Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Продажа. Реализация неиспользуемого автомобиля бюджетной организацией

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2008/№ 83
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Реализация неиспользуемого автомобиля бюджетной организацией

 

На балансе бюджетного учреждения числится автомобиль, который уже не используется. Принято решение о продаже такого транспортного средства.

Кто выдает разрешение на продажу автомобиля? Какими документами оформляется данная операция? Как такие операции отразить в бухгалтерском учете?

(г. Харьков)

 

Бюджетные учреждения, в отличие от предприятий негосударственной формы собственности, которые вправе самостоятельно принимать решение о продаже собственных необоротных активов, при осуществлении таких операций должны соблюдать определенные требования.

Согласно

ст. 326, 327 ГКУ управление имуществом, находящимся в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют непосредственно территориальная громада и созданные ею органы местного самоуправления.

Поскольку такое имущество находится в государственной и коммунальной форме собственности, бюджетные учреждения имеют право распоряжаться им только по согласованию с органами, уполномоченными управлять этим имуществом.

Основными документами, определяющими порядок отчуждения (продажи) имущества бюджетных организаций, являются:

Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803 (далее — Порядок № 803);

Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства Украины и Минэкономики Украины от 10.08.2001 г. № 142/181 (далее — Инструкция № 142/181).

Бюджетным учреждениям при осуществлении таких операций, как продажа необоротных активов, необходимо:

получить разрешение органа, уполномоченного управлять имуществом;

провести экспертную оценку стоимости такого имущества;

— отчуждать имущество только на

конкурентных основах;

— правильно распорядиться средствами, поступившими от продажи.

Рассмотрим каждый из этих этапов.

 

Получение разрешения на отчуждение имущества

Имущество, находящееся на балансе бюджетных учреждений, находится в государственной или коммунальной собственности.

В соответствии с

Порядком № 803 для отчуждения государственного имущества бюджетным учреждениям и организациям (субъектам хозяйствования), на балансе которых находится такое имущество, необходимо получить на это согласие или разрешение соответствующего субъекта управления имуществом (министерства и других органов исполнительной власти), являющегося представителем собственника.

Для получения разрешения на отчуждение имущества соответствующему органу управления вместе с письмом-обращением предоставляют все необходимые для принятия обоснованного решения документы (

п. 7 Порядка № 803):

1) технико-экономическое обоснование целесообразности отчуждения имущества и направления использования средств;

2) сведения об объектах основных фондов (средств), которые предлагаются к отчуждению, по данным бухгалтерского учета на дату оценки согласно приложению 1 к

Порядку № 803;

3) акт инвентаризации основных фондов (средств), которые предлагаются к отчуждению, согласно приложению 2 к

Порядку № 803;

4) акт технического состояния имущества, составленный на дату оценки и утвержденный руководителем;

5) отчет об оценке имущества;

6) сведения о наличии отягощений или ограничений относительно распоряжения имуществом, которое предлагается к отчуждению вместе с соответствующими подтверждающими документами.

Решение о предоставлении согласия на отчуждение имущества должно быть принято

в течение 30 дней с даты поступления указанных документов (п. 8 Порядка № 803).

 

Проведение экспертной оценки

Продажа необоротных активов бюджетных учреждений, в частности автотранспортных средств, проводится по

экспертной оценке (п. 23 Инструкции № 142/181), которая представляет собой стоимость материальных ценностей, определенную экспертом по договору с учреждением.

Поэтому учреждение не вправе самостоятельно определять стоимость реализуемого автомобиля, это должен сделать специалист с учетом требований оценки имущества, предусмотренных

Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

Следует имеет в виду, что в отчете об оценке имущества оценщик отражает факт включения или невключения в оценочную стоимость суммы НДС. Условия относительно определения оценочной стоимости с учетом НДС указываются в договоре на проведение оценки имущества.

Согласно

п. 12 Порядка № 803 после проведения оценки имущества запрещается совершать действия относительно объекта отчуждения, которые могут привести к изменению его стоимости.

Кроме того, перед отчуждением или передачей транспортного средства его необходимо снять с учета в подразделении ГАИ. Порядок проведения данной процедуры урегулирован

постановлением КМУ «Об утверждении Правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок» от 07.09.98 г. № 1388.

Для этого работники ГАИ проводят технический осмотр такого транспортного средства по местонахождению, результаты которого оформляются актом. Такой акт скрепляется подписью должностного лица и печатью подразделения ГАИ, после чего транспортное средство снимается с учета.

 

Отчуждение имущества на конкурентной основе

Как уже отмечалось, бюджетные учреждения могут отчуждать имущество только на конкурентной основе — через биржи и на аукционе. Рассмотрим основные требования, которые выдвигает

Порядок № 803 относительно продажи имущества через биржи и на аукционе.

 

Основные требования

Продажа на бирже

Продажа на аукционе

1

2

3

Каким документом следует руководствоваться

Порядком № 803, Законом Украины «О товарной бирже» от 10.12.91 г. № 1956-XII

Порядком № 803

Срок назначения

Срок назначения биржевых торгов, аукциона не должен превышать

12 месяцев со дня получения разрешения на продажу имущества. Продажа имущества производится на основании договора между бюджетным учреждением и организатором биржевых торгов или аукциона

Обнародование информации об имуществе, подлежащем продаже

Субъект хозяйствования после получения согласия на продажу имущества может рассылать потенциальным покупателям информационное сообщение о продаже имущества с приглашением к участию на биржевых торгах, аукционе.

 

Информация публикуется не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения аукциона в печатных средствах массовой информации

Изменение стоимости объекта

Если имущество не продано на протяжении 30 календарных дней с момента его выставления на биржевые торги, начальная стоимость на такое имущество может быть уменьшена не более чем на 30 %

Если имущество не продано по начальной стоимости, стоимость объекта может быть снижена, но не более чем на 10 %

 

Если имущество продано, между учреждением и покупателем заключается

договор купли-продажи, который является основанием для внесения средств в учреждение банка на оговоренный договором счет (специальный регистрационный счет в органе Госказначейства) в качестве оплаты за приобретенное имущество.

Покупатель должен

внести указанный платеж в течение 30 календарных дней с момента подписания договора купли-продажи . Срок оплаты может быть продлен учреждением-продавцом еще на 30 дней при условии оплаты не менее 50 % цены продажи объекта.

Бюджетное учреждение — продавец по акту приема-передачи передает проданное имущество покупателю только

после полной уплаты им денежных средств за приобретенное имущество. Акт приема-передачи составляется по типовой форме № ОЗ-1 (бюджет). На основании акта приема-передачи производится запись в мемориальном ордере ф. № 9, используемом для учета выбывших необоротных активов.

Учреждение-продавец в 10-дневный срок после передачи имущества должно подать субъекту управления имуществом сведения о факте продажи и передачи имущества покупателю.

 

Как распорядиться полученными средствами

Поступления от реализации необоротных активов и других материальных ценностей, запасов остаются в распоряжении учреждения. Исключение составляют средства, полученные учреждениями от продажи зданий и сооружений, которые полностью перечисляются в доход того бюджета, за счет которого содержится данное учреждение (

п. 24 Инструкции № 142/181).

Средства от реализации имущества (кроме зданий и сооружений) являются

собственными поступлениями учреждения и относятся к подгруппе четвертой первой группы согласно Перечню групп собственных поступлений бюджетных учреждений и организации, утвержденному постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659, и зачисляются в состав доходов специального фонда.

Причем поступления от реализации необоротных активов бюджетного учреждения (кроме зданий и сооружений) принадлежат

к средствам специального фонда независимо от того, за счет какого источника (средств общего фонда бюджета или специального фонда) было приобретено реализованное имущество. Такие средства бюджетные учреждения имеют право израсходовать на проведение ремонта, модернизации и приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и других материальных ценностей.

После получения средств от реализации имущества нужно не забыть внести

изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям. Данное требование предусмотрено п. 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

 

Налогообложение и бухгалтерский учет

Налог на прибыль.

Средства, полученные бюджетным учреждением от реализации необоротных активов, зачисляемые в доход специального фонда бюджета, не являются объектом обложения налогом на прибыль. Следовательно, средства, поступившие от продажи автомобиля, не облагаются налогом на прибыль.

НДС.

В соответствии с п.п. 3.1.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР операции по реализации необоротных активов являются объектом обложения НДС для тех бюджетных учреждений, которые зарегистрированы плательщиками НДС.

Если же бюджетное учреждение

не зарегистрировано плательщиком НДС, то операции по продаже необоротных активов не нужно облагать НДС.

Бухгалтерский учет

. В бухгалтерском учете суммы, полученные от продажи необоротных активов, зачисляются на текущий счет бюджетной организации для учета специальных денежных средств (специальный регистрационный счет для учета специальных денежных средств) и относятся на увеличение доходов по специальным денежным средствам, что отражается по кредиту субсчета 711.

В бухгалтерском учете операции по продаже автомобиля для учреждений — плательщиков НДС и учреждений, не являющихся плательщиками НДС, отражаются следующим образом:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

дебет

кредит

 

Учреждение — плательщик НДС

1

Отражены расходы на оплату услуг эксперта, биржевого брокера и на проведение техосмотра в ГАИ

801 (811)

675

520

2

Перечислена оплата за услуги

675

321 (323)

520

3

Поступили денежные средства от покупателя

323

675

7200

4

Отражена сумма налоговых обязательств по НДС

675

641

1200

5

Отражен доход от продажи автомобиля

675

711

6000

6

Списан реализованный объект необоротных активов:

— первоначальная стоимость

401

105

28000

— сумма износа

131

401

26300

Учреждение — неплательщик НДС

1

Отражены расходы на оплату услуг эксперта, биржевого брокера и на проведение техосмотра в ГАИ

801 (811)

675

520

2

Перечислена оплата за услуги

675

321 (323)

520

3

Поступили денежные средства от покупателя

323

675

6000

4

Отражен доход от продажи автомобиля

675

711

6000

5

Списан реализованный объект необоротных активов:

— первоначальная стоимость

401

105

28000

— сумма износа

131

401

26300

 

В Налоговом отчете об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями доход от реализации автомобиля отражают в

строке 1.3.6 «Прочие поступления в специальный фонд» (если бюджетное учреждение зарегистрировано плательщиком НДС, то доходы от реализации автомобиля отражаются без НДС).

Расходы, связанные с реализацией автомобиля (расходы на проведение экспертной оценки, биржевого брокера, техосмотр в ГАИ), отражаются по

строке 8.2 «Сумма расходов по специальному фонду в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами бюджетных учреждений (организаций)».

Средства, поступившие от реализации имущества, необходимо отразить в месячной и квартальной форме № 4-1д, № 4-1м «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями» в графе 9 «Поступило средств», а расходы, связанные с реализацией автомобиля, — в графе 12 «Фактические расходы, всего».

Виктория Матвеева, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно