным), а понесенные расходы отражать по правилам, регламентирующим улучшения ОФ.

Заметим, что приведенный алгоритм безукоризненно срабатывает лишь в ситуациях, близких к идеальным, а таких в хозяйственной деятельности любого предприятия, как правило, не так уж много. Впрочем, его всегда можно использовать как первую итеррацию в поиске ответа на вопрос, поставленный в заголовке этого раздела. Количество же дальнейших итерраций не в последнюю очередь зависит и от корректности оформленных документов, сопровождающих хозяйственную операцию, и от специфики работы предприятия и направления использования того или иного транспортного средства, и от смелости либо осторожности бухгалтера, а также его технической грамотности и готовности отстаивать свою позицию перед проверяющими.

Как правило, возражения налоговиков вызывает хозяйственность таких операций, как художественная покраска транспортного средства, тюнинг автомобиля, установка тонированных стекол (см. подробно об этом на с. 25, 28 сегодняшнего номера) или кондиционера (см. статью «Готовим автомобиль к лету: замена резины, масла, установка кондиционера» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 30), оборудование авто GPS-приемником, проведение специальной маркировки отдельных узлов и деталей, обеспечивающей невозможность продажи угнанного автомобиля «по запчастям» и т. п. Но иногда и вполне «безобидные» расходы могут привести к спорам о правильности их налогового учета. Выскажем некоторые соображения по этому поводу.

 

Лампочки, свечи и проч.: ремонт или ТО?

Выше уже отмечалось, что

Положение № 102, характеризуя тот или иной вид ТО, оперирует таким словосочетанием, как «виды работ» (см. п. 3.5, а также приложения А, Б и В), и крайне редко упоминает замену неисправных деталей или узлов автомобиля. Так, впервые указание на необходимость замены фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки масла (п. 12 приложения Б к Положению № 102) встречаем в описании видов работ по ТО-2, которое выполняется после достижения определенной величины пробега. Еще один раз о замене изношенных деталей говорится в п. 7 приложения В в контексте работ по снятию генератора и стартера в рамках сезонного технического обслуживания. Кроме того, несколько раз в этом документе идет речь о заправке автомобиля эксплуатационными жидкостями и замене масел. И все.

На наш взгляд, это совершенно не означает, что только расходы на замену перечисленных деталей в особо оговоренных

Положением случаях могут относиться на валовые расходы, а все остальные «обречены» стать расходами по улучшению ДТС. Первое, что наталкивает на эту мысль, — п. 3.5 Положения № 102 предписывает при каждом ежедневном техобслуживании производить устранение выявленных неисправностей. При этом обращаем внимание, что ежедневное ТО является составной частью каждого из остальных видов технического обслуживания, предшествуя им.

Таким образом,

если в ходе проведения того или иного вида техобслуживания обнаружилась необходимость замены соответствующих деталей или узлов, предприятие имеет право относить их стоимость в состав ВР непосредственно, не увеличивая балансовую стоимость транспортного средства на стоимость каждой такой детали. Кроме того, при проведении ТО подвижного состава собственными силами предприятия в валовые расходы включаются:

— основная и дополнительная заработная плата с отчислениями на социальное страхование персонала предприятия, выполняющего ТО, работы по подготовке производства и другие вспомогательные работы, связанные с техническим обслуживанием;

— затраты на запасные части, включая инструмент и расходные материалы;

— затраты на воду, тепловую и электрическую энергию и т. п.

Объясним на

примере, что имеется в виду. Пунктом 5 приложения А предписано, в частности, что в ходе ТО-1 необходимо проверить состояние и натяжение приводных ремней. Если в результате такой проверки оказалось, что состояние приводных ремней неудовлетворительно либо меры по их натяжению не приводят к должному результату, естественным выходом из такой ситуации будет замена указанных ремней. Так вот, несмотря на то что непосредственно о замене ремней в указанном пункте речи нет, такую операцию вполне обоснованно можно считать операцией по техническому обслуживанию и отражать в налоговом учете по соответствующим правилам, регламентирующим учет расходов на ТО.

То же самое касается, скажем, проверки действия звукового сигнала, электрических лампочек, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, состояния электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя (

п. 17 приложения А к Положению № 102); состояния прерывателя-распределителя (п. 18 того же приложения); исправности датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя; работоспособности шторок радиатора, плотности дверей, окон (пп. 9 и 10 приложения В) и т. п.

В то же время, анализируя все виды работ из соответствующих приложений к

Положению № 102, следует помнить о перечне базовых агрегатов ДТС и определениях текущего и капитального ремонтов, содержащихся в этом документе. Если при выполнении какого-либо вида работ будет установлена необходимость замены одного или нескольких базовых агрегатов, такие расходы следует однозначно классифицировать как ремонт транспортного средства.

Подтверждением правомерности описанного выше подхода к налоговому учету расходов на техобслуживание и ремонт автотранспорта может служить мнение Высшего хозяйственного суда Украины, сформулированное им в

постановлении от 27.05.2004 г. по делу № 2/178а. ВХСУ пришел к выводу, что расходы на улучшение основных фондов не совпадают с понятием расходов на поддержание объекта основных фондов в рабочем состоянии и его техническое обслуживание. Другими словами, не всегда даже те расходы, которые не названы ведомственными нормативными актами как расходы на проведение техобслуживания, автоматически должны рассматриваться как расходы на ремонт (улучшение) ОФ. Исходить прежде всего следует из сути понесенных расходов с учетом того, что ТО имеет своей целью поддержание работоспособности или исправности изделия, а ремонтвосстановление исправности или работоспособности такого изделия.

 

Чиним авто собственными силами

Любые операции по поддержанию или восстановлению исправности транспортных средств предприятие вправе осуществлять как самостоятельно, так и с привлечением сторонних специалистов (организаций). Проведение предприятием самостоятельного техобслуживания автомобиля следует должным образом оформить, чтобы потом иметь полное право на валовые расходы по понесенным на такое обслуживание расходам. Для этого можно составить:

— приказ на проведение техобслуживания автомобиля с указанием его вида и периодичности в соответствии с

Положением № 102;

— накладную на выдачу водителю материалов для проведения техобслуживания автомобиля. Такие материалы могут быть также приобретены водителем за наличные в качестве подотчетного лица или оплачены по заранее выписанному счету;

— акт проведенного техобслуживания автомобиля, важность которого возрастает в том случае, если на его основании списываются использованные материалы и запчасти. При этом стоимость таких материальных ценностей, ранее включенная в состав валовых расходов, исключается из стоимости запасов предприятия с учетом

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Все вышесказанное касается и порядка документального оформления ремонта автомобиля, произведенного собственными силами. Дополнительно при этом следует учитывать

особенности налогового учета заработной платы персонала предприятия, занятого на работах по такому ремонту. Дело в том, что длительное время ГНАУ придерживалась позиции (см., например, письмо от 20.08.2004 г. № 16016/7/15-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 77), согласно которой заработную плату работников, занятых ремонтом основных фондов, следовало относить в состав валовых расходов согласно п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль и не включать в общую сумму фактически понесенных расходов на ремонт с целью дальнейшего распределения между балансовыми стоимостями соответствующих групп и последующей амортизации.

В настоящее время точка зрения главного налогового ведомства кардинально изменилась (см.

письмо ГНАУ от 05.03.2008 г. № 4284/7/15-0317 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 20 и статью «Зарплата ремонтных работников: ГНАУ передумала» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 30). Теперь налоговики утверждают, что такие суммы являются составляющей расходов на ремонт и отражаются в налоговом учете в порядке, установленном п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, т. е. вместе с другими ремонтными расходами относятся на валовые расходы в пределах 10 %, а в сумме превышения — подлежат распределению с последующим отнесением на увеличение балансовой стоимости ремонтируемых ОФ и начислением амортизации. Единственное утешение — корректировать ранее отраженные валовые расходы не надо, а применять новый подход к налоговому учету зарплаты ремонтников рекомендовано при составлении декларации по налогу на прибыль начиная с І квартала 2008 года. Об этом говорится в письме ГНАУ от 26.08.2008 г. № 17203/7/15-0217 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 71).

 

ТО на СТО — панацея от всех бед?

Как уже отмечалось, предприятию иногда достаточно затруднительно правильно классифицировать выполненные работы как техобслуживание или же ремонт автомобиля. Поэтому, предпочтительнее всего, если автомобиль приобретен у официального дилера, пользоваться услугами фирменных СТО, учитывающих в своей работе особенности конструкции и эксплуатации конкретного типа транспортного средства.

Положением № 102 понятие «фирменное обслуживание» определено как метод выполнения технического обслуживания предприятием-производителем. Но даже если таких фирменных мастерских нет, обслуживание и ремонт авто на любой СТО снимает, как правило, большинство возникающих вопросов.

С точки зрения гражданского законодательства договор на техническое обслуживание и/или ремонт автотранспорта является обычным договором подряда (см.

гл. 61 ГКУ). Это означает, что подрядчик вправе выполнять порученные ему работы как из своего материала, так и из материала заказчика. Следовательно, если у предприятия — собственника автотранспорта есть необходимые для выполнения договора детали (узлы, запчасти), он может передать их исполнителю работ. При этом налоговые последствия у такой передачи отсутствуют, поскольку она не соответствует определению продажи. Впоследствии налоговая судьба переданных на СТО матценностей будет определяться в зависимости от того, осуществлялось ли техобслуживание авто или его ремонт.

Обращаем внимание, что

Правилами № 792 регламентированы формы документов, которыми подтверждаются выполнение услуг (работ), в т. ч. количество использованных запчастей и материалов, приемка-передача автомобиля (его составных частей), а также запчастей и материалов заказчика.

Если работы производились из материалов подрядчика, их стоимость будет включена в общую стоимость работ и отразится в налоговом учете заказчика общей суммой. И в том и в другом случае проблем с разделением ремонта и техобслуживания быть не должно, поскольку в соответствии с

пп. 24 и 41 Правил № 792 исполнитель должен оформить для юридических лиц отдельные финансовые документы на оплату материалов и услуг по техническому обслуживанию (включая необходимые диагностические работы) и отдельные документы на оплату материалов и выполнение работ по ремонту. Там же предусмотрено, что выполненные работы относятся к техническому обслуживанию либо к ремонту на основании перечней и порядка выполнения работ, регламентированных разработчиком (производителем) ДТС или на основании инструкций по эксплуатации, а также нормативных документов.

Таким образом, получив от СТО акт выполненных работ с указанием вида работ (ТО или ремонт), бухгалтеру уже не надо задумываться над тем, как отразить его результаты в своем налоговом учете. Не возникает и дополнительной проблемы, связанной с правильным отражением заработной платы работников ремонтной группы, о которой шла речь выше, так как зарплата персонала СТО уже включена в общую стоимость и отдельному выделению не подлежит.

 

Как пересчитываются запасы, участвующие в ремонте авто?

Несколько слов скажем по поводу учета запчастей, узлов и деталей, которые используются при проведении ремонтов и прочих улучшений транспортных средств. Здесь необходимо рассмотреть две различные ситуации.

Первая из них возникает тогда, когда

в процессе ремонта задействуются ТМЦ, ранее приобретенные для других целей, подразумевавших их использование в хозяйственной деятельности налогоплательщика (например, запчасти, приобретенные торговой организацией для перепродажи и использованные в ремонте собственного автомобиля). В данном случае стоимость таких ТМЦ первоначально была включена в состав валовых расходов предприятия и подлежала перерасчету по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, т. е. отражалась в строке 04.1 декларации по налогу на прибыль, а также в таблице 1 приложения К1/1 к декларации в графе 5 «На конец отчетного периода». В периоде проведения ремонта стоимость использованных запчастей в пределах лимита включается в состав валовых расходов, а сумма превышения увеличивает балансовую стоимость группы 2 (напомним, автомобиль — объект ОФ группы 2) и подлежит амортизации со следующего квартала.

Чтобы стоимость ремонтных материалов, которая вписывается в 10 % лимит, не попала в валовые расходы дважды — через перерасчет по

п. 5.9 и по строке 04.10, — необходимо в приложении К1/1 к декларации по налогу на прибыль предприятия сумму, равную стоимости использованных материалов, отразить в таблице 1 в графе 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности». Следует сказать, что изменение первоначального предназначения приобретенных ранее запчастей в связи с их использованием в ремонтных целях нельзя рассматривать как исправление ошибки, допущенной в налоговом учете. Ведь в периоде приобретения таких запчастей завышения валовых расходов не было, поскольку их стоимость через прирост остатка на складе по сути повлекла соответствующее увеличение валовых доходов, и значит, никакого занижения налогового обязательства не было.

Кроме того, использование запчастей при ремонте транспортных средств не меняет сути их хозяйственной направленности, т. е. условия, установленные

п.п. 7.4.1 Закона об НДС, выполняются, поэтому суммы «входного» НДС по таким запасам остаются в составе налогового кредита.

Вторая ситуация имеет место, когда

запасные части изначально приобретаются для ремонта автомобиля. В таком случае можно сначала не учитывать их стоимость в перерасчете прироста/убыли, а включать в состав валовых расходов уже потом — в пределах и в составе ремонтного лимита по специальной строке декларации по налогу на прибыль предприятия — 04.10 приложения К1. Разумеется, если стоимость таких матценностей превышает ремонтный лимит, то в части превышения их стоимость не включается в состав валовых расходов (и естественно, не учитывается в перерасчете по п. 5.9). Официальное подтверждение такой позиции находим в письме ГНАУ от 06.07.2006 г. № 3721/Ж/15-0314 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 63).

 

Немного о бухучете

В завершение напомним, что

порядок отнесения затрат на поддержание автомобиля в исправном состоянии (техобслуживание) и затрат на его ремонт или улучшение регулируется П(С)БУ 7 и зависит в бухгалтерском учете от влияния осуществленных мероприятий на будущие экономические выгоды.

Если предприятие осуществляет расходы, связанные с поддержанием транспортных средств в рабочем состоянии, т. е. если в результате проведенных мероприятий таким транспортным средствам возвращаются их первоначальные качества, то понесенные затраты на основании

п. 15 П(С)БУ 7 включаются в состав расходов отчетного периода. К таким мероприятиям могут относиться как техническое обслуживание автомобиля, так и его ремонт, причем и текущий, и капитальный в равной степени.

В отношении ремонтов наше утверждение базируется на том, что согласно

Положению № 102 все виды ремонтов производятся с целью восстановления исправности или работоспособности автомобиля. Более того, из приведенных в этом документе определений текущего и капитального ремонтов прямо не следует, что в результате таких ремонтов предприятие получит в будущем дополнительные выгоды. И даже несмотря на то, что одной из целей проведения капитального ремонта названо полное или близкое к полному восстановление ресурса изделия, п. 31 Методрекомендаций № 561 настаивает на признании расходов на капремонт не подлежащими капитализации.

Таким образом,

в общем случае все расходы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтами автомобиля, в бухгалтерском учете предприятия включаются в состав расходов отчетного периода и в зависимости от функционального назначения автомобиля отражаются записями:

Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 22, 28, 63, 65, 66, 68 и др.

Пример 1

. Предприятию силами сторонней организации (СТО) была заменена неисправная коробка передач на автомобиле, который используется в отделе сбыта. Стоимость работ по ремонту, включая стоимость необходимых узлов, запчастей и деталей, составила 8400 грн. с учетом НДС. «Ремонтный» лимит на предприятии равен 10000,00 грн.

В соответствии с

п. 3.13 Положения № 102 такой ремонт рассматривается как текущий, так как при его осуществлении производилась замена одного из базовых агрегатов автомобиля. Следовательно, затраты на него по общему правилу признаются расходами предприятия (табл. 1):

 

Таблица 1

Учет замены коробки передач (текущий ремонт автомобиля)

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет, грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Произведена предоплата за работы по текущему ремонту автомобиля

371

311

8400,00

7000,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС при получении налоговой накладной

641/НДС

644

1400,00

3. Подписан акт выполненных работ по ремонту автомобиля

93

631

7000,00

4. Начислен налоговый кредит по НДС

644

631

1400,00

5. Отражен зачет задолженностей

631

371

8400,00

 

Вместе с тем возможны ситуации, когда замена одного или нескольких

базовых элементов в рамках капитального (или даже текущего) ремонта автомобиля приводит к значительному увеличению его общего ресурса и, как следствие, к получению предприятием в будущем дополнительных экономических выгод. Так, установка двигателя большей мощности или замена топливной системы с бензиновой на газовую, очевидно, улучшает технические характеристики транспортного средства в целом, а не только восстанавливает его исправность или работоспособность. В этом случае согласно п. 14 П(С)БУ 7 стоимость таких работ можно отразить в бухгалтерском учете как капитальные инвестиции, несмотря на то что иногда по Положению № 102 проведенный ремонт будет классифицирован как текущий. Более подробно о нюансах отражения затрат на ремонт автомобиля в бухучете можно прочитать в статье на эту тему, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 30.

Пример 2

. В ходе ремонта грузового автомобиля предприятия на СТО был установлен двигатель большей мощности. Стоимость работ составила 24000,00 грн. с НДС. Для целей налогового учета примем, что предприятие располагает остатком 10 % «ремонтного» лимита в сумме 15000,00 грн.

Как было указано, такие расходы в бухгалтерском учете предприятия целесообразно капитализировать. Тем не менее в налоговом учете на увеличение балансовой стоимости основных фондов группы 2 пойдет только сумма, превышающая «ремонтный» лимит отчетного периода, в размере 5000,00 грн. (табл. 2).

 

Таблица 2

Учет замены двигателя автомобиля на более мощный (улучшение ОС)

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет, грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

1. Произведена предоплата за работы по замене двигателя

371

311

24000,00

15000,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС при получении налоговой накладной

641/НДС

644

4000,00

3. Подписан акт выполненных работ по ремонту автомобиля

152

631

20000,00

Сумма превышения понесенных расходов над «ремонтным» лимитом в размере 5000,00 грн. относится на увеличение балансовой стоимости группы 2 (при условии, что других улучшений ОФ в отчетном периоде не проводилось).

4. Начислен налоговый кредит по НДС

644

631

4000,00

5. Отражен зачет задолженностей

631

371

24000,00

6. Увеличена первоначальная стоимость автомобиля

105

152

20000,00

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно