О применении ускоренной амортизации основных фондов группы 3

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2009/№ 34
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 17.04.2009 г. № 8167/7/15-0217

О применении ускоренной амортизации основных фондов группы 3

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 17.04.2009 г. № 8167/7/15-0217

 

В связи с поступлением запросов от органов государственной налоговой службы и налогоплательщиков, а также с целью надлежащей организации администрирования налога на прибыль Государственная налоговая администрация Украины сообщает об особенностях применения подпункта 8.6.5 п. 8.6 ст. 8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон).

Подпунктом 8.6.5 п. 8.6 ст. 8 Закона

предоставлено право промышленным предприятиям применять ежегодную 25-процентную норму ускоренной амортизации основных фондов группы 3.

При этом амортизация основных фондов группы 3 осуществляется до достижения балансовой стоимостью группы нулевого значения.

Поскольку в Законе отсутствует норма, которая бы устанавливала размер ускоренной амортизации для промышленных предприятий в расчете на налоговый квартал, и не предусмотрены другие особенности ее начисления, то промышленные предприятия, использующие указанный подпункт, должны применять упомянутую норму ускоренной амортизации к совокупной балансовой стоимости основных фондов группы 3

по итогам года в размере 25 процентов к балансовой стоимости основных фондов группы 3 на начало такого года и отражать амортизационные отчисления с использованием такой нормы только в декларации по налогу на прибыль предприятия за отчетный год.

При этом по результатам отчетных периодов: квартал, полугодие и три квартала амортизационные отчисления на какие-либо основные фонды группы 3 не начисляются и соответственно не отражаются в составе строки 06 декларации по налогу на прибыль предприятия

.

Указанная ускоренная амортизация может применяться плательщиками налога, начиная с 2009 года. При этом

выбор порядка начисления амортизации может быть принят плательщиком налога в течение отчетного года только один раз.

Председателям Государственных налоговых администраций в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе довести указанное разъяснение до сведения плательщиков налогов и подчиненных подразделений и обеспечить его учет при проведении контрольно-проверочной работы и вынесении решений в процессе апелляционных согласований.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Промышленная амортизация: к сожаленью, «ускоренье» — только раз в году...

Несколько перефразируя известный «закон», можно сказать, что если у ГНАУ есть возможность на благо бюджета использовать оплошность (или некомпетентность) законодателя, то она этой возможностью непременно воспользуется, причем любой момент для этого будет подходящим...

Собственно говоря, о высокой вероятности подобного развития событий своих читателей мы предупредили сразу же — в редакционном комментарии к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности» от 18.12.2008 г. № 694-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 13, с. 4). Несколько позже — в статье «Привидения ускорения» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 22, с. 35) — наши читатели были ознакомлены со всеми аргументами «за» и «против», так что повторять их здесь не имеет смысла.

И все-таки в этом письме ГНАУ есть моменты, которые заслуживают комментария.

Во-первых, позволим себе поправить ГНАУ: для отражения сумм амортизационных отчислений в декларации по налогу на прибыль предприятия предназначена строка

07, а не строка «06», указанная в тексте письма.

Во-вторых, у читателя не должно возникнуть впечатление, что плательщик налога на прибыль, который даже считает себя

промышленным предприятием, именно «должен» применять соответствующую «ускоренную» 25-процентную норму, да ГНАУ об этом и не говорит: смысл сказанного заключается лишь в том, что если плательщик по собственному желанию принял решение эту норму применять, то отразить соответствующую годовую сумму амортизационных отчислений по объектам основных фондов группы 3 он будет вправе (по мнению ГНАУ) только один раз в год и только исходя из, так сказать, полного размера нормы (25 %) — в декларации за 2009 год (это — впервые, но при желании и за последующие годы тоже).

В-третьих, по-видимому, неспроста в письме прямо запрещается отражать соответствующие суммы амортизационных отчислений в декларациях за

другие отчетные периоды года (в частности, за первый квартал и т. д.), ведь это по сути указание, что если плательщик самостоятельно «разбил» полный размер нормы на части (чтобы по итогам года выйти на пресловутые 25 %) и соответствующая часть, приходящаяся на расчетный квартал (в данном случае — первый квартал 2009 года), уже попала в состав показателя строки 07 декларации за такой квартал и повлияла на величину налогового обязательства в сторону его уменьшения, то такому плательщику остается один вариант — подать уточняющий расчет с начислением 5-процентного «самоштрафа». Думается, что несогласные пострадавшие наверняка найдут поддержку (и противоположное — «конфликтоинтересное» мнение) в Госкомпредпринимательства. Это — как минимум. Потому что данное мнение ГНАУ — это все-таки лишь мнение, ее трактовка нормы закона не в последней инстанции. Хотя откровенно говоря, мы надеемся, что наши читатели вняли предупреждениям редакции.

В-четвертых, по поводу «одноразового» выбора ускоренной 25-процентной нормы никого не должно ввести в заблуждение (так сказать «по созвучию») сходство с такой новеллой, прямо прописанной в п.п. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 Закона о налоге на прибыль и касающейся наоборот —

пониженного размера норм амортизации, применяемого предприятием самостоятельно. Подобной прямой новеллы в отношении обсуждаемой ускоренной нормы в Законе о налоге на прибыль нет, ее «додумали» в ГНАУ. Это важно отметить, чтобы на местах по аналогии с упомянутой новеллой не «додумали» бы, во-первых, что решение о выборе надо принять обязательно до начала года (это не так) и, во-вторых, что о таком выборе надо каким-либо образом доводить до сведения налогового органа (никаких дополнительных бумажек об этом писать не надо — налоговикам все должно быть видно непосредственно из декларации — причем, как считает ГНАУ, из декларации именно за год).

В-пятых, если уж речь зашла о форме декларации, то еще раз повторим сказанное в упомянутой ранее статье:

форма таблицы 2 приложения К1/1 к декларации, строго говоря, не дает места для отдельного отражения «ускоренных» сумм амортизационных отчислений.

В заключение отметим, что недомыслие законодателя при формулировании известного закона вполне могло дать повод фискалам и вовсе заявить: «пока нет соответствующего специального перечня

промышленных предприятий — для «ускоренной» нормы отсутствуют субъекты»...

 

Александр Голенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд