Темы статей
Выбрать темы

Процедура проведения проверок при заявлении на бюджетное возмещение НДС

Редакция НиБУ
Статья

Процедура проведения проверок при заявлении на бюджетное возмещение НДС

 

Плательщики, декларирующие суммы НДС к возмещению, традиционно привлекают к себе повышенное внимание, особенно те, которые изъявили желание получить возмещение деньгами. В продолжение темы ознакомим читателей с тем, как проходит непосредственно процедура проверки достоверности заявленной суммы бюджетного возмещения по НДС.

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

С чего начинается...

Согласно

п.п. 7.7.2 Закона об НДС право на возмещение возникает, если у налогоплательщика два периода подряд в декларации имеется отрицательный НДС. При этом возмещению подлежит не вся сумма отрицательного значения, а лишь часть, равная сумме НДС, фактически уплаченной им в предыдущих налоговых периодах поставщикам товаров (услуг)*. Остаток же отрицательного значения включается в налоговый кредит следующего периода.

* Отказ от бюджетного возмещения (необоснованное проставление прочерка в строке 25 и перенос данных из строки 24 в строку 26) ГНАУ расценивает как ошибочное заполнение декларации по НДС (см. письмо ГНАУ от 19.09.2007 г. № 18727/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 83).

Бюджетное возмещение может происходить двумя способами (плательщик способ возмещения выбирает самостоятельно):

— путем возврата средств на банковский счет плательщика;

— в счет налоговых обязательств будущих налоговых периодов.

В любом случае сумму заявленного возмещения

проверят в ГНИ.

Если налогоплательщик выбирает первый способ возмещения — на банковский счет, то налогоплательщику следует вместе с такой декларацией подать приложение 4 «Заявление о возврате суммы бюджетного возмещения» и предоставить необходимые бумаги в Госказначейство (

пп. 7.7.4 и 7.7.5 Закона об НДС).

Если налогоплательщик выбирает второй способ возмещения (в счет будущих НО), то указанная сумма возмещения не учитывается при расчете сумм бюджетного возмещения следующих налоговых периодов (

п.п. 7.7.3 Закона об НДС). Вместе с тем эта сумма до полного ее погашения продолжает уменьшать налоговые обязательства последующих налоговых периодов.

Поэтапно порядок получения денежного возмещения описан в

пп. 7.7.4 и 7.7.5 Закона об НДС. Представим его в табличном виде.

 

Таблица 1

Порядок получения денежного возмещения

№ п/п

Действия

Документы

1

2

3

1

Налогоплательщик

по итогам соответствующего налогового периода подает в ГНИ:

декларацию по НДС (оригинал и копию) с указанием суммы бюджетного возмещения в стр. 25.1. Служебным лицом налогового органа на первой странице копии декларации ставится отметка о ее принятии (штамп налогового органа, дата, входящий номер). Далее копия с отметкой возвращается налогоплательщику для предоставления в Госказначейство. При этом в служебном поле декларации налогоплательщиком ставится отметка о получении этой копии (п.п. 4.1.3 Порядка № 166); — приложение 5 «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов»; — приложение 3 «Расчет суммы бюджетного возмещения»; — приложение 2 «Справка об остатке суммы отрицательного значения предыдущих налоговых периодов, остающегося непогашенным после бюджетного возмещения, полученного в отчетном периоде, и подлежащего включению в состав налогового кредита следующего налогового периода»; — заявление о возврате суммы бюджетного возмещения по форме согласно приложению 4 к декларации по НДС

2

Налогоплательщик

в течение 5 дней после предоставления декларации налоговому органу предоставляет в Госказначейство:

— заявление; — копию декларации по НДС с отметкой ГНИ; — расчет суммы бюджетного возмещения; — копии погашенных налоговых векселей (расписок) при их наличии; — оригинал ГТД МД-2 с обозначением «3/8» при наличии экспортных операций

3

Налоговый орган

проводит в течение 30 дней, следующих за днем получения декларации по НДС, документальную невыездную (камеральную), а также в определенных случаях внеплановую выездную (документальную) проверку (п.п. 7.7.5 Закона об НДС)

4

Налоговый орган

в течение 5 дней после окончания проверки предоставляет Госказначейству:

заключение по суммам, подлежащим возмещению

5

Госказначейство

в течение 5 операционных дней после получения заключения от ГНИ перечисляет сумму возмещения на банковский счет налогоплательщика

 

Итак, без

проверки достоверности заявленной суммы бюджетного возмещения по НДС не обойтись. Их придется пройти в любом случае. Причем имейте в виду: на всех этапах проверки оперативную обработку информации плательщика НДС, который заявил к возмещению из бюджета НДС, осуществляют в том числе работники налоговой милиции (п. 2.7 Методрекомендаций № 350). При этом они:

— участвуют в принятии решения относительно факта возмещения (предоставляют обоснованные возражения или пре-дложения относительно такого возмещения);

— принимают участие в проведении внеплановых выездных проверок по вопросам правомерности заявленного плательщиками НДС бюджетного возмещения, если такие проверки связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел.

 

Сроки проведения проверок

Согласно

п.п. 7.7.5 Закона об НДС в течение 30 дней, следующих за днем получения налоговой декларации, налоговый орган проводит документальную невыездную (камеральную) проверку заявленных в ней данных. При наличии достаточных оснований считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган имеет право в течение такого же срока провести внеплановую выездную проверку (документальную) плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения.

Как видим, четких определений срока проведения проверок

Закон об НДС не называет: то ли это 60 дней (30 невыездная + 30 выездная), то ли 30 дней выделены на обе проверки.

Как следует из

п. 3.1 и п. 4.1 Методрекомендаций № 350, на невыездную документальную (камеральную) проверку выделяется 30 дней и еще 30 дней выделяется на внеплановую выездную проверку. То есть, по мнению ГНАУ, максимальный срок двух проверок (невыездной камеральной и внеплановой выездной) не должен превышать 60 календарных дней.

В то же время ВАСУ в отношении срока проведения проверок занимает совершенно иную позицию и считает, что проверять заявителя могут не более 30 дней. Так, в частности, в

Справке об изучении и обобщении судебной практики говорится, что «налогоплательщик имеет право на получение бюджетного возмещения в течение 40 дней со дня получения налоговым органом налоговой декларации». То есть проверять заявителя на возмещение налоговики могут не более 30 дней, а остальные 10 дней — решение формальностей: 5 дней на передачу заключения органам Госказначейства, и 5 дней на перечисление Госказначейством суммы возмещения налогоплательщику-заявителю.

 

Камеральная проверка

Документальная невыездная проверка (камеральная) по вопросам определения начисления бюджетного возмещения — проверка, проводимая в помещении органа государственной налоговой службы на основании предоставленных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) (

п.п. 1.2.2 Методрекомендаций № 350).

Согласно

абзацу «в» п.п. 4.2.2 Закона № 2181 камеральной считается проверка, которая проводится контролирующим органом исключительно на основании данных, отраженных в налоговых декларациях, без проведения каких-либо других видов проверок налогоплательщика.

Итак, документальная невыездная проверка проводится в помещении налоговой на основании уже предоставленных деклараций по НДС и других документов, прилагаемых к декларации (в том числе и оригиналов ГТД, копий погашенных налоговых векселей и т. п.).

Требование налогового инспектора принести какие-либо дополнительные документы в помещение налоговой на этапе проведения камеральной проверки является незаконным

.

Однако ГНАУ в

п. 3.1 Методрекомендаций № 350 советует своим подчиненным во время проведения камеральной проверки получать от плательщика НДС заверенные копии первичных документов, подтверждающих факт оплаты им товаров (услуг) основным поставщикам, и копии реестров полученных и выданных налоговых накладных.

Согласно

п. 4.3 Методрекомендаций № 350 основными поставщиками считаются субъекты хозяйствования, которым проверяемым плательщиком НДС фактически уплачена в предыдущем налоговом периоде сумма НДС в стоимости приобретенных товаров (услуг), равная 5 % и более от общей суммы уплаченного НДС в таком периоде для юридических лиц и 3 % — для физических лиц.

Причем, как следует из

п. 3.11 Методрекомендаций № 350, отказ в предоставлении копий документов является основанием для проведения внеплановой выездной проверки.

Результатами камеральной проверки могут быть

:

— подтверждение правомерности сумм бюджетного возмещения НДС, в том числе частичное;

— уменьшение заявленной суммы бюджетного возмещения НДС, в том числе частичное;

— установление факта занижения суммы бюджетного возмещения НДС;

— отказ в предоставлении бюджетного возмещения НДС;

— определение необходимости проведения внеплановой документальной проверки плательщика.

Оформление проверки.

Если по результатам документальной невыездной проверки ошибок не обнаружено, то составляется Справка о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам документальной невыездной проверки (приложение 1 к Методрекомендациям № 350) в двух экземплярах. Такая Справка на руки плательщику не выдается. Один экземпляр передается для подтверждения бюджетного возмещения в карточке лицевого счета плательщика (не позднее последнего рабочего дня 30 дневного «проверочного» срока), а второй остается в материалах проверки.

В случае обнаружения ошибок — составляется Акт о результатах документальной невыездной (камеральной) проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (

приложение 2 к Порядку № 166). В этом случае один экземпляр Акта налогоплательщик получит на руки.

По результатам камеральной проверки может быть принято решение о целесообразности проведения внеплановой выездной проверки. Но для этого должно быть

достаточно оснований считать, что расчет бюджетного возмещения был составлен с нарушением норм налогового законодательства. На этом остановимся подробнее, но прежде считаем уместным напомнить о существовании Примерного порядка № 266, которым в том числе регламентирован порядок проверки декларации по НДС и ее приложений. Дело в том, что в этом документе ГНАУ разделяет камеральную проверку налоговой отчетности по НДС и документальную невыездную. Причем в отношении последней налоговики считают вправе требовать первичные документы, перечисленные в п. 4.2 Примерного порядка № 266, а это и реестры полученных и выданных налоговых накладных, и платежные документы (кассовые ордера, платежки, чеки РРО), и выписки банка, и накладные, и договоры с контрагентами. Мы не склонны разделять эти виды проверок и считаем, что камеральная проверка должна проходить без вышеперечисленной первички, которые предоставляют только при выездных проверках. Наши аргументы по этому поводу см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 44.

 

Внеплановая проверка

Внеплановая выездная (документальная) проверка по вопросам достоверности начисления бюджетного возмещения НДС — это проверка плательщика НДС, проводимая на основании

п.п. 7.7.5 Закона об НДС и сочетающая в себе комплекс мер, направленных на определение достоверности начисления такого бюджетного возмещения (п.п. 1.2.4 Методрекомендаций № 350). Внеплановая выездная проверка, в отличие от камеральной, должна проводиться по местонахождению налогоплательщика. Любые требования налогового инспектора подготовить и принести в налоговую инспекцию все необходимые документы для проведения внеплановой выездной проверки являются неправомерными. Налоговый инспектор обязан самостоятельно прийти в офис налогоплательщика и там ознакомиться с необходимыми ему документами.

Решение о целесообразности проведения внеплановой выездной проверки плательщика принимается исключительно руководителем органа государственной налоговой службы (или должностным лицом, выполняющим его обязанности).

 

Таблица 2

Основания для проведения внеплановой выездной проверки

Основания для внеплановой выездной (документальной) проверки по вопросам достоверности начисления бюджетного возмещения

по

Закону № 509

по

Закону об НДС

по

Методрекомендациям № 350

недостоверность данных налоговой декларации, предоставленной плательщиком, если он их не объяснит и документально не подтвердит в течение 10 рабочих дней со дня получения обязательного письменного запроса органа государственной налоговой службы (п. 3 ст. 111); плательщик предоставил декларацию с отрицательным значением по НДС, которое составляет более 100 тыс. грн. (п. 9 ст. 111)

наличие достаточных оснований считать, что

расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства (п.п. 7.7.5)

непредоставление плательщиком НДС для проверки указанных в расчете бюджетного возмещения копий первичных документов, подтверждающий факт оплаты им товаров (услуг) основным поставщикам, и копии реестров полученных и выданных налоговых накладных; — установление факта о том, что поставщик товаров (услуг) не является плательщиком НДС; — заявление плательщиком НДС бюджетного возмещения, которое в 2 и более раз превышает стоимость собственных основных фондов; — заявление плательщиком НДС бюджетного возмещения, которое с учетом проведенного бюджетного возмещения в предыдущих периодах по результатам документальной невыездной проверки в 4 и более раз превышает стоимость собственных основных фондов; — заявление бюджетного возмещения плательщиком НДС, осуществляющим производственную деятельность и имеющим собственные основные производственные фонды, без достаточного наличия трудовых ресурсов для осуществления такой деятельности; — установление факта о том, что расчет бюджетного возмещения сделан с нарушением норм налогового законодательства, в том числе по письменной информации подразделения налоговой милиции (п. 3.11).

 

Как видим, в отношении оснований для проведения внеплановых проверок по вопросам достоверности начисления бюджетного возмещения НДС имеются нестыковки. Еще в

письме от 20.12.2005 г. № 15151/5/23-2016 (касающемся проверок заявленного бюджетного возмещения) ГНАУ разъясняла, что внеплановые выездные проверки по вопросам правомерности заявленного к возмещению из бюджета НДС могут проводиться либо в соответствии с п. 9 ст. 111 Закона № 509, либо в соответствии с п.п. 7.7.5 Закона об НДС. Тем самым фактически ГНАУ выступила за одновременное применение норм этих двух законов в отношении внеплановых проверок, расценивая их как самостоятельные отдельно существующие основания для проведения внеплановых проверок (а стало быть, по мнению налоговиков, такие проверки возможны без решения суда).

Однако мы с таким мнением согласиться не можем. И считаем, что в сложившейся ситуации нужно в первую очередь исходить из того, что основополагающим «проверочным» законом, устанавливающим основания для проведения внеплановых проверок, безусловно, является

Закон № 509. Поэтому п.п. 7.7.5 Закона об НДС о внеплановых проверках следует применять с учетом и в рамках норм Закона № 509. Сам же Закон об НДС (не говоря уже о Методрекомендациях № 350) самостоятельно устанавливать дополнительные основания для проведения внеплановых проверок не может и действует в рамках положений, предусмотренных Законом № 509. А это, в свою очередь, означает, что по решению налогового органа (без решения суда) внеплановые проверки плательщиков НДС в соответствии с п.п. 7.7.5 Закона об НДС могут осуществляться только в том случае, если они подпадают под основания, перечисленные в ст. 111 Закона № 509.

В частности, можно выделить следующие случаи, когда внеплановые проверки в соответствии с

п.п. 7.7.5 Закона об НДС будут подпадать под основания, перечисленные в ст. 111 Закона № 509 (и, следовательно, для их проведения будет достаточно решения руководителя налогового органа, оформленного приказом, и не требоваться решение суда):

1)

когда у налогового органа имеются достаточные основания считать, что расчет суммы бюджетного возмещения (в размере, превышающем 100 тыс. грн.) сделан налогоплательщиком с нарушением норм налогового законодательства (ситуация подпадает под п. 9 части шестой ст. 111 Закона № 509);

2)

когда налогоплательщик, задекларировавший сумму бюджетного возмещения до 100 тыс. грн., в течение 10 рабочих дней не подает пояснений на запрос налоговому органу (ситуация подпадает под п. 3 части шестой ст. 111 Закона № 509).

Во всех остальных случаях (на наш взгляд, в отличие от мнения ГНАУ) внеплановые проверки в соответствии с

п.п. 7.7.5 Закона об НДС возможны исключительно на основании решения суда.

 

Встречные проверки в ходе проведения внеплановой проверки

Также обратим ваше внимание, что согласно

п. 4.5 Методрекомендаций в ходе проведения внеплановых выездных проверок налогоплательщиков относительно определения достоверности начисления бюджетного возмещения обязательно проводятся встречные проверки по цепочке поставки основных поставщиков.

При этом обязательные встречные проверки по цепочке поставки проводятся по тем поставщикам плательщика НДС, у которых сумма обязательств по НДС в налоговом периоде по операциям с данным плательщиком НДС

составляет 30 % и более от общей суммы налоговых обязательств в этом периоде.

При этом хотим обратить внимание на следующее:

(1)

проведение налоговым органом встречных проверок не может продлить определенный Законом об НДС срок возмещения из бюджета НДС. Однако, как показывает практика, налоговые органы этот срок не соблюдают, аргументируя это невозможностью подтверждения заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения в связи с неполучением ответа на запрос о проведении встречной проверки. Судебная практика такие аргументы налоговиков не считает убедительными (см. Справку об изучении и обобщении судебной практики, а также определение ВАСУ от 04.09.2007 г.);

(2)

если по цепочке поставки будет зафиксирован случай неисполнения поставщиком налогоплательщика обязательств по уплате налога в бюджет, то негативные последствия (ответственность) будут только для него. На добросовестном покупателе это не отражается, в частности не лишает его права на возмещение НДС (конечно, при условии, что последний выполнил все предусмотренные законом условия по получению такого возмещения и имеет все документальные подтверждения размера своего налогового кредита). Аналогичные выводы приводит и ВАСУ в Справке об изучении и обобщении судебной практики, а также ВСУ в постановлении от 26.09.2006 г. № 21-358во06.

 

Результатами внеплановой выездной могут быть:

— подтверждение правомерности сумм бюджетного возмещения НДС, в том числе и частичное;

— уменьшение заявленной суммы сумм бюджетного возмещения НДС, в том числе и частичное;

— установление факта занижения суммы бюджетного возмещения НДС;

— отказ в предоставлении суммы бюджетного возмещения НДС.

Результаты внеплановой проверки

оформляются в соответствии с Порядком № 253. Если по результатам проверки:

— сумма возмещения, заявленная в декларации, оказалась

завышенной, то предприятию направляется уведомление-решение по форме «В1» (приложение 5 к Порядку № 253);

— сумма бюджетного возмещения

занижена, то предприятию направляется уведомление решение по форме «В2» (приложение 6 к Порядку № 253). В этом случае разницу между заявленным и реальным размером возмещения предприятие на расчетный счет не получает. Ведь согласно абзацу «а» п.п. 7.7.7 Закона об НДС если в результате проверки выявлено занижение суммы бюджетного возмещения, то считается, что налогоплательщик добровольно отказался от бюджетного возмещения такой суммы. Такая сумма не может быть в дальнейшем заявленной плательщиком к возмещению на расчетный счет или в счет будущих платежей (не отражается ни в строке 25.1, ни в строке 25.2 декларации) и перечисляться на расчетный счет плательщика. Сумма заниженного бюджетного возмещения, рассчитанная налоговиками, должна уменьшать налоговые обязательства в следующих налоговых периодах;

— выявлено, что предприятие — плательщик НДС

не имело право на бюджетное возмещение (п.п. 7.7.11 Закона об НДС), то направляется уведомление-решение по форме «В3» (приложение 7 к Порядку № 253). Заявленную сумму бюджетного возмещения налоговики убирают с карточки лицевого счета.

На сумму, подтвержденную к возмещению, составляется Справка о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам внеплановой документальной проверки (

приложение 2 к Методрекомендациям № 350). В течение 5 рабочих дней с даты предоставления Справки готовят и предоставляют органам Госказначейства заключение о суммах бюджетного возмещения НДС с учетом результатов проверок. Но для некоторых налогоплательщиков даже удачное прохождение проверок (камеральной и внеплановой выездной) может быть только началом для проведения еще одной проверки — плановой выездной.

 

Кому грозит плановая проверка

Согласно

Методическим рекомендациям по составлению плана-графика проведения плановых выездных проверок субъектов хозяйствования, утвержденным приказом ГНАУ от 28.03.2008 г. № 201, налоговый орган в первую очередь включает в план-график по проведению плановых выездных проверок тех плательщиков НДС, у которых:

— единоразовое декларирование сумм НДС к возмещению больше 100 тыс. грн.;

— возмещенная из бюджета сумма НДС превышает уплату налога на прибыль;

— заявленные к возмещению суммы НДС за предыдущий год превышают 1,2 млн гривень;

— суммы возмещения НДС за предыдущий год больше 5 тыс. грн. или постоянно декларируют отрицательное значение суммы налоговых обязательств по НДС (в отношении предпринимателей — физических лиц);

— заявлена к возмещению сумма НДС (в отношении постоянных представительств).

Итак, если плательщик НДС попадает в одну из этих категорий, то плановой ежегодной выездной проверки ему не избежать. С порядком проведения плановых проверок можно ознакомиться в статье «Плановые и внеплановые проверки» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 24.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше