Темы статей
Выбрать темы

Отсутствуют наемные работники: какую отчетность подавать

Редакция НиБУ
Статья

Отсутствуют наемные работники: какую отчетность подавать

 

Ситуация, когда юридические лица не имеют в штате наемных работников, встречается достаточно часто. Например, она характерна для предприятий, которые только зарегистрировались или находятся в стадии ликвидации, и всеми вопросами занимаются учредители (собственники) без получения каких-либо вознаграждений. Кроме того, такие ситуации характерны для неприбыльных организаций, руководство которых осуществляется на общественных началах.

Надо ли подавать отчетность в органы государственной налоговой службы, Пенсионный фонд и соцфонды в таком случае? Обо всем этом и пойдет речь в данной статье.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 1058

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Письмо № 343

— письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 24.06.2008 г. № 343/020/99-08.

Порядок № 451

— Порядок заполнения и предоставления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451.

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286.

 

Общие положения

Юридические лица приобретают статус налогоплательщиков со дня взятия их на учет в органах статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины и фондах социального страхования. Эта норма закреплена в

Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV, а также в профильных документах Пенсионного фонда и соцфондов. Соответственно с этого момента на них распространяются обязанности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) и подаче соответствующей отчетности.

В свою очередь предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, использующие труд наемных работников, подают специальные формы отчетности, в которых отражается информация о суммах выплаченных доходов и перечисленных налогов и сборов.

Такая отчетность подается в:

1) органы государственной налоговой службы:

— Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков, а также сумм удержанного (перечисленного) с них налога (Налоговый расчет по форме № 1ДФ);

— Налоговый расчет коммунального налога;

2) Пенсионный фонд и соцфонды:

— Расчет суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;

— Отчет о начисленных взносах, перечислениях и расходах, связанных с общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности по форме Ф4-ФСС з ТВП;

— Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;

— Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов и расходовании средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

Неоднозначная ситуация складывается в случае, если у юридического лица нет наемных работников, т. е. физических лиц, которые бы работали по трудовым договорам (контрактам) или по гражданско-правовым соглашениям. Нужно ли в таком случае подавать указанные выше формы отчетности с прочерками?

Правомерно ли в этой ситуации говорить о том, что такие юридические лица не будут соответствовать определению плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе и взносов в Пенсионный фонд и страховых взносов? Ведь такие юридические лица фактически никаких соцвзносов и налога с доходов уплачивать не будут.

Следует отметить, что на сегодняшний день по разным формам отчетности существуют разные мнения относительно необходимости их подачи. Связано это с тем, что в профильных соцстраховских законах не достаточно четко прописаны определения страхователей, и поэтому сложно понять, относятся ли юридические лица, которые не используют труд наемных работников, к числу страхователей. Поэтому для ответа на этот вопрос Минтруда пришлось обращаться к подзаконным актам (см.

письмо Минтруда № 343 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 68).

Итак, рассмотрим, какую отчетность следует подавать юридическим лицам, у которых нет наемных работников (т. е. подавать ее «с прочерками»), а какую можно не подавать вообще.

 

Налоговый расчет по форме № 1ДФ

В соответствии с

Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV лица, имеющие статус налоговых агентов, обязаны предоставлять в сроки, установленные законом для налогового квартала, Налоговый расчет по форме № 1ДФ по своему местонахождению.

Как предусмотрено

п. 2.2 Порядка № 451, если налоговый агент на протяжении отчетного квартала не выплачивал доходы или выплачивал их не всем плательщикам налога, форма № 1ДФ не подается или подается на тех плательщиков налога, которым начислены (уплачены) доходы.

Как видим, в самом

Порядке № 451 четко указано, что если в течение отчетного периода не было ни начислений, ни выплат доходов физическим лицам, Налоговый расчет по форме № 1ДФ подавать с прочерками в налоговый орган не нужно.

Кроме того, в

письмах от 21.04.2004 г. № 3059/6/17-2116 и от 05.05.2004 г. № 8001/7/17-2117 ГНАУ разъясняла, что форма № 1ДФ не предоставляется за налоговый период (квартал), в котором налоговый агент не начислял и не выплачивал доходы и не включал их в состав расходов на оплату труда в соответствии с п. 5.6 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Вывод: если в течение квартала заработная плата работникам не начислялась и не выплачивалась (вариант участия учредителя без выплаты ему дохода), то форму № 1ДФ

предоставлять не следует.

 

Пенсионный фонд

В соответствии со

ст. 17 Закона № 1058 обязанность по предоставлению отчетности возлагается на страхователей, к числу которых относятся работодатели и другие лица, которые уплачивают страховые взносы на пенсионное страхование.

В свою очередь,

статус страхователя получают предприятия, учреждения и организации, созданные согласно законодательству Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, объединения граждан, профсоюзы, политические партии (в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, профсоюзов, политических партий), при условий, что они:

— используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством;

— имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами.

По мнению Пенсионного фонда, при несоответствии хотя бы одному из перечисленных условий юридические лица, находящиеся на учете в органах Пенсионного фонда, но

не имеющие статуса страхователя, не являются плательщиками страховых взносов (письмо Пенсионного фонда Украины от 03.12.2007 г. № 19395/03-30 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 12 и от 18.03.2008 г. № 4674/03-30). Из этого следует, что юридические лица, не использующие труд наемных работников и соответственно не начисляющие заработную плату, не обязаны подавать ежемесячно расчет суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в органы Пенсионного фонда.

Таким образом, на сегодняшний день позиция Пенсионного фонда такова: юридическим лицом, не имеющим наемных работников, отчетность в Пенсионный фонд

не подается.

 

Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности

Как определено в

ст. 2 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III, а также и в Инструкции о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.2001 г. № 16, страхователем является работодатель — собственник предприятия или уполномоченный им орган; физическое лицо, которое использует наемный труд.

На сегодняшний день Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности и Минтруда считают, что юридические лица без наемных работников

являются полноправными страхователями. И следовательно, не освобождены от подачи Отчета о начисленных взносах, перечислениях и расходах, связанных с общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности по форме Ф4-ФСС з ТВП.

Так, в

Методических рекомендациях по заполнению отчета о начисленных взносах, перечислениях и расходах, связанных с общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности по форме Ф4-ФСС з ТВП и приложения к нему по форме Ф14 «Отчет о путевках на санаторно-курортное лечение и путевках в детские оздоровительные учреждения», утвержденных постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 18.05.2006 г. № 48, определено, что страхователи должны подавать Отчет по форме Ф4-ФСС з ТВП независимо от того, осуществлялось начисление заработной платы, страховых взносов в Фонд и осуществлялись расходы за счет страховых взносов в течение отчетного периода или нет.

Кроме того, Минтруда в

письме № 343 отмечает, что в случае отсутствия у страхователя наемных работников Отчет по форме Ф4-ФСС з ТВП подается (с прочерками в соответствующих строках) и будет фактически подтверждением отсутствия использования работы наемных работников и соответственно обязательств по уплате страховых взносов в Фонд. При этом заметим, что административная ответственность за неподачу такой отчетности действующим законодательством не предусмотрена.

 

Фонд социального страхования на случай безработицы

Как предусмотрено

п. 10 ст. 1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III к работодателям относится собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, физическое лицо, которое использует наемный труд.

В свою очередь на работодателя со дня получения статуса плательщика страховых взносов в Фонд социального страхования на случай безработицы возлагается обязанность по уплате страховых взносов, а также подаче отчетности — Расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (

п. 5.1 и п. 6.7 Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339).

Правомерно ли юридических лиц, которые не используют наемный труд, рассматривать в качестве плательщиков страховых взносов?

На этот вопрос Минтруда в своем

письме № 343 отвечает утвердительно и считает, что независимо от того, используют такие юридические лица труд наемных работников или нет, они должны ежеквартально подавать (с прочерками) Расчетную ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Однако, как справедливо отмечает Минтруда, административная ответственность за неподачу такой отчетности действующим законодательством (имеется в виду КУоАП) не предусмотрена.

 

Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве

В соответствии со

ст. 6 и ст. 7 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV страхователями являются работодатели, к числу которых относится собственник предприятия или уполномоченный им орган, физическое лицо, которое использует наемный труд.

На работодателя как страхователя возлагается обязанность по подаче соответствующей отчетности в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве.

Как указано в

письме Минтруда № 343, субъекты хозяйствования, перечисленные в пп. 2.2, 2.3, 2.4 Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 12.07.2007 г. № 36, которые не используют наемный труд, не подают Расчетную ведомость о начислении и перечислении страховых взносов и расходовании средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, а также годовую ведомость распределения численности работников, годового фактического объема реализованной продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности. Причем следует учесть, что такое послабление касается только юридических лиц — объединения граждан, религиозные, профсоюзные, благотворительные организации, у которых нет наемных работников. Отсюда следует, что «обычные» юридические лица без наемных работников (т. е. те, кто указан в п. 2.1 этой Инструкции) подают указанные формы отчетности в общем порядке.

 

Налоговый расчет коммунального налога

Основным показателем, который используется для заполнения

Налогового расчета коммунального налога, утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2003 г. № 625, является среднеучетное количество штатных работников за базовый отчетный (налоговый) период. Этот показатель определяется согласно Инструкции № 286.

Согласно

п. 2.1. Инструкции № 286 в учетное количество штатных работников включаются все наемные работники, которые заключили в письменной форме трудовой договор (контракт) и выполняли постоянную, временную или сезонную работу один день или более, а также собственники предприятия, если кроме дохода они получали заработную плату на данном предприятии.

Итак, нужно ли подавать Налоговый расчет коммунального налога в случае если у предприятия отсутствуют наемные работники, а также если привлекаются лица к выполнению обязанностей на общественных началах.

В случае если у предприятия

отсутствуют наемные работники, объект обложения коммунальным налогом отсутствует.

Что касается лиц, работающих

на общественных началах, то они не включаются в среднеучетное количество штатных работников. Связано это с тем, что такие лица не попали в перечень лиц, включаемых в расчет этого показателя.

Следовательно, лица, выполняющие обязанности на общественных началах, не являются наемными работниками, а значит, и нет оснований учитывать их в среднеучетном количестве штатных работников и

уплачивать за них коммунальный налог

Однако, несмотря на это, налоговый расчет коммунального налога таким предприятиям все-таки

подавать необходимо (с прочерками ).

Объясняется это тем, что:

— предприятие (даже при отсутствии наемных работников или привлечении лиц для выполнения работы на общественных началах) продолжает находиться на учете в органах налоговой службы в качестве плательщика коммунального налога;

— даже если такие организации (характерно для отдельных категорий неприбыльных организаций) освобождены от уплаты коммунального налога решением местного совета, если местный совет воспользовался таким правом, предусмотренным

ст. 18 Декрета КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.2003 г. № 56-93, это еще не означает, что они освобождены от предоставления в установленные сроки налогового расчета коммунального налога. Вопрос о неподаче такими организациями отчетности по коммунальному налогу должен решаться путем внесения соответствующих изменений в Положение о коммунальном налоге, утвержденное решением местного совета.

Таким образом, юридическим лицам, у которых нет наемных работников, или если организация привлекает физических лиц для выполнения какой-либо работы на общественных началах, безопаснее будет все-таки подавать Налоговый расчет коммунального налога (с прочерками) во избежание наложения штрафных санкций. Напомним, что этот Налоговый расчет имеет статус налоговой декларации, и за нарушение порядка его предоставления (за каждую неподачу в установленные сроки) или несвоевременное предоставление с налогоплательщика взыскивается

штраф в размере 170 грн.

 

Если работа выполняется на общественных началах

Достаточно распространенной является ситуация, когда юридическое лицо не имеет наемных работников, т. е. не используется труд физлиц ни на условиях трудового договора, ни гражданско-правового договора. При этом для выполнения определенной работы привлекаются физические лица на общественных началах.

Как показывает практика, такой вариант оформления работников чаще всего применяется в общественных, благотворительных или религиозных организациях. Между такими лицами и организацией трудовые отношения не оформляются. И соответственно им не выплачивается заработная плата (о чем обязательно оговаривается в уставе (положении) о неприбыльной организации).

Как быть в этом случае? Необходимо ли таким юридическим лицам подавать указанные выше формы отчетности в органы налоговой службы, Пенсионного фонда и соцфонды?

В этом случае юридические лица, привлекающие физических лиц для выполнения определенной работы на общественных началах, вопрос предоставления налоговой и соцстраховской отчетности решают аналогично описанному выше порядку в связи с тем, что за работу на общественных началах физическим лицам не выплачиваются вознаграждения.

Далее представим в табличной форме выводы относительно необходимости подачи отчетности (с прочерками) юридическими лицами, которые не используют наемный труд.

 

Форма отчетности

Периодичность

Срок подачи

Кому подается

Ответственность (если подача отчета обязательна)

1

2

3

4

5

Налоговая отчетность

Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков, а также сумм удержанного (перечисленного) с них налога (ф. № 1ДФ)

Ежеквартально

В течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала

Не подается

Согласно

ст. 1634 КУоАП:

1) предупреждение или штраф на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от 2 до 3 ннмдг;

2) за повторное нарушение в течение года размер штрафа составляет от 3 до 6 ннмдг

Налоговый расчет коммунального налога

Ежемесячно, если решением соответствующего органа местного самоуправления:

— установлен базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному месяцу;

— не установлен базовый отчетный (налоговый) период

В течение 20 календарных дней, следующих за последним днем отчетного (налогового) месяца

Органу государственной налоговой службы по месту регистрации плательщика

Согласно п.п. 17.1.1 Закона № 2181 штраф в размере 10 ннмдг за каждую неподачу или задержку

Ежеквартально, если решением соответствующего органа местного самоуправления установлен базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному кварталу

В течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала

Отчетность в Пенсионный фонд и соцфонды

Расчет суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование

 

Ежемесячно

 

Не позднее чем через 20 календарных дней со дня окончания отчетного периода

 

Не подается

 

1. Штраф на страховщика в размере 10 % суммы страховых взносов, уплаченных или подлежащих уплате за соответствующий отчетный период, за каждый полный или неполный месяц задержки предоставления сведений, но не менее 10 ннмдг, а за повторное нарушение в течение года — в размере 20 % страховых взносов, но не менее 20 ннмдг

(п. 5 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058).

2. Штраф на должностных лиц в размере от 8 до 15 ннмдг. За повторное нарушение в течение года размер штрафа составляет от 10 до 20 ннмдг (

ст. 1651 КУоАП и п. 5 ч. 16 ст. 106 Закона № 1058)

Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы

Ежеквартально

До 20 апреля, 20 июля, 20 октября текущего года, 25 января года, следующего за отчетным

Центру занятости, в котором работодатель находится на учете

Не предусмотрена (

письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 05.02.2004 г. № ДЦ-09-4164)

Отчет о начисленных взносах, перечислениях и расходах, связанных с общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности (форма Ф4-ФСС з ТВП)

Ежеквартально

Не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Органу Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности по месту регистрации страхователя

Не предусмотрена Однако если страхователь не подал в установленный срок документы обязательной отчетности, то это является основанием для осуществления внеплановой ревизии

(

п. 15.3 Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, утвержденной постановлением правления фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 19.09.2001 г. № 38)

Расчетная ведомость о начислении и перечислении страховых взносов и расходовании средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины

Ежеквартально

До 20 апреля, 20 июля, 20 октября текущего года, 25 января года, следующего за отчетным

Не подается субъектами хозяйствования, перечисленными в п. 2.2, 2.3, 2.4 Инструкции

о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 12.07.2007 г. № 36, которые не используют наемный труд.

Согласно

ст. 1654 КУоАП:

1) штраф на должностных лиц в размере от 8 до 15 ннмдг.

2) за повторное нарушение в течение года размер штрафа составляет от 10 до 20 ннмдг

Подается субъектами хозяйствования, указанными в п. 2.1 Инструкции № 36, т. е. юридическими лицами независимо от форм собственности и хозяйствования

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше