Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах трудового законодательства

Редакция НиБУ
Письмо от 28.07.2008 г. № 3144/0/10-08/13

Об отдельных вопросах трудового законодательства

 

Письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 28.07.2008 г. № 3144/0/10-08/13

 

Министерство труда и социальной политики Украины на <…> письмо о предоставлении разъяснения по применению отдельных положений нормативных актов сообщает.

1. О норме продолжительности рабочего времени для инвалидов І или II группы при 5-дневной рабочей неделе.

Согласно статье 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов» предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, обязаны создавать для инвалидов условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством,

Согласно ст. 12 Закона Украины «Об охране труда» предприятия, использующие труд инвалидов,

обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры по безопасности труда, отвечающие специфическим особенностям этой категории работников.

В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов

согласно медицинским рекомендациям, установить по их просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда (статья 172 КЗоТ).

Таким образом, в случае применения труда инвалидов

работодатель обязан действовать на основании рекомендаций МСЭК, поскольку невыполнение этих рекомендаций может привести к ухудшению состояния здоровья работника-инвалида, за что он будет нести ответственность.

Если в рекомендациях МСЭК указано, что работник-инвалид может работать по своей должности на условиях неполного рабочего времени, работодатель по просьбе инвалида обязан установить ему неполное рабочее время. Для этого работник-инвалид подает заявление об установлении неполного рабочего времени, а работодатель издает соответствующий приказ.

Работодатель обязан по просьбе работника, имеющего право на неполное рабочее время, установить рабочее время той продолжительности, о которой просит работник. Указанная норма не ограничивает права сторон трудового договора на определение продолжительности неполного рабочего времени.

Оплата труда на условиях неполного рабочего времени, которая регламентируется статьей 56 КЗоТ Украины, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой каких-либо ограничений объема трудовых прав работников.

Согласно пункту 6 постановления Совета Министров СССР от 14.09.73 № 674 «О мерах по дальнейшему усовершенствованию использования труда пенсионеров и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах» инвалиды I и II групп, работающие на предприятиях, в цехах и на участках,

предназначенных для использования труда инвалидов, если они не пользуются правом на получение более высоких льгот, имеют право на сокращенное рабочее время продолжительностью 6 часов в сутки (36 часов в неделю).

Учитывая указанное выше, эта

норма может применяться, если Рекомендациями МСЭК инвалидам I и II групп по состоянию их здоровья разрешено работать 6 часов (36 часов в неделю) при шестидневной рабочей неделе, на пятидневную рабочую неделю она не распространяется.



комментарий редакции

Продолжительность рабочего времени инвалидов I и II групп

Вопрос, адресованный Минтруда, был следующего содержания.

Согласно п. 6 постановления Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах» от 14.09.73 г. № 674 для инвалидов I и II групп установлена льгота в виде сокращенного рабочего времени продолжительностью 6 часов в день (36 часов в неделю). С одной стороны, при 5-дневной рабочей неделе максимальное количество часов, которое может отработать этот работник, составляет: 6 часов х 5 = 30 часов в неделю, поскольку работать больше 6 часов в день инвалиды I и II групп не должны. С другой стороны, постановлением № 674 установлена предельная продолжительность рабочей недели для таких работников в размере 36 часов в неделю, то есть при пятидневной рабочей неделе в день инвалид должен отработать: 36 часов : 5 = 7,2 часа.

На данный вопрос Минтруда ответило весьма формально. Поскольку

норма о применении сокращенного рабочего времени продолжительностью 6 часов в день (36 часов в неделю) для инвалидов I и II групп установлена при шестидневной рабочей неделе, то на пятидневную рабочую неделю она не распространяется.

Татьяна Онищенко

 

 

2. О применении абзаца шестого пункта 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100 (далее — Порядок), и определении коэффициента корректировки средней заработной платы.

Согласно указанному абзацу пункта 2 Порядка время, в течение которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично,

исключается из расчетного периода при исчислении средней заработной платы во всех случаях, предусмотренных Порядком.

К этому времени относится, в частности, и период, в течение которого работник находился в отпуске без сохранения заработной платы согласно статье

25 Закона Украины «Об отпусках». Например: матери или отцу, воспитывающему детей без матери, ветеранам войны, лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, пенсионерам по возрасту и инвалидам III группы, инвалидам I и II групп, лицам, вступающим в брак, и др.

Что касается периода, когда работник находился в отпуске без сохранения заработной платы согласно статье

26 указанного выше Закона, то время такого отпуска не исключается из расчетного периода, поскольку в этом случае уменьшение средней заработной платы работника зависит от решения самого работника.

Об определении коэффициента корректировки при расчете средней заработной платы для оплаты работнику времени отпуска.

Согласно пункту 10 Порядка в случае повышения тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Как указано в <...> письме, работнику был предоставлен отпуск в марте 2008 года.

Расчетным периодом для исчисления средней заработной платы для оплаты времени ежегодного отпуска согласно нормам пункта 2 Порядка будет март 2007 года — февраль 2008 года.

С 1 февраля 2008 года согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 6 февраля 2008 года № 34 произошло повышение должностных окладов работникам аппарата органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судов и других органов.

Таким образом, если работнику необходимо исчислить среднюю заработную плату для оплаты времени ежегодного отпуска, который предоставляется после 1 февраля текущего года, заработную плату, учитывая доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, включаемые при исчислении средней заработной платы, корректируют на коэффициент повышения должностных окладов.

Коэффициент корректировки исчисляется

путем деления должностного оклада (тарифной ставки), установленного после повышения, на должностной оклад (тарифную ставку), который был установлен работнику до повышения, без учета доплат, надбавок и т. п.



комментарий редакции

Нюансы расчета отпускных

Согласно абзацу 6 п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100, время, на протяжении которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялась заработная плата или сохранялась частично, исключается из расчетного периода при исчислении средней заработной платы во всех случаях, предусмотренных Порядком № 100.

В соответствии с Законом Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР работнику могут быть предоставлены отпуска без сохранения заработной платы на основании статей 25, 26 данного Закона.

На основании статьи 25 Закона об отпусках отпуск без сохранения заработной платы предоставляется работнику в обязательном порядке, например: матери или отцу, который воспитывает детей без матери, имеющим двоих и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида, ветеранам войны, пенсионерам по возрасту и инвалидам III группы, инвалидам I и II групп и другим. На основании статьи 26 Закона об отпусках работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по согласованию с руководством предприятия. Отличие одного отпуска без сохранения заработной платы от другого отпуска без сохранения заработной платы заключается в том, что первый (ст. 25 Закона об отпусках) должен быть предоставлен работнику по его желанию в обязательном порядке, а второй (ст. 26 Закона об отпусках) может быть предоставлен работнику с согласия собственника или уполномоченного им органа.

Вопрос, заданный Минтруда, заключался в следующем: при расчете отпускных из расчетного периода исключается период отпуска без сохранения заработной платы, предоставленный работнику как на основании ст. 25 Закона об отпусках, так и на основании ст. 26 Закона об отпусках?

На данный вопрос Минтруда в комментируемом письме ответило следующим образом.

Что касается исключения из расчетного периода отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного работнику на основании ст.25 Закона об отпусках, то это, по мнению Минтруда, вполне правомерно и соответствует положениям Порядка №100.

Что же касается исключения из расчетного периода отпуска без сохранения заработной платы, предоставленного работнику на основании ст. 26 Закона об отпусках, то Минтруда считает, что это неправомерно. Обоснование данной позиции таково: в данном случае уменьшение средней заработной платы работника зависит от решения самого работника.

Данное обоснование выглядит по меньшей мере странным, ведь предоставление отпуска без сохранения заработной платы на основании ст. 26 Закона об отпусках зависит от решения руководства предприятия о предоставлении ему такого отпуска. Более того, в абзаце шестом п. 2 Порядка № 100 речь идет о периоде, на протяжении которого работник

согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялась заработная плата или сохранялась частично. Ведь никто не будет спорить, что предоставление отпуска без сохранения заработной платы на основании ст. 26 Закона об отпусках и в рамках той продолжительности, которая установлена в данной статье, производится именно согласно действующему законодательству.

Вместе с тем бюджетным организациям скорее всего придется следовать такой, на наш взгляд, незаконной позиции Минтруда, поскольку речь идет о бюджетных средствах, правильность использования которых проверяют работники КРУ.

Тут же Минтруда ответило на вопрос относительно порядка определения коэффициента корректировки при расчете средней заработной платы для определения суммы отпускных работника бюджетного учреждения. Ситуация следующая: работнику был предоставлен ежегодный отпуск с 24 марта 2008 года. В расчетном периоде март 2007 года — февраль 2008 года работник работал на должности заместителя начальника управления (с 01.03.2007 года по 29.10.2007 года) и начальника отдела (с 30.10.2007 года по 29.02.2008 года). Его должностной оклад составил:

с 01.03.2007 г. — 897 грн.;

с 01.05.2007 г. согласно постановлению КМУ от 12.05.2007 г. № 700 — 987 грн.;

с 30.10.2007 г. в связи с переводом на нижеоплачиваемую должность — 831 грн.;

с 01.02.2008 г. согласно постановлению КМУ от 06.02.2008 г. № 34 —1204 грн.

На данный вопрос Минтруда ответило следующим образом. Согласно п. 10 Порядка № 100 в случае повышения тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями) как в расчетном периоде, так и в периоде, на протяжении которого за работником сохранялся средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент повышения.

Другими словами, в данном случае необходимо учитывать два повышения зарплаты (с 01.05.2007 года и с 01.02.2008 года), а перевод на нижеоплачиваемую должность на расчет отпускных не влияет.

Для расчета отпускных приведем условный числовой пример, в котором сумма зарплаты по каждому из месяцев расчетного периода составляет:

март 2007 — 897 грн.;

апрель 2007 — 897 грн;

май 2007 — 987 грн.;

июнь 2007 — 987 грн.;

июль 2007 — 987 грн.;

август 2007– 987 грн.;

сентябрь 2007– 987 грн.;

октябрь 2007 — 973,43 грн.;

ноябрь 2007 — 831 грн.;

декабрь 2007 — 831 грн.;

январь 2008 — 831 грн.;

февраль 2008 — 1204 грн.

Общая заработная плата с учетом корректировки составит:

897 х 1,10 х 1,45 + 897 х 1,10 х 1,45 + 987 х 1,45 + 987 х 1,45 + 987 х 1,45 + 987 х 1,45 + 987 х 1,45 + 973,43 х 1,45 + 831 х 1,45 + 831 х 1,45 + 831 х 1,45 + 1204 = 16247,51 (грн.),

где: 1,10 — коэффициент повышения зарплаты с 01.05.2007 года;

1,45 — коэффициент повышения зарплаты с 01.02.2008 года.

Средняя зарплата составит:

16247,51 грн. : (366 - 10) = 45,64 грн.

Сумма отпускных составит: 45,64 грн. х 24 = 1095,36 грн.

Татьяна Онищенко

 

 

3.

О предоставлении работодателям, зарегистрированным плательщиками страховых взносов на случай безработицы менее шести месяцев, дотации на создание дополнительных рабочих мест.

Работодателям, фактический срок регистрации которых как плательщиков взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы меньше шести месяцев, дотация

не предоставляется.

Заместитель министра В. Онищук



комментарий редакции

Дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных вновь созданным предприятиям

Порядком предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, в том числе молодежи на первое рабочее место, утвержденным приказом Минтруда от 10.01.2001 г. № 1, предусмотрена обязательность предоставления работодателем, в частности, справки об отсутствии сокращения на предприятии

на протяжении последних 6 месяцев численности (штата) работников по профессии (специальности), на которую трудоустраивается безработный. В связи с этим возник вопрос: имеет ли право на получение дотации на создание дополнительных рабочих мест работодатель, который зарегистрирован плательщиком взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы меньше 6 месяцев назад, ведь он не сможет предоставить указанную справку за последние 6 месяцев?

Минтруда на этот вопрос ответило формально, отказав в праве на дотацию таким работодателям. Подробнее о порядке предоставлении дотации на трудоустройство безработных читайте в статьях в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 79, с. 23; 2008, № 42, с. 37.

Татьяна Онищенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше