Темы статей
Выбрать темы

О дополнительных мерах по деятельности банков

Редакция НиБУ
Постановление от 11.10.2008 г. № 319

Министерства и ведомства Украины

 

О дополнительных мерах по деятельности банков

 

Постановление от 11 октября 2008 года № 319

 

С целью нейтрализации влияния внешнего финансового кризиса и обеспечения стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков, руководствуясь статьями 7, 15, 55 Закона Украины «О Национальном банке Украины», статьями 66, 67 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», Правление Национального банка Украины постановляет:

Ввести следующие дополнительные меры по деятельности банков (согласно приложению*)

:

* Приложение не публикуется. В нем приведен перечень из 182 банков, имеющих лицензию по состоянию на 13.10.2008 г. —

Примеч. ред.

1. В сфере регулирования денежно-кредитного рынка и поддержания ликвидности банков

1.1. Расширить возможности поддержания ликвидности банков на основе программ финансового оздоровления.

Такой кредит может предоставляться сроком до одного года с уплатой не менее 15 % годовых, в объеме до 60 % от регулятивного капитала банка, в пределах 90 % стоимости предоставленного банком обеспечения.

В обеспечение такого кредита может предоставляться недвижимость банка, имущественные права по договорам ранее предоставленных кредитов в национальной и иностранной валютах (стандартные и под контролем) юридическим лицам. Обеспечением по этим кредитам должен быть залог (ипотека) недвижимости, в том числе целостных имущественных комплексов заемщика, гарантии или поручительства других банков, государственные обязательства по внутренним и внешним займам, облигации местного займа, корпоративные права и облигации предприятий и других субъектов хозяйствования, свободно обращающиеся на рынке. Указанный перечень не является исчерпывающим и банки могут предлагать Национальному банку Украины другое высоколиквидное обеспечение.

1.2. Учитывая требования статьи 35 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» по ответственности собственников существенного участия в банке за адекватность капитала, банки должны добиваться поддержания ликвидности, в первую очередь, собственниками существенного участия.

1.3. Установить, что банки осуществляют обязательное резервирование средств с учетом кассовых остатков средств в национальной валюте и облигаций внутреннего государственного займа, срок погашения которых приходится на отчетный календарный год.

2. В сфере проведения активно-пассивных операций банки:

2.1. С 13.10.2008 обязаны

ограничить осуществление активных операций в объемах, достигнутых каждым из них на эту дату. Такие ограничения не распространяются на операции с государственными ценными бумагами, депозитными сертификатами Национального банка Украины и операции на межбанковском рынке. Предоставление кредитов в иностранной валюте контрагентам, не имеющим валютной выручки, ограничить объемами задолженности по ним, сложившейся на эту дату.

2.2. Должны обеспечить постоянный ежедневный мониторинг за соблюдением установленных ограничений.

2.3. Должны учитывать, что рефинансирование просроченной задолженности путем выдачи новых кредитов, необоснованная пролонгация кредитов, непредоставление заемщикам информации о совокупной стоимости кредита, внесение в кредитный договор изменений по стоимости кредита, не соответствующих изменениям учетной ставки Национального банка Украины, будут квалифицироваться как нарушение требований статьи 49 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» с неуклонным применением адекватных мер влияния.

2.4. Принимать платежные поручения на перевод средств к исполнению

в пределах остатка на счете на момент получения платежного поручения и перечислять их получателю на следующий рабочий день после получения платежного поручения.

2.5. Выполнять свои обязательства по всем типам договоров по привлечению средств в любой валюте

только в случае наступления срока завершения обязательств, независимо от категории контрагентов.

2.6. Проводить с целью недопущения досрочного снятия средств разъяснительную работу со своими клиентами. Активно проводить стимулирующую работу по привлечению наличных на депозиты и пролонгации депозитных договоров. Выплаты при условии наступления срока согласно договору осуществлять немедленно.

3. В сфере обеспечения своевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и социальных выплат:

3.1. Банки обязаны обеспечивать:

бесперебойное функционирование банкоматов и их загрузку наличными;

бесперебойную выдачу наличных по платежным карточкам клиентов других банков.

3.2. Безотлагательно информировать Национальный банк Украины о пиковых нагрузках на банкоматы и пункты выдачи наличных для принятия соответствующих дополнительных регуляторных решений.

4. В сфере проведения валютных операций:

4.1. Разрешить банкам осуществлять операции по покупке одной иностранной валюты за другую иностранную валюту исключительно при условии, что обе валюты являются иностранными валютами одной группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 04.02.98 № 34 (в редакции постановления Правления Национального банка Украины от 02.10.2002 № 378, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 24.10.2002 под № 841/7129), с изменениями (далее — Классификатор).

4.2. Предельное отклонение между курсом покупки и продажи наличной иностранной валюты

не может превышать 5,0 процентов.

4.3. Разрешить уполномоченным банкам осуществлять собственные операции по покупке иностранной валюты за гривни в пределах установленных лимитов открытой валютной позиции банка при наличии обязательств в этой валюте, срок по которым наступил.

4.4. Обратить внимание банков на то, что

покупка, обмен иностранной валюты с целью досрочного выполнения обязательств и с целью проведения расчетов с нерезидентами за импорт продукции (работ, услуг, прав интеллектуальной собственности), который осуществляется без ввоза из-за границы этой продукции на территорию Украины, или осуществление авансовых платежей (кроме оплаты критического импорта) будет квалифицироваться как нарушение правил валютного регулирования и валютного контроля с применением мер ответственности.

4.5. Временно установить нулевую ставку резервирования средств по договорам о привлечении банками средств в иностранной валюте от нерезидентов на срок, который равняется или меньше 183 календарных дней.

4.6. Ввести с 01.11.2008 механизм расчета открытых балансовых валютных позиций банка по каждой отдельной валюте по операциям по купле-продаже иностранной валюты.

4.7. Установить, что банки могут держать иностранную валюту 1 группы Классификатора на счетах «ностро» только в банках стран, валюта которых относится к 1-й группе Классификатора.

4.8. Операции в гривнях через корреспондентские счета «лоро» банков-нерезидентов осуществлять только для обслуживания экспортно-импортных операций.

5. Постановление вступает в силу с 13.10.2008 г.

6. Контроль

за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Председатель В. Стельмах



комментарий редакции

Временные меры Нацбанка по предотвращению финансового кризиса

В рамках редакционного комментария не будем останавливаться на

мотивах принятия комментируемого постановления, равно как и обойдем стороной вопрос правомерности отдельных его норм (в чем у нас есть некоторые сомнения), да и документа в целом. Уделим внимание главным положениям документа, предполагая их безусловное исполнение коммерческими банками.

1.

Ограничения на валютные операции (п. 4.4). Фактически введен запрет на куплю, обмен иностранной валюты с целью:

осуществления авансовых платежей, за исключением оплаты критического импорта. При этом НБУ, очевидно, следовало бы уточнить критерии отнесения импорта к критическому, поскольку соответствующие перечни КМУ уже давно не действуют;

досрочного исполнения обязательств;

— проведения расчетов с нерезидентами за импорт продукции (работ, услуг, прав интеллектуальной собственности), осуществляемый

без ввоза этой продукции на территорию Украины.

Отметим, что операции по уступке права требования и переводу долга в сфере внешнеэкономической деятельности по-прежнему разрешены.

2.

Перечисление средств — на следующий день (п. 2.4). НБУ требует от банков принимать платежные поручения на перевод средств к исполнению в пределах остатка на счете на момент получения платежного поручения и перечислять их получателю на следующий рабочий день после получения платежного поручения.

Во-первых, исключений для налоговых платежей

не сделано. Поскольку законодательство связывает дату уплаты налогового обязательства именно с моментом подачи платежного поручения в банк, а не зачисления средств на казначейские счета (п.п. 16.5.2 Закона № 2181, п. 22.4 Закона о платежных системах), это ограничение не должно доставить проблем плательщикам налогов. Хотя не исключаем, что НБУ впоследствии может внести коррективы и разрешить банкам перечислять налоговые платежи в день подачи платежного поручения.

Во-вторых, возможность перечисления средств

в пределах остатков на счете поднимает вопрос о правомерности использования овердрафта, по крайней мере, в отношении договоров, заключаемых начиная с 13.10.2008 г. На наш взгляд, такие операции не находятся под запретом. Главное условие — выполнение норматива по объему активных операций (см. п. 5 комментария).

3.

Ограничение на досрочное снятие депозитных средств (п. 2.5). Оно сформулировано следующим образом: «Выполнять свои обязательства по всем типам договоров по привлечению средств в какой-либо валюте лишь в случае наступления срока завершения обязательств, независимо от категории контрагентов».

Во-первых, в данном пункте (равно как и в пп. 2.5, 2.6) потеряна фраза «С 13.10.2008 г. обязаны...». Без нее процитированное положение не содержит никаких норм.

Во-вторых, ограничение по «изъятию» средств касается лишь

срочных обязательств банков и досрочного исполнения по ним. Например, если положения депозитного договора предполагают возможность снятия средств в любой момент, то в этих условиях установленный запрет не применяется. Более того, банки не лишены права по соглашению с кредиторами изменять сроки исполнения обязательств (в том числе путем их «приближения» к текущей дате).

4.

Ограничение на кредитование в валюте (п. 2.1). Предоставление кредитов в иностранной валюте контрагентам, которые не имеют валютной выручки, ограничено объемами задолженности по ним, сложившимся на 13.10.2008 г.

Во-первых, такая формулировка дает основание говорить о привязке размера валютных кредитов к существующим обязательствам по конкретным заемщикам. Иными словами, фактически введен запрет на выдачу «

новых» валютных кредитов лицам, которые не имеют валютной выручки (в эту категорию попадают все физические лица).

Во-вторых, размер валютной выручки, строго говоря, не имеет значения. Иными словами, введенные ограничения

не должны касаться заемщиков, получающих пусть и незначительную валютную выручку, но желающих взять крупный кредит в иностранной валюте. Разумеется, такое кредитование также должно вписываться в общие ограничения на объем активных операций в целом по банку (см. далее). Хотя не исключено появление разъяснений, привязывающих размер валютных кредитов по таким заемщикам к размеру валютной выручки.

5.

«Потолок» активных операций банков (п. 2.1). Введение ограничений на проведение активных операций означает для субъектов хозяйствования уменьшение возможностей для кредитования. Банки при выдаче кредитов теперь ограничены объемами активных операций, сформированными по состоянию на 13.10.2008 г. Иными словами, объемы «нового» кредитования ограничены суммами возвращаемых кредитов. При этом потолок рассчитывается не по каждому клиенту отдельно, а по банку в целом.

Отдельные положения комментируемого постановления требуют дополнительных разъяснений со стороны НБУ, появления которых, надеемся, не придется долго ждать. Об их появлении мы, разумеется, проинформируем читателей.

Дмитрий Винокуров

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше