Министерства и ведомства Украины
Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства по государственным закупкам
Приказ от 01.07.2008 г. № 251
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 18.08.2008 г. под № 763/15454
(извлечение)
Согласно абзацу десятому подпункта 8 и подпункту 16 пункта 9 Временного положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.03.2008 г. № 274,
приказываю:1.
Утвердить Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства по государственным закупкам (прилагается).2.
Установить, что:контроль
за соблюдением государственными, в том числе казенными предприятиями, учреждениями и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых государственная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерними предприятиями, а также предприятиями и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, требований законодательства по закупкам осуществляется в соответствии с Порядком осуществления контроля за соблюдением законодательства по государственным закупкам, утвержденным настоящим приказом;годовой план проверок
на 2008 год утверждается Министерством экономики в месячный срок с даты вступления в силу настоящего приказа.<...>
Министр экономики Украины Б. Данилишин
СОГЛАСОВАН:
Председатель Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства К. Ващенко
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства экономики Украины от 01.07.2008 г. № 251
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 18.08.2008 г. под № 763/15454
Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства по государственным закупкам
1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления Министерством экономики Украины (далее — Минэкономики) контроля за соблюдением заказчиками требований законодательства по государственным закупкам (далее — контроль).
2. Целью осуществления контроля являются установление соответствия проведенных процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства требованиям законодательства по государственным закупкам, обеспечение устранения выявленных нарушений и предотвращение их совершения в дальнейшем.
Ориентировочные перечни вопросов, подлежащих выяснению в ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства по государственным закупкам, а также документов и материалов, проверяемых на соответствие законодательству по государственным закупкам (далее — Перечни), предусмотрены приложениями 1 и 2 к настоящему Порядку.
3. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
4. Проверки осуществляются согласно утвержденным годовым планам их проведения или внепланово при наличии оснований, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.
Проверка осуществляется в форме документальной проверки путем истребования от заказчика и обработки документов по проведению государственных закупок, а также в форме выездной проверки путем обработки указанных документов по местонахождению заказчика.
5.
Плановые проверки заказчика проводятся не чаще одного раза в год согласно годовому плану проверок.Годовой план проверок обнародуется на веб-сайте Минэкономики.
6.
Внеплановые проверки независимо от формы их осуществления проводятся при наличии одного из оснований:поручения Премьер-министра Украины;
распоряжения Кабинета Министров Украины;
по решению Минэкономики, вызванному жалобами участников на действия или бездействие конкретного заказчика в сфере государственных закупок, имеющие системный характер.
В ходе проведения внеплановой проверки выясняются вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее осуществления.
7. Проверка по местонахождению заказчика проводится комиссией по проверке в составе не менее трех человек согласно приказу Минэкономики. Приказом определяются председатель и члены комиссии, дата начала и окончания проведения проверки, наименование проверяемого заказчика.
О проведении
плановой проверки заказчик письменно уведомляется не позднее чем за десять дней до начала ее проведения.О проведении
внеплановой проверки уведомление заказчику не направляется.Срок проведения проверки не может превышать
30 календарных дней.8.
Комиссия по проверке имеет право:на создание заказчиком надлежащих условий для осуществления проверки, в частности, для хранения документов, возможность пользоваться связью, компьютерной, множительной и другой техникой;
испрашивать и получать от заказчика необходимые для проведения проверки документы;
устанавливать сроки предоставления заказчиком необходимых документов;
получать от заказчиков и их должностных лиц объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки.
О фактах, препятствующих проведению проверки, председатель Комиссии письменно информирует Министра экономики для принятия соответствующих мер, а в отдельных случаях — правоохранительные органы.
9.
Результаты проверки отражаются в акте проверки, в котором указываются основания, дата начала и окончания проведения проверки, члены комиссии, которые ее проводили, и проверявшиеся ими вопросы, наименование заказчика, в отношении которого осуществлялась проверка, ее результаты.Акт
подписывается всеми членами комиссии и уполномоченным лицом заказчика не позднее пяти дней со дня завершения проверки и предоставляется (направляется) заказчику, в отношении которого осуществлялась проверка.При отказе уполномоченного лица заказчика от подписания акта проверки председатель и члены Комиссии удостоверяют это соответствующей записью под своими подписями в конце акта.
Заказчик имеет право в течение десяти дней со дня получения акта предоставить письменные замечания к результатам проверки, изложенным в нем.
10. В случае выявления нарушений требований законодательства в сфере государственных закупок, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность, материалы проверки направляются в Государственную контрольно-ревизионную службу Украины и правоохранительные органы по местонахождению заказчика.
11. По результатам проверки Минэкономики согласно законодательству в сфере государственных закупок принимает решение принять соответствующие меры.
Заместитель директора департамента государственных закупок С. Пересунько
Приложение 1
к Порядку осуществления контроля за соблюдением законодательства по государственным закупкам
Ориентировочный перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства по государственным закупкам
1. Соответствие использования средств, направленных на закупку товаров, работ и услуг, их сметным назначениям.
2. Организационные вопросы по осуществлению процедур закупки:
соответствие решений заказчика законодательству в сфере государственных закупок;
наличие решения о создании тендерного комитета;
наличие тендерной документации.
3. Соответствие тендерной документации (запроса ценовых предложений /котировок/) законодательству по государственным закупкам.
4. Осуществление процедур закупки согласно законодательству:
наличие оснований выбора процедуры закупки;
наличие объявления о запланированной закупке, приглашения к участию в процедуре закупки, объявления о проведении предварительной квалификации, соответствие их содержания законодательству;
обоснование установления и соблюдения сроков подачи тендерных предложений и дополнений к ним;
соответствие тендерных (ценовых) предложений участников требованиям тендерной документации (запросу ценовых предложений /котировок/);
сведения о регистрации тендерных предложений и протокол их раскрытия;
соответствие участников квалификационным требованиям;
оценка тендерных предложений согласно определенным критериям и методике их оценки;
наличие или отсутствие изменений, дополнений или разъяснений тендерных предложений при их оценке;
основания отклонения тендерных предложений;
соответствие заключенного договора существенным условиям, указанным в тендерной документации (запросе ценовых предложений /котировок/);
наличие объявления о результатах проведения процедуры закупки;
наличие уведомления участников процедур закупки о результатах торгов;
основания отмены торгов или признания их несостоявшимися;
наличие предусмотренных законодательством отчетов:
о результатах проведения процедур открытых и двухступенчатых торгов;
о результатах проведения процедуры редукциона;
о результатах проведения процедуры торгов с ограниченным участием;
о результатах проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок);
о результатах проведения процедуры закупки у одного участника.
Приложение 2
к Порядку осуществления контроля за соблюдением законодательства по государственным закупкам
Ориентировочный перечень документов и материалов, проверяемых на соответствие законодательству по государственным закупкам
1. Решение о создании тендерного комитета.
2. Отчеты:
о результатах проведения процедур открытых и двухступенчатых торгов;
о результатах проведения процедуры редукциона;
о результатах проведения процедуры торгов с ограниченным участием;
о результатах проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок);
о результатах проведения процедуры закупки у одного участника.
3. Протоколы заседаний тендерного комитета.
4. Тендерная документация и запрос ценовых предложений (котировок).
5. Копии информационных материалов заказчика и участников (объявления, приглашения, запросы, разъяснения, уведомления и т. п.).
6. Копии документов, предоставленных участниками по запросу заказчиков.
7. Оригиналы или копии писем-согласований процедур закупки в случаях, предусмотренных законодательством.
8. Копии документов, подтверждающих обеспечение тендерного предложения и обеспечение выполнения договора о закупке.
9. Оригиналы всех тендерных предложений, сведения о которых зафиксированы в протоколе раскрытия тендерных предложений.
10. Оригиналы или копии заключенных договоров о закупке.
комментарий редакции
Как Минэкономики будет контролировать соблюдение законодательства в сфере государственных закупок
Как известно, на Министерство экономики Украины возложены функции контроля за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок. Начиная с
29 августа 2008 года Минэкономики получило возможность в полной мере приступить к реализации указанных функций благодаря принятию Порядка осуществления контроля за соблюдением законодательства относительно государственных закупок (далее — Порядок).Такой контроль Минэкономики будет осуществлять путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся согласно утвержденному годовому плану, однако
не чаще одного раза в год. Годовой план проверок подлежит обнародованию на веб-сайте Минэкономики www.me.gov.ua. План проверок на 2008 год Минэкономики должно будет утвердить в течение сентября.Что касается внеплановых проверок, то они проводятся
при наличии одного из следующих оснований:— поручения Премьер-министра Украины;
— распоряжения КМУ;
— решения Минэкономики, вызванного жалобами участников на предмет действий или бездействия конкретного заказчика в сфере государственных закупок, которые носят систематический характер.
Причем при проведении внеплановой проверки выясняются только те вопросы, которые послужили основанием для ее проведения.
В соответствии с Порядком проверки проводятся в виде:
— документальной проверки путем истребования от заказчика и обработки документов, касающихся проведения государственных закупок;
— выездной проверки путем обработки указанных документов по местонахождению заказчика.
Ориентировочные перечни вопросов, подлежащие выяснению в ходе проверки, а также документы и материалы, подлежащие проверке на соответствие законодательства в сфере государственных закупок, приведены в приложениях 1 и 2 к Порядку.
Как указано в Порядке, заказчика письменно уведомляют о проведении плановой проверки
не позднее чем за 10 дней до начала ее проведения. В то же время о проведении внеплановой проверки заказчика никоим образом не уведомляют.Срок проведения проверки
не может превышать 30 календарных дней.Проверку проводит комиссия, состав которой (однако не менее 3 человек) утверждается приказом Минэкономики.
Результаты проведения проверки оформляются актом, который подписывается всеми членами комиссии и уполномоченным лицом заказчика
не позднее 5 дней со дня завершения проверки. Заказчик имеет право в течение 10 дней со дня получения акта предоставить письменные замечания к акту.В случае выявления нарушений законодательства в сфере государственных закупок материалы передаются органам Государственной контрольно-ревизионной службы Украины и правоохранительным органам по местонахождению заказчика.
Напомним, что за нарушение законодательства в сфере государственных закупок предусмотрена административная ответственность по ст. 16414 КУоАП.
Виктория Матвеева