Темы статей
Выбрать темы

Подаем отчет по коммунальному налогу

Редакция НиБУ
Статья

Подаем отчет по коммунальному налогу

 

Наверное, самым лаконичным документом в сфере налогообложения, который действует до сих пор, является Декрет Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах». В нем каждому налогу посвящено всего несколько абзацев, например, суть коммунального налога изложена в одном абзаце(!). Такая краткость вызывает достаточно много вопросов, хотя справедливости ради надо заметить, что по коммунальному налогу вопросов не намного больше, чем по другим налогам, которым посвящены отдельные законы.

Сегодня мы предлагаем читателям рассмотреть проблемы, связанные с предоставлением отчетности по коммунальному налогу.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99.

Декрет № 56-93

— Декрет Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Приказ № 625

— приказ Государственной налоговой администрации Украины «Об утверждении формы налогового расчета коммунального налога» от 24.12.2003 г. № 625.

Порядок № 80

Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19.02.98 г. № 80 в редакции приказа от 17.11.98 г. № 552.

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 г. № 286.

Приказ № 223

— приказ Государственного комитета статистики Украины «Об утверждении форм государственных статистических наблюдений по труду» от 17.07.2007 г. № 223.

 

Плательщики коммунального налога

Согласно

ст. 15 Декрета № 56-93 коммунальный налог взимается с юридических лиц, кроме бюджетных учреждений, организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных предприятий. То есть плательщиками коммунального налога являются практически любые юридические лица, за небольшим исключением.

Не являются плательщиками

коммунального налога:

бюджетные учреждения, организации. По мнению ГНАУ (см. письмо от 19.08.2003 г. № 7130/6/15-3416 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80), общественные организации должны уплачивать коммунальный налог на общих основаниях, следовательно, под термином «организации» в ст. 15 Декрета 56-93 надо понимать бюджетные организации;

планово-дотационные предприятия. Эта категория юридических лиц законодательно не определена (см. комментарий к п. 7 письма ГНАУ от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65);

сельскохозяйственные предприятия, в том числе плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога;

— предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности

, согласно ст. 6 Указа № 727;

— физические лица — предприниматели.

Коммунальный налог относится к местным налогам, порядок его уплаты согласно

ст. 18 Декрета № 56-93 устанавливается органами местного самоуправления. Поэтому в каждом конкретном случае при решении вопроса, является юридическое лицо плательщиком коммунального налога или нет, необходимо исходить из требований действующего на данной территории положения, поскольку зачастую местные органы власти несколько изменяют (конкретизируют) круг плательщиков местных налогов и сборов, предусмотренный Декретом № 56-93.

 

Отчетность по коммунальному налогу

Форма налогового расчета коммунального налога (далее — расчет) утверждена

приказом № 625. Такой расчет должны подавать все плательщики коммунального налога, указанные в соответствующем положении органов местного самоуправления, в том числе и те юридические лица, которым местным решением предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты коммунального налога (они не уплачивают налог, но являются плательщиками со 100 % льготой).

Также должны подавать расчет юридические лица, у которых временно отсутствует объект налогообложения — нет штатных работников (см.

письмо ГНАУ от 03.10.2007 г. № 4820/А/15-0214 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 86).

Указанные категории лиц подают расчет с прочерками.

Начислять и уплачивать коммунальный налог предприятие, не освобожденное от его уплаты, должно начиная с налогового периода, в котором принят на работу первый штатный работник.

Базовым налоговым (отчетным) периодом по коммунальному налогу считается период, установленный органом местного самоуправления (см.

письмо ГНАУ от 29.11.2001 г. № 16211/7/10-1118/2503 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 6).

В случае если базовый налоговый период по коммунальному налогу органами местного самоуправления

не установлен, необходимо руководствоваться положениями п.п. 4.1.6 Закона № 2181, предусматривающего, что в случае если законом не установлен базовый налоговый период, то налоговая декларация подается и налоговое обязательство уплачивается в сроки, предусмотренные для месячного базового налогового периода.

Примечанием «*» к форме налогового расчета определено, что количественный состав работников за соответствующий базовый налоговый (отчетный) период равняется показателю среднеучетного количества штатных работников, определенному в соответствии с

Инструкцией № 286.

При этом если решением органа местного самоуправления об установлении коммунального налога определен базовый налоговый (отчетный) период — календарный месяц, то в строке 01 указывается показатель среднеучетного количества штатных работников за такой месяц, если календарный квартал —

сумма (в общем случае — трех) показателей среднеучетного количества штатных работников за каждый месяц отчетного квартала. Налоговый расчет коммунального налога подается за каждый налоговый период отдельно (не нарастающим итогом).

 

Численность работников

Согласно

разделу 3 Инструкции № 286 среднеучетное количество штатных работников рассчитывается на основании ежедневных данных об учетном количестве штатных работников, которые должны уточняться согласно приказу о приеме, переводе работника на другую работу и прекращении трудового договора.

Учетное количество штатных работников за каждый день должно соответствовать данным табельного учета использования рабочего времени работников.

Среднеучетное количество штатных работников за месяц исчисляется путем суммирования количества штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т. е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29), включая выходные (по последнему рабочему), праздничные и нерабочие дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца.

Формой расчета предусмотрено, что в строке 01 «Количественный состав работников за базовый налоговый (отчетный) период» данные указываются в целых величинах,

п. 1.9 Инструкции № 286 также предусмотрено, что показатели количества работников в формах государственных статистических наблюдений отражаются в целых единицах. Исходя из этого в письме от 05.11.2002 г. № 17084/7/15-3417 и в журнале «Вестник налоговой службы Украины» 2006, № 17-18 ГНАУ рекомендует при заполнении строки 01 расчета для округления данных до целых величин применять правила элементарной математики, как и при заполнении форм государственных статистических наблюдений. Очевидно, что речь здесь идет о показателе строки 1040 в графе 1 раздела I Отчета по форме № 1-ПВ, утвержденного приказом № 223, за соответствующий месяц. Это правило изложено в п. 3 приложения к Инструкции № 286 (вообще-то таких правил в элементарной математике несколько, но при расчете согласно Инструкции применяют одно — правило четной цифры).

Если первая цифра после запятой (справа) меньше или равняется «4», дробная часть отбрасывается; если больше или равняется «6» — округляемый показатель увеличивается на единицу (тоже без дробной части); если эта цифра «5» (ровно), округляемый показатель увеличивается на единицу, если последняя цифра до запятой (слева) нечетная, а если четная — она остается без изменений (дробная часть отбрасывается).

Следует обратить внимание на один момент, о котором

Инструкция № 286 умалчивает. Если последняя цифра до запятой (слева) «0», то применяют правило округления как для четной цифры.

Например:

2,4 » 2;

3,4 » 3;

0,4 » 0;

2,6 » 3;

3,6 » 4;

0,6 » 1;

2,5 » 2;

3,5 » 4;

0,5 » 0.

 

Сроки предоставления расчета и уплаты налога

Расчет коммунального налога плательщики обязаны предоставлять в сроки, установленные

п.п. 4.1.4 Закона № 2181. Для месячного налогового периода — в течение 20 дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода; для квартального — в течение 40 дней, а для годового — 60 дней.

Как правило, органы местного самоуправления устанавливают в качестве базового налогового периода квартал или месяц.

Уплачивать коммунальный налог за базовый налоговый (отчетный) период необходимо в сроки, установленные

п.п. 5.3.1 Закона № 2181, — в течение десяти календарных дней, следующих за последним днем соответствующего отчетному периоду предельного срока предоставления расчета.

 

Филиалы, расположенные на другой территории

Нередко складывается ситуация, когда обособленное структурное подразделение (филиал), не имеющее статуса юридического лица, находится на территории другой административно-территориальной единицы, нежели само предприятие. Возникает вопрос, в какой местный бюджет должен уплачиваться коммунальный налог за такое подразделение?

Органы местного самоуправления в своих положениях о коммунальном налоге для увеличения доходной части своих бюджетов, как правило, предусматривают, что обособленные подразделения, расположенные на их территории, являются плательщиками коммунального налога.

Налоговики поддерживают такую позицию местных органов власти. По их мнению, коммунальный налог за работников обособленного структурного подразделения, не составляющего отдельный баланс и не имеющего текущего счета в банке, в местный бюджет территориальной громады по месту его расположения

должно уплачивать головное предприятие — юридическое лицо (см. письма ГНАУ от 13.10.2006 г. № 19126/7/15-0617 и от 13.10.2006 г. № 11600/6/15-0616 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80).

Таким образом, если это предусмотрено положением о коммунальном налоге, принятом органом местного самоуправления по месту расположения обособленного безбалансового подразделения, головное предприятие должно зарегистрироваться (стать на учет) в органе государственной налоговой службы по месту нахождения такого подразделения как плательщик отдельного вида налога (коммунального налога) в порядке, предусмотренном

п. 7.11 Порядка № 80. Подавать в такой налоговый орган налоговый расчет коммунального налога, составленный с учетом среднеучетного количества штатных работников такого подразделения, и уплачивать коммунальный налог в соответствующий местный бюджет.

 

Заполнение расчета

Предельный размер коммунального налога, установленный органом местного самоуправления, не должен превышать 10 процентов годового фонда оплаты труда, исчисленного исходя из размера не облагаемого налогом минимума доходов граждан (

ст. 15 Декрета № 56-93).

В табличной части формы налогового расчета коммунального налога первые пять строк 01 — 05 предназначены для расчета суммы налога за отчетный период, а строки 06 — 10 заполняются в уточняющем расчете за предыдущие периоды, который подается либо отдельно, либо вместе с расчетом за отчетный период (как приложение).

Графа «Всего» разбита на 11 ячеек. В каждой ячейке указывается одна порядковая цифра (десятки, сотни, тысячи и т. п.) начисленной суммы. В третьей ячейке справа проставлены точки (кроме строки 01, где указывается численность), отделяющие гривни от копеек или целые от сотых (в части ставки налога).

Для наглядности рассмотрим условный пример заполнения налогового расчета коммунального налога.

Пример. Решением органа местного самоуправления установлено, что коммунальный налог начисляется и уплачивается ежеквартально, ставка налога — 10 %.

На предприятии среднеучетная численность штатных работников составила:

— за июль 2008 года — 32 человека;

— за август 2008 года — 33 человека;

— за сентябрь 2008 года — 35 человек.

Кроме того, самостоятельно выявлена арифметическая ошибка в определении среднеучетной численности штатных работников за апрель — июнь 2008 года, в результате которой в расчете за II квартал 2008 года сумма коммунального налога занижена на 17 грн. (сумма начисленного налога за II квартал 2008 года составила 136 грн.).

Заполним Расчет за III квартал 2008 года

.

Количественный состав работников за отчетный квартал составил: 32 + 33 + 35 = 100 (чел.).

Выявленную ошибку будем исправлять путем подачи уточняющего расчета как приложения к расчету за III квартал 2008 года.

Предприятие должно подать налоговый расчет коммунального налога в поле 1 напротив надписи «Отчетный расчет» необходимо поставить отметку «Х».

В поле 2 указать данные периода, за который подается расчет «03.2008».

В строке 01 необходимо указать сумму среднеучетной численности штатных работников за III квартал (100 чел.), в строке 04 установленную ставку коммунального налога (10 %).

В результате проведенного расчета согласно форме налогового расчета определяем «Годовой фонд оплаты труда» (строка 03) — 1700 грн. (100 х 17 грн.), сумму налогового обязательства (строка 05) за III квартал 2008 года — 170 грн. (1700 грн. х 10 %).

В поле для указания данных налогового периода, к которому подается уточненный расчет, необходимо указать данные периода, который уточняется «II квартал 2008 г.».

Приведем фрагмент такого расчета:

 

Одиниця виміру — грн. коп.

Показники

Код рядка

Усього

1

2

3

Кількісний склад працівників* за базовий податковий (звітний) період

01

 

 

 

 

 

 

 

 

1

0

0

Неоподатковуваний мінімум доходів громадян**

02

 

 

 

 

 

 

1

7

.

0

0

Річний фонд оплати праці (р. 01 х р. 02)

03

 

 

 

 

1

7

0

0

.

0

0

Ставка комунального податку***, %

04

 

 

 

 

 

 

1

0

.

0

0

Нараховано податку за базовий податковий (звітний) період (р. 03 х р. 04)

05

 

 

 

 

 

1

7

0

.

0

0

Нараховано податку за даними раніше поданого розрахунку, що уточнюється, усього (р. 05 розрахунку, що уточнюється)****

06

 

 

 

 

 

 

 

.

Сума недоплати (заниження податкового зобов’язання), яка збільшує податкове зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки (помилок) (р. 05 - р. 06)****, якщо р. 05 > р. 06

07

 

 

 

 

 

 

 

.

Сума податку, яка зменшує податкове зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки (помилок) (р. 06 - р. 05)****, якщо р. 06 > р. 05

08

 

 

 

 

 

 

 

.

Сума штрафу***** (р. 07) х 5 %

09

 

 

 

 

 

 

 

.

Зміст помилки (помилок)****

10

 

 

Відповідно до підпункту «б» пункту 17.2 статті 17 Закону України від 21.12.2000 № 2181-III «Про порядок погашення зобов’язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами» (із змінами та доповненнями) до цього звітного розрахунку додається(ються) уточнюючий(і) розрахунок(ки) за «

II квартал 2008 р.» (минулий(і) період(и)).

К такому отчетному расчету прилагается форма уточняющего налогового расчета коммунального налога, в поле 1 которого напротив надписи «Уточняющий расчет» необходимо поставить отметку «Х».

В поле 2 указать данные периода, который уточняется «02.2008».

В строке 01 необходимо указать фактическую численность за II квартал (с учетом выявленной ошибки) 90 чел., в результате проведенного расчета в строке 05 будет указана фактическая сумма обязательств за II квартал 153 грн. В строке 06 необходимо указать сумму ранее задекларированных обязательств за II квартал 2008 г. — 136 грн., в строке 07 — указать сумму недоплаты 17 грн., а в строке 09 — сумму начисленного самоштрафа 0,85 грн. (17 грн. х 5 %).

Кроме того, в строке «Содержание ошибки (ошибок)» необходимо указать содержание ошибки, например «неправильно определена база налогообложения».

Приведем фрагмент такого уточняющего расчета:

 

Одиниця виміру — грн. коп.

Показники

Код рядка

Усього

Кількісний склад працівників* за базовий податковий (звітний) період

01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

0

Неоподатковуваний мінімум доходів громадян**

02

 

 

 

 

 

 

1

7

.

0

0

Річний фонд оплати праці (р. 01 х р. 02)

03

 

 

 

 

1

5

3

0

.

0

0

Ставка комунального податку***, %

04

1

0

.

0

0

Нараховано податку за базовий податковий (звітний) період (р. 03 х р. 04)

05

 

 

 

 

 

1

5

3

.

0

0

Нараховано податку за даними раніше поданого розрахунку, що уточнюється, усього (р. 05 розрахунку, що уточнюється)****

06

 

 

 

 

 

1

3

6

.

0

0

Сума недоплати (заниження податкового зобов’язання), яка збільшує податкове зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки (помилок) (р. 05 - р. 06)****, якщо р. 05 > р. 06

07

 

 

 

 

 

 

1

7

.

0

0

Сума податку, яка зменшує податкове зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки (помилок) (р. 06 - р. 05)****, якщо р. 06 > р. 05

08

 

 

 

 

 

 

 

.

Сума штрафу***** (р. 07) х 5 %

09

 

 

 

 

 

 

 

0

.

8

5

Зміст помилки (помилок)****

10

неправильно определена база налогообложения

 

Відповідно до підпункту «б» пункту 17.2 статті 17 Закону України від 21.12.2000 № 2181-III «Про порядок погашення зобов’язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами» (із змінами та доповненнями) до цього звітного розрахунку додається(ються) уточнюючий(і) розрахунок(ки) за «______________» (минулий(і) період(и)).

Напомним, что в соответствии с.

п. 17.2 Закона № 2181 до момента подачи уточняющего расчета (даже если он подается вместе с очередным отчетом) необходимо уплатить в бюджет сумму недоплаты и самостоятельно начисленного штрафа.

Надеемся, что данная статья поможет бухгалтерам избежать ошибок при исчислении, уплате и составлении расчетов по коммунальному налогу.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше