Темы статей
Выбрать темы

Работа иностранцев

Редакция НиБУ
Статья

Работа иностранцев

 

Действующим законодательством Украины разрешено трудоустройство иностранцев только при особой необходимости. На практике случается, что такая «особая необходимость» все же возникает. Поэтому тема трудоустройства иностранных граждан, а также налогообложения заработной платы таких работников актуальна для работодателей.

Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 3929

 — Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.94 г. № 3929-XII.

Закон № 803 

— Закон Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII.

Закон № 1533 

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон № 889 

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Порядок № 2028

 — Порядок оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине, утвержденный постановлением КМУ от 01.11.99 г. № 2028.

Инструкция № 58

 — Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58.

Приказ № 581

 — приказ ГНАУ «Об утверждении примерных форм Заявления физического лица — иностранца о самостоятельном определении резидентского статуса и Уведомления работодателя о самостоятельном определении физическим лицом — иностранцем резидентского статуса» от 05.10.2004 г. № 581.

Налоговое разъяснение № 50

 — Налоговое разъяснение по применению отдельных норм Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» в части налогообложения иностранцев и нерезидентов, утвержденное приказом ГНАУ от 29.01.2004 г. № 50.

Положение № 43

 — Положение о карточке физического лица — плательщика налогов, утвержденное приказом ГНАУ от 27.01.98 г. № 43.

Правила № 1074

 — Правила въезда иностранцев в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, утвержденные постановлением КМУ от 29.12.95 г. № 1074.

 

Для начала обсудим понятие «иностранец». Так, согласно

ст. 1 Закона № 3929 иностранец — это лицо, которое не имеет гражданства Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств.

В соответствии со 

ст. 8 Закона № 3929 иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины. При этом действующим законодательством установлены определенные ограничения относительно трудоустройства иностранцев.

 

Особенности трудоустройства иностранцев

Главной особенностью трудоустройства иностранцев является необходимость получения разрешения на трудоустройство в Украине.

Иностранцы,

прибывшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, получают право на трудовую деятельность только при условии оформления в установленном порядке в государственной службе занятости разрешения на трудоустройство в Украине (ч. 3 ст. 8 Закона № 3929, ч. 2 ст. 8 Закона № 803).

Таким образом, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и хозяйствования и иностранные субъекты хозяйственной деятельности, действующие на территории Украины, могут использовать труд иностранцев лишь при наличии у них

разрешений на трудоустройство, если иное не предусмотрено международными договорами либо другими законодательными актами Украины.

Вместе с тем из каждого правила есть исключения. Определенные категории иностранцев могут работать без получения разрешения на трудоустройство.

Иностранцы и лица без гражданства,

постоянно проживающие в Украине, а также те, которым предоставлен статус беженца в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься другой трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Украины. То есть иностранцы, въехавшие на территорию Украины на основании визы IM-2 (цель поездки — постоянное проживание) и имеющие документ, подтверждающий право на постоянное проживание, а также лица, которым предоставлен статус беженца, подтвержденный соответствующим документом, вправе работать без получения разрешения на трудоустройство.

Кроме того, не требуется получение разрешения на трудоустройство для 

иностранцев, нанятых инвестором в рамках и на должности (специальности), определенные соглашением о распределении продукции в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона Украины «О соглашениях о распределении продукции» от 14.09.1999 г. № 1039-ХIV (ч. 3 ст. 8 Закона № 3929).

По мнению Инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения, не требуется получать разрешение на трудоустройство представительствам иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине для иностранных граждан, работающих в таких представительствах (см.

письмо от 24.03.2006 г. № ДЦ-12-1556/0/6-06). В этом же письме указано, что действующим законодательством Украины не предусмотрено получение разрешения на трудоустройство иностранцам, которые оформили свои правоотношения с работодателями на основании гражданско-правовых договоров.

Существует еще одно ограничение относительно трудовой деятельности иностранцев в Украине, а именно: иностранцы не могут занимать отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначения на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Украины (

ч. 4 ст. 8 Закона № 3929).

В частности,

иностранцы не могут занимать следующие должности:

государственных служащих (ст. 4 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 г. № 3723-XI);

— судьи (

ст. 7 Закона Украины «О статусе судей» от 15.12.1992 г. № 2862-ХII);

— нотариуса (

ст. 3 Закона Украины «О нотариате» от 02.09.1993 г. № 3425-ХII).

Теперь перейдем к процедуре оформления разрешения на трудоустройство в Украине.

 

Оформление разрешения на трудоустройство

Разрешение на трудоустройство иностранных граждан оформляется в соответствии с 

Порядком № 2028.

Согласно

п. 1 Порядка № 2028 такое разрешение оформляется иностранцу, который намеревается заниматься в Украине трудовой деятельностью, при условии, если в стране (регионе) отсутствуют работники, которые способны выполнять этот вид работ, или есть достаточное обоснование целесообразности использования труда иностранных специалистов, если иное не предусмотрено международными договорами Украины.

Разрешение на трудоустройство оформляется и выдается Государственным центром занятости Минтруда или по его поручению соответствующими центрами занятости Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Обращаем внимание: предприятия, принимающие на работу иностранцев,

должны быть плательщиками страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, зарегистрированными в местных центрах занятости.

Для получения разрешения на трудоустройство иностранца работодатель должен подать в соответствующий центр занятости следующие документы

:

— заявление (в произвольной форме);

— обоснование необходимости использования труда иностранцев и возможности создания для них необходимых условий пребывания и деятельности;

— копию контракта между иностранным и украинским субъектами хозяйственной деятельности на выполнение определенного объема работ или услуг (если такой контракт заключен);

— копии устава и свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности, заверенные в установленном порядке;

— список иностранцев с указанием их полного имени и фамилии, года рождения, номера паспорта, специальности (профессии), пола;

— копию проекта контракта работодателя с работником — иностранным гражданином;

— документ (приказ, извлечение из протокола, поручение и т. п.), оформленный в установленном порядке, удостоверяющий право представителя работодателя представлять его интересы в центре занятости;

— копию документов об образовании или квалификации;

— справку органа государственной налоговой службы об уплате работодателем предусмотренных законодательством налогов и сборов;

— квитанцию о внесении платы за рассмотрение заявления.

Решение о предоставлении разрешения на трудоустройство или отказ в нем принимается в срок не позднее 30 дней со дня получения указанных документов.

О принятом решении центр занятости сообщает заявителю в письменном виде.

В общем случае разрешение выдается на срок до 1 года, но данный срок может быть продлен. С этой целью работодателю необходимо обратиться в соответствующий центр занятости не позднее чем за месяц до окончания срока действия предыдущего разрешения на трудоустройство.

Исключение из общего правила составляют разрешения на трудоустройство работников, которые относятся к категории «внутрикорпоративные цессионарии» (руководящий персонал, менеджеры и специалисты) и категории «лица, предоставляющие услуги без коммерческого присутствия в Украине». Разрешения для таких работников предоставляются на срок найма.

После окончания срока действия разрешение на трудоустройство возвращается работодателем в соответствующий центр занятости.

Работодатель

в течение трех рабочих дней с момента начала или прекращения работы иностранца письменно сообщает в соответствующий центр занятости об этом и обеспечивает регистрацию паспортного документа иностранца в соответствующем органе внутренних дел.

В случае если иностранец не приступил к работе в предусмотренный контрактом срок по причинам, которые в соответствии с законодательством не являются уважительными, работодатель

в течение трех рабочих дней должен в письменном виде сообщить об этом соответствующим органам:

— центру занятости;

— Госкомграницы;

— органу внутренних дел.

В таком случае иностранец подлежит выдворению из Украины. Такие же меры применяются к иностранцам, оформленным на работу без разрешения на трудоустройство.

При этом на предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности за использование труда иностранцев без получения разрешения государственной службы занятости, налагается

штраф в пятидесятикратном размере не облагаемого налогом минимума доходов граждан (850 грн.) за каждое такое лицо (ч. 3 ст. 8 Закона № 803).

Далее выясним, нужно ли вести трудовые книжки на работников-иностранцев.

 

Трудовые книжки и служебные карточки

В соответствии с 

ч. 2 ст. 48 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. и п. 1.1 Инструкции № 58 трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятии, в учреждении, организации всех форм собственности более пяти дней.

Таким образом, и на работников-иностранцев работодатель обязан заполнять трудовые книжки по форме, установленной законодательством Украины, и ведутся они в общем порядке.

Следует отметить, что для физических лиц, которые работают в иностранных представительствах, в 

п. 2.20 Инструкции № 58 установлены особые правила заполнения трудовых книжек.

Так, трудовые книжки граждан, которые работают по трудовым договорам в иностранных представительствах, у иностранных корреспондентов, сотрудников международных организаций и других приравненных к ним иностранцев на территории Украины, хранятся: в Киеве — в Генеральной дирекции Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств, в Автономной Республике Крым — в филиале Генеральной дирекции Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств Ялты, в областях — в управлениях внешних отношений и внешнеэкономической деятельности облгосадминистраций или предприятиях, определенных областными государственными администрациями, в Севастополе — в городской государственной администрации. Указанные организации делают отметки в трудовых книжках о принятии на работу и об увольнении с работы в соответствии с трудовыми договорами и справками нанимателей.

Кроме того, иностранным сотрудникам представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности Министерством экономики выдаются специальные служебные карточки, действующие на всей территории Украины (

п. 16 Инструкции о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденной приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 18.01.96 г. № 30 (в редакции приказа Министерства экономики Украины от 15.06.2007 г. № 179)).

 

Нужен ли работнику-иностранцу идентификационный номер?

Что касается необходимости получения идентификационного номера для работника-иностранца, отметим следующее.

В соответствии со 

ст. 5 Закона Украины «О Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей» от 22.12.94 г. № 320/94-ВР информация о лицах, которые не имеют постоянного места проживания в Украине, но согласно действующему законодательству обязаны уплачивать налоги в Украине, должна быть внесена в Государственный реестр. В свою очередь, согласно п. 2.1 Закона № 889 нерезидент, который получает доходы с источником их происхождения с территории Украины, является плательщиком налога с доходов физических лиц. Таким образом, для таких лиц получение идентификационного номера обязательно. Это подтверждается письмами ГНАУ от 20.10.2005 г. № 12326/5/29-1016, от 15.03.2007 г. № 2453/6/29-1016.

Согласно

п.п. 2.4 Положения № 43 карточка физического лица — плательщика налогов, в которой указан присвоенный ему идентификационный номер (далее — Карточка), выдается иностранным гражданам после исполнения требований Правил № 1074.

Иностранные граждане регистрируются и получают Карточку в государственных налоговых администрациях в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе при предоставлении паспортного документа и удостоверенного в установленном законодательством порядке перевода на украинский язык паспортного документа (

п.п. 2.5 Положения № 43).

Если иностранный гражданин не может получить идентификационный номер лично, он может доверить сделать это другому физическому лицу на основании нотариально удостоверенной доверенности на получение карточки. Доверенное лицо для получения Карточки представляет:

— личный паспорт гражданина Украины (паспортный документ);

— паспортный документ иностранного гражданина или его ксерокопию (с четким изображением), в котором указаны следующие данные: фамилия, имя, отчество, место рождения, местожительство, дата рождения;

— удостоверенный в установленном законодательством порядке перевод на украинский язык паспортного документа;

— нотариально удостоверенную доверенность на получение Карточки.

Таким образом, иностранец, который принимается на работу, должен иметь идентификационный номер, который необходим, в частности, для отражения сумм начисленного (выплаченного) ему дохода и удержанного (перечисленного) налога в Налоговом расчете по форме № 1 ДФ.

 

Налогообложения заработной платы работников-иностранцев

Налог с доходов.

Следует отметить, что для целей Закона № 889 иностранец не всегда является нерезидентом. Поэтому сначала определимся с налоговым статусом работника-иностранца.

Последовательность определения налогового статуса иностранцев, на законных основаниях находящихся в Украине, в том числе прибывших в Украину для трудоустройства, описана в 

п.п. 1.20.1 Закона № 889.

Так, если физическое лицо имеет местожительство также в иностранном государстве, такое лицо считается

резидентом, если имеет место постоянного проживания в Украине.

Лицо, которое имеет место постоянного проживания также в иностранном государстве, считается

резидентом , если имеет центр жизненных интересов в Украине. Вместе с тем достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.

Если невозможно определить государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, или физическое лицо не имеет места постоянного проживания ни в одном государстве, оно считается

резидентом, если пребывает в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года.

Кроме того,

абзацем восьмым п.п. 1.20.1 Закона № 889 предусмотрено, что достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного местожительства на территории Украины или его регистрация в качестве самозанятого лица.

Что касается самостоятельного определения иностранцем основного местожительства и соответственно своего резидентского статуса, то в этом случае следует руководствоваться

Налоговым разъяснением № 50, где описан порядок самостоятельного определения иностранцем собственного резидентского статуса в случае избрания основного местожительства в Украине (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 3, с. 29).

Согласно

п. 1 Налогового разъяснения № 50 для этого физическому лицу — иностранцу в налоговый орган по месту проживания в Украине необходимо подать собственноручно составленное письменное заявление с просьбой считать его резидентом для целей обложения налогом с доходов физических лиц в текущем году (отчетном налоговом периоде).

В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

— фамилия, имя и отчество;

— идентификационный номер из ГРФЛ;

— дата рождения (число, месяц, год);

— гражданство;

— основание пребывания в Украине;

— время пребывания в Украине в отчетном периоде;

— источник получения дохода в Украине (название работодателя, его код согласно ЕГРПОУ или идентификационный номер физического лица — субъекта предпринимательской деятельности, юридический адрес работодателя);

— местожительство;

— информация о документальном подтверждении местожительства физического лица — иностранца в Украине. Таким документальным подтверждением может быть удостоверение о постоянном или временном проживании в Украине, документ, удостоверяющий получение статуса беженца или убежища в Украине, регистрация на территории Украины паспортного документа, договор купли-продажи дома (квартиры), договор аренды дома, квартиры, другого помещения, пригодного для проживания, договор дарения жилья, письмо собственника помещения (арендодателя) о согласии на проживание в помещении физического лица и т. п.

Примерная форма Заявления физического лица — иностранца о самостоятельном определении резидентского статуса утверждена

приказом № 581.

На основании письменного заявления физического лица — иностранца соответствующий

орган государственной налоговой службы письменно извещает работодателя (работодателей) заказным письмом о факте самостоятельного выбора физическим лицом — иностранцем собственного налогового статуса как резидента.

Таким образом, если работник-иностранец предоставил работодателю документы, подтверждающие его

резидентский статус для целей обложения налогом с доходов физических лиц, или соответствующий орган государственной налоговой службы известил работодателя об определении иностранцем собственного резидентского статуса, то его доходы в виде заработной платы облагаются по правилам, установленным для резидентов, в частности:

— заработная плата такого работника облагается по ставке 15 %;

— к его

заработной плате может применяться налоговая социальная льгота при условии, что размер такого дохода не превышает сумму месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженную на 1,4 и округленную до ближайших 10 гривень (в 2008 году — 890 грн.).

Относительно налогообложения доходов в виде заработной платы работника-иностранца, который в понимании

Закона № 889 является нерезидентом, отметим следующее.

В соответствии с 

п. 7.3 Закона № 889 для любого объекта налогообложения, начисленного в пользу нерезидентов — физических лиц, за исключением доходов, определенных п.п. 9.11.3 Закона № 889, ставка налога составляет двойной размер обычной ставки (с 01.01.2007 г. — 30 %).

Свое видение порядка применения указанной нормы в свое время ГНАУ тоже изложила в 

Налоговом разъяснении № 50. Там ГНАУ приводит следующую логическую цепочку:

1. В первом абзаце

п.п. 9.11.3 Закона № 889 упоминается п.п. 9.11.1.

2. В свою очередь, в 

п.п. 9.11.1 Закона № 889 определены правила налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения в Украине, перечень которых установлен в п. 1.3.

3.

Пункт 1.3 Закона № 889 включает, в том числе доходы, полученные в виде заработной платы.

Исходя из этого ГНАУ в 

Налоговом разъяснении № 50 делает вывод: доходы, начисленные плательщику налога — нерезиденту в виде заработной платы, относятся к категории доходов, определенных в п.п. 9.11.3 Закона № 889, а значит, облагаются налогом с доходов по ставке, установленной в п. 7.1 Закона № 889 (с 01.01.2007 г. — 15 %).

Однако позднее ГНАУ изменила свою позицию относительно налогообложения доходов нерезидентов. В 

письме от 27.04.2006 г. № 4756/6/17-0716, № 7989/7/17-0717 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 47) ГНАУ указала, что в случае начисления нерезиденту доходов за выполнение услуг по гражданско-правовым договорам налоговый агент обязан удержать налог с доходов по ставке, определенной в п. 7.3 Закона № 889 (30%), хотя исходя из аргументов, приведенных в Налоговом разъяснении № 50, они так же, как заработная плата, выплачиваемая физическому лицу — нерезиденту, должны облагаться по ставке 15 %

Впоследствии в своих разъяснениях ГНАУ пошла еще дальше. Так, в 

письме от 01.10.2007 г. № 11925/5/17-0716 («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 88) налоговики утверждают, что после получения разрешения на трудоустройство в Украине нерезидент обязан подать налоговому органу заявление о самостоятельном определении резидентского статуса, форма которого утверждена приказом № 581 . Иностранец получает статус резидента только после получения работодателем уведомления от налогового органа, примерная форма которого утверждена приказом № 581. С этого момента заработная плата работника-иностранца облагается налогом с доходов по ставке 15 %. В противном случае налог с доходов из заработной платы иностранца нужно удерживать по ставке 30 %.

По нашему мнению, неправомерно требовать обязательного получения иностранцем резидентского статуса, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Согласно

п.п. 1.20.1 Закона № 889 самостоятельное определение иностранцем своего резидентского статуса — это один из вариантов установления того, кем он является для целей налогообложения. Действительно, если работник-иностранец получит статус резидента, то его заработная плата будет облагаться по ставке 15 %.

Однако, руководствуясь

Налоговым разъяснением № 50, ставку, предусмотренную п. 7.1 Закона № 889 (15 %), нужно применять при налогообложении заработной платы иностранца в любом случае.

На наш взгляд, несмотря на изменившееся мнение ГНАУ, налоговые агенты могут продолжать руководствоваться

Налоговым разъяснением № 50, которое до настоящего момента не отменено, поскольку согласно п.п. «д» п.п. 4.4.2 Закона № 2181 плательщик налогов, действовавший в соответствии с обобщающим налоговым разъяснением, не может быть привлечен к ответственности только на основании того, что впоследствии такое разъяснение было изменено или отменено.

Относительно возможности применения к заработной плате работника-нерезидента налоговой социальной льготы, отметим следующее. На 

отсутствие права на налоговую социальную льготу у нерезидента косвенно указывает п.п. 6.4.3 Закона № 889. Так, расчет размера налоговой социальной льготы осуществляется с учетом последнего месячного налогового периода, в котором плательщик налога умирает или признается судом умершим, без вести пропавшим или утрачивает резидентский статус.

Из этого можно сделать вывод, что если

работник-иностранец не имеет резидентского статуса для целей обложения налогом с доходов физических лиц, налоговая социальная льгота к его заработной плате не применяется.

В случае если иностранец получит статус резидента, к его заработной плате может применяться НСЛ.

Взносы в социальные фонды.

Как и заработная плата работников, которые являются гражданами Украины, так и заработная плата работников-иностранцев является объектом для начисления и удержания взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Что касается удержания взносов в Фонд социального страхования на случай безработицы, то в данном случае необходимо учитывать нормы

ст. 5 Закона № 1533, согласно которой не подлежат страхованию на случай безработицы иностранцы и лица без гражданства, которые временно работают по найму в Украине, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дана Верховной Радой Украины.

Таким образом, взносы в Фонд социального страхования на случай безработицы из заработной платы работников-иностранцев,

временно работающих в Украине, не удерживаются.

Если же иностранец, работающий на предприятии, прибыл в Украину на 

постоянное место проживания, его заработная плата является объектом для удержания взносов в Фонд социального страхования на случай безработицы.

Начисление взносов в Фонд социального страхования на случай безработицы на фонд оплаты труда работников-иностранцев как временно работающих в Украине, так и прибывших на постоянное место проживания в Украину, производится в общем порядке.

В случае если выплата заработной платы работнику-нерезиденту осуществляется в иностранной валюте, необходимо иметь в виду следующее.

Расчет взносов в Пенсионный фонд с сумм заработной платы, начисленной в иностранной валюте, осуществляется путем пересчета таких сумм в национальную валюту Украины по курсу, установленному НБУ на день исчисления страховых взносов. В то же время другие взносы в фонды социального страхования рассчитываются в национальной валюте Украины по курсу валют НБУ, установленному на день уплаты социальных взносов.

Уверены, что данная статья поможет как работодателям, которые еще собираются принять на работу иностранца, так и тем, с которыми иностранцы уже состоят в трудовых отношениях.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше