Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Тюнинг. Тюнинг в налоговом учете

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2008/№ 83
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Тюнинг

 

Тюнинг в налоговом учете

 

Можно ли учесть в налоговом учете расходы на тюнинг автотранспортного средства? Предусмотрена ли ответственность за тюнинг авто?

(г. Никополь)

 

Термин «тюнинг» заимствован из английского языка (tuning) и в переводе означает «настройка». Когда речь идет о тюнинге автомобиля, под ним понимают определенные работы по приведению («настройке») внутренних и/или внешних характеристик автомобиля в соответствие с пожеланиями заказчика, индивидуальными запросами и потребностями его пользователей (водителей и пассажиров). Такие работы могут быть связаны с повышением как удобства в эксплуатации, так и безопасности транспортного средства.

Близкое к изложенному понимание данного термина отражено и в законодательстве. Так, в соответствии с

п. «г» ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О развитии автомобильной промышленности Украины» от 18.03.2004 г. № 1624-IV тюнинг определен как работы, которые улучшают внутренние либо внешние показатели автомобиля или мотоцикла (мотороллера).

В автосалонах предлагают самые различные виды тюнинга: тюнинг двигателя (движка), тюнинг корпуса, фар, дополнительных приборов, тюнинг поршней, салона. Каждый из названных видов тюнинга можно отнести либо к

внутреннему, либо к внешнему тюнингу (что, собственно, отражено и в приведенном в Законе определении).

Внешний тюнинг часто называют

эстетическим, внутренний — техническим.

В результате эстетического тюнинга меняется внешний вид автомобиля и его интерьера. К данному виду тюнинга относят аэрографию (художественную покраску автомобиля), размещение аппликаций, разнообразных решеток, колесных дисков с необычным рисунком, или колпаков, а также в части внутренних работ, перешивку обивки сидений или установку новых, обшивку внутренних панелей дверей кожей, металлом или деревом, изменение подсветок приборных панелей и их цветовой гаммы. Кроме того, к эстетическому тюнингу принято относить также работы по монтажу в автомобиле аудио-, видеоаппаратуры и иных информационно-развлекательных комплексов.

В число работ по техническому тюнингу, который имеет цель изменить технические характеристики автомобиля, включают повышение жесткости кузова на кручение путем установки распорок, замену штатных амортизаторов и пружин на детали с иными характеристиками, перепрограммирование систем управления двигателем, замену штатных систем впуска и выпуска. Все эти работы направлены на настройку ходовой части и силового агрегата, в результате чего улучшается разгонная динамика, устойчивость и управляемость автомобиля. Техническим тюнингом также можно назвать замену штатных бамперов, установку порогов, спойлеров и антикрыльев. Эти детали устанавливаются с целью улучшить аэродинамику кузова, изменить распределение сил, действующих на автомобиль и обусловленных потоком набегающего воздуха на высоких скоростях движения. Как отмечают специалисты, то, что перечисленные элементы наружного обвеса меняют внешний вид автомобиля, лишь дополнительный эффект от их установки. Главная же цель такого тюнинга, подчеркнем, — улучшение аэродинамических характеристик автомобиля. Помимо этого, внутренний тюнинг способен добиться большей маневренности, а также экономии горючего. Нередко тюнинг проводится и для систем безопасности, когда устанавливаются более совершенные точечные ремни и подушки безопасности. Немаловажно и то, что

тюнинг может помочь владельцу автомобиля продлить срок эксплуатации автомобиля .

Однако какой бы

тюнинг не проводился, под определение технического обслуживания либо ремонта такие работы попасть не могут, поскольку ни на поддержание, ни на восстановление состояния транспортного средства, соответствующего требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации они не направлены. В то же время из самого законодательного определения тюнинга следует, что его можно отнести к улучшениям автомобиля как объекта основных фондов. Это дает основания для применения п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль , в соответствии с которым предприятие затраты на тюнинг автомобиля в течение отчетного периода может отнести к валовым расходам в пределах 10 % лимита. Расходы, превышающие 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало отчетного периода, увеличивают балансовую стоимость группы 2 (если в отчетный период не проводился ремонт объектов основных фондов других групп).

Но только классификации расходов на тюнинг недостаточно —

необходимо обосновать связь осуществленных тюнинговых работ с хозяйственной деятельностью предприятия. Как это сделать, во многом будет зависеть от того, какой именно тюнинг был проведен и на что направлена деятельность предприятия. Предприятиям, которые работают в сфере услуг, с этой задачей справиться проще. Например, если транспорт задействован в предоставлении услуг по перевозке пассажиров, любой внешний тюнинг можно оправдать тем, что он осуществлялся с целью привлечения клиентов (такси, оформленное в стиле раритетного автомобиля, действительно может вызвать интерес у клиентов; либо оригинальное оформление автомобиля может быть связано с предоставлением услуг по перевозке в рамках обслуживания торжественных мероприятий или деловых встреч).

Кроме того, любое предприятие может обосновать проведение отдельных видов внутреннего тюнинга желанием повысить безопасность автомобиля (как например, установление более совершенных подушек безопасности либо более прочного бампера), сделать его более экономичным в обслуживании, а также обеспечить продолжительную работу отдельных деталей автомобиля (примером чему может служить установление решеток на фарах).

Однако оправдать таким образом абсолютно все предлагаемые сегодня автосалонами виды тюнинга все же вряд ли удастся, о чем бухгалтеру нельзя забывать.

Заказывая тюнинговые работы, следует помнить не только о специфике их налогового учета, но и о требованиях к переоборудованию транспортных средств.

В соответствии со

ст. 32 Закона о дорожном движении переоборудование транспортных средств, т. е. изменение типа либо марки (модели), назначения или параметров конструкции транспортных средств, находящихся в эксплуатации, путем установки кабины, кузова или их деталей, специального оборудования и номерных агрегатов, не предусмотренных нормативно-технической документацией на данное транспортное средство, должно соответствовать правилам, нормативам и стандартам Украины. Кроме того, установлен запрет проводить переоборудование, которое приводит к изменению полной массы и ее распределению по осям, размещения центра тяжести, типа двигателя, его веса и мощности, колесной базы или колесной формулы, системы тормозного или рулевого управления и трансмиссии, без согласования с производителями транспортных средств и их составляющих либо другой специально уполномоченной на это Кабмином организации.

Закон о дорожном движении

также требует, чтобы переоборудование, которое привело к изменению учетных данных механического транспортного средства, было отражено в его регистрационных документах.

Примером нарушения требований о переоборудовании, в частности, можно считать случаи, когда габариты по ширине и высоте превышают нормативы, указанные в

Правилах дорожного движения (если на такое превышение не получено специальное разрешение), осуществлена замена типа двигателя с бензинового на дизельный, изменена тормозная система, рулевое управление и трансмиссия, установлены дополнительные топливные баки без разрешения завода-изготовителя или ГосавтотрансНИИпроекта; изменен тип кузова автомобиля (фургона) либо произведено переробрудование автомобиля-фургона в автобус без перерегистрации в органах Госавтоинспекции (см. п. 6 приказа МВД от 30.06.98 г. № 482 «О мерах по улучшению надзора за дорожным движением и взаимоотношений милиции с собственниками транспортных средств»).

На данный момент

ст. 121 КоАП за управление транспортными средствами, переоборудованными с нарушением соответствующих правил, нормативов и стандартов, предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от одного до двух ннмдг (т. е. от 17 до 34 грн.).

Отметим, что ответственность за нарушение требований к переоборудованию транспортных средств усилится со вступлением в силу

Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения»*. Этим Законом, в частности, предусмотрено внесение изменений в КоАП, в результате которых штрафы, указанные в ст. 121 КоАП, увеличатся и будут составлять от двадцати до двадцати пяти ннмдг (т. е. 340 до 425 грн.).

* После того как Закон будет подписан Президентом Украины, он подлежит опубликованию. Как указано в тексте самого Закона, он

вступит в силу через месяц со дня официального опубликования.

Со вступлением в силу данного

Закона появится также норма, согласно которой в случае эксплуатации транспортного средства, переоборудованного с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов, работник ГАИ может временно изъять талон о прохождении государственного техосмотра (ст. 2653 КоАП). Сегодня же переоборудование транспортного средства с нарушением требований ст. 32 Закона о дорожном движении может повлечь изъятие номерных знаков (п.п. 12.12.8.1 Инструкции № 1111).

Елена Уварова, юрист

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно