Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О применении квартального отчетного (налогового) периода

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2008/№ 74
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 19.05.2008 г. № 10116/7/16-1517-05

О применении квартального отчетного (налогового) периода

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 19.05.2008 г. № 10116/7/16-1517-05

 

ГНАУ рассмотрела письмо частного предпринимателя о переходе на месячный налоговый период, начиная с месяца, на который пришлось превышение облагаемых НДС операций, и сообщает.

Согласно п.п. 7.8.2 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон об НДС) плательщик налога, объем налогооблагаемых операций которого за прошедшие двенадцать месячных налоговых периодов не превышал суммы, указанной в п.п. 2.3.1 ст. 2 этого Закона, может выбрать квартальный налоговый период. Заявление о выборе квартального налогового периода подается в налоговый орган вместе с декларацией по результатам последнего налогового периода календарного года. При этом квартальный налоговый период начинает применяться с первого налогового периода следующего календарного года.

Если в течение какого-либо периода с начала применения квартального налогового периода объем налогооблагаемых операций плательщика налога превышает сумму, указанную в п.п. 2.3.1 ст. 2 этого Закона, такой плательщик налога обязан самостоятельно перейти на месячный налоговый период, начиная с месяца, на который приходится такое превышение, что указывается в соответствующей налоговой декларации по результатам такого месяца.

Таким образом, если

в течение года по результатам какого-либо квартала объем налогооблагаемых операций плательщика налога (совокупно с начала года) превышает сумму, указанную в п.п. 2.3.1 ст. 2 Закона об НДС, такой плательщик налога обязан самостоятельно перейти на месячный налоговый период, начиная с месяца, на который приходится такое превышение, что указывается в соответствующей налоговой декларации по результатам такого месяца.

Кроме того, сообщаем, что

если плательщик налога вместе с декларацией по результатам последнего отчетного (налогового) периода календарного года не подал в налоговую инспекцию (администрацию) заявление о выборе квартального налогового периода, такой плательщик налога обязан с первого отчетного (налогового) периода следующего календарного года применять месячный отчетный (налоговый) период и признается утратившим на текущий налоговый год право на применение квартального налогового периода.

Подача заявления о выборе квартального

налогового периода сохраняет за плательщиком право применять такой период до момента достижения им объема налогооблагаемых операций, указанного в п.п. 2.3.1 ст. 2 Закона об НДС, — 300 тыс. грн. (без учета налога на добавленную стоимость), или до конца текущего налогового года, если такой объем налогооблагаемых операции не достигнут. Для применения квартального налогового периода в следующем календарном году плательщиком вместе с декларацией по результатам последнего отчетного (налогового) периода календарного года должно быть подано в налоговую инспекцию (администрацию) указанное выше заявление, о чем было доведено ГНА в АР Крым, областях, г. Киеве и Севастополе письмом ГНАУ от 21.04.2008 г. № 8230/7/16-1517.

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

НДС-квартальщик проверяет достигнутый объем операций поставки ежемесячно

По большому счету, это письмо можно было бы и обойти вниманием, тем более что в нем дана ссылка на исчерпывающее разъяснение налогового ведомства по «квартально-месячной» НДС-тематике — письмо ГНАУ от 21.04.2008 г. № 8230/7/16-1517 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 39, с. 3). Пусть даже сегодняшнее письмо и адресовано именно частному предпринимателю — да какие тут могут быть особенности?

Но зная привычку наших читателей вчитываться в каждую букву опусов ГНАУ и делать из этого выводы, придется акцентировать внимание на явном ляпе авторов данного письма.

Обратите внимание на его абзац четвертый. Да, для пущей ясности здесь наконец

прямо сказано, что квартальный плательщик НДС — чтобы не прозевать ненароком момент обязательного (принудительного) перехода на месячный отчетный период на основании превышения им пресловутого 300-тысячного объема операций поставки без учета НДС — должен отсчитывать достигнутый им по факту объем операций поставки именно «совокупно с начала года». Но как часто ему следует заниматься подобной проверкой, если в Законе сказано о превышении «в течение любого периода...»?

Очевидно, поскольку соответствующую отметку в поле «Відмітка про перехід на місячний податковий період з поточного звітного податкового періоду» в соответствующем случае он должен проставить именно

в декларации по НДС за тот календарный месяц, в котором указанный объем был превышен, и поскольку на подачу такой декларации у плательщика есть 20 календарных дней следующего месяца, то раньше чем закончится очередной календарный месяц текущего календарного года, такими подсчетами заниматься нет особого смысла. Вывод о том, что такому плательщику-квартальщику проверять достигнутый по факту объем операций поставки совокупно с начала года следует не чаще и не реже чем по окончании каждого календарного месяца текущего календарного года, — это, пожалуй, истина абсолютная.

Но что же пишется по этому поводу в сегодняшнем письме ГНАУ? В обсуждаемом абзаце она пишет: «

по итогам любого квартала...». Это неверно. Поправим: не квартала, а месяца . Так будет правильно.

Александр Голенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно