Темы статей
Выбрать темы

Определяем валовые расходы с учетом процентных ограничений

Редакция НиБУ
Статья

Определяем валовые расходы с учетом процентных ограничений

 

В целом Закон о налоге на прибыль очень либерально подходит к возможности включения в состав валовых расходов каких-либо затрат, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия. Однако в некоторых ситуациях их валоворасходность ограничена определенными рамками: в одних случаях— это конкретный процент, в других — «вилка». В данной статье мы рассмотрим наиболее распространенные случаи применения таких предельных ограничений при формировании объекта налогообложения.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о страховании

— Закон Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР.

Инструкция № 5

— Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5.

Порядок № 143

— Порядок составления декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143.

Порядок № 761

— Примерный порядок проведения камеральной проверки и осуществления контроля за взиманием налога на прибыль, утвержденный приказом ГНАУ от 05.12.2008 г. № 761.

 

Расходы на благотворительность

В соответствии с

п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль налогоплательщикам предоставлена возможность относить на валовые расходы суммы перечисленных (переданных) в течение отчетного года средств или товаров (работ, услуг):

— в Государственный бюджет Украины;

— в бюджеты местного самоуправления;

— неприбыльным организациям, перечисленным в

п. 7.11 Закона о налоге на прибыль;

— юридическим лицам (в том числе неприбыльным организациям — учредителям постоянно действующего третейского суда).

Однако получить валоворасходный статус такие благотворительные расходы могут при условии, что их размер

превышает 2 %, но не более 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

В данном случае порядок расчета валоворасходных благотворительных сумм такой:

1) определяются суммовые значения установленных пределов (соответственно 2 % и 5 % налогооблагаемой прибыли прошлого года). Например, если показатель строки 11 декларации по налогу на прибыль предприятия за 2008 год составил 100000 грн., то получится соответственно 2000 грн. и 5000 грн.;

2) если в 2009 году перечислено благотворительных сумм, например:

а) 1000 грн. (1 %) — в валовые расходы не включается ничего;

б) 2000 грн. (2 %) — в валовые расходы включается 2000 грн.;

в) 3000 грн. (3 %) — в валовые расходы включается 3000 грн.;

г) 4000 грн. (4 %) — в валовые расходы включается 4000 грн.;

д) 5000 грн. (5 %) — в валовые расходы включается 5000 грн.;

е) 6000 грн. (6 %) — в валовые расходы включается 5000 грн.

Правда, здесь следует сделать одно небольшое уточнение. Как сказано выше, благотворительные суммы попадают в валовые расходы, если их размер

превышает 2 % налогооблагаемой прибыли прошлого года. То есть применительно к данному примеру он должен быть не менее 2000,01 грн. Однако ГНАУ не стала подходить к этому вопросу формально и дала добро на валоворасходную «вилку» строго от 2 % до 5 %, т. е. в нашем примере — от 2000 грн. до 5000 грн. включительно (см. письмо от 18.02.2008 г. № 3009/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 68).

 

Расходы на организацию приемов, презентаций, приобретение и распространение подарков

Согласно

абзацу второму п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль налогоплательщик имеет право включить в свои валовые расходы затраты:

— на организацию приемов,

презентаций и праздников;

— на приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ).

Однако претендовать на звание валоворасходных такие затраты могут лишь при условии, что они осуществлены

в рекламных целях и их размер не превышает 2 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) год.

Подтвердить рекламно-хозяйственную цель проводимых мероприятий можно с помощью соответствующих документов (прежде всего, приказа или распоряжения руководителя).

Не подлежат ограничению при отнесении на валовые расходы затраты на изготовление (приобретение) и распространение такой рекламной продукции, как прайс-листы, рекламные проспекты, брошюры, каталоги, буклеты и т. п., содержащие информацию исключительно о производимой (продаваемой) предприятием продукции (товарах, работах, услугах). Здесь работает

абзац первый п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, позволяющий учесть такие затраты в составе валовых расходов в полной сумме. На это указывает ГНАУ в письме от 03.06.2002 г. № 3428/6/15-1215-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 48).

Детально с вопросами налогового учета презентационно-рекламных расходов можно ознакомиться в статье

«Представительские расходы» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 83).

 

Прошлогодняя прибыль является базой для текущих валовых расходов: считаем правильно

В

пп. 5.2.2, 5.2.3, 5.2.13, 5.4.4 Закона о налоге на прибыль есть одно общее правило: по данным декларации по налогу на прибыль за предыдущий отчетный период, которым является предыдущий год (поскольку налоговый период всегда начинается 1 января), рассчитывается конкретная сумма, в пределах которой плательщик налога получает право на включение определенных затрат в состав валовых расходов и отражение их в текущей декларации.

То есть прибыль, отраженная в декларации за предыдущий налоговый год, служит базой для расчета предельной величины разрешенных валовых расходов в текущем году.

А как поступать, если предприятие ошиблось при исчислении величины прошлогодней прибыли? Означает ли это, что корректировке подлежит не только размер такой прибыли (базы), но и соответствующий ей размер текущих валовых расходов?

Ответ находим в

письмах ГНАУ от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58) и от 28.05.2008 г. № 197/2/15-0210, в которых сказано, что в случае выявления ошибки при определении суммы налогооблагаемой прибыли предприятия предыдущего отчетного года, необходимо корректировать также и сумму ориентированных на нее затрат, включаемых в состав валовых расходов в текущем налоговом периоде.

Иначе говоря, если плательщик в текущем периоде самостоятельно корректирует прошлогоднюю прибыль, то ему одновременно следует откорректировать и величину отраженных текущих валовых расходов, рассчитанную исходя из такой ошибочной прибыли, и если прибыль оказалась завышенной, то завышенными следует признать и соответствующие валовые расходы.

Пример 1.

Предприятие «Люкс» получило в течение 2008 года прибыль в размере 200000 грн., что нашло свое отражение в строке 11 годовой декларации по налогу на прибыль.

В феврале 2009 года предприятие перечислило в адрес неприбыльной организации сумму в размере 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего года (10000 грн.) и на основании п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль включило ее в валовые расходы I квартала 2009 года.

Предположим, что в мае 2009 года самостоятельно выявлена ошибка: валовые расходы в 2008 году были занижены на 20000 грн. Ошибка исправлена путем подачи уточняющего расчета.

В данном случае корректировке подлежат не только валовые расходы 2008 года, но и «благотворительные» валовые расходы I квартала 2009 года, поскольку фактически предприятие имело право отнести к валовым расходам I квартала 2009 года не более 9000 грн. ((200000 грн. - 20000 грн.) х 5 % : 100 %), а значит, разница в сумме 1000 грн. (10000 грн. - 9000 грн.) считается излишне включенной в валовые расходы.

Такую ошибку самостоятельно можно исправить (с обязательной уплатой 5 % «самоштрафа») одним из двух способов:

— либо путем предоставления

уточняющего расчета, форма которого приведена в приложении к Порядку № 143. При этом в его первой подстроке строки 2 должен быть отражен код исправляемой строки — 04.1, а под ним во второй подстроке этой же строки — сумма завышения валовых расходов (1000 грн.) со знаком «-»;

— либо в

текущей декларации в специально предусмотренной для этого строке 05.2 «самостійно виявлені помилки за результатами минулих податкових періодів». И в этом случае сумма завышения валовых расходов (1000 грн.) отражается со знаком «-».

 

Расходы на добровольное перечисление средств организациям работодателей

Предприятие на основании

п.п. 5.2.17 Закона о налоге на прибыль вправе включить в состав своих валовых расходов суммы средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) организациям работодателей и их объединениям, созданным в соответствии с требованиями Закона Украины «Об организациях работодателей» от 24.05.2001 г. № 2436-ІІІ.

Однако валоворасходность таких сумм ограничена

0,2 % фонда оплаты труда налогоплательщика в расчете за отчетный (текущий) год.

Для определения выплат, входящих в фонд оплаты труда, следует руководствоваться

Инструкцией № 5, согласно которой фонд оплаты труда включает: фонд основной и дополнительной заработной платы, поощрительные и компенсационные выплаты. Правда, представители ГНАУ в приложении 1 к Порядку № 761 предлагают в целях исчисления валоворасходной суммы, ограниченной 0,2 %, ориентироваться на строку 04.3 «витрати на оплату праці» декларации по налогу на прибыль отчетного периода. Считаем такой подход не совсем корректным, поскольку строка 04.3 декларации охватывает не все составляющие фонда оплаты труда, перечисленные в Инструкции № 5.

Учитывая, что годовой размер фонда оплаты труда, как правило, становится известен только по окончании текущего года, годовая предельная величина пожертвований, перечисляемых (передаваемых) организациям работодателей, также будет известна не ранее этой даты. Поэтому действовать в данном случае можно так: рассчитать фонд оплаты труда за I квартал и исходя из этой величины определить «квартальную» предельную величину добровольных пожертвований, которые включаются в валовые расходы. В дальнейшем предельная величина будет рассчитываться нарастающим итогом.

Пример 2.

Фонд оплаты труда предприятия за І квартал 2009 года составил 500000 грн., соответственно 0,2 % этой величины — 1000 грн.

В течение І квартала 2009 года сумма добровольных пожертвований, перечисленных организациям работодателей, составила 800 грн. Эта сумма в полном объеме включается в состав валовых расходов предприятия за I квартал 2009 года.

 

Расходы на обучение и профессиональную подготовку

Согласно

п.п. 5.4.2 Закона о налоге на прибыль налогоплательщик имеет право включить в свои валовые расходы затраты, связанные с профессиональной подготовкой, обучением, переподготовкой или повышением квалификации лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях, соблюдая при этом такие условия:

— осуществленные затраты связаны с хозяйственной деятельностью предприятия;

— они не должны превышать

3 % фонда оплаты труда отчетного периода. При этом для определения выплат, входящих в фонд оплаты труда, следует руководствоваться Инструкцией № 5. Хотя, вполне возможно, налоговики, как и в случае с добровольным перечислением средств организациям работодателей, предложат налогоплательщикам ориентироваться на строку 04.3 декларации по налогу на прибыль отчетного периода. Учитывая, что отчетным периодом согласно п. 11.1 Закона о налоге на прибыль являются квартал, полугодие, три квартала, 11 месяцев и год, такой 3 % предел в течение года определяется нарастающим итогом. Сумма превышения, не попавшая в валовые расходы в текущем году, на следующий отчетный (налоговый) год не переносится, даже в ситуации, когда оплата изначально осуществлялась за все годы обучения, в том числе и за следующий год. То есть с 3 % лимитом отчетного периода нужно сравнивать всю перечисленную учебному заведению сумму, а не только сумму, приходящуюся на текущий год. Для отражения затрат на обучение работников в составе валовых расходов не имеет значения:

— где происходит обучение: в учебном заведении (т. е. в заведении, включенном в Государственный реестр высших учебных заведений, имеющем лицензию на предоставление образовательных услуг, а также выдающем документ о получении образования) или нет;

— территориальное расположение места обучения работников (в Украине или за рубежом);

— является ли обучаемый работник связанным с предприятием или нет;

— форма обучения (дневная, вечерняя или заочная).

У расходов на обучение лиц, не состоящих с налогоплательщиком в трудовых отношениях (в том числе связанных лиц), также есть шансы попасть в валовые с учетом 3 % лимита. Однако здесь условия уже будут такими:

— обучение и (или) профессиональная подготовка осуществляются в

отечественных заведениях образования — высших и профессионально-технических учебных заведениях;

— заключен

письменный договор об обязательстве неработника отработать у налогоплательщика после окончания учебного заведения и получения специальности не менее 3 лет;

— «учебные» затраты

связаны с основной деятельностью налогоплательщика;

— предельная величина расходов на обучение неработников (совокупно с расходами на обучение работников)

не превышает 3 % фонда оплаты труда отчетного периода.

Важно учесть, что право на валовые расходы у предприятия в этом случае возникает только при

одновременном соблюдении всех перечисленных условий.

Подробнее с этими вопросами можно ознакомиться в статьях

«Расходы на обучение: изменения-2006» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 19) и «Учитываем расходы на обучение и профессиональную подготовку» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 76).

 

Расходы на гарантийный ремонт

В ситуации, когда продавец осуществляет гарантийный ремонт проданных им товаров

за свой счет (силами сервисного центра или ремонтной мастерской), такая операция в налоговом учете отражается с учетом правил, установленных п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль.

Согласно этим правилам затраты на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, стоимость которых не компенсируется ни покупателями, ни производителями, могут попасть в валовые расходы

лишь в сумме, не превышающей 10 % совокупной стоимости проданных товаров, по которым не закончился срок гарантийного обслуживания.

По нашему мнению, для определения такого 10 % ограничения налогоплательщику нужно ориентироваться на совокупную стоимость (нарастающим итогом) всех товаров, которые были проданы налогоплательщиком и по которым еще не закончился срок гарантийного обслуживания. Такая совокупная стоимость будет складываться из:

— стоимости товаров, которые еще находятся на гарантии на начало отчетного периода, т. е. в рамках отчетного налогового года это будет один и тот же показатель — стоимость товаров, находящихся на гарантии на начало года, а именно на 1 января отчетного года;

— стоимости товаров, которые проданы покупателям с гарантией в течение отчетного периода.

При этом из такой совокупной балансовой стоимости будет исключаться стоимость тех товаров, по которым в течение отчетного периода заканчивается гарантийный срок (кроме случаев, когда в течение отчетного периода, в котором заканчивается гарантийный срок на товар, покупатель успел обратиться к налогоплательщику с претензиями по такому товару до момента истечения гарантийного срока, — в этом случае стоимость таких товаров исключаться из совокупной балансовой стоимости при расчете 10 % ограничения не будет).

В течение отчетного года налогоплательщик рассчитывает совокупную балансовую стоимость в описанном порядке

на конец каждого отчетного периода (нарастающим итогом).

При определении 10 % лимита стоимость проданных товаров принимается без учета НДС. На это обращают внимание сотрудники налоговой службы в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2002, № 40, с. 15.

Порядок определения совокупной балансовой стоимости проданных товаров и 10 % налогового ограничения подробно рассмотрен в статье

«Как правильно рассчитать гарантийные валовые расходы» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 94).

 

Расходы на добровольное страхование

На основании

п.п. 5.4.6 Закона о налоге на прибыль предприятия могут учесть в составе валовых расходов затраты на страхование (кроме медицинского, пенсионного и обязательных видов страхования), если их размер не превышает 5 % общей суммы валовых расходов соответствующего отчетного налогового периода, нарастающим итогом с начала года, а для сельхозпроизводителей — налогового (не календарного, а с июля по июль) года.

Виды добровольного и обязательного страхования

указаны в ст. 6 и 7 Закона о страховании соответственно. При этом напомним, что в отношении обязательного страхования 5 % ограничение не действует — расходы на него включаются в состав валовых расходов налогоплательщика в полном объеме.

Для определения суммы затрат на добровольное страхование, которая может попасть в валовые расходы, следует воспользоваться таким алгоритмом*:

ПОДЛ = ПРОЧ : 19,

где ПОДЛ — сумма расходов на добровольное страхование, подлежащая включению в состав валовых расходов;

ПРОЧ — сумма прочих расходов (без учета расходов на добровольное страхование), включаемая в состав валовых расходов;

19 — постоянный коэффициент, полученный в результате соотношения 0,95 : 0,05,

где 0,95 — удельный вес валовых расходов без учета расходов на добровольное страхование в общей сумме валовых расходов (1 - 0,05). Общую сумму валовых расходов примем за 1;

0,05 — удельный вес расходов на добровольное страхование в общей сумме валовых расходов.

* Этот алгоритм с пояснениями приведен в статьях «Квартал сурка» по налогу на прибыль» и «Задачка на необязательное страхование» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, №№ 29 и 53 соответственно).

Пример 3.

Предприятие «Росток» в феврале 2009 года осуществило расходы на страхование имущества в сумме 10000 грн. Общая сумма всех остальных расходов, включаемых в состав валовых (без учета расходов на страхование имущества), составила 152000 грн.

С помощью вышеприведенного алгоритма определим сумму расходов на страхование имущества (добровольное страхование), которую предприятие имеет право включить в состав своих валовых расходов по итогам I квартала 2009 года:

152000 грн. : 19 = 8000 грн.

В данном случае сумма расходов на добровольное страхование не превысила установленный 5 % лимит (8000 грн. < 10000 грн.), поэтому полностью попадает в валовые расходы и отражается в строке 04.12.2 таблицы 5 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль за I квартал 2009 года.

 

Расходы на ГСМ для легковых автомобилей и на аренду легковых авто

Согласно

абзацу пятому п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль предприятия, использующие в своей хозяйственной деятельности легковые автомобили, имеют возможность увеличить валовые расходы на стоимость приобретенных для таких автомобилей ГСМ в пределах 50 % их стоимости.

Ограничение валоворасходности в размере 50 % действует и в отношении затрат на аренду легковых авто.

При этом налогоплательщики освобождены от обязанности доказывать контролирующему органу связь таких расходов со своей хозяйственной деятельностью.

При наличии на предприятии, кроме легковых автомобилей, других транспортных средств (грузовых автомобилей, автобусов, автомобилей специального назначения и др.), следует вести раздельный учет приобретенных ГСМ. Так, в бухгалтерском учете для этой цели имеет смысл использовать отдельные субсчета: например, 2031 «ГСМ для легковых автомобилей» и 2032 «ГСМ для других транспортных средств».

Отражать сумму расходов на ГСМ для легковых автомобилей в налоговом учете можно несколькими способами:

1) в размере 50 % включать в валовые расходы по правилу первого события с дальнейшим перерасчетом этой суммы по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль;

2) в размере 50 % относить к валовым расходам

в периоде фактического использования ГСМ;

3) в размере 100 % включать в валовые расходы сумму ГСМ, приобретенных как для легковых, так и для других автомобилей. При использовании ГСМ легковыми автомобилями 50 % стоимости использованного топлива из состава валовых расходов следует исключить путем отражения этой суммы в графе 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

Что касается сумм «входного» НДС по ГСМ для легковых авто и по аренде легкового автотранспорта, то они включаются в налоговый кредит предприятия в полном объеме. Это подчеркивают представители ГНАУ в консультациях, опубликованных в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 29, с. 34; 2008, № 37, с. 18.

 

Расходы на выплату процентов по долговым обязательствам в пользу нерезидентов

При уплате процентов по долговым обязательствам в пользу нерезидентов необходимо учитывать положения

пп. 5.5.2 и 5.5.3 Закона о налоге на прибыль. Это означает, что для налогоплательщика, 50 и более процентов уставного фонда которого находится в собственности или управлении нерезидента (нерезидентов), расходы на уплату процентов в пользу этих нерезидентов, а также связанных с ним лиц, такой налогоплательщик может включить в состав своих валовых расходов в размере, не превышающем 50 % налогооблагаемой прибыли без учета процентов, увеличенной на сумму дохода отчетного периода, полученного в виде процентов. При этом расчет суммы ограничения валовых расходов осуществляется по формуле:

П = 0,5 Нп + Дп,

где П — сумма начисленных (уплаченных) процентов по долговым обязательствам, которые могут быть отнесены к валовым расходам отчетного периода;

Нп — налогооблагаемая прибыль без учета процентов;

Дп — доход отчетного периода, полученный в виде процентов.

В данном случае налогооблагаемая прибыль без учета процентов определяется как скорректированный валовой доход отчетного периода (ВДскор.) без учета дохода отчетного периода, полученного в виде процентов (Дп), уменьшенный на сумму валовых расходов отчетного периода, за исключением валовых расходов отчетного периода, связанных с выплатой процентов (ВР), что можно представить в виде следующей формулы:

ВРп = Дп + 50 % (ВДскор. - Дп - ВР),

где ВРп — сумма начисленных (уплаченных) процентов, которая может быть включена налогоплательщиком в валовые расходы.

 

Расходы на улучшение основных фондов

Для целей налогообложения прибыли учет расходов, связанных улучшением основных фондов (текущий или капитальный ремонт, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение или другие виды улучшений), осуществляется в соответствии с правилами

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль.

Так, согласно данным правилам предприятие имеет право в течение отчетного периода отнести на валовые расходы затраты на улучшение как собственных, так и арендованных основных фондов в пределах суммы, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало такого отчетного периода.

Сумма превышения распределяется пропорционально сумме фактически понесенных налогоплательщиком расходов на улучшение основных фондов групп 2 — 4 или отдельных объектов основных фондов группы 1 и увеличивает балансовую стоимость основных фондов соответствующих групп или отдельных объектов основных фондов группы 1 по состоянию на начало расчетного квартала.

Чтобы знать, какую максимальную сумму расходов на улучшение основных фондов можно отнести на валовые расходы, нужно рассчитать ее в самом начале года. В дальнейшем необходимо следить, чтобы сумма расходов, подлежащая включению в состав валовых расходов, не превысила 10 % предел.

Пример 4.

Предприятие имеет объекты основных фондов, балансовая стоимость групп которых по данным налогового учета на 01.01.2009 г. составляет:

— основные фонды группы 1 — 100000 грн.;

— основные фонды группы 2 — 50000 грн.;

— основные фонды группы 3 — 3000 грн.;

— основные фонды группы 4 — 7000 грн.

В феврале 2009 года осуществлена модернизация компьютера, используемого бухгалтерской службой предприятия: увеличен объем оперативной памяти

, установлена новая материнская плата, заменен процессор. Расходы, связанные с таким улучшением, условно составили 2500 грн. (без НДС).

Предположим, что в апреле 2009 года произведен ремонт автомобиля на сумму 15000 грн. (без НДС).

Расчет 10 % лимита осуществляется следующим образом:

1. Определяется совокупная балансовая стоимость основных фондов, подлежащих амортизации, на начало года. Она будет равна балансовой стоимости всех четырех групп:

100000 грн. + 50000 грн. + 3000 грн. + 7000 грн. = 160000 грн.

2. Исчисляется сумма, составляющая 10 % совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало года:

160000 х 10 % : 100 % = 16000 (грн.).

Таким образом, в I квартале 2009 года предприятие имеет право включить в состав валовых расходов затраты на ремонт компьютера в полной сумме (2500 грн.), поскольку она не превысила 10 % ремонтный лимит. Остаток ремонтного запаса, составляющий 13500 грн. (16000 грн. - 2500 грн.), можно будет использовать в следующих расчетных кварталах.

Так, во II квартале 2009 года предприятие сможет отнести в валовые расходы затраты на ремонт автомобиля в пределах оставшегося ремонтного запаса, т. е. 13500 грн. Сумма же превышения 10 % лимита в размере 1500 грн. (15000 грн. - 13500 грн.) будет отнесена на увеличение балансовой стоимости группы 2 основных фондов* по состоянию на начало следующего расчетного квартала. То есть балансовая стоимость группы 2 по состоянию на 01.07.2009 г. составит 51500 грн. (50000 грн. + 1500 грн.)**.

* При условии, что у предприятия не будет расходов на ремонт основных фондов других групп.

** Для наглядности в данном примере мы пренебрегли уменьшением балансовой стоимости группы основных фондов за счет начисленной амортизации.

 

«Оффшорные» расходы

Согласно

п. 18.3 Закона о налоге на прибыль предприятия, приобретающие товары (работы, услуги) у нерезидентов, имеющих оффшорный статус, вправе учесть связанные с этим затраты в составе своих валовых расходов в сумме, не превышающей 85 % стоимости таких товаров (работ, услуг).

Перечень оффшорных зон утвержден

распоряжением КМУ от 24.02.2003 г. № 77-р.

При этом следует также принять к сведению

письмо ГНАУ от 01.09.2006 г. № 16369/7/15-0517 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 75) относительно ситуации с выплатой процентов по договору займа нерезидентам, которые не только расположены в оффшорной зоне, но и доля которых в уставном фонде резидента-заемщика составляет 50 и более процентов. По разъяснениям ГНАУ, сумма процентов за пользование заемными средствами таких нерезидентов относится на валовые расходы в соответствии с п.п. 5.5.2 Закона о налоге на прибыль с учетом ограничений, установленных п. 18.3 данного Закона.

Иначе говоря, в рассматриваемой ситуации работают два ограничения: одновременно применяются нормы

п.п. 5.5.2 и п. 18.3 Закона о налоге на прибыль.

Подробнее вопросы работы с нерезидентами, имеющими оффшорный статус, рассмотрены в статье

«Оффшоры: плавание в открытом море налогового законодательства» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 43).

Это, пожалуй, и все наиболее распространенные ограничительные ситуации. Желаем, чтобы база, от которой налогоплательщикам следует отталкиваться при расчете предельных сумм (в частности, фонд оплаты труда, налогооблагаемая прибыль), постоянно росла и тем самым позволяла увеличивать валоворасходный запас предприятия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше