Темы статей
Выбрать темы

Приобретение и эксплуатация. Используем автомобиль работника в рамках трудового законодательства — платим «грязный» сбор

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Приобретение и эксплуатация

 

Используем автомобиль работника в рамках трудового законодательства — платим «грязный» сбор

 

Предприятие периодически для хозяйственных нужд использует автомобиль работника в рамках трудового законодательства на основании ст. 125 КЗоТ. Должно ли предприятие платить сбор за загрязнение окружающей среды и подавать отчетность о его начислении в соответствующие органы?

(г. Ахтырка)

 

Для ответа на поставленный вопрос сперва рассмотрим характер отношений, сложившийся в данном случае между предприятием и работником, а также их последствия в учете предприятия. Для этого обратимся к

ст. 125 КЗоТ. В ней указано, что работники, использующие свои инструменты для нужд предприятия, имеют право на получение компенсации за их износ (амортизацию). При этом размер и порядок выплаты этой компенсации, если они не установлены в централизованном порядке, определяются собственником или уполномоченным им органом по согласованию с работником.

Понятие «инструменты», об использовании которых идет речь,

КЗоТ не определяет. Поэтому возникает вопрос: может ли быть отнесен к их числу автомобиль? На этот счет есть два мнения. Некоторые специалисты не признают автомобиль инструментом и соответственно настаивают на невозможности обращения к механизму компенсации, предусмотренному ст. 125 КЗоТ, при использовании автомобиля работника предприятием.

Однако, по мнению госорганов, такой механизм реализации отношений возможен при использовании автомобиля работника в служебных целях и выплаты за это работнику компенсации. Об этом свидетельствуют

письмо ГГНИУ от 01.12.95 г. № 10-214/10-5759, письмо ГНАУ от 26.07.2006 г. № 8393/5/17-0716, письмо ГНА в г. Киеве от 09.11.2006 г. № 911/10/31-106, консультация в «Вестнике налоговой службы Украины», 2006, № 42, а также письма Госкомпредпринимательства от 31.05.2007 г. № 3903 и от 03.07.2007 г. № 4773. Кроме того, см. мнение официальных органов на с. 45 текущего номера.

Порядок оформления отношений по выплате компенсации между работником и работодателем

оставлен на усмотрение последнего по согласованию с работником. Согласно разъяснениям и ГНАУ, и Госкомпредпринимательства законность осуществления таких отношений должна в первую очередь сопровождаться следующими подтверждающими документами:

(1)

заявлением работника — его работник пишет на имя работодателя с просьбой использовать свой автомобиль для нужд предприятия на условиях выплаты компенсации;

(2)

разрешение руководителя на выплату компенсации — работодатель дает разрешение (в письменной форме) на использование автомобиля исключительно для нужд предприятия, выплату компенсации и ее размер;

(3)

договор между работником и предприятием об использовании автомобиля для нужд предприятия — такой договор можно не заключать, если условия о возможности и порядке использования автомобиля закреплены в коллективном или трудовом договоре;

(4)

распоряжение о назначении ответственного за использование автомобиля. Такое распоряжение выписывается, если использовать автомобиль будет не сам работник, а другое лицо. И хотя согласно нормам ст. 125 КЗоТ использовать для нужд работодателя свой автомобиль может только сам работник, госорганы, как видим, не против такого случая.

При определении размера

суммы компенсации за износ (амортизацию) автомобиля сотрудники госорганов рекомендуют за основу брать нормы амортизационных отчислений (правда, не уточняют, на какие нормы следует ориентироваться — налоговые или бухгалтерские), а подтверждением стоимости автомобиля может быть акт экспертной оценки (письма ГНА в г. Киеве от 09.11.2006 г. № 911/10/31-106 и Госпредпринимательства от 31.05.2007 г. № 3903). Если у работника есть документы, подтверждающие стоимость автомобиля (например, чек, договор купли-продажи и т. п.), то считаем возможным обосновать компенсацию за износ используемого автомобиля этими документами.

Имея в наличии перечисленные выше документы, предприятие сумму выплаченной компенсации работнику за износ (амортизацию) его автомобиля может включить в

валовые расходы на основании п.п. 5.6.2 Закона о налоге на прибыль. При этом на сумму компенсации за износ (амортизацию) автомобиля не распространяется ограничение, предусмотренное п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль по включению в валовые расходы только 50 % расходов на оперативную аренду легкового автомобиля.

И еще. Обратите внимание, по мнению ГНА в г. Киеве, использование автомобиля работника без выплаты ему компенсации за износ чревато для предприятия начислением валовых доходов как за

бесплатно полученную услугу.

При выплате работнику компенсации работодатель должен начислить, удержать и уплатить в бюджет

налог с доходов физических лиц (п.п. «г» п.п. 4.2.9 Закона № 889). В налоговом расчете по форме № 1ДФ такая выплата отражается с признаком дохода «09». На сумму компенсации не начисляют и не удерживают взносы в соцфонды, поскольку она не включается в фонд оплаты труда согласно п. 3.22 Инструкции № 5. Аналогичный вывод делает ПФУ в письме от 19.07.2005 г. № 8665/04 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 81.

Что касается компенсации работнику расходов, связанных с использованием автомобиля (в частности, нас интересует ГСМ), то

представители госорганов допускают возможность проведения компенсации расходов ГСМ по Нормам № 43 (см. все те же письма ГНА в г. Киеве от 09.11.2006 г. № 911/10/31-106 и Госпредпринимательства от 31.05.2007 г. № 3903). Считаем, что законных оснований для выплаты такой компенсации нет. В ст. 125 КЗоТ говорится только о компенсировании работнику износа (амортизации) автомобиля. Выплата компенсации дополнительных расходов, например, на ГСМ, ремонт и других расходов, связанных с использованием автомобиля, не предусмотрена. Наиболее верным для предприятия будет оприходование необходимого ГСМ на баланс для автомобиля работника (например, через подотчет) и списывать его по Нормам № 43 на основании путевых листов (возможность их выписки на автомобиль, используемый на условиях компенсации, госорганы также допускают).

Рассмотрев основные организационные и учетные моменты отношений использования авто с уплатой компенсации за износ, перейдем непосредственно к заданному вопросу.

Согласно

п. 2.1 Инструкции № 162 плательщиками сбора за загрязнение окружающей природной среды являются субъекты предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, включая их объединения, филиалы, отделения, которые не имеют статуса юридического лица и расположены на территории другой территориальной громады.

Объектом исчисления сбора для передвижных источников загрязнения являются

объемы фактически использованных видов горючего, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества (абзац второй п. 3.1 Инструкции № 162).

Итак, объектом исчисления сбора для транспортных средств являются объемы фактически использованных видов ГСМ. А

уплачивается такой сбор независимо от того, является плательщик владельцем автомобиля (источника загрязнения) или пользуется им по договорам. На это обращают внимание и налоговики (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 30, с. 38 и 2008, № 31, с. 37).

Причем, по мнению налоговиков,

отсутствие первичных документов, свидетельствующих об использовании горючего, не освобождает плательщика от уплаты в бюджет сумм сбора за загрязнение окружающей среды (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 17 — 18, с. 15).

Как мы выяснили, компенсировать деньгами затраты работника на ГСМ не вполне законный вариант в рамках действующих в данном случае отношений между предприятием и работником. Заправлять автомобиль (приходуя ГСМ на баланс и списывая по мере его расхода) должно предприятие. Соответственно и платить грязный сбор с заправленных объемов горючего придется предприятию.

В связи с этим предприятие, использующее автомобиль работника, должно ежеквартально предоставлять в налоговый орган по месту налоговой регистрации Налоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды по форме, утвержденной

приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111, и уплачивать начисленный сбор.

Налоговый расчет

подается в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала. С учетом того, что предприятие использует автомобиль периодически, нужно обратить внимание на следующее. Расчет сбора предоставляется нарастающим итогом с начала года. Это приводит к необходимости подавать его до конца отчетного года, если в предыдущих отчетных кварталах сбор начислялся, а в отчетном квартале этого же года объект для начисления экосбора отсутствовал (предприятие не использовало автомобиль и соответственно не покупало ГСМ для его заправки). В то же время, если у предприятия с начала текущего года объект для исчисления сбора отсутствует, то за такие отчетные периоды текущего года отчет не предоставляется до наступления квартала, в котором объект для исчисления сбора снова появится. Такой же подход разделяют и налоговики (см. письмо ГНАУ от 07.12.2007 г. № 15310/5/15-0516 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 6).

Сбор уплачивается

в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления расчета (т. е. не позднее 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала).

В налоговом учете

сумму уплаченного сбора предприятие вправе отнести на валовые расходы (в периоде фактической его уплаты) согласно п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль. Подробнее о расчете суммы сбора и предоставлении отчетности по нему можно прочитать в статье «Сбор за загрязнение окружающей природной среды»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 28.

Наталия Дзюба, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше