Новые Лицензионные условия для строительных работ

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2009/№ 32
В избранном В избранное
Печать
Статья

Новые Лицензионные условия для строительных работ

 

Очередным этапом реформы в сфере лицензирования строительных работ, начавшейся еще в конце 2007 г. — начале 2008 г., стало принятие новых Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности в строительстве. Анализу этого документа посвящена данная статья.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 1026

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении осуществления государственного архитектурно-строительного контроля и содействия инвестиционной деятельности в строительстве» от 16.05.2007 г. № 1026-V.

Закон № 687

— Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV.

Закон о лицензировании

— Закон Украины «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Постановление № 1396

— постановление Кабмина «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве» от 05.12.2007 г. № 1396.

Лицензионные условия № 47

— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденные приказом Минрегионстроя от 27.01.2009 г. № 47.

Лицензионные условия № 112

— Лицензионные условия осуществления строительной деятельности (изыскательские и проектные работы для строительства, возведение несущих и оградительных конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей), утвержденные приказом Госкомпредпринимательства и Госкомстроительства от 13.09.2001 г. № 112/182.

Перечень № 24

— Перечень работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденный приказом Госархстройинспекции от 19.02.2008 г. № 24.

 

История вопроса

Коротко напомним, в связи с чем возникла необходимость разработки и принятия новых лицензионных условий осуществления хоздеятельности в сфере строительства.

Кабмином 5 декабря 2007 г. было принято

постановление № 1396. Как было указано в его тексте, данное постановление разработано в соответствии с законами Украины «Об архитектурной деятельности» и «Об основах градостроительства» и направлено на установление общих требований к лицензированию хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры. Вскоре после этого вступил в силу Закон № 1026, которым, в частности, из сферы действия Закона о лицензировании было выведено лицензирование строительной деятельности.

В связи с указанными законодательными изменениями, поскольку они носили незавершенный характер, возник целый ряд вопросов. Среди них —

вопрос о перечне видов работ, подлежащих лицензированию, и о квалификационных, организационных и иных требованиях к осуществлению хозяйственной деятельности в строительстве, которым должен соответствовать субъект хозяйствования, желающий получить лицензию. Дело в том, что несмотря на принятие Закона № 1026 и постановления № 1396, которые, среди прочего, вместо лицензируемой ранее согласно п. 30 ст. 9 Закона о лицензировании строительной деятельности (изыскательские и проектные работы для строительства, возведение несущих и оградительных конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей) ввели новое понятие хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры на территории Украины, лицензионные условия в соответствие с произошедшими изменениями приведены не были.

Вплоть до последнего времени формально продолжали действовать

Лицензионные условия № 112. Однако, поскольку изначально они принимались в соответствии с Законом о лицензировании, применяться в изменившихся условиях не могли. Поэтому обоснованными были ссылки на общее правило: отсутствие лицензионных условий на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности не является основанием для отказа в выдаче лицензии (ч. 12 ст. 10 Закона о лицензировании).

Кроме того, в приложении к

Лицензионным условиям № 112 содержался перечень видов работ, которые подлежат лицензированию и, собственно, к осуществлению которых данные Лицензионные условия и предъявляют требования. В свою очередь, вскоре после принятия постановления № 1396 приказом Госархстройинспекции от 19.02.2008 г. № 24 был утвержден Перечень (кодификатор) работ, связанных с созданием объектов архитектуры, который несколько отличался от видов работ, включенных в приложение к Лицензионным условиям № 112. Этот факт еще больше обострил необходимость разработки и принятия новых лицензионных условий.

Позже работы, включенные в

Перечень № 24, фактически были продублированы в Примерном перечне работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденном приказом Госархстройинспекции от 16.07.2008 г. № 112. Впрочем, по признанию и Минрегионстроя, и Госкомпредпринимательства «перечень лицензируемых видов работ не является исчерпывающим и может быть дополнен в случае представления обоснованных предложений, связанных с внедрением новых технологий строительства, применением новых строительных материалов, изделий и конструкций и т. п.» (см. письмо Минрегионстроя от 30.10.2008 г. № 22/2-3724) и лишь «детализирует виды работ осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, с целью обеспечения информационного единства названий работ и их кодовых обозначений в процессе лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве (см. письмо Госкомпредпринимательства от 19.09.2008 г. № 7946). К слову скажем, что несмотря на выполнение Перечнем № 112 такой чисто технической функции, именно с ним в первую очередь был связан вопрос о необходимости лицензирования генерального подряда, который в результате решился в пользу обязательности лицензирования данного вида деятельности. Со вступлением в силу Лицензионных условий № 47 появился очередной новый Перечень (в качестве приложения к Лицензионным условиям) со старыми видами работ.

 

К каким видам работ применяются новые лицензионные условия?

Теперь перейдем непосредственно к тексту самих

Лицензионных условий № 47. Как указано в п. 1.4 Лицензионных условий № 47, они являются обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые выполняют работы, связанные с созданием объектов архитектуры, в соответствии с Перечнем, приведенным в приложении.

Хотим еще раз обратить внимание на то, что такой

Перечень самостоятельного значения не имеет и должен восприниматься исключительно как конкретизирующий положения Закона № 687 и названные в нем виды деятельности. Это такие работы, как подготовка исходных данных на проектирование; осуществление в необходимых случаях передпроектных работ, а также мер по охране нововыявленных во время осуществления строительства либо изменения (в том числе путем сноса) объектов градостроительства, которые в соответствии с законом имеют антропологическое, археологическое, эстетическое, этнографическое, историческое, искусствоведческое, научное или художественное значение; поиск архитектурного решения, разработка, согласование и утверждение проекта; выполнение рабочей документации для строительства, а в случае выполнения ее либо отдельных ее частей другим исполнителем — осуществление авторского надзора за таким выполнением; строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) и снос объекта архитектуры, архитектурно-строительный контроль, технический и авторский надзор во время осуществления строительства или изменения (в том числе путем сноса) объекта градостроительства; прием возведенного объекта в эксплуатацию. Этот вывод подтвердила в своем письме от 22.01.2009 г. № 22/9-281 и Госархстройинспекция.

 

Могут ли физлица-предприниматели получить лицензию на строительство?

Особое внимание следует обратить на

п. 2.2 Лицензионных условий № 47, согласно которому физическое лицо — предприниматель в пределах своей профессии и квалификации может выполнять работы лично либо с привлечением наемных работников. Дело в том, что раньше на возможность получения лицензии на осуществление работ в строительстве физлицом-предпринимателем не раз указывал Госкомпредпринимательства (письма от 12.02.2007 г. № 1000, от 15.01.2003 г. № 4-452-2128/240, от 06.06.2002 г. № 4-431-483/3133 ), обращая внимание при этом на то, что физлицо-предприниматель должен соблюдать Лицензионные условия № 112 и соответствовать всем требованиям, предъявляемым к субъектам хозяйствования, занимающимся строительными работами. Вопрос же о возможности осуществления таким субъектом хозяйствования строительной деятельности возникал именно в связи с тем, что сами Лицензионные условия № 112 были построены таким образом, что получить лицензию на строительство могло только юридическое лицо. Специалисты в этом отношении справедливо подчеркивали, что, во-первых, Лицензионные условия № 112 нигде прямо не разрешают физлицам-предпринимателям быть субъектами строительной деятельности, а, во-вторых, исходя из текста этого документа, можно было заключить, что они касаются только юридических лиц.

Как видим, первый из названных недостатков

Лицензионными условиями № 47 устранен (кстати, постановление № 1396 также прямо указывает, что «юридическое лицо и физическое лицо (предприниматель) — субъекты хозяйственной деятельности, намеревающиеся осуществлять строительную деятельность, должны получить лицензию в соответствии с этим Порядком»). Второе препятствие по-прежнему остается актуальным — физлицам-предпринимателям, как и раньше, будет достаточно сложно обеспечить соблюдение Лицензионных условий № 47 с учетом предъявляемых ими требований.

 

Общий анализ изменений в требованиях к субъектам хозяйствования

Лицензионные условия № 47

, как и их предшественник — Лицензионные условия № 112, предусматривают три группы требований к субъектам, осуществляющим деятельность, связанную с объектами архитектуры: организационные, квалификационные и технологические. Остановимся на основных изменениях, которые в них произошли.

Прежде всего, обращает на себя внимание такое новое требование, как необходимость наличия в составе организационно-функциональной структуры предприятия (независимо от того, каким видом деятельности оно занимается — изыскательскими, проектными, строительными и монтажными либо инжиниринговыми работами) подразделения и/или специалистов, обеспечивающих выполнение административно-руководящих, производственно-технических, планово-договорных, производственных, юридических и вспомогательных функций, а также функций по контролю качества, промышленной безопасности и охраны труда, ведению и хранению нормативной и исполнительной документации. Данное требование дополняет квалификационное требование о том, что в состав работников предприятия в соответствии с названными направлениями работы должны быть включены руководители, профессионалы и специалисты согласно

Классификатору профессий ДК 003:2005.

Что касается требований к организационно-функциональной структуре предприятия, наличию положений о соответствующих структурных подразделениях и должностных инструкций, укомплектованности предприятия инженерно-техническими работниками необходимых профессий и квалификации, то они остались прежними. Среди новых положений

Лицензионных условий можно отметить прямое указание на необходимость наличия у субъектов хозяйствования документов, подтверждающих, что производственные помещения и средства производства находятся у него в собственности или на праве аренды.

Квалификационные требования к руководителю предприятия либо его заместителю остались прежними: наличие полного либо базового высшего образования соответствующего направления, стаж работы для магистра либо специалиста — 2 года, для бакалавра — не менее 3 лет. Уточнено, что

 этим же требованиям должны соответствовать физлица-предприниматели. В то же время в Лицензионных условиях № 47 появилась оговорка о том, что руководители предприятия и руководители исполнительных и функциональных подразделений должны работать у субъекта хозяйствования по основному месту работы.

Новым организационным требованием для субъектов, осуществляющих изыскательские и проектные работы, стала необходимость наличия режимно-секретного органа (в соответствии со

ст. 21 Закона Украины «О государственной тайне» от 21.01.94 г. № 3855-XII). Условия осуществления изыскательcких работ дополнены квалификационными требованиями к начальнику партии, буровому мастеру, а также таким технологическим требованием, как прохождение устройствами и средствами своевременной метрологической проверки, проведение технического осмотра в соответствующих органах техники, оборудования, инструментов.

В части требований к проектным работам следует отметить установление специальных квалификационных требований к главному конструктору и главному специалисту раздела проекта, в части требований к строительным и монтажным работам — к технику-строителю.

Логичным ввиду изменения перечня лицензируемых видов деятельности стало появление в

Лицензионных условиях нового раздела, раскрывающего требования к осуществлению инжиниринговых работ.

Напоследок отметим, что новые

Лицензионные условия осуществления работ, связанных с созданием объекта архитектуры, актуальны не только для тех субъектов хозяйствования, которые намереваются получить лицензию, но и для тех, у которых уже есть «строительная» лицензия, полученная до вступления ими в силу, т. е. до 22.03.2009 г. Дело в том, что несоответствие субъектов хозяйствования, осуществляющих строительную деятельность, требованиям Лицензионных условий № 47 может стать основанием для аннулирования лицензии либо для приостановления ее действия.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд