Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об утверждении Правил продажи товаров по почте

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2008/№ 70
В избранном В избранное
Печать
Приказ от 11.06.2008 г. № 206/699

Об утверждении Правил продажи товаров по почте

 

Приказ от 11 июня 2008 года № 206/699

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 12 августа 2008 г. под № 741/15432

(извлечение)

 

В соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей», постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 № 833 «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения» и с целью упорядочения продажи товаров по почте

ПРИКАЗЫВАЕМ:

1.

Утвердить Правила продажи товаров по почте (прилагаются).

2. Признать

утратившим силу приказ Министерства внешних экономических связей и торговли Украины и Государственного комитета связи Украины от 17.03.99 № 153/48 «Об утверждении Правил продажи товаров по почте», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 30.03.99 под № 193/3486.

<...>

Министр экономики Украины Б. Данилишин

Министр транспорта и связи Украины И. Винский

 

 

Утверждены приказом Министерства экономики Украины, Министерства транспорта и связи Украины от 11 июня 2008 г. № 206/699

Правила продажи товаров по почте

 

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 12 августа 2008 г. под № 741/15432

 

1. Настоящие

Правила регулируют отношения между потребителем, субъектом хозяйствования — продавцом товаров по почте на основании договора купли-продажи, заключенного на расстоянии, и оператором почтовой связи, а также определяют требования по соблюдению прав потребителей в отношении качества, безопасности товаров и надлежащего торгового обслуживания.

Настоящие

Правила распространяются на субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, осуществляющих торговую деятельность, и операторов почтовой связи, предоставляющих услуги по продаже товаров по почте, а также объекты почтовой связи.

2. В настоящих Правилах употребляются термины в следующем значении:

адресат (получатель)

— физическое лицо, которому адресуется или который получает почтовое отправление с вложением заказанных товаров согласно заявке-заказу;

дистанционная торговля

— форма продажи товаров на расстоянии, при которой выбор товара и его заказ не совпадают во времени с непосредственной передачей выбранного товара покупателю;

договор купли-продажи, заключенный на расстоянии

(далее — договор, заключенный на расстоянии), — письменная сделка между субъектом хозяйствования — продавцом товаров по почте и потребителем о качестве, сроках, цене и других условиях, при которых реализуется товар, заключенная с помощью средств дистанционной связи. Подтверждение совершения сделки оформляется соответствующим расчетным документом;

средства дистанционной связи

— телекоммуникационные сети, почтовая связь, телевидение, информационные сети, в частности Интернет, которые могут использоваться для заключения договоров на расстоянии;

оператор почтовой связи

— субъект хозяйствования, который согласно законодательству предоставляет услуги почтовой связи;

продажа товаров по почте

— вид дистанционной торговли непродовольственными товарами по каталогам, объявлениям, другой рекламной информации с приемом заказа и доставкой их потребителю по почте;

потребитель

— физическое лицо, заказывающее и приобретающее товары для личных нужд;

субъект хозяйствования

— юридическое лицо, физическое лицо — предприниматель, реализующее товары по каталогам, проспектам, специальным перечням товаров, другим видам рекламной информации с использованием заявок-заказов.

Термин «

объекты почтовой связи» употребляется в настоящих Правилах в значении, приведенном в Правилах предоставления услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 17.08.2002 № 1155 (далее — Правила предоставления услуг почтовой связи).

3. Перечень

непродовольственных товаров, которые предлагаются для продажи по почте, определяется субъектом хозяйствования самостоятельно, кроме товаров, продажа которых согласно законодательству запрещена, в том числе товаров, запрещенных к пересылке в почтовых отправлениях.

4.

Между субъектом хозяйствования и оператором почтовой связи заключается договор, в соответствии с которым субъект хозяйствования берет на себя обязательства по продаже по почте товаров надлежащего качества и безопасности, обмену товаров, выполнению заявок-заказов в определенные настоящими Правилами сроки, а оператор почтовой связи берет на себя обязательства по приему объектом почтовой связи от потребителей заявок-заказов, пересылке почтовыми отправлениями заявок-заказов в адрес субъекта хозяйствования, а также пересылке почтовых отправлений с заказанными товарами адресату (получателю) согласно Правилам предоставления услуг почтовой связи.

5. Субъект хозяйствования самостоятельно выбирает средства информации и рекламы товаров, предлагаемых для продажи по почте. Реклама этих товаров осуществляется в установленном законодательством порядке.

6. Предоставление потребителям услуги по продаже товаров по почте осуществляется объектами почтовой связи.

7. Потребитель для приобретения товаров, указанных в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т. п., должен заполнить и подать объекту почтовой связи

заявку-заказ в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у потребителя, второй — подается объекту почтовой связи для дальнейшей отправки его субъекту хозяйствования.

Заявка-заказ оформляется на

бланке установленной субъектом хозяйствования формы, который выдается потребителю бесплатно.

Заявка-заказ оформляется потребителем в адрес получателя четко, разборчиво чернильными или шариковыми ручками, без сокращений и исправлений. Неправильно оформленные заявки-заказы не принимаются. Не допускается указание в одной заявке-заказе нескольких адресатов. Образец заполнения заявки-заказа приводится в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т. п.

Если бланк заявки-заказа отсутствует в объекте почтовой связи, то потребитель может составить заявку-заказ в

произвольной форме.

Работник объекта почтовой связи, осуществляющий прием заявки-заказа, на обоих экземплярах расписывается с указанием фамилии и должности, проставляет оттиск календарного штемпеля (печати).

Потребитель осуществляет покупку товаров путем отправки объектом почтовой связи заявки-заказа в адрес субъекта хозяйствования.

8. Срок выполнения заказа на продажу товаров по почте определяется субъектом хозяйствования самостоятельно, но он не должен превышать

пяти рабочих дней со дня получения заявки-заказа. Срок выполнения заказа указывается в каталоге, проспекте, специальном перечне товаров и т. п.

При невозможности выполнить заказ в установленный срок субъект хозяйствования направляет потребителю уведомление с указанием причины невыполнения и возможного срока выполнения заказа.

Если иное не предусмотрено договором, заключенным на расстоянии, субъект хозяйствования должен поставить потребителю товар в течение принятого срока, но не позднее

тридцати дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора.

При отказе потребителя от повторного выполнения заявки-заказа субъект хозяйствования возвращает ему стоимость оплаченного товара и понесенные им расходы, связанные с пересылкой почтовых отправлений.

9.

Перед заключением договоров на расстоянии субъект хозяйствования должен предоставить потребителю информацию о:

1) наименовании субъекта хозяйствования, его местонахождении и порядке приема претензии;

2) основных характеристиках товара;

3) цене, включая плату за доставку, и условиях оплаты;

4) гарантийных обязательствах и других услугах, связанных с содержанием или ремонтом товара;

5) других условиях поставки или выполнения договора;

6) минимальной продолжительности договора, если он предусматривает периодические поставки товаров;

7) стоимости телекоммуникационных услуг, если она отличается от предельного тарифа;

8) периоде приема предложений;

9) порядке расторжения договора.

В случае непредоставления такой информации субъект хозяйствования несет ответственность согласно статьям 15 и 23 Закона Украины «О защите прав потребителей».

При продаже товаров по почте подтверждения информации не требуется

.

10. Субъект хозяйствования после получения заявки-заказа упаковывает заказанный товар как почтовое отправление, опломбировывает его и подает для пересылки объекту почтовой связи в порядке, установленном Правилами предоставления услуг почтовой связи. Упаковка и опломбирование почтового отправления могут осуществляться объектом почтовой связи за дополнительную плату.

Субъект хозяйствования должен вложить в почтовое отправление расчетный документ установленной законодательством формы и содержания на полную сумму проведенной операции, подтверждающий факт купли-продажи товаров, а при продаже товаров, на которые установлены гарантийные сроки, — также технический паспорт или другой заменяющий его документ, в которых обязательно делается отметка о дате продажи и наименовании субъекта хозяйствования, заверяемая штампом (печатью) и подписью субъекта хозяйствования.

11. В случае невозможности выполнения договора из-за отсутствия заказанного товара субъект хозяйствования должен немедленно уведомить об этом потребителя, но не позднее

тридцати дней с момента получения согласия потребителя на заключение договора .

Субъект хозяйствования может заменить этот товар аналогичным только при наличии отметки в заявке-заказе о согласии потребителя на такую замену. Пересылка повторной заявки-заказа осуществляется за счет субъекта хозяйствования.

При отсутствии такого согласия потребителя субъект хозяйствования должен не позднее пятидневного срока после получения заявки-заказа письменно уведомить потребителя о невозможности выполнения его заказа в указанный срок и обратиться за получением дополнительных указаний в отношении выбора товара.

Субъект хозяйствования может использовать стандартное условие в договоре о возможности замены товара в случае его отсутствия другим товаром. Такое условие будет считаться справедливым, если:

другой товар соответствует цели использования заказанного товара;

имеет такое же или лучшее качество;

его цена не превышает цены заказанного товара.

О наличии такого условия в договоре потребитель должен быть уведомлен перед заключением договора в порядке, предусмотренном пунктом 9 настоящих Правил.

12.

Расчеты за продажу товаров по почте осуществляются потребителем в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек и т. п.) согласно законодательству путем:

предварительной оплаты

— при подаче заявки-заказа в адрес субъекта хозяйствования направляется почтовый перевод или оформляется платеж на бланке установленной формы;

послеоплаты

— оплата почтового отправления при получении его в объекте почтовой связи. Сумма почтового перевода (платежа) включает оплату стоимости товара и плату за пересылку почтового отправления.

В случае предварительной оплаты почтовое отправление вручается адресату (получателю) в объекте почтовой связи или с доставкой на дом в соответствии с условиями договора и согласно заявке-заказу потребителя.

13.

Выдача адресату (получателю) почтового отправления осуществляется объектом почтовой связи в порядке, определенном Правилами предоставления услуг почтовой связи.

Почтовые отправления, не врученные адресатам (получателям) по причине их выбытия, неправильно указанного адреса, письменного отказа от получения почтового отправления, отсутствия адресата (получателя) или окончания установленного Правилами предоставления услуг почтовой связи срока хранения, возвращаются объектами почтовой связи субъекту хозяйствования.

14.

При выявлении в течение установленного гарантийного срока недостатков товара потребитель в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать от субъекта хозяйствования:

пропорционального уменьшения цены;

бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;

возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Субъект хозяйствования обязан принять товар ненадлежащего качества или некомплектный товар у потребителя и удовлетворить его требования на основании письменного заявления. О приеме заявления работник объекта почтовой связи за своей подписью делает отметку, а также проставляет оттиск календарного штемпеля (печати) на оборотной стороне расчетного документа о приеме оплаты услуги по продаже товаров по почте.

Почтовое отправление вместе с заявлением и актом, составленным объектом почтовой связи согласно Правилам предоставления услуг почтовой связи, направляется субъекту хозяйствования для рассмотрения и удовлетворения требований потребителя.

В случае выявления в течение установленного гарантийного срока существенных недостатков

, возникших по вине производителя товара (субъекта хозяйствования), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы, в порядке и сроки, установленные законодательством, и на основании обязательных для сторон правил или договора, потребитель имеет право по своему выбору требовать от субъекта хозяйствования или производителя:

расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы;

требовать замены товара на такой же товар или аналогичный из числа имеющихся у субъекта хозяйствования товар.

15.

Потребитель имеет право расторгнуть заключенный на расстоянии договор в течение четырнадцати дней с момента его заключения или с момента получения товара путем уведомления об этом субъекта хозяйствования.

16. Если иное не предусмотрено договором, потребитель

не имеет права расторгнуть договор, заключенный на расстоянии, если открыл аудио- или видеокассету или носитель компьютерного обеспечения, которые поставляются запечатанными.

17. Субъект хозяйствования должен возвратить уплаченные деньги без задержки не позднее

тридцати дней с момента уведомления потребителем о расторжении договора.

Потребитель должен уведомить субъекта хозяйствования о месте, где товар может быть возвращен.

Договором может предусматриваться, что в случае расторжения потребителем договора после получения почтового отправления с товаром, соответствующим заказанному, такой товар возвращается им непосредственно субъекту хозяйствования или направляется почтовым отправлением.

Любые расходы, связанные с возвратом товара, возлагаются на субъекта хозяйствования. Субъект хозяйствования должен возместить расходы потребителя в связи с возвратом товара.

18.

Для осуществления права на расторжение договора потребитель должен хранить полученный товар в неизмененном состоянии.

Уничтожение, повреждение или порча товара, которые произошли не по вине потребителя, не лишают его права на расторжение договора. Уменьшение стоимости товара в результате открытия упаковки, осмотра или проверки товара не лишает права потребителя на расторжение договора.

19. Если вопреки требованиям настоящих Правил в течение установленных сроков субъект хозяйствования не осуществляет возврат уплаченной суммы денег за товар в случае расторжения договора на расстоянии, потребителю выплачивается

неустойка в размере одного процента стоимости товара за каждый день задержки возврата денег.

20. При продаже товаров по почте, когда время оформления заявки-заказа и время передачи товара потребителю не совпадают, гарантийные сроки исчисляются со дня вручения почтового отправления получателю, а если товар требует специальной установки (подключения) или сборки — со дня их осуществления.

21.

Субъект хозяйствования должен обеспечить бесплатную установку, включение и пуск технически сложных товаров, если нормативной документацией и правилами пользования ими не допускается включение и пуск их непосредственно потребителем, а также сборку мебели на дому у потребителя в обусловленный с ним срок, но не позднее пятидневного срока со дня получения получателем почтового отправления.

Для выполнения этих работ субъект хозяйствования заключает соответствующий договор с исполнителем работ

по гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене товаров, который находится по местожительству адресата (получателя) почтового отправления, о чем уведомляет потребителя в сопроводительных документах к товарам.

Исполнитель работ по гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене товаров после выполнения указанных работ выдает потребителю квитанцию, где делает отметку о дате осуществления этих работ.

22. Требования потребителя по качеству, безопасности, гарантийному ремонту и обмену товаров, а также права потребителя в случае заключения договора на расстоянии удовлетворяются субъектом хозяйствования согласно Закону Украины «О защите прав потребителей».

23. Порядок подачи и рассмотрения претензий адресата (получателя) по непредоставлению или ненадлежащему предоставлению услуг почтовой связи при продаже товаров по почте осуществляется в соответствии с Правилами предоставления услуг почтовой связи. При этом к претензиям прилагаются копии заявки-заказа, расчетного документа, а в случае получения почтового отправления с вложением товаров, на которые установлены гарантийные сроки, — технического паспорта или другого заменяющего его документа.

24. Потребитель имеет право обратиться в суд и другие уполномоченные органы государственной власти за защитой нарушенных прав.

25. Субъект хозяйствования, оператор и объект почтовой связи обязаны соблюдать требования законов Украины «О защите прав потребителей», «О почтовой связи», «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 № 833, Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 17.08.2002 № 1155, настоящих Правил и других нормативно-правовых актов, регулирующих торговую деятельность.

26.

Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции согласно законодательству.

27. За нарушение законодательства о защите прав потребителей субъект хозяйствования, оператор почтовой связи несут

ответственность согласно законодательству.

Заместитель директора департамента внутренней торговли и бытовых услуг — начальник отдела Министерства экономики Украины
 И. Дмитренко

Заместитель директора Государственного департамента по вопросам связи и информатизации Министерства транспорта и связи Украины
 Э. Белов



комментарий редакции

Торговля по почте: новые правила со старыми нормами

Комментируемые Правила заменили собой Правила продажи товаров по почте, утвержденные еще в 1999 г. Несмотря на то что их отделяет от своего предшественника 9 лет, существенных изменений они не внесли.

Сразу скажем, что комментируемый документ может быть интересен тем

субъектам хозяйствования, которые либо продают товары по почте, либо предоставляют услуги почтовой связи. В качестве же покупателя товаров, заказ и доставка которых осуществляются через почту, Правила называют только физических лиц, приобретающих товары для личных нужд.

Для тех читателей, которые хорошо знакомы с Правилами продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденными приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 103 (далее — Правила № 103) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 89, с. 6), знакомство с новыми Правилами продажи товаров по почте много времени не займет, поскольку последние во многом их повторяют.

Итак, на что следует

обратить внимание:

1. По почте осуществляется продажа только

непродовольственных товаров. При этом для торговли по почте не могут предлагаться товары, продажа которых запрещена (в частности, не имеющие соответствующей маркировки, надлежащего товарного вида, товары, на которых срок годности не указан либо указан с нарушением требований нормативных документов, товары, срок годности которых истек, а также те товары, на которые нет документов, подтверждающих их качество и безопасность), а также товары, запрещенные для пересылки в почтовых отправлениях (огнестрельное оружие всех видов, боеприпасы к нему, холодное оружие, взрывоопасные вещества, наркотические, токсические, радиоактивные вещества, кислоты, минеральные удобрения, национальная валюта, кроме нумизматических монет и их коллекций, и иностранная валюта).

2.

Порядок оформления заказа на товар остался тем же. Как и раньше, перечень товаров, предлагаемых для продажи по почте (чтобы иметь возможность предложить товар для продажи по почте, субъект хозяйствования предварительно должен заключить договор оператором почтовой связи), указывается в каталогах, проспектах и т. д. Потребитель, желающий приобрести какой-либо из указанных в перечне товаров, заполняет и подает в отделение почтовой связи (другой объект, предоставляющий услуги по почтовой связи) заявку-заказ в двух экземплярах. Один из них после проверки правильности оформления возвращается потребителю, другой — направляется объектом почтовой связи субъекту хозяйствования, осуществляющему продажу товаров по почте.

Правила продажи товаров по почте, действовавшие до отмены их комментируемыми Правилами, устанавливали форму заявки-заказа. Теперь

бланк заказа устанавливается субъектом хозяйствования самостоятельно. Однако при этом он должен в себе содержать наименование субъекта хозяйствования, название товара, его цену (за один килограмм либо сто граммов, единицу расфасовки, упаковку, штуку, один метр и т. п.), количество, общую стоимость товара, стоимость услуг, которые предоставляются дополнительно, дату (время) выполнения заказа (п. 2.4 Правил № 103).

Появился запрет на указание в одной заявке-заказе нескольких получателей заказанного товара

.

В терминах Гражданского кодекса Украины включение определенных товаров в перечни для их продажи по почте является приглашением делать предложения по заключению договоров, если иное не указано в таком приглашении (ч. 2 ст. 641). Однако из абзаца шестого п. 7 комментируемых Правил следует, что потребитель при отправлении объектом почтовой связи заявки-заказа в адрес субъекта хозяйствования уже покупает товар. Данное указание означает, что

с момента направления заявки-заказа договор купли-продажи между потребителем и субъектом хозяйствования считается заключенным и субъект хозяйствования уже не может отказаться от выполнения заказа. Если бы этого указания не было, направление потребителем заявки-заказа было бы только предложением заключить договор и не обязывало бы субъекта хозяйствования выполнить заказ.

3.

Срок выполнения заказа, как и прежде, не должен превышать 5 рабочих дней со дня получения заказа субъектом хозяйствования. При этом заказ, несмотря на то что Правила прямо об этом не говорят, следует считать выполненным в момент, когда товар готов к выдаче заказчику. В то же время субъекту хозяйствования дана возможность нарушить указанный 5-дневный срок без каких-либо негативных последствий для себя: если он не может обеспечить поставку товара, срок поставки товара в любом случае не должен превысить 30 календарных дней с момента получения заявки-заказа (если изначально не был предусмотрен другой срок). Единственное требование — уведомить о продлении срока поставки (с указанием причин) заказчика.

4. В соответствии с п. 10 Правил субъект хозяйствования должен в сопровождающих документах к товару проставить

отметку о дате продажи, которая заверяется штампом (печатью) и подписью субъекта хозяйствования. Не вполне ясно, о какой дате идет речь. Как нам кажется, если говорить о дате продажи, то ею следует считать дату направления потребителем заявки-заказа. В то же время в п. 2.6 Правил № 103, которые устанавливают общие для продажи товаров на заказ с использованием средств дистанционной связи (в том числе почты) правила, говорят об отметке о дате доставки товара.

6. Закрепленное в п. 15 Правил

право потребителя расторгнуть договор в течение 14 дней с момента заключения (т. е. с момента направления заявки-заказа) либо с момента получения товара фактически совпадает с закрепленным в Законе о защите прав потребителей правом на возврат товара надлежащего качества. На наш взгляд, расторгнуть договор потребитель может не только путем уведомления об этом субъекта хозяйствования (как это сказано в Правилах), но и путем возврата самого товара (этот способ расторжения назван в п. 1.8 Правил № 103).

Интересно, что Правила ограничивают возможность потребителя расторгнуть договор, по которому он получил товар надлежащего качества, только одним случаем: если он распечатал аудио- или видеокассету либо носитель компьютерного обеспечения, которые поставляются запечатанными (п. 16). Как мы знаем, утвержденный постановлением Кабмина от 19.03.94 г. № 172 Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату), значительно шире. Данное предписание Правил согласуется с Законом о защите прав потребителей, который также не отсылает к названному Перечню, когда речь идет о продаже товаров по договорам, заключенным на расстоянии. Такой подход законодателя, использованный и при составлении комментируемых Правил, направлен на создание дополнительных гарантий для потребителей, приобретающих товар по почте или с помощью других дистанционных средств связи.

По общему правилу,

срок на возврат уплаченной за товар надлежащего качества суммы в случае расторжения договора составляет 7 календарных дней. Для договоров, заключенных на расстоянии, предусмотрено исключение — на возврат уплаченной за товар суммы отведено 30 календарных дней.

Комментируемые

Правила вступили в силу 23.08.2008 г.

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно