Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Отчитываемся по налогу с рекламы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2008/№ 74
В избранном В избранное
Печать
Статья

Отчитываемся по налогу с рекламы

 

С рекламой сегодня сталкиваются все: для кого-то это бизнес, для кого-то средство увеличения результатов своей деятельности, а остальные являются потребителями рекламы.

В этой статье мы предлагаем читателям рассмотреть вопросы, связанные с предоставлением отчетности по налогу с рекламы.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о рекламе

— Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Декрет № 56-93

— Декрет Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Приказ № 624

— приказ Государственной налоговой администрации Украины «Об утверждении формы налогового расчета налога с рекламы» от 24.12.2003 г. № 624.

 

Объект налогообложения

Видимо, в связи с тем, что

Закон о рекламе, который определяет основы рекламной деятельности в Украине и регулирует отношения, возникающие в процессе производства, распространения и потребления рекламы, принят значительно позже, чем введен налог с рекламы, понятия «реклама» и «налог с рекламы» между собой оказались практически не связанными. Сама по себе реклама не является объектом налогообложения одноименным налогом.

Статьей 1

Закона о рекламе определено, что реклама — информация о лице или товаре, распространенная в любой форме, любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц и товаров.

Налог с рекламы уплачивается только в случаях, предусмотренных

Декретом № 56-93, в соответствии со ст. 11 которого объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг за установление и размещение рекламы.

Налог с рекламы уплачивается со всех видов объявлений и сообщений, которые передают информацию с коммерческой целью с помощью средств массовой информации, прессы, телевидения, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды; на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и в других местах.

Социальная реклама (

ст. 12 Закона о рекламе) под обложение этим налогом не подпадает.

Налог с рекламы относится к местным налогам, порядок его уплаты согласно

ст. 18 Декрета № 56-93 устанавливается органами местного самоуправления. Поэтому при решении вопроса о наличии объекта обложения налогом с рекламы в каждом конкретном случае необходимо изучить действующее на данной территории положение о налоге с рекламы, поскольку зачастую местные органы власти несколько расширяют понятие объекта обложения, предусмотренное Декретом № 56-93 .

Так, Киевским городским советом в

Положении о налоге с рекламы в г. Киеве от 24.04.2003 г. № 360/520 предусмотрено, что объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы, в том числе и плата за право временного использования мест для размещения объектов внешней рекламы и рекламы на транспорте в г. Киеве. То есть к объекту обложения налогом с рекламы причислена арендная плата за объект, на котором размещена реклама, что, в принципе, не следует из положений Декрета № 56-93.

Налоговые органы в вопросе определения объекта обложения налогом с рекламы также предлагают исходить из требований соответствующих документов органов местного самоуправления об установлении налога с рекламы. Например, в письме

ГНАУ от 10.08.2004 г. № 15031/7/15-3417, при рассмотрении вопроса: является ли объектом обложения информация, расположенная на веб-сайте, сделан вывод, что если это предусмотрено в соответствующем местном порядке, то является. Другими словами, ГНАУ полагает, что любая информация, представляющая собой рекламу, должна облагаться налогом с рекламы, хотя это не соответствует положениям Декрета № 56-93.

Мы в этом вопросе придерживаемся следующей позиции: если веб-сайт создается и поддерживается собственными силами предприятия, то налог с рекламы платить не нужно.

Ведь согласно

Декрету № 56-93 объектом обложения является стоимость услуг именно по установлению и размещению рекламы третьими лицами. То есть если предприятие самостоятельно изготавливает и распространяет рекламу, то объект обложения, установленный в Декрете № 56-93, отсутствует (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет № 21 за 2006 г. и № 46 за 2007 г.).

Однако необходимо предостеречь плательщиков, что мнение налоговиков в этом вопросе неоднозначно. Так, в

письме ГНАУ от 23.02.2004 г. № 91/4/13-1114 сказано, что в случае, когда газета размещает на своих страницах собственную рекламу, она должна начислить налог с рекламы с расчета тарифов на платные услуги за размещение рекламы, утвержденных для расчетов со сторонними организациями. Если газета размещает только собственную рекламу, и тарифов на размещение рекламы нет, она должна начислить налог из расчета себестоимости изготовления печатного средства пропорционально удельному весу от занятого рекламой места. Аналогичный вывод сделан в консультации специалистов ГНАУ в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 28, с. 29.

В другом

письме ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г. № 693/10/15-508 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80 сделан вывод, что требование о начислении налога при самостоятельном изготовлении и распространении рекламы, а также со стоимости изготовления рекламы действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, в указанном письме совершенно справедливо замечено, что если услуги по установке и размещению рекламы предоставляются бесплатно, то объект налогообложения в данном случае отсутствует.

Если распространитель в отчетном (налоговом) периоде не получил

оплату от рекламодателя за фактически предоставленные рекламные услуги, налоговые обязательства по налогу с рекламы в таком отчетном (налоговом) периоде у такого распространителя рекламы не возникают, это следует из ч. 5 ст. 11 Декрета № 56-93. Налоговики придерживаются в этом вопросе такой же точки зрения (см. аналитические материалы о системе местных налогов и сборов в Украине в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 17 — 18). Однако приходится учитывать требования местных положений о налоге с рекламы, поскольку некоторые местные советы устанавливают порядок начисления этого налога собственно по факту оказания услуг, а в таком случае распространитель обязан начислять налог с рекламы по факту подписания документов, подтверждающих оказание рекламных услуг.

 

Плательщики налога с рекламы и база налогообложения

Статьей

11 Декрета № 56-93 предусмотрено, что плательщиками налога с рекламы являются юридические лица и граждане.

Обязанности по удержанию и перечислению налога с рекламы в бюджет возложены на лицо, предоставляющее услуги по установлению и размещению рекламы. При этом уплата налога заказчиком осуществляется одновременно с оплатой стоимости таких услуг.

Базой для исчисления налога является стоимость услуг без учета НДС. В свою очередь, НДС не начисляется на налог с рекламы. Согласно

п. 4.1 Закона об НДС база обложения НДС определяется исходя из договорной стоимости товаров (работ, услуг) с учетом общегосударственных налогов и сборов, но не ниже обычной цены. Пунктом 1 ст. 15 Закона о системе налогообложения налог с рекламы отнесен к местным налогам и сборам. Поэтому сумма налога с рекламы обложению НДС не подлежит.

Как правило, базой для обложения налогом с рекламы и НДС будет одна и та же величина — договорная стоимость услуг рекламного агентства. Исключение будет составлять случай, когда база обложения НДС определяется по обычным ценам, которые не соответствуют фактической стоимости оказанных услуг.

Ставка налога с рекламы, установленная местными советами, не должна превышать при одноразовом размещении рекламы 0,1 %, а при размещении на длительное время — 0,5 % от стоимости услуг по ее размещению без НДС.

Например

, предприятие А оказало услуги по размещению рекламы предприятию Б, стоимость услуг без НДС — 1000 грн., обычная цена которых составляет 1500 грн. Сумма налога с рекламы (при неоднократном размещении) — 5 грн. (1000 грн. х 0,5 %). Сумма НДС — 300 грн. (1500 грн. х 20 %). Общая сумма к оплате рекламных услуг — 1305 грн. (1000 грн. + 300 грн. + 5 грн.).

Зачастую встречается ситуация, при которой исполнитель (рекламное агентство) перечисляет часть полученных средств от объема заказа на уплату рекламных услуг третьих лиц (распространителя) по размещению рекламы заказчика.

В таком случае

рекламное агентство как посредник должно уплатить в бюджет налог с рекламы только с той суммы, которую оно получило за предоставленные рекламодателю собственные услуги, т. е. с разницы между полученной от рекламодателя и уплаченной распространителю суммы. Другую же часть стоимости услуг получает конечный распространитель, поэтому он и должен уплатить другую часть налога с рекламы с полученной им суммы.

Но такой порядок применим только в том случае, если уплата налога с рекламы распространителю документально подтверждается. Если услуги, оказанные третьими лицами, не облагались налогом с рекламы, то исполнитель заказа должен уплатить в бюджет сумму налога с рекламы в полном объеме.

Такой же позиции придерживаются налоговики, см.

письмо ГНАУ от 24.09.2002 г. № 6303/6/15-3416 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80, консультацию ведущих специалистов ГНАУ в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 40.

 

Отчетность и сроки ее предоставления

Форма расчета налога с рекламы утверждена

приказом № 624 и обязательна для применения плательщиками на всей территории Украины.

Базовым налоговым (отчетным) периодом по налогу с рекламы следует считать период, установленный органом местного самоуправления в соответствующем порядке, такого же мнения придерживается и ГНАУ (см.

письмо от 29.11.2001 г. № 16211/7/10-1118/2503 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 6).

В случае если базовый налоговый период по налогу с рекламы органами местного самоуправления не установлен, необходимо руководствоваться положениями п.п. 4.1.6 Закона № 2181, предусматривающего, что в случае если законом не установлен базовый налоговый период, то налоговая декларация подается и налоговое обязательство уплачивается в сроки, предусмотренные для

месячного базового налогового периода.

Расчет налога с рекламы подается за каждый налоговый период

отдельно (не нарастающим итогом) в сроки, установленные п.п. 4.1.4 Закона № 2181. Для месячного налогового периода — в течение 20 дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода; для квартального — в течение 40 дней, а для годового — 60 дней.

Как правило, органы местного самоуправления устанавливают базовый налоговый период длительностью в квартал или месяц.

Уплачивать налог на рекламу за базовый налоговый (отчетный) период необходимо в сроки, установленные

п.п. 5.3.1 Закона № 2181, — в течение десяти календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока предоставления расчета.

Нередко складывается ситуация, при которой распространитель рекламы зарегистрирован в одной административно-территориальной единице, а рекламные услуги предоставляет в другой. Возникает вопрос: в какой местный бюджет он должен перечислять налог на рекламу?

По мнению ГНАУ, высказанном в

письме от 08.11.2007 г. № 22729/7/22-3017, при уплате налога с рекламы необходимо учитывать требования решений органов местного самоуправления об установлении указанного налога на соответствующих территориях, где осуществляют хозяйственную деятельность плательщики налога, которые должны уплачивать его в установленные этим решением сроки в местные бюджеты.

Таким образом, налог на рекламу необходимо уплачивать в местный бюджет по месту осуществления деятельности —

месту предоставления рекламных услуг.

Следовательно, предприятие, оказывающее рекламные услуги на территории другой административно-территориальной единицы (не по месту регистрации), обязано стать на учет в органе налоговой службы по месту оказания рекламных услуг, предоставлять ему отчетность и уплачивать налог с рекламы в соответствующий местный бюджет.

Зачастую оказание рекламных услуг является неосновным видом деятельности субъекта предпринимательской деятельности, поэтому в некоторых налоговых периодах объект обложения налогом с рекламы отсутствует, и соответственно возникает вопрос, нужно ли за такие периоды подавать расчет по налогу с рекламы?

ГНАУ по этому поводу в

письме от 07.12.2007 г. № 15310/5/15-0516 сделала вывод, что если даже предприятие в отчетном периоде не осуществляло рекламную деятельность, но зарегистрировано в органах государственной налоговой службы как плательщик налога с рекламы, то оно тоже обязано подавать расчет налога с рекламы (с прочерками) в сроки, установленные соответствующим решением органа местного самоуправления. При этом ГНАУ предупредила, что согласно п.п. 17.1.1 Закона № 2181 плательщик налогов, не предоставивший налоговую декларацию в сроки, установленные законодательством, уплачивает штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое непредоставление или ее задержку.

 

Исправление ошибок в расчете налога с рекламы

В соответствии с п. 5.1 Закона № 2181 у плательщика налога есть возможность исправить выявленную ошибку:

— либо путем предоставления уточняющего расчета;

— либо путем отражения уточненных показателей в налоговой декларации за любой последующий налоговый период. Однако для того, чтобы воспользоваться этим вариантом, необходимо к отчетному расчету за любой последующий период приложить уточняющий расчет за прошлый (исправляемый) период. Такое требование предусмотрено в самой форме расчета налога с рекламы. При этом в отчетном расчете заполняется только строка 01, где проставляется сумма удержанного уполномоченным лицом налога с рекламы. Строки 02 — 05 в отчетном расчете налога с рекламы не заполняются и прочеркиваются.

Таким образом, уточняющий расчет можно подать либо отдельно, либо как приложение к отчетному расчету за любой следующий период.

Для наглядности рассмотрим условный пример заполнения налогового расчета налога с рекламы.

Предприятие оказало за II квартал 2008 года рекламные услуги по размещению долгосрочной рекламы на общую сумму 50 тыс. грн. Базовым налоговым периодом установлен квартал, ставка налога на размещение рекламы на длительное время 0,5 %. Кроме того, предприятием выявлена ошибка в определении базы налогообложения за I квартал 2008 года, которая повлекла занижение начисленной суммы налога с рекламы на 50 грн., (сумма задекларированных обязательств за I квартал 2008 года составила 100 грн.).

Сумма налога с рекламы за II квартал 250 грн. (50000 грн. х 0,5 %).

Сумма самостоятельно начисленной штрафной санкции согласно п. 17.2 Закона № 2181 составит 2,50 грн. (50 грн. х 5 %).

Предприятие за II квартал 2008 года должно подать налоговый расчет налога с рекламы в поле 1 напротив надписи «Отчетный расчет» необходимо поставить отметку «Х». В строке 01 необходимо указать сумму налога за 2 квартал 250 грн., в поле для указания данных налогового периода к которому подается уточненный расчет необходимо указать «I квартал 2008 г.».

Приведем фрагмент такого расчета:

 

Одиниця виміру — грн. коп.

Показники

Код ряд.

Усього

Утримано податку вповноваженою особою — платником податку* за базовий податковий (звітний) період

01

 

 

 

 

 

2

5

0

.

0

0

Утримано податку вповноваженою особою — платником податку* за даними раніше поданого розрахунку, що уточнюється, усього (р. 01 розрахунку, що уточнюється)**

02

 

 

 

 

 

 

 

.

Сума недоплати (заниження податкового зобов'язання), яка збільшує податкове зобов'язання у зв'язку з виправленням помилки (помилок) (р. 01 - р. 02)**, якщо р. 01 > р. 02

03

 

 

 

 

 

 

 

.

Сума податку, яка зменшує податкове зобов'язання у зв'язку з виправленням помилки (помилок) (р. 02 - р. 01)**, якщо р. 02 > р. 01

04

 

 

 

 

 

 

 

.

Сума штрафу*** (р. 03) х 5 %

05

 

 

 

 

 

 

 

.

Зміст помилки (помилок)**

 

Відповідно до підпункту «б» пункту 17.2 статті 17 Закону України від 21.12.2000 № 2181-III «Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами» (із змінами та доповненнями) до цього звітного розрахунку додається(ються) уточнюючий(і) розрахунок(ки) за «_

I квартал 2008 р._» (минулий(і) період(и)).

 

К такому отчетному расчету прилагается форма уточняющего налогового расчета налога с рекламы, в поле 1 которого напротив надписи «Уточняющий расчет» необходимо поставить отметку «Х».

В поле 2 указать данные периода, который уточняется «01.2008».

В строке 01 указать общую сумму обязательств, возникших в 1 квартале 2008 года 150 грн. (100 грн. + 50 грн.), в строке 02 — сумму ранее задекларированных обязательств за 1 квартал 2008 года — 100 грн., в строке 03 — указать сумму недоплаты 50 грн., а в строке 05 — сумму начисленного самоштрафа 2,50 грн.

Кроме того, в строке «Содержание ошибки (ошибок)» необходимо указать содержание ошибки, например, «неправильно определена база налогообложения».

Приведем фрагмент такого уточняющего расчета:

 

Одиниця виміру — грн. коп.

Показники

Код ряд.

Усього

Утримано податку вповноваженою особою — платником податку* за базовий податковий (звітний) період

01

 

 

 

 

 

1

5

0

.

0

0

Утримано податку вповноваженою особою — платником податку* за даними раніше поданого розрахунку, що уточнюється, усього (р. 01 розрахунку, що уточнюється)**

02

 

 

 

 

 

1

0

0

.

0

0

Сума недоплати (заниження податкового зобов'язання), яка збільшує податкове зобов'язання у зв'язку з виправленням помилки (помилок) (р. 01 - р. 02)**, якщо р. 01 > р. 02

03

 

 

 

 

 

 

5

0

.

0

0

Сума податку, яка зменшує податкове зобов'язання у зв'язку з виправленням помилки (помилок) (р. 02 - р. 01)**, якщо р. 02 > р. 01

04

 

 

 

 

 

 

 

.

Сума штрафу*** (р. 03) х 5 %

05

 

 

 

 

 

 

 

2

.

5

0

Зміст помилки (помилок)**

неправильно определена база налогообложения

 

Обратите внимание, сумму штрафа вместе с суммой недоплаты предприятие должно уплатить до момента подачи такого уточняющего расчета, даже если он подается вместе с очередным расчетом.

Надеемся, что данная статья поможет бухгалтерам избежать ошибок при исчислении, уплате и составлении отчетности по налогу с рекламы.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно