Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Аренда. Определяем обычную цену арендной платы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2008/№ 83
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Аренда

 

Определяем обычную цену арендной платы

 

Предприятие, находящееся на общей системе налогообложения, для осуществления хозяйственной деятельности арендует у предпринимателя — плательщика единого налога автобус. Как определить обычную цену по арендной плате?

(г. Изюм)

 

При аренде автобуса у неплательщика налога на прибыль, дабы не завысить валовые расходы, предприятие — покупатель услуг аренды должно четко знать (или определить) обычную цену приобретаемых услуг. Ведь

валовые расходы плательщика налога, понесенные по арендным платежам, определяются исходя из договорных цен, но не выше обычных цен (пп. 7.4.2, 7.4.4 Закона о налоге на прибыль).

Правила применения обычных цен содержатся в

п. 1.20 Закона о налоге на прибыль, согласно которому, если не установлено иное, обычной считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора. Также считается, что если не доказано обратное, то такая обычная цена соответствует уровню справедливых рыночных цен.

Справедливая рыночная цена

— это цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому собственнику при условии, что продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель их получить при отсутствии любого принуждения, обе стороны являются взаимно независимыми юридически и фактически, владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также о ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг).

В общем случае для определения обычной цены товаров (работ, услуг)

п. 1.20 Закона о налоге на прибыль предлагает ряд способов, но только некоторые из них могут быть использованы для обоснования обычной цены при аренде автобуса.

Так,

п.п. 1.20.2 указанного Закона предписывается использовать информацию о заключенных на момент продажи товара (работы, услуги) договорах с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях. В частности, необходимо учитывать условия договора, сроки выполнения обязательств, условия платежей и другие объективные условия, которые могут повлиять на цену.

Применяя приведенные выше положения к операциям по аренде автобуса, следует сопоставить, насколько договорная плата за аренду автобуса отличается от платы за идентичную арендную услугу в сопоставимых условиях. При этом идентичными называют услуги, которые имеют одинаковые характерные для них основные признаки (

п.п. 1.20.1 Закона о налоге на прибыль). Условия договоров на рынке идентичных услуг признаются сопоставимыми, если отличие между ними существенно не влияет на цену или может быть экономически обосновано (п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль).

Если не удалось получить достоверную информацию об идентичных услугах по аренде автобуса либо такие услуги на соответствующем рынке не предлагаются, можно попытаться найти цены на однородные арендные услуги в сопоставимых условиях. Однородными называются услуги, которые не являются идентичными, имеют подобные характеристики и состоят из похожих компонентов, что позволяет им выполнять одинаковые функции и (или) быть взаимозаменяемыми.

Иными словами, если удастся обзавестись документами, подтверждающими величину арендной платы при аренде нескольких автобусов с похожими основными характеристиками и на похожих условиях, то с их помощью можно обосновать обычную цену получаемой арендной услуги.

При желании для обоснования обычной цены можно обратиться к профессиональному оценщику, который даст соответствующее экспертное заключение.

Кроме того, неплохим обоснованием обычной цены может служить публичное объявление, данное предпринимателем — арендодателем условий аренды автобуса, в частности арендной платы. Здесь срабатывает

п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль. Имеется в виду объявление условий продажи, предназначенное неопределенному кругу лиц, которое может быть размещено, например, в печатных средствах массовой информации, в Интернете, путем трансляции по телевидению или радио. Обратите внимание: понятие «публичное объявление условий продажи» очень близко к понятию «публичный договор», взаимоотношения по которому регулируются ст. 633 ГКУ. Условия такого договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. А поскольку услуга по аренде автобуса предлагается по одинаковой для всех потенциальных потребителей цене, такая цена в целях налогообложения будет считаться обычной.

Если же

арендная услуга является уникальной и не имеет аналогов (например, в отношении аренды автобуса уникальность может состоять в том, что в аренду получен автобус с водителем (причем классность водителя играет не последнюю роль), срок договора, модель и год выпуска автобуса), то в соответствии с п.п. 1.20.6 Закона о налоге на прибыль обычной ценой считается договорная. Подчеркнем, что такой вывод предприятие вправе сделать в случае, если на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) не осуществляются операции с идентичными (при их отсутствии — однородными) товарами (работами, услугами) и существует недоступность соответствующей информации.

При этом покупателю нужно располагать объективными данными, позволяющими подтвердить уровень обычных цен на купленные услуги аренды. А по мнению налоговиков, такими данными для обоснования обычной цены, в том числе и для покупателя, как раз и являются заключенные договоры, обнародованные рекламные объявления (так называемые публичные объявления), прайс-листы других предприятий на аналогичные услуги, идентичные (однородные) приобретаемым, справки, полученные от государственных органов статистики и пр. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 28, с. 58, а также

письмо ГНА в  г. Киеве от 08.11.2006 г. № 904/10/31-106 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 48.

Позволим себе несколько замечаний относительно документа, предложенного ГНА в качестве подтверждающего обычную цену. Речь пойдет о справке из органов статистики. Дело в том, что органы статистики не располагают информацией о ценах на арендные услуги. Однако по запросу налогоплательщика статорганы могут выдать справку об отсутствии информации о данных статистических наблюдений в области аренды и арендной платы. В свою очередь, этот факт также можно использовать, доказывая, что обычной ценой при аренде будет цена, установленная в договоре.

Итак, приведенные выше аргументы дадут предприятию достаточно оснований для подтверждения того, что арендная плата, выплачиваемая арендодателю и включаемая в полной сумме в состав валовых расходов, вписывается в рамки обычной цены. А если проверяющие впоследствии выдвинут свои претензии (сумма арендной платы покажется им подозрительно высокой), то именно им придется доказывать ее завышение (

п.п. 1.20.8 Закона о налоге на прибыль).

Наталия Дзюба, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно