Приобретение и эксплуатация
Режим работы водителей
Предприятие принимает на работу водителя. Отличается ли режим работы водителя от режима работы других работников предприятия?
(г. Днепропетровск)
Да, отличается. Все дело в том, что при установлении режима работы таких работников, как водители, следует руководствоваться
Положением № 18, которое является специальным документом, регулирующим вопросы организации труда водителей.Прежде всего отметим, что работа водителей должна быть организована таким образом, чтобы не допустить дорожно-транспортных происшествий, нанесения вреда здоровью водителя или пассажиров, повреждения груза и автомобиля, поскольку автотранспорт является источником повышенной опасности.
Перечень составляющих рабочего времени водителей приведен в
п. 2.2 Положения № 18.Нормальная
продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю. При этом для водителей с пятидневной рабочей неделей продолжительность смены в среднем не может превышать 8 часов, а при шестидневной рабочей неделе — 7 часов.Следует иметь в виду, что перед праздничными и нерабочими днями, а также при работе в ночную смену продолжительность работы водителей сокращается на 1 час. Ночным считается время с 22.00 до 6.00.
Накануне выходных дней смена водителя с шестидневной рабочей неделей должна составлять не более 5 часов.
Согласно
п. 2.5 Положения № 18 , если условия работы предприятия не позволяют установить для водителей нормальную ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени, для такой категории работников допускается введение суммарного учета рабочего времени. В этом случае организация труда водителей регулируется графиками работы (сменности), которые составляются на весь учетный период (как правило, это месяц) и которыми определяется количество рабочих дней (смен), продолжительность ежедневной работы (смены), количество выходных дней и дополнительных дней отдыха, продолжительность ежедневного (межсменного) и еженедельного отдыха. При этом работа в праздничные и нерабочие дни по графику включается в расчет нормы рабочего времени учетного периода.При суммарном учете рабочего времени выдвигаются определенные требования относительно режима работы водителей. Так, продолжительность смены в общем случае устанавливается не более 10 часов. Если же нормальная продолжительность рабочего дня включает длительные периоды ожидания или перерыва в работе, продолжительность смены может составлять 12 часов при условии, что время непосредственного управления транспортным средством не превышает 9 часов.
Что касается сверхурочных работ, то их продолжительность не должна превышать для каждого водителя 4 часов на протяжении двух дней подряд, а в случае установления суммарного учета рабочего времени — 75 часов в год (или 100 часов в год в случае соблюдения еженедельной нормы продолжительности рабочего времени).
В случае если деятельность предприятия предполагает междугородные перевозки, то продолжительность смены водителя, задействованного в них, может устанавливаться до 10 часов.
Если
продолжительность рабочего времени превышает 12 часов, то в рейс направляются два водителя. При этом автотранспортное средство должно быть оборудовано местом для отдыха водителя. Продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не руководит автотранспортным средством, которое засчитывается в рабочее время, устанавливается собственником по согласованию с профсоюзным органом или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (лицом) в размере не менее 50 % рабочего времени (п. 2.11 Положения № 18).Обращаем внимание: продолжительность рабочей смены
более 10 часов не может устанавливаться работникам со стажем управления автотранспортным средством менее трех лет, а также водителям, которым это запрещено по медицинским показаниям. Кстати, все водители подлежат обязательным медицинским осмотрам, порядок организации и проведения которых регламентирован Порядком проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 21.05.2007 г. № 246, и Положением о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины, Министерства внутренних дел Украины от 05.06.2000 г. № 124/345.На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автотранспортным средством предусматривается остановка для отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, затем остановка такой продолжительности предусматривается не позднее чем через каждые 2 часа. Вместо таких остановок работнику может быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью от 45 минут до 2 часов, а если продолжительность рабочей смены более 8 часов — два перерыва для отдыха и приема пищи общей продолжительностью до 2 часов. Такой перерыв предоставляется, как правило, не позднее чем через 4 часа после начала работы и не включается в рабочее время водителя.
При организации рабочего времени водителей, работающих на международных перевозках, следует руководствоваться нормами Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (дата присоединения Украиной — 07.09.2005 г.). Согласно требованиям ЕСТР ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством при международных перевозках может быть увеличена до 10 часов не более двух раз в неделю. В то же время суммарная продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух недель не должна превышать 90 часов.
Екатерина Скрипкина, экономист-аналитик