Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бюджетный учет. Комиссия по списанию материальных ценностей и ее функции

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2008/№ 74
В избранном В избранное
Печать
Статья

Комиссия по списанию материальных ценностей и ее функции

 

В бюджетных организациях периодически возникает необходимость в списании с баланса различного имущества в связи с непригодностью к дальнейшему использованию. Необходимо ли каждый раз при списании материальных ценностей формировать специальную комиссию? Какие функции возлагаются на такую комиссию? Какие при этом документы необходимо оформить?

 

На сегодняшний день бюджетным учреждениям при списании с баланса основных средств следует руководствоваться

Типовой инструкцией о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины и Министерства экономики Украины от 10.08.2001 г. № 142/181 (далее — Инструкция № 142/181) и Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314), см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 100.

С целью установления факта непригодности необоротных активов к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности проведения его восстановительного ремонта, а также для документального оформления списания таких необоротных активов с баланса создается специальная комиссия по списанию имущества.

В самом

Порядке № 1314 не уточняется, с какой периодичностью необходимо формировать такую комиссию. В то же время в п. 6 Инструкции № 142/181 указано, что такая комиссия создается ежегодно и действует в течение года. Кроме того, говорится о том, что приказ о создании постоянно действующей комиссии обновляется ежегодно или по необходимости.

Как следует из

письма ФГИУ от 06.03.2008 г. № 10-24-3206 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 40), Инструкция № 142/181 применяется бюджетными учреждениями при списании основных средств только в той части, которая не противоречит Порядку № 1314. В связи с этим и возникает вопрос: каким документом руководствоваться — Порядком № 1314 или Инструкцией № 142/181 при решении этого вопроса?

Считаем, что упомянутый пункт

п. 6 Инструкции № 142/181, в котором идет речь о периодичности создания комиссии по списанию, никоим образом не противоречит Порядку № 1314.

И поэтому вопрос о периодичности создания комиссии по списанию основных средств каждая бюджетная организация вправе решать самостоятельно.

Для этого целесообразно в начале года по приказу (распоряжению) руководителя создать ежегодную комиссию по списанию имущества, определить ее состав и обязанности.

 

Состав комиссии

В состав комиссии включаются:

— заместитель руководителя (председатель комиссии);

— главный бухгалтер или его заместитель (в учреждениях и организациях, в которых штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, — лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);

— работники инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических и других служб субъекта хозяйствования, а также привлеченные по требованию субъекта управления его представители и другие специалисты.

Кроме того, в

п. 10 Порядка № 1314 предусмотрено, что для установления факта непригодности использования имущества, находящегося под надзором государственных инспекций (автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и т. п.), учреждение должно привлекать для участия в работе комиссии представителя соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, прилагающееся к акту.

В случае необходимости учета отраслевых особенностей списания имущества можно привлекать для участия в работе комиссии специалистов соответствующих центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и т. п. (по согласию).

При списании имущества, закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук, в состав комиссии в обязательном порядке включаются представители государственного органа приватизации по месту расположения имущества и местных органов исполнительной власти.

 

Какие функции возлагаются на комиссию

В соответствии с

п. 13 Порядка № 1314 комиссия должна:

— проводить в установленном законодательством порядке инвентаризацию имущества, предлагаемого к списанию, и по его результатами составлять соответствующий акт;

— проводить осмотр имущества с использованием необходимой технической документации (технических паспортов, поэтажных планов, сведений о дефектах и т. п.), а также данных бухгалтерского учета;

— определять экономическую (техническую) целесообразность или нецелесообразность восстановления и/или последующего использования имущества и вносить соответствующие предложения;

— устанавливать конкретные причины списания имущества (моральная устарелость или физическая изношенность, непригодность для последующего использования субъектом хозяйствования, в частности в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, или повреждение в результате аварии или стихийного бедствия и невозможность восстановления, или выявление его в результате инвентаризации как недостатка);

— определять возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов и агрегатов объекта, подлежащего списанию;

— осуществлять контроль за исключением из имущества, подлежащего списанию, пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, а также узлов, деталей, материалов и агрегатов, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, определять их количество, вес и контролировать сдачу на склад и обнародование на соответствующих балансовых счетах;

— составлять в соответствии с законодательством акты на списание имущества по установленной типовой форме.

 

Какие документы оформляет комиссия

По результатам работы

комиссия составляет протокол заседания, к которому прилагаются:

1) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;

2) акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;

3) акты на списание имущества, которые составляются по типовым формам, приведенным в

Инструкции по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, утвержденной приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Государственного комитета статистики Украины от 02.12.97 г. № 125/70;

4) другие документы (копия акта об аварии, заключения соответствующих инспекций, государственных органов и т. п. (при наличии).

В протоколе заседания комиссии указываются

предложения о путях использования имущества, списание которого по заключениям комиссии является нецелесообразным, меры по возмещению стоимости имущества, в результате инвентаризации которого обнаружена недостача, или разукомплектованного.

Протокол заседания комиссии подписывается всеми членами комиссии. В случае несогласия с решением комиссии ее члены имеют право изложить в письменной форме свое особое мнение, прилагаемое к протоколу заседания.

В

актах технического состояния имущества указывают год изготовления (строительства) имущества, дата ввода в эксплуатацию, объем проведенной работы по модернизации, модификации, достройке, дооборудованию и реконструкции, состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов.

В

акте на списание имущества подробно указывают причины его списания и делается заключение об экономической (технической) нецелесообразности и/или невозможности восстановления имущества.

В случае списания имущества, поврежденного в результате аварии или стихийного бедствия, к акту на его списание прилагается должным образом удостоверенная

копия акта об аварии, в которой указываются приведшие к ней причины.

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание имущества и технического состояния утверждает руководитель бюджетного учреждения. Формы этих документов приведены в

приложениях 1 — 2 к Порядку № 1314.

Виктория Матвеева, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно