Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об утверждении Порядка проверки технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2008/№ 76
В избранном В избранное
Печать
Приказ от 05.08.2008 г. № 974

Министерства и ведомства Украины

 

Об утверждении Порядка проверки технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками

 

Приказ от 5 августа 2008 года № 974

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 сентября 2008 г. под № 794/15485

(извлечение)

 

С целью нормативного урегулирования вопроса проверки технического состояния колесных транспортных средств автомобильными перевозчиками согласно статье 23 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить Порядок проверки технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками (прилагается).

<...>

Министр И. Винский

 

 

Утвержден приказом Министерства транспорта и связи Украины от 5 августа 2008 г. № 974

Порядок проверки технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками

 

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 сентября 2008 г. под № 794/15485

 

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 23 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» с целью систематической проверки автомобильными перевозчиками колесных транспортных средств (далее — КТС), допущенных к движению по дорогам.

1.2. Термины и определения, примененные в настоящем Порядке, имеют следующее значение:

автомобильный перевозчик

(далее — перевозчик) — физическое или юридическое лицо, осуществляющее на коммерческой основе или за собственные средства перевозки пассажиров или (и) грузов транспортными средствами;

допуск к движению по дорогам

(далее — допуск к движению) — оформленная документами государственной или ведомственной регистрации (перерегистрации) процедура предоставления владельцу КТС регистрационного номера, а также периодического технического осмотра КТС, которые на определенный период времени удостоверяют соответствие его конструкции и технического состояния установленным законодательством требованиям экологической безопасности и безопасности движения по дорогам и/или движения в других условиях технической эксплуатации согласно назначению КТС;

эксплуатационная документация

— комплект эксплуатационных документов производителя, достаточный для изучения особенностей конструкции и правил эксплуатирования КТС;

информационное обеспечение от производителя КТС

(далее — ИОП) — информация, необходимая для идентификации КТС, его составных частей и систем, определения требований по безопасности, техническому состоянию, обслуживанию и ремонту КТС;

колесное транспортное средство (КТС)

— транспортное средство, предназначенное для движения по безрельсовым дорогам, которое используется для перевозки людей и (или) грузов, а также перевозки и привода во время движения или на месте установленного на нем оборудования или механизмов для выполнения специальных рабочих функций, допущенное к участию в дорожном движении;

проверка конструкции КТС

— проверка соответствия состава конструкции КТС требованиям, действовавшим на дату регистрации;

проверка технического состояния КТС

— проверка технического состояния автомобильным перевозчиком (владельцем, арендатором) в период между государственными техническими осмотрами этого КТС;

проверка технического состояния КТС систематическая (систематическая проверка)

— плановая проверка технического состояния как составляющая системы технического обслуживания и ремонта КТС, которую осуществляют в соответствии с настоящим Порядком;

система технического обслуживания и ремонта

(далее — СТОИР) — совокупность ресурсов, средств технического обслуживания и ремонта, нормативных документов и оформленных технологических процессов исполнителя технического обслуживания и ремонта КТС;

техническое состояние колесного транспортного средства

(далее — техническое состояние) — соответствие КТС составу его конструкции на дату регистрации и совокупность фактических эксплуатационных характеристик КТС на дату проверки.

1.3. Перевозчик проверяет техническое состояние КТС с целью недопущения к движению неукомплектованных, с неудовлетворительным техническим состоянием КТС.

1.4. Перевозчик систематически проверяет техническое состояние КТС согласно требованиям законодательства.

1.5. Перевозчик составляет график проверки технического состояния КТС согласно требованиям раздела VI настоящего Порядка.

1.6. В случае выявления несоответствующего технического состояния КТС не допускаются к движению.

 

II. Виды и объемы проверки технического состояния КТС

2.1. Перевозчик по КТС, допускаемым к движению, обеспечивает выполнение следующих видов проверок:

ежесменная

проверка КТС всех категорий;

ежеквартальная

проверка пассажирских КТС;

ежеполугодовая

проверка грузовых КТС.

2.2.

Ежесменно во всех КТС проверяют:

соответствие функционирования агрегатов и систем согласно требованиям раздела 31 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 10.10.2001 № 1306 (далее — Правила дорожного движения);

техническое состояние КТС согласно его эксплуатационной документации.

Отсутствие эксплуатационной документации не освобождает перевозчика от выполнения проверки технического состояния КТС.

2.3.

Ежеквартально пассажирские, а каждые полгода грузовые КТС проверяют на укомплектованность агрегатами, системами согласно Перечню агрегатов, систем КТС, которые проверяют перевозчики, приведенному в приложении 1 к настоящему Порядку, а также в отношении внесения в конструкцию и комплектность КТС самовольных изменений, размещения посторонних предметов, ограничивающих обзор с рабочего места водителя.

 

III. Методы проверки

3.1. Ежесменно осмотром и испытаниями КТС в соответствии с настоящим разделом проверяют согласно требованиям эксплуатационной документации производителя. Проверку выполняет водитель в начале рабочей смены, а в продолжительных рейсах без возвращения на место базирования — один раз в сутки или в случае замены водителей на маршруте.

Техническое состояние водитель проверяет, в частности, органами чувств, средствами сигнализации (индикации), встроенными в КТС.

3.2.

Проверка тормозных систем

3.2.1. В КТС с гидравлическим (гидропневматическим) приводом тормозных механизмов проверяют соответствие уровня тормозной жидкости в резервуарах тормозных цилиндров, гидропневмоусилителей приводов, а также выявляют возможное подтекание тормозной жидкости.

Тормозная система КТС с пневматическим приводом должна функционировать без ощутимого (на слух) вытекания воздуха как в случае полностью нажатой педали привода тормозных механизмов, так и в свободном ее положении.

3.2.2. Педаль рабочей тормозной системы должна иметь противоскользящее покрытие или другое противоскользящее исполнение. В случае нажатия на педаль не должно быть ее бокового смещения. Педаль должна свободно возвращаться в исходное положение. В течение всего хода педаль привода тормозных механизмов должна оказывать упругое сопротивление, не иметь «провалов» и задержки в движении.

Устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системой должно быть в рабочем состоянии.

3.2.3. После включения электросети проверяют исправность сигнализации бортовых средств контроля тормозных систем, сигнализации о предельном износе тормозных накладок, сигнализации антиблокировочной (далее — АБС), протибуксировочной и других активных систем обеспечения безопасности КТС и движения, которыми предусмотрено контролировать исправность сигнализации. После запуска двигателя проверяют исправность манометров пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов.

Встроенные системы сигнализации должны сигнализировать об исправном техническом состоянии агрегатов тормозной системы.

3.2.4. Одноразовым (резким) нажатием на педаль до упора и полной остановки КТС проверяют рабочую тормозную систему в режиме экстренного торможения на сухом горизонтальном участке с твердым дорожным покрытием. Начальная скорость торможения — 20... 40 км/ч.

Движение КТС в процессе торможения должно быть без излишнего заноса, с устойчивым замедлением. Следы взаимодействия каждого колеса с дорогой до торможения и в процессе торможения (например, в случае блокировки тормозных механизмов) должны быть прямолинейные (допуск отклонения 5 см на длине 1 м) и одинаковой длины (допуск отклонения 10 см).

Во время испытаний разблокируют дифференциальные механизмы трансмиссии, а непосредственно перед началом торможения отключают от нее двигатель. Траекторию движения КТС в процессе торможения не корректируют (удерживают рулевое колесо от вращения, если это не вызывает опасных обстоятельств). Если такая корректировка была выполнена, испытания повторяют.

Если КТС оснащен АБС, на опорной поверхности не должно быть следов от взаимодействия с заблокированными колесами, отклонения КТС от прямолинейной траектории движения (допуск отклонения 5 см на длине 1 м).

3.2.5. Проверяют рабочую тормозную систему в режиме служебного (спокойного) торможения. Действие рабочей тормозной системы должно быть регулируемым: с плавным увеличением/уменьшением усилия нажатия на педаль привода тормозной системы интенсивность замедления КТС должна соответственно плавно увеличиваться/уменьшаться.

3.2.6. Проверяют работоспособность моторного замедлителя, тормозной системы продолжительного действия («ритарда»), а также запасной тормозной системы, если КТС имеет орган управления ею. В случае приведения в действие каждой из этих систем на скорости 20 — 40 км/ч КТС должно плавно замедляться. Двигатель должен выключаться с включением моторного замедлителя во время холостого хода двигателя.

3.2.7. Проверяют работоспособность стояночной тормозной системы. Орган управления должен надежно фиксироваться и удерживаться в зафиксированном состоянии. Эффективность действия тормозной системы проверяют попыткой приведения КТС в движение на низких частотах вращения двигателя, — двигатель должен выключиться из рабочего состояния, а КТС не трогаться с места.

3.2.8. Проверяют тормозную систему прицепных КТС. Разъемные соединения гидропневмоэлектровыводов должны быть надежно зафиксированы. Гидропневмосоединения должны быть надежно уплотненными. Разъем пневмосоединений должен приводить к самоторможению прицепа/полуприцепа. Тормозные системы с гидроприводом должны включать тормозные механизмы синхронно или с нормированным опережением включения в работу тормозных механизмов тягача. Прицепы, тормозные механизмы которых начинают действовать позже тягача, не допускаются к эксплуатации как опасные для движения.

3.2.9. Проверяют испытанием действие клапанов выпуска конденсата, а также наличие рабочей жидкости противообмерзающих устройств, наличие ресурса влагопоглотителей с абсорбентами, засоренность фильтров — отделителей влаги в осенне-зимний период эксплуатации.

3.3.

Проверка системы рулевого управления

3.3.1. Поворот рулевого колеса на максимальный угол в каждую сторону проверяют на плавность изменения усилия неподвижного КТС с двигателем во время холостого хода, на отсутствие посторонних звуков и силовых препятствий против поворота руля.

3.3.2. Проверяют отсутствие самопроизвольного поворота руля с усилителем рулевого усилия неподвижного КТС при условии, что двигатель функционирует. После принудительного поворота руля, вызвавшего поворот колес неподвижного КТС, и освобождения от приложенного усилия не допускается его самопроизвольный обратный поворот.

3.3.3. На КТС с гидро-, пневмо-, электроусилителем механизма рулевого управления проверяют соответственно уровень рабочей жидкости в резервуаре усилителя, исправность сигнализации (при наличии). Потеки рабочей жидкости, вытекание сжатого воздуха, неисправности в системе сигнализации усилителя не допускаются.

3.3.4. Проверяют соответствие усилия натяжения приводного ремня и шумность работы привода насоса усилителя рулевого управления.

3.3.5. Проверяют работоспособность устройств фиксации положения рулевой колонки регулируемого положения испытанием с действием на колонку знакопеременными усилиями руки, прикладываемыми к ободу руля перпендикулярно и параллельно оси рулевой колонки. Ощутимые на прикосновение смещения зафиксированной колонки не допускаются.

3.3.6. Проверяют испытанием на месте и/или во время движения работоспособность рулевых приводов передней и других управляемых осей автомобиля-тягача, а также рулевых приводов управляемых осей прицепа автопоезда, сочлененного автобуса.

Проверяют испытанием блокирования механизмов самоустановки колес прицепов/полуприцепов после окончания поворота и соответствующей сигнализации после достижения скорости согласно эксплуатационной документации КТС.

В указанных случаях разрабатывают технологический процесс проверки, привлекая к ней в случае необходимости дополнительных лиц.

3.4.

Проверка наружных световых приборов

3.4.1. Проверяют осмотром работоспособность наружных световых приборов, внутренних (в кабине, пассажирском помещении) сигнализаторов функционирования световых приборов, выполняют включение/выключение приборов освещения и сигнализации КТС. Проверяют соответствие функционирования головных фар в режимах «дальнего» и «ближнего» света.

3.4.2. Сила света спаренных сигнальных световых приборов (передних, задних) одного функционального назначения не должна существенным образом отличаться по зрительной оценке.

3.4.3. Противотуманные фонари должны включаться с включением габаритных огней независимо от включения/выключения фар «дальнего» или «ближнего» света.

3.4.4. Контурные огни и фонари освещения заднего номерного знака должны включаться одновременно и функционировать в постоянном режиме вместе с габаритными огнями, их боковыми повторителями и головными фарами.

3.4.5. Сигнальные огни торможения (основные и дополнительные) должны включаться в случае нажатия на тормозную педаль и функционировать в постоянном режиме.

3.4.6. Фонарь заднего хода должен включаться в случае включения передачи заднего хода и функционировать в постоянном режиме.

3.4.7. Указатели поворотов, боковые повторители указателей поворотов и аварийная сигнализация должны функционировать синхронно в проблесковом режиме.

3.4.8. Задние противотуманные фонари должны включаться одновременно с включением фар «дальнего» или «ближнего» света или передних противотуманных фонарей и функционировать в постоянном режиме.

3.4.9. Проверяют осмотром наличие и техническое состояние светоотражателей. Светоотражатели закрашенные, с повреждениями и трещинами светофильтров к эксплуатации не допускаются.

3.5.

Проверка колес и пневматических шин

3.5.1. Проверяют укомплектованность КТС соответствующими колесами и пневматическими шинами (далее — шины), в частности запасными. На одной оси должны быть установлены шины с одинаковым рисунком протектора. Если шины имеют направленный рисунок протектора, направление их вращения для движения КТС вперед должно соответствовать маркировке, выполненной на боковине шины.

На автобусах не допускаются применение на передней оси шин восстановленных и с углубленным рисунком протектора.

3.5.2. Проверяют осмотром наличие вздутий (расслоений каркаса покрышки, отслоений протектора или боковин), порезов и других повреждений шин, а также наличие посторонних предметов в канавках протектора, между шинами сдвоенных колес. С указанными неисправностями и посторонними предметами шины не допускаются к эксплуатации.

3.5.3. Проверяют осмотром соответствие предельного значения высоты рисунка протектора пневматических шин предписаниям Правил дорожного движения, а также законодательства стран, по дорогам которых будут двигаться, руководствуясь приложением 6 Эксплуатационных норм среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Министерства транспорта и связи Украины от 20.05.2006 № 488, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 15.06.2006 под № 712/12586. В случае необходимости для измерений остаточной высоты рисунка протектора применяют специальные шаблоны.

3.5.4. Проверяют осмотром и простукиванием соответствие давления воздуха в шинах. С установленной графиком периодичностью измеряют давление в шинах.

3.5.5. Проверяют осмотром техническое состояние колес, в частности их дисков. Трещины, расколы, остаточные деформации, излишнее радиальное и осевое биение дисков (которое возможно оценить органами зрения), коррозийные повреждения не допускаются.

3.5.6. Проверяют крепление колес осмотром, простукиванием, а в случае необходимости затягиванием резьбовых соединений и других элементов (болты, гайки, клинья и тому подобное) с использованием инструментов. Колеса с не соответствующим требованиям производителя количеством и конструкцией элементов крепления, а также ослабленной затяжкой к эксплуатации не допускаются.

3.6.

Проверка двигателя и его систем, силовой передачи

3.6.1. Органами зрения выявляют следы вытекания топлива из системы питания в режиме холостого хода двигателя, вытекания охлаждающей жидкости и масел составных частей силовой передачи.

Не допускаются к движению КТС в случае наличия вытекания топлива, масел, других эксплуатационных жидкостей, в частности по следам их каплепадения на опорную поверхность во время стоянки не менее одного часа.

3.6.2. Проверяют осмотром техническое состояние крышек топливных баков, их уплотнителей. Крышки топливных баков должны фиксироваться в положении «закрыто», применение поврежденных уплотнителей не допускается.

3.6.3. В режимах холостого хода прогретого до рабочих температур двигателя визуально оценивают цвет газовых выбросов:

бензиновые двигатели с темно-серым или черным цветом газовых выбросов к эксплуатации не допускаются (допускаются с парами воды белого цвета);

дизели с газовыми выбросами черного цвета в режимах ускорения на холостом ходу (обеспечивают одноразовым полным приведением в действие органа управления подачей топлива) и во время движения к эксплуатации не допускаются.

3.6.4. В режимах холостого хода средних частот вращения визуально оценивают эффективность уплотнений выпускного тракта: вытекания газовых выбросов не должно быть в случае постепенного перекрывания выпускной трубы безопасными для применения устройствами. Все составляющие выпускного тракта должны быть в наличии и закреплены согласно требованиям производителя.

3.6.5. На КТС, оснащенных каталитическими нейтрализаторами вредных газовых выбросов со встроенными средствами контроля, проверяют работоспособность этих сигнализаторов: после включения питания электросети («массы») сигнализаторы должны включиться, а затем выключиться.

3.6.6. В КТС с гидравлическим или гидропневматическим приводом механизма выключения сцепления проверяют соответствие уровня рабочей жидкости, функционирования привода по назначению.

В случае нажатия на педаль не должно быть ее бокового смещения. Педаль должна свободно возвращаться в исходное положение.

3.6.7. В КТС с гидромеханической передачей проверяют ее функционирование: незаторможенное КТС должно быть неподвижным на горизонтальной опорной поверхности при условиях включения силовой передачи и холостого хода двигателя.

3.7.

Проверка других элементов конструкции

3.7.1. Проверяют осмотром наличие предусмотренных в конструкции КТС стекол, зеркал заднего вида и противоослепляющего козырька. Положение зеркал заднего вида в пространстве должно обеспечивать достаточное поле зрения с места водителя.

3.7.2. Проверяют, не мешают ли осмотру с места водителя посторонние предметы или элементы (материалы) покрытия стекол (кроме штатных зеркал заднего вида, составных частей стеклоочистителей, встроенных в стекла радиоантенн, составных частей обогревателей, осушителей стекла и т. п.).

Допускают в верхней части ветрового стекла закрепленную прозрачную цветную пленку шириной не более 140 мм, в частности на автомобилях категорий M3, N2 и N3 — с шириной, не превышающей расстояние между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны действия стеклоочистителя.

Допускается применять занавески на боковых окнах автобусов.

3.7.3. Осмотром выявляют трещины ветрового стекла.

3.7.4. Проверяют испытанием работоспособность стеклоомывателей и стеклоочистителей ветрового стекла.

Стеклоочистители должны обеспечивать постоянное перемещение щеток, а стеклоомыватели достаточную подачу рабочей жидкости в зону очистки стекла. Бачок стеклоомывателя должен быть заполнен рабочей жидкостью.

3.7.5. После испытаний не допускаются к движению КТС с неработоспособными: замками дверей кузова и/или кабины; запорами бортов грузовой платформы, фургона; запорами горловин цистерн, топливных баков; звуковой сигнализацией, средствами обогрева и обдува ветрового стекла.

Не допускаются к движению автобусы без пассажирских поручней и стояков, аварийных выключателей механизмов открытия дверей и сигнализации о требовании остановки, без обеспеченных достаточным доступом аварийных выходов и средств приведения их в действие, средств освещения салона, приводов управления дверями и их функциональной сигнализации.

3.7.6. Проверяют наличие штатных предохранителей электросети.

3.7.7. Проверяют осмотром на отсутствие повреждений и правильность присоединения предохранительных цепей (тросов) тягово-сцепного устройства и составных частей его закрепления, излишне изношенных силовых сцепляющих (тяговых) элементов соединения КТС.

3.7.8. Проверяют осмотром и испытанием ремни безопасности на отсутствие следующих повреждений: надрыв на лямке; замок не фиксирует язычок лямки и не освобождает ее после нажатия на кнопку замка; лямка не вытягивается и не втягивается во втягивающее устройство; механизм двойной блокировки лямки не функционирует.

3.7.9. Проверяют осмотром наличие медицинской аптечки, огнетушителя в кабине водителя, знака аварийной остановки (или мигающего красного фонаря), на КТС категорий M3, N2 и N3 — двух противооткатных упоров, на автобусах — молотков для разбивания стекол, на КТС, приспособленных для перевозки людей, — дополнительного огнетушителя в пассажирском салоне (кузове). Использование огнетушителей без пломб и (или) с просроченным сроком не допускается. Перечень медикаментов аптечки должен отвечать требованиям соответствующей категории КТС и его назначению.

3.7.10. Проверяют крепление запасного колеса, огнетушителей и медицинских аптечек.

Проверяют осмотром наличие и соответствие элементов креплений на КТС предусмотренных конструкцией надколесных защитных устройств, брызговиков, регистрационных номеров.

3.7.11. Проверяют осмотром соответствие крепления страховочных устройств удержания прицепа в случае разъединения тягово-сцепного устройства.

3.8.

Проверка КТС в процессе выполнения транспортной работы

3.8.1. После начала движения КТС проверяют осмотром работоспособность средств определения скорости (спидометров) и пробега КТС (одометров) по изменению их показаний, а также тахографов и счетчиков времени работы специального оборудования (при наличии на КТС).

3.8.2. Определяют уровень шума (звука) двигателя, силовой передачи, ходовой части, тормозных систем и т. п. на слух, сравнивают с уровнем звуков исправных составляющих.

3.8.3. Оценивают задымленность газовых выбросов двигателя и способность двигателя быстро изменять режим работы.

3.8.4. Проверяют при необходимости:

уровень охлаждающей жидкости двигателя (двигателей);

уровень моторного масла;

герметичность газопроводных трактов КТС с газобаллонным оборудованием;

уровень жидкости в бачках омывателей стекол и фар;

уровень спирта в бачке устройства противозамерзания в тормозных системах (кроме автомобилей с абсорбирующими влагоотделителями);

давление воздуха в тормозной системе КТС, ее герметичность, эффективность действия, в частности когда КТС загружено;

функционирование контрольных приборов;

функционирование органов управления КТС;

наличие и функционирование контрольных и сигнальных ламп;

функционирование автоматических систем управления;

наличие конденсата в ресиверах тормозных систем;

техническое состояние тягово-сцепных устройств и элементов их закрепления;

техническое состояние запорных устройств бортовой платформы;

уровень эксплуатационных жидкостей в бачках функциональных систем (гидроусилителя руля, привода сцепления и др.);

наличие и техническое состояние брызговиков;

техническое состояние ходовых и запасных колес и пневматических шин (наличие посторонних предметов в канавках (шашках) протектора, высоты рисунка протектора, излишних остаточных деформаций диска и др.);

возможные следы подтекания горюче-смазочных материалов на месте стоянки.

3.9. Во время ежеквартальной и ежеполугодовой проверки КТС применяют методы инструментального контроля, предусмотренные СТОИР.

 

IV. Средства проверки технического состояния КТС

4.1. Для ежесменной проверки КТС перевозчик применяет стационарные и мобильные средства освещения КТС внутри кабины, кузова, а также ходовой части шасси, зеркала для осмотра закрытого пространства, смотровые ямы, эстакады, подъемники.

4.2. Для ежеквартальной и ежеполугодовой проверки КТС перевозчик применяет средства, предусмотренные ИОП, СТОИР.

 

V. Персонал, проверяющий техническое состояние КТС

5.1. Техническое состояние КТС проверяет персонал, имеющий соответствующий уровень профессиональной квалификации по выполняемым работам.

5.2. Персонал, проверяющий КТС, должен знать особенности его конструкции.

5.3. Водитель соответствующего КТС проверяет техническое состояние его составных частей и систем до выезда на дорогу и в процессе выполнения перевозок.

5.4.

Перевозчик определяет персонал, проверяющий техническое состояние КТС.

Если перевозчик использует не более 15 КТС и имеет соответствующую собственную техническую базу, он проверяет техническое состояние этих КТС лично при условии наличия соответствующей квалификации или уполномочивает ответственное лицо — водителя или контролера, которые могут выполнять проверку.

На предприятии с количеством КТС

16 — 50 единиц проверку осуществляют контрольный мастер и (по необходимости) контролеры, уполномоченные проверять техническое состояние КТС.

На предприятии с количеством КТС

свыше 50 единиц проверку осуществляет отдел технического контроля (далее — ОТК), начальник ОТК, контрольные мастера и (по необходимости) контролеры.

Если перевозчик не имеет соответствующей собственной технической базы и специалистов соответствующей квалификации

, он обеспечивает проверку технического состояния КТС по договору с автотранспортным предприятием, которое имеет возможность обеспечить такую проверку согласно законодательству.

5.5. Перевозчик, хозяйственная деятельность которого связана с выполнением рейса без возвращения КТС на предприятие в течение 4 календарных дней, уполномочивает водителя (водителей) проверять техническое состояние КТС в рейсе, сочетая операции проверки с ежесменным техническим обслуживанием и незначительным (доступным для выполнения водителем) текущим ремонтом согласно требованиям СТОИР, или заказывает предоставление соответствующих услуг.

Если КТС находятся в рейсе свыше 4 календарных дней без возвращения на предприятие, перевозчик предпринимает шаги по соблюдению требований СТОИР и проверке технического состояния КТС, заказывая для этого, при необходимости, предоставление соответствующих услуг.

 

VI. График проверки технического состояния КТС

6.1. Перевозчик ежеквартально составляет график проверки технического состояния КТС, форма которого приведена в приложении 2 к настоящему Порядку. Этот график согласовывают с датами выполнения операций технического обслуживания и ремонта, предусмотренными СТОИР автомобильного перевозчика для каждого КТС.

6.2. Если перевозчиком в технологических процессах по техническому обслуживанию и ремонту по требованиям СТОИР предусмотрены контрольные операции технического состояния, соответствующие операции проверки (из числа приведенных в приложении 1) в график включают выборочно и выполняют не реже чем через: 30 тыс. км пробега для КТС категорий М1 (в частности для КТС, используемых в режимах такси, через 20 тыс. км); 40 тыс. км для КТС категорий M2 и M3; 50 тыс. км для других категорий КТС.

Перевозчик предусматривает ежесменную проверку технического состояния КТС водителем (в график такие операции не включают), а также выборочную проверку соответствия КТС требованиям пункта 2.2 настоящего Порядка контролером, контрольным мастером или начальником ОТК.

6.3. График проверки технического состояния КТС утверждает руководитель автотранспортного предприятия перевозчика. Этот график хранят не менее 3 лет.

6.4. В график вносят изменения исключительно зачеркиванием, заверяя их подписью руководителя перевозчика с указанием даты изменения.

 

VII. Проверка технического состояния КТС

7.1. Перевозчик обеспечивает своевременную разработку и утверждает технологический процесс систематической проверки на территории своего предприятия укомплектованности и технического состояния каждого КТС, который необходимо ежесменно допускать к движению, или заказывает соответствующие услуги.

7.2. В технологическом процессе проверки технического состояния КТС перевозчиком предусматривают ежесменную проверку функционирования его составных частей и систем, периодический плановый контроль укомплектованности КТС, периодический контроль технического состояния во время процессов технического обслуживания и ремонта КТС согласно требованиям СТОИР, а также внеплановую проверку технического состояния в случае выявления существенных несоответствий составных частей и систем или в случае совершения дорожно-транспортного происшествия или других событий, вызвавших повреждение КТС.

7.3. Ежесменно техническое состояние проверяют после возвращения КТС из рейса преимущественно во время заезда на предприятие. Для этого перевозчик организует контрольно-пропускной пункт (далее — КПП), который имеет необходимые средства для проверки КТС, с целью выявления несоответствий технического состояния КТС, фиксации несоответствий, замеченных водителем (водителями) КТС во время движения.

Деятельность КПП может быть составляющей технологического процесса, который обеспечивает функционирование СТОИР, как первичный источник информации о планировании ремонта КТС.

Если создавать КПП экономически нецелесообразно, перевозчик принимает другие адекватные меры по проверке технического состояния или заказывает соответствующие услуги.

7.4. Если пропускная способность КПП недостаточна, перевозчик обеспечивает проверку технического состояния КТС в период между рабочими сменами.

7.5. Проверенный КТС по укомплектованности и техническому состоянию перевозчик хранит без доступа посторонних лиц.

Если перевозчик не обеспечил охрану проверенного КТС (в результате ДТП, временной потери трудоспособности водителя, форс-мажорных обстоятельств), перед выездом на дорогу его проверяют согласно пункту 2.2 настоящего Порядка.

7.6. Несоответствие технического состояния документируют на КПп. Перевозчик планирует и обеспечивает выполнение необходимых операций по ремонту и техническому обслуживанию для обеспечения безопасности технического состояния КТС согласно СТОИР или заказывает предоставление соответствующих услуг.

7.7. Если КТС было повреждено в результате ДТП или во время пребывания на предприятии, в конструкции КТС выявлены существенные или опасные несоответствия, перевозчик обеспечивает внеочередную (не предусмотренную графиком) проверку КТС и отражает результаты проверки как приложение к графику.

7.8. Если техническое обслуживание и/или ремонт КТС выполнены по договору по предоставлению соответствующих услуг, перевозчик в период действия гарантийных обязательств исполнителя может не контролировать техническое состояние тех составных частей, систем КТС, на которые предоставлена гарантии согласно Правилам предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 11.11.2002 № 792, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17.02.2003 под № 122/7443.

7.9. Перевозчики, осуществляющие хозяйственную деятельность без создания автотранспортного предприятия, могут проверять техническое состояние КТС без разработки соответствующего технологического процесса, руководствуясь требованиями ИОП.

7.10. Перевозчик обеспечивает обязательную проверку технического состояния КТС водителем перед выездом его на дорогу независимо от выполнения любых других проверок.

 

VIII. Документирование результатов проверки технического состояния КТС перевозчиком

8.1. Перевозчик ведет учет операций проверки технического состояния КТС

в журналах, которые составляют и хранят на бумажных и/или электронных носителях.

8.2. Журнал регистрации операций проверки технического состояния КТС контрольно-пропускным пунктом (далее — журнал КПП), форма которого приведена в приложении 3 к настоящему Порядку, ведут на КПП для занесения в него информации водителя об опасных изменениях и результатах проверки технического состояния КТС.

После записей, сделанных в журнале КПП в течение суток, уполномоченное перевозчиком лицо делает запись следующего содержания: «Проверка технического состояния КТС в течение рабочих смен (указываются дата, начало и окончание рабочих смен во времени) закончена», ставит свою подпись и указывает дату.

Между этой и предыдущими записями в журнале КПП не должно быть пропущенных строк для выполнения других записей.

8.3. Журнал проверки укомплектованности и контроля за самовольным внесением изменений в конструкцию и комплектность КТС, форма которого приведена в приложении 4 к настоящему Порядку, ведет ОТК или уполномоченный перевозчиком контрольный мастер (контролер).

Перевозчик контролирует ведение этого журнала и устраняет указанные в нем несоответствия технического состояния КТС.

Заместитель директора Государственного департамента автомобильного транспорта В. Гербеда

 

 

Приложение 1 к Порядку проверки технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками

 

Перечень агрегатов, систем КТС, которые проверяют перевозчики

 

1. Тормозные системы

1.1. Рабочая тормозная система

1.1.1. Противоскользящие накладки на педалях механизма привода.

1.1.2. Элементы приведения в действие клапанов выпуска конденсата из ресиверов.

1.1.3. Устройства против замерзания рабочего тела (проверяют на соответствие требованиям производителя).

1.2. Стояночная тормозная система.

1.3. Вспомогательная тормозная система продолжительного действия.

1.4. Дополнительная тормозная система (моторный тормоз).

1.5. Тормозная система прицепа с приводом от инерционного действия прицепа или гравитационного действия на дышло.

2. Система рулевого управления

2.1. Механизм фиксации рулевой колонки.

2.2. Выключатель сигнализации поворотов.

3. Рабочее место водителя

3.1. Зеркала заднего вида.

3.2. Зеркало внутреннего вида.

3.3. Стеклоочистители ветрового стекла.

3.4. Стеклоомыватели ветрового стекла.

3.5. Система обдува ветрового стекла.

3.6. Средства аудио-, видеоинформирования пассажиров (проверяют, если их наличие предусмотрено).

3.7. Посторонние предметы в зоне видимости водителя (таких не должно быть).

3.8. Устройство звукового сигнала.

3.9. Спидометр.

3.10. Одометр (счетчик пробега).

3.11. Тахограф.

3.12. Тахометр.

3.13. Система предотвращения запотевания и обмерзания стекол (проверяют в зимний период).

3.14. Устройства ограничения скорости.

3.15. Противоослепляющие устройства.

3.16. Система связи пассажиров с водителем.

3.17. Таксометр.

3.18. Ремни безопасности.

4. Электрическое оборудование

4.1. Фары ближнего и дальнего света.

4.2. Подфарники.

4.3. Боковые сигнальные фонари.

4.4. Задние габаритные (боковые) сигнальные огни.

4.5. Боковые сигнальные фонари.

4.6. Стоп-сигналы.

4.7. Указатели поворотов.

4.8. Передние противотуманные фары, фонари.

4.9. Задние противотуманные фонари.

4.10. Фонари заднего хода.

4.11. Фонарь освещения заднего номерного знака.

4.12. Светоотражатели.

4.13. Задние сигнальные таблички.

4.14. Контрольная сигнализация о функционировании агрегатов, систем.

4.15. Элементы соединений электрических выводов между тягачом и прицепом или полуприцепом.

4.16. Дополнительные сигнальные фонари.

4.17. Распознавательный знак такси.

4.18. Предохранители, предусмотренные производителем.

4.19. Выключатели «массы».

5. Шасси, ходовая часть, двигатель

5.1. Колеса с обозначением размеров диска по предписаниям производителя.

5.2. Пневматические шины с обозначениями размера, индекса несущей способности, символа категории скорости, сезона использования соответствуют предписаниям производителя.

5.3. Запасное колесо (колеса).

5.4. Кронштейн или устройство для крепления запасного колеса.

5.5. Передний бампер.

5.6. Задний бампер.

5.7. Боковые защитные устройства.

5.8. Заднее защитное устройство.

5.9. Переднее сцепное устройство.

5.10. Заднее сцепное устройство.

5.11. Брызговики.

5.12. Глушители.

5.13. Система нейтрализации вредных выбросов. Нейтрализаторы.

5.14. Упорные колодки.

5.15. Манометры газобалонной системы.

5.16. Освидетельствованные баллоны газобалонной системы.

5.17. Страховочные устройства удержания прицепа в случае разъединения тягово-сцепного устройства.

6. Кабина, пассажирское помещение и кузов

6.1. Двери, замки дверей, средства управления их открыванием/отмыканием внутри и снаружи.

6.2. Сиденье водителя. Предусмотренные конструкцией КТС подголовники.

6.3. Сиденья пассажирские.

6.4. Противоскользящее покрытие пола.

6.5. Подножки кабины.

6.6. Пассажирские ступеньки.

6.7. Пассажирские поручни и стояки.

6.8. Ремни безопасности.

6.9. Замки и устройства защиты против угона.

6.10. Кронштейны огнетушителя.

6.11. Кронштейны медицинской аптечки.

6.12. Аварийные двери с пространством, доступным и пригодным для выхода.

6.13. Аварийные люки со средствами фиксации и открывания.

6.14. Система вентилирования и обогрева.

6.15. Система кондиционирования воздуха.

6.16. Система связи пассажиров с водителем.

6.17. Цветографические надписи и схемы.

7. Укомплектованность

7.1. Огнетушители с соответствующим сроком годности.

7.2. Медицинские аптечки, укомплектованные согласно требованиям законодательства.

7.3. Соответствующие (сертифицированные согласно законодательству) запасные части, инструмент, принадлежности, предусмотренные производителем.

7.4. Утеплительные чехлы.

7.5. Оборудование для приготовления пищи (если его наличие предусмотрено).

7.6. Санитарное оборудование (если его наличие предусмотрено).

7.7. Знак аварийной остановки. Противооткатные упоры.

7.8. Противоскользящие цепи пневматических шин (проверяют наличие в зимний период в зависимости от дорожных условий и при условии, что возможность их применения предусмотрена производителем шин).

7.9. Средства сигнализации об аварийной остановке.

7.10. Указатели маршрутов движения (трафареты).

7.11. Правила перевозки детей.

7.12. Инструкция о безопасном поведении пассажиров в аварийных ситуациях.

7.13. Регистрационные номерные знаки.

 

 

Додаток 2

до Порядку перевірки технічного стану транспортних засобів автомобільними перевізниками

 

 

ЗАТВЕРДЖУЮ

____________________________________________

(посада керівника)

М. П.

___________ ________________________

(підпис)              (прізвище та ініціали)

«_____» ____________________ __________

(число)                            (місяць)             (рік)                         

 

Графік

перевірки технічного стану КТЗ

 

Реєстраційний номер КТЗ, ідентифікаційний номер (VIN) чи номери шасі (кузова), двигуна

Призначення КТЗ1

Дата, пробіг, вид технічного обслуговування2

Вид перевірки, дата, прізвище та ініціали особи, відповідальної за перевірку

Прізвище та ініціали відповідального за перевірку в цілому

Дата, підпис особи, яка виконала перевірку

відповідність конструкції вимогам виробника

укомплектованість КТЗ

виконання операцій технічного обслуговування і ремонту за СТОІР

відповідність КТЗ спеціальним вимогам3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Зазначають: «Вант.» — вантажні перевезення, КТЗ загального призначення; «В.ваг.вант.» — вантажні перевезення великоваговими КТЗ; «В.габ.вант.» — вантажні перевезення великогабаритними КТЗ; «Пас.» — пасажирські перевезення у звичайному режимі руху; «Пас.експр.» — пасажирські перевезення в експресному режимі; «Пас.марш.» — пасажирські перевезення в режимі маршрутного таксі; «Пас.легк.замов.» — перевезення легковим автомобілем на замовлення; «Вант.зам.» — вантажні перевезення на замовлення; «Пас./вант.» — перевезення пасажирів чи вантажів КТЗ на договірних умовах за плату; «Рег.пас.» — регулярні пасажирські перевезення; «Рег.спец.пас.» — регулярні спеціальні пасажирські перевезення.

2 Дата і пробіг, скориговані (за необхідності) відповідно до СТОІР.

3 Вимоги, яким повинен відповідати КТЗ згідно з укладеними договорами.

 

 

Додаток 3

до Порядку перевірки технічного стану транспортних

засобів автомобільними перевізниками

 

Журнал

реєстрації операцій перевірки технічного стану КТЗ контрольно-пропускним пунктом

 

№ з/п

Реєстраційний номер КТЗ

Невідповідності технічного стану КТЗ1

Дата, година, хвилини перевірки КТЗ

Дата2, прізвище і підпис особи, що перевіряла, та підпис водія проти його зауваг

до виїзду

після повернення

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Якщо невідповідності КТЗ не виявлено, у графі 3 роблять запис — «не виявлено»; записують невідповідності технічного стану за заувагами водія.

2 Дату не зазначають, якщо вона збігається з датою виїзду/повернення КТЗ.

 

 

Додаток 4

до Порядку перевірки технічного стану транспортних

засобів автомобільними перевізниками

 

Журнал перевірки укомплектованості і контролю за самовільним унесенням змін у конструкцію і комплектність КТЗ

 

№ з/п

Реєстраційний номер КТЗ

Складники КТЗ і його комплекту, які відсутні на час перевірки, або конструкцію яких самовільно змінено1. Короткий опис

Дата, прізвище та ініціали і підпис відповідального за перевірку

Ужиті заходи, дата і підпис відповідального за усунення недоліків

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Якщо КТЗ укомплектовано всіма складниками і в конструкцію їх не внесено самовільних змін, зазначають — «не виявлено».



комментарий редакции

Перевозчики обязаны проверять техническое состояние ТС, составлять графики и вести журналы проверок

Давно известно, что главбух на предприятии — это еще и главный экономист, юрист и начальник отдела кадров, а на автотранспортном предприятии — практически главный инженер. Во всяком случае, когда припечет (а произойти это может в любой момент, начиная с

12 сентября — даты вступления в силу комментируемого документа), — именно у главбуха в распоряжении будет этот остро необходимый всем автоперевозчикам документ.

Во избежание путаницы посмотрим пристальнее на текст статьи 23 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III и укажем на соответствующие нормативные акты, принятые для реализации ее предписаний:

— часть 2: «Проверку технического состояния транспортных средств во время государственного технического осмотра транспортных средств осуществляют субъекты хозяйствования, уполномоченные в порядке (1 — нумерация моя. —

Примеч. авт.), устанавливаемом Кабинетом Министров Украины». Итак, порядок 1 — это Порядок предоставления субъектам хозяйствования полномочий на проведение проверки технического состояния колесных транспортных средств во время государственного технического осмотра, утвержденный постановлением КМУ от 09.07.2008 г. № 607;

— часть 5: «Порядок (2) проведения государственного технического осмотра транспортных средств определяет Кабинет Министров Украины». Согласно нашей нумерации порядок 2 — это Порядок проведения государственного технического осмотра колесных транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 09.07.2008 г. № 606;

— части 3 и 6: «

В период между государственными техническими осмотрами соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства обеспечивает перевозчик»; «Проверка технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками осуществляется в порядке (3), определяемом центральным органом исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта». Упомянутый здесь порядок 3 — это и есть сегодняшний Порядок проверки технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками, утвержденный приказом Минтранссвязи от 05.08.2008 г. № 974.

Надеемся, что, располагая этим документом, автоперевозчики предпримут все меры своевременно.

Александр Голенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно