Темы статей
Выбрать темы

О применении единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами

Редакция НиБУ
Письмо от 10.07.2009 г. № 14487/7/15-0417

О применении единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами

Обзорное письмо Государственной налоговой администрации Украины от 10.07.2009 г. № 14487/7/15-0417

(извлечение)

 

Обзорное письмо посвящено вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами.

В письме используются следующие сокращения:

Закон Украины от 28.12.94 № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (в редакции Закона Украины от 22.05.97 № 283/97-ВР) —

Закон № 334;

Закон Украины от 21.12.2000 № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», с изменениями и дополнениями, —

Закон № 2181;

Закон Украины от 03.04.97 № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость», с изменениями и дополнениями, —

Закон № 168;

Закон Украины от 06.07.95 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», с изменениями и дополнениями, —

Закон № 265;

Закон Украины от 18.09.2008 № 523-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования предпринимательской деятельности» —

Закон № 523 ;

Закон Украины от 19.10.2000 № 2063-III «О государственной поддержке малого предпринимательства», с изменениями и дополнениями, —

Закон № 2063;

Указ Президента Украины от 03.07.98 № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 № 746/99) —

Указ;

приказ ГНА Украины от 01.03.2000 № 79 «Об утверждении Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость», зарегистрированный в Минюсте Украины 03.04.2000 г. под № 208/4429, с изменениями и дополнениями, —

Положение № 79;

приказ ГНА Украины от 23.06.2006 № 352 «Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по применению положений Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» —

приказ № 352;

приказ ГНА Украины от 28.02.2003 № 98 «Об утверждении формы Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом и Порядка его составления», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 19.03.2003 под № 221/7542, —

приказ № 98 ;

приказ ГНА Украины от 13.10.98 № 477 (в редакции приказа ГНАУ от 12.10.99 г. № 554) «Порядок ведения Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 27.10.98 под № 689/3129, —

приказ № 554 ;

приказ ГНА Украины от 13.10.98 № 476, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ГНА Украины от 12.10.99 № 555 «Форма и Порядок выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 27.10.98 под № 688/3128, —

приказ № 555;

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92, зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 18.05.2000 под № 288/4509, —

П(С)БУ 7;

Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления Национального банка Украины № 492 от 12.11.2003 г. (с изменениями и дополнениями), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17.12.2003 под № 1172/8493, —

Инструкция № 492.

С целью правильности администрирования единого налога и обеспечения полноты и своевременности уплаты в бюджет этого налога сообщаем следующее.

 

1. О порядке перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства — юридических лиц

На первый взгляд упрощенная система налогообложения кажется достаточно привлекательной для субъектов хозяйствования, однако прежде чем перейти на уплату единого налога, необходимо проанализировать плюсы и минусы ее применения. Прежде всего рассмотрим процедуру перехода юридического лица с общей системы налогообложения на упрощенную и обратим внимание на некоторые особенности такого перехода.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства может применяться субъектом предпринимательской деятельности по его желанию на условиях, определенных Указом.

Она вводится для субъектов малого предпринимательства, в частности, юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих

не превышает 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн гривень .

Вопросы, возникавшие при применении термина «год» в понимании Указа, урегулированы принятием постановления № 507, которым определено, что в понимании Указа под термином «

год» применяется термин «календарный год», который начинается 1 января и продолжается по 31 декабря включительно.

Субъект малого предпринимательства — юридическое лицо при переходе на упрощенную систему налогообложения должен учитывать ряд условий, определенных ст. 7 Указа и другими законодательными актами, а именно

плательщиками единого налога не могут быть:

доверительные общества, страховые компании, банки, ломбарды, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;

субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие обмен иностранной валюты;

субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с устройством казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляющие обмен иностранной валюты;

субъекты предпринимательской деятельности, являющиеся производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;

субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие: добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащие лицензированию в соответствии с Законом № 1775.

Действие Указа также

не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, не являющимся субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов.

Следует вспомнить о принятии Закона № 523, которым внесены изменения в ст. 63 Хозяйственного кодекса и в ст. 1 Закона № 2063 в части определения субъектов малого предпринимательства. В соответствии с внесенными изменениями

субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами являются субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн гривень.

Однако, несмотря на изменения, внесенные Законом № 523, упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога имеют право применять только те субъекты малого предпринимательства, которые отвечают требованиям Указа, т. е. у которых в соответствии со ст. 1 Указа объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не

превышает 1 млн гривень.

Следовательно,

принятие Закона № 523 не привело к изменению критериев определения права на применение упрощенной системы налогообложения, установленных Указом. При этом увеличение граничного предела объемов годового валового дохода (с 500 тыс. евро до 70 млн грн.) для субъектов малого предпринимательства предоставило право на расширение учредительного круга юридических лиц — субъектов малого предпринимательства, желающих перейти на упрощенную систему налогообложения.

При подаче заявлений на переход на упрощенную систему налогообложения субъекты малого предпринимательства должны принять во внимание внесенные изменения и при этом соблюдать требования Указа. В частности, в случае перехода субъектами малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, следует обращать внимание на

недопущение превышения 25 процентов доли в уставном фонде, принадлежащей юридическим лицам — участникам и учредителям данного субъекта, не являющимся субъектами малого предпринимательства.

По вопросу распространения действия Указа на предприятия, основанные на государственной и коммунальной формах собственности, у которых не сформирован (отсутствует) уставный фонд, предоставлено Обобщающее налоговое разъяснение, утвержденное приказом № 352, в котором дается разъяснение о

запрете применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства с государственной и коммунальной формами собственности.

Решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект хозяйствования может принять

не более одного раза в календарный год, самостоятельно выбрав одну из следующих ставок единого налога:

6 процентов

суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты НДС;

10 процентов

суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения НДС в состав единого налога.

Важно отметить, что плательщики единого налога — юридические лица обязательно должны придерживаться требования по соблюдению объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год

не более 1 млн гривень. В ином случае они со следующего отчетного периода (квартала) переходят на общую систему налогообложения.

Рассмотрим положительные стороны перехода на упрощенную систему налогообложения

.

Упрощенная система снижает налоговую нагрузку на плательщиков, сокращает документооборот, существенно защищает от влияния контролирующих органов. Субъекты малого предпринимательства при выборе упрощенной системы налогообложения освобождаются от уплаты ряда налогов и сборов, а также имеют возможность самостоятельно определяться в отношении регистрации плательщиками налога на добавленную стоимость, выбрав соответствующую ставку налога.

Если в уставе субъекта малого предпринимательства указаны виды деятельности, на которые не распространяется действие Указа, а на момент подачи заявления о выдаче указанного выше Свидетельства он не осуществляет указанную деятельность и не получил соответствующую лицензию, о чем он в письменном виде уведомляет орган ГНС, такой субъект может получить Свидетельство о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом.

Одним из условий перехода на упрощенную систему налогообложения является отсутствие задолженности по уплате установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на дату подачи заявления. Но случается так, что налоговые обязательства по основным налогам и сборам уплачены, однако существует задолженность по уплате штрафных санкций, начисленных органами ГНС за нарушение требований Закона № 265, которые не являются налоговыми обязательствами в понимании Закона № 2181, а поэтому нормы этого Закона не распространяются на такие штрафные санкции.

Следовательно,

в случае неуплаты таких штрафных санкций они не приобретают статус налогового долга и соответственно не являются основанием для отказа в применении упрощенной системы налогообложения.

Одним из условий перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта предпринимательской деятельности является уплата им всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период, а предоставление рассрочки налогового долга не ликвидирует задолженности плательщика налогов, в таком случае

основания для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъекта предпринимательской деятельности отсутствуют.

Отдельно следует остановиться на вопросах, связанных с применением норм Закона № 168 при переходе на упрощенную систему налогообложения

.

Если плательщик перешел на уплату единого налога по

ставке 10 процентов, то он должен аннулировать Свидетельство о регистрации плательщика НДС, и соответственно утрачивается право на начисление налога при осуществлении операций по продаже товаров (работ, услуг), выписку налоговых накладных, получение налогового кредита при осуществлении операций по приобретению товаров (работ, услуг), получение бюджетного (экспортного) возмещения.

Процедура снятия с учета плательщика НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения регламентируется Положением № 79. При этом указанные плательщики обязаны сдать в налоговый орган по месту регистрации оригинал Свидетельства плательщика НДС и все заверенные налоговым органом его копии, а также подать в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, в которую должны быть включены все операции за последний отчетный период, по которым возникали налоговые обязательства (в том числе с условной продажей товарных остатков и основных фондов) и внести в бюджет суммы НДС, подлежащие уплате согласно указанной декларации.

Кроме того, в соответствии с п. 12.2 указанного Положения не зарегистрированное плательщиком налога на добавленную стоимость юридическое лицо, которое согласно Указу переходит на упрощенную систему налогообложения и выбрало ставку единого налога 6 процентов, подлежит обязательной регистрации как плательщик налога на добавленную стоимость, начиная с первого числа того отчетного периода (квартала), с которого осуществлен переход на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 процентов.

То есть

применение плательщиком единого налога ставки 6 процентов возможно только при условии обязательной регистрации такого субъекта хозяйствования плательщиком налога на добавленную стоимость на общих основаниях и обеспечения им уплаты налога на добавленную стоимость.

В то же время п. 14.1 Положения № 79 определено, что налоговый орган имеет право отказывать в регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость и выдаче Свидетельства, если заявитель не подпадает под определение плательщика налога или возникают основания для аннулирования регистрации такого плательщика.

В случае исключения субъекта хозяйствования из категории плательщиков налога на добавленную стоимость такой плательщик единого налога утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения по ставке 6 процентов и должен перейти на общую систему налогообложения или изменить ставку единого налога на 10 процентов

.

Но изменение ставки разрешено

только в этом случае, в других случаях изменять ставку в течение календарного года не разрешается.

Следует иметь в виду, что свидетельство действует только до конца календарного года, выписывается на бланке строгой отчетности и подлежит возврату в орган налоговой службы, который его выдал.

А как быть, если в середине года плательщик изменил местопребывание?

Здесь возникает следующая ситуация.

Поскольку теперь действующее законодательство обязывает плательщиков налогов до конца бюджетного года уплачивать налоги в бюджет по предыдущему месту регистрации, то для перехода на упрощенную систему налогообложения в следующем календарном году субъект предпринимательства — юридическое лицо в установленные сроки подает заявление в налоговый орган по

предыдущему месту регистрации. В этой же налоговой инспекции в установленном порядке выдается свидетельство. Это свидетельство предоставляет право на применение упрощенной системы налогообложения и действует по новому месту пребывания, но по окончании срока его действия возвращается в налоговый орган, который его выдал.

При принятии решения на переход на упрощенную систему налогообложения возникает также ряд других вопросов, которые также нельзя оставить без внимания

.

В частности, о праве перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъекта малого предпринимательства — юридического лица, имеющего учредителя (одного из учредителей) — нерезидента (юридическое или физическое лицо) независимо от его доли в уставном фонде предприятия.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 7 Указа его действие

не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, которые не являются субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов.

Если субъект предпринимательства, имеющий учредителя-нерезидента — юридическое лицо, который не является субъектом малого предпринимательства и которому принадлежит более 25 процентов уставного фонда предприятия, такой субъект предпринимательства

не может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога.

Еще одним вопросом, на котором следует остановиться

, такой: может ли перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект малого предпринимательства — юридическое лицо, который имеет учредителя — физическое лицо, доля взносов которого в уставный фонд предприятия превышает 25 процентов. Ограничения в отношении учредителей — физических лиц Указом не предусмотрены.

Таким образом, если учредителем предприятия выступает физическое лицо, то

независимо от еего доли в уставном фонде предприятия и в случае соответствия требованиям Указа по объему выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и среднеучетной численности работающих, а также при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период, предприятие может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога.

Актуальным является вопрос перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов хозяйствования, имеющих филиалы

. В этом случае следует обратить внимание на то, что плательщиком единого налога может быть только субъект предпринимательской деятельности со статусом юридического лица, поэтому филиалы без статуса юридического лица не могут перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности отдельно от юридического лица.

Если предприятие переходит на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности вместе с филиалами, то при подаче заявления о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога в орган ГНС указывается также идентичная информация по филиалам. Перечень филиалов указывается в Свидетельстве о праве уплаты единого налога.

Что касается

неприбыльных учреждений и организаций, то они также не могут перейти на упрощенную систему налогообложения, поскольку такие учреждения не являются субъектами хозяйствования.

комментарий редакции

Единый налог: возможность применения

Прежде всего отметим, что данное разъяснение по градации, выдуманной налоговиками (см., например, письмо ГНАУ от 31.05.2007 г. № 10860/7/16-1517-05 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 59), попадает в разряд

обобщающих налоговых разъяснений (обратите внимание: оно направлено в адрес всех облГНА, другие налоговые разъяснения действуют в части, не противоречащей данному письму), хотя на самом деле таковым не является. Тем не менее не приходится сомневаться, что на практике налоговики будут его использовать. Справедливости ради следует сказать, что ничего революционного комментируемое письмо не содержит, оно, скорее является попыткой систематизации выводов уже существующих налоговых разъяснений. Именно вследствие такой систематизации оно будет полезно налогоплательщикам.

В первой части письма особый интерес представляют следующие моменты:

1.

Что понимается под термином «год». Не вызывает сомнений, что под «годом» понимается «календарный год», т. е. период с 1 января по 31 декабря. Но больший интерес вызывает другой вопрос: какой это год — текущий или предыдущий? Из некоторых писем ГНАУ следует, что ориентироваться надо на выручку текущего года, но при этом учитывать еще и выручку предыдущего (например, письма от 04.11.2004 г. № 21435/7/17-3117, от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714). Выходит, если в 2008 году единоналожник превысил установленный лимит выручки, то, по их мнению, такой субъект может перейти на упрощенную систему только с 1 квартала 2010 года. К этому мнению присоединяется и Госкомпредпринимательства (письмо от 25.04.2007 г. № 2987). Со своей стороны отметим, что такая позиция выглядит весьма спорно, по крайней мере из формы заявления о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога следует, что под «годом» понимается только текущий год.

2.

Статус учредителей (участников) и единый налог. Здесь можно выделить несколько моментов:

изменение критериев для субъектов малого предпринимательства (увеличение объема валового дохода с 500 тыс. евро до 70 млн грн.) расширяет возможность использования упрощенной системы теми предприятиями, доли (акции) которых принадлежат таким субъектам малого предпринимательства;

— лицами, не считающимися субъектами малого предпринимательства, можно назвать и

нерезидентов. Поэтому, если нерезидентам принадлежит более 25 % уставного фонда предприятия, то предприятие не может воспользоваться упрощенной системой. Однако это правило касается только нерезидентов-юрлиц. Физлица-нерезиденты при расчете ограничительных критериев не учитываются. Например, уставный фонд разделен таким образом: 70 % принадлежит физлицу-резиденту, 10 % — юрлицу-резиденту, не являющемуся субъектом малого предпринимательства, 13 % — юрлицу-нерезиденту, 7 % — физлицу-нерезиденту. Такое предприятие может перейти на единый налог, поскольку доля не субъектов малого предпринимательства не превышает 25 % (10 + 13 = 23 %);

запрет на использование упрощенной системы предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. Уставный фонд таких предприятий принадлежат государству или местным общинам, которые субъектами малого предпринимательства не являются. Поэтому налоговики, долгое время выдававшие Свидетельства об уплате единого налога таким предприятиям, с выходом обобщающего налогового разъяснения, утвержденного приказом от 23.06.2006 г. № 352, запретили им применять упрощенную систему (причем независимо от того, есть у таких предприятий уставный фонд или нет). В свое время это налоговое разъяснение постановлением Киевского апелляционного административного суда от 30 ноября 2007 года было признано недействительным (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 99). Однако впоследствии это судебное решение было отменено постановлением ВАСУ от 1 июля 2008 года (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 76). При этом известны случаи, когда предприятия коммунальной формы собственности добивались возможности перехода на упрощенную систему в судебном порядке (постановление ВАСУ от 05.02.2008 г. по делу № 13/87-АП-2006, к/с № К-24572/06).

3.

Переход на упрощенную систему и задолженность по налогам. Налоговики уже давно рассматривают наличие рассроченного налогового долга в качестве преграды для перехода на единый налог (письма ГНАУ от 29.11.2001 г. № 7647/6/15-1316, от 21.04.2006 г. № 4583/6/15/0416). Госкомпредпринимательства спорит с такой позицией налоговиков (письма от 12.03.2002 г. № 5-532/1383 и от 19.03.2002 г. № 5-532/1541), считая, что при своевременном погашении рассроченных сумм препятствий для перехода на единый налог быть не должно (если, конечно, выполняются другие условия для перехода). Однако этот вопрос вряд ли можно назвать актуальным, ведь на сегодняшний день сама по себе возможность рассрочить налоговый долг выглядит достаточно призрачно (письмо ГНАУ от 24.01.2006 г. № 19/2/24-1110, письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 23.07.2003 г. № 06-10/617, письмо Минфина от 03.02.2006 г. № 31-21000-2-4/526).

В то же время в комментируемом письме не рассмотрена ситуация с

обжалуемым налоговым обязательством. Мы присоединяемся к позиции Госкомпредпринимательства, который считает, что его наличие не может рассматриваться как ограничение на применение упрощенной системы, ведь налогоплательщик не имеет задолженности по налогам, срок уплаты которой наступил (см. письмо от 27.02.2002 г. № 2-221/1166). Однако неоднократно в консультациях налоговики запрещали переходить на единый налог во время апелляционного обжалования налогового обязательства.

4.

Единый налог и НДС. Не секрет, что, по мнению налоговиков, использование 6-процентной ставки неразрывно связано с регистрацией плательщиком НДС. Пусть даже такой единоналожник будет осуществлять необлагаемые поставки, он все равно должен иметь Свидетельство плательщика НДС. Другое дело, что если в течение 12-месячного периода он будет подавать декларацию, свидетельствующую об отсутствии налогооблагаемых поставок, налоговики могут аннулировать регистрацию плательщиком НДС. С учетом последних «новаций» в администрировании НДС (см. распоряжение КМУ от 01.07.2009 г. № 757-р в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 58), такая перспектива выглядит реально. В результате налогоплательщик получает условную продажу по НДС и 10-процентную ставку по единому налогу.

Дмитрий Костюк

 

 

2. О порядке ведения налогового учета для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и порядке обложения единым налогом

Прежде всего следует заметить, что Порядок предусматривает необходимость отражения в доходной части Книги,

кроме выручки, поступившей на текущий счет или (и) в кассу, а также внереализационных доходов и выручки от других операций (графа 5 Книги).

Применение упрощенной системы налогообложения

не позволяет субъектам предпринимательской деятельности — юридическим лицам применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию, кроме наличного и безналичного расчетов средствами.

Поэтому

возникает вопрос, могут ли плательщики единого налога применять вексельную форму расчета.

Условие по проведению расчетов с применением векселей отражается в соответствующем договоре, который заключается в письменной форме. В случае выдачи (передачи) векселя в соответствии с договором прекращаются денежные обязательства по платежу по этому договору и возникают денежные обязательства по платежу по векселю. То есть после получения векселя обязательства по договору поставки продукции погашаются в неденежной форме.

Указом также установлен запрет на осуществление плательщиками единого налога расчетов путем бартерных операций, которые в соответствии с Законом № 334 предусматривают проведение расчетов за товары (работы, услуги) в любой форме, отличающейся от денежной, включая любые виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг).

Учитывая указанное,

плательщики единого налога — юридические лица не имеют права осуществлять вексельные и бартерные расчеты за отгруженную продукцию.

При этом, согласно статье 5 Указа, в случае

нарушения указанных требований плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, начиная со следующего отчетного периода (квартала).

Если за реализованную продукцию получена выручка в валюте, следует обратить внимание на такие особенности

.

В соответствии с требованиями подпункта 5.3 пункта 5 Инструкции № 492 на текущие счета в иностранной валюте юридических лиц зачисляются средства, в частности, перечисленные из-за границы нерезидентами по внешнеэкономическим контрактам (договорам, соглашениям) через распределительные счета.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета банков Украины распределительные счета субъектов хозяйствования открываются банком для учета поступлений, подлежащих распределению или дополнительному предварительному контролю. Валютные средства могут находиться на распределительном счете предприятия до момента их зачисления на текущий счет до пяти дней.

Следовательно,

учитывая то, что распределительные счета выполняют сугубо техническую функцию, расчет базы обложения единым налогом осуществляется исходя из суммы валютной выручки, зачисленной на текущий счет субъекта хозяйствования.

Следует обратить внимание, что теперь банковский термин «

расчетный счет» заменен термином «текущий счет».

Порядком ведения Книги учета доходов и расходов предусмотрено, что в доходной части Книги отражаются все поступления, полученные на текущий счет и в кассу субъекта малого предпринимательства от продажи продукции (товаров, работ, услуг), имущества, включая основные фонды, принадлежащие субъекту малого предпринимательства и реализованные в отчетном (налоговом) периоде, внереализационные доходы и выручка от другой реализации.

На основании ежеквартальных итогов этой Книги заполняется Расчет, который подается в государственную налоговую инспекцию по месту регистрации.

Напоминаем, что базой для исчисления единого налога согласно статье 3 Указа для юридических лиц является сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). То есть плательщики единого налога с целью определения выручки применяют

кассовый метод, при котором налоговые обязательства отражаются не по первому событию, а только при поступлении денежных средств на текущий счет или (и) в кассу в связи с осуществлением операций по продаже.

Также обращаем внимание, что предприятия, применяющие

ставку единого налога в размере 6 %, должны включать в сумму выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и суммы НДС. Это связано с тем, что на основании ст. 3 Указа единым налогом по этой ставке облагается выручка без учета только акцизного сбора. На это указывают также положения п. 6 Порядка ведения Книги учета доходов и расходов (приказ № 554).

Следовательно, суммы НДС входят в состав выручки и включаются в базу обложения единым налогом.

Необходимо обратить внимание на налогообложение операций особого вида.

 

Обложение единым налогом транзитных средств

Обложение единым налогом выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на основании договоров комиссии и других гражданско-правовых договоров (экспедиторские, брокерские предприятия, комиссионная торговля), осуществляется следующим образом.

Поскольку средства, поступающие на расчетный счет таких плательщиков единого налога, являются транзитными и они не имеют права собственности на такие средства, то при определении суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для начисления единого налога эти средства

не включаются в базу налогообложения.

Таким образом, для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на основании договоров комиссии и других гражданско-правовых договоров (экспедиторские, брокерские предприятия, комиссионная торговля), обложению единым налогом подлежит выручка от реализации своей продукции (товаров, работ, услуг), а именно, сумма

комиссионного вознаграждения, остающаяся в распоряжении этих субъектов малого предпринимательства.

 

Налогообложение дотаций и субсидии, полученных из бюджета и использованных для частичного финансирования фонда заработной платы и платы за энергоносители

Статьей 1 Указа определено, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). То есть при применении упрощенной системы налогообложения применяется кассовый метод исчисления выручки, при котором учитываются все поступления средств, полученные на расчетный счет или (и) в кассу субъекта малого предпринимательства.

В бюджете с целью государственного регулирования цен могут предусматриваться ассигнования для компенсации расходов предприятий и организаций определенных отраслей, связанных с подорожанием сырья, материалов, оборудования, увеличением других производственных расходов и т. п. в виде субсидий, текущих трансфертных выплат и капитальных трансфертов.

Доход плательщика налога, полученный им из бюджета в виде дотаций, субсидий в целях государственного регулирования цен, считается доходом от внереализационных операций и включается в базу налогообложения.

Учитывая приведенное, субъект хозяйствования — юридическое лицо для обложения единым налогом должен учитывать

все поступления средств, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, включая средства, полученные из бюджета и использованные для частичного финансирования фонда заработной платы и платы за энергоносители, выручку от другой реализации.

 

Обложение единым налогом возвратной тары

Согласно Порядку составления Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, утвержденному приказом № 98, в строке 4 Расчета отражается общая сумма средств, полученная на расчетный счет или (и) в кассу субъекта малого предпринимательства с учетом средств, полученных от реализации основных фондов.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Закона № 2181, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 15 этого Закона) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой плательщик налогов имеет право предоставить уточняющий расчет или отразить уточненные показатели в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

То есть согласно приказу № 98 плательщик единого налога — продавец в строке 7 Расчета сможет отразить

возвращенные средства покупателю за возвращенную ему тару или подать уточняющий расчет согласно приложению.

Таким образом, поскольку применяется кассовый метод исчисления выручки, то предприятие для обложения единым налогом должно учитывать

все поступления средств на расчетный счет или (и) в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, выручки от другой реализации, включая средства, поступившие на расчетный счет или (и) в кассу предприятия за тару.

 

Налогообложение операций от реализации основных фондов

В соответствии со статьей 1 Указа в случае осуществления операций по продаже основных фондов выручкой от реализации считается

разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи.

То есть субъект малого предпринимательства, осуществляющий операции по продаже основных фондов, для обложения единым налогом должен учитывать

все средства, полученные на текущий счет и в кассу от реализации основных фондов, принадлежащих субъекту малого предпринимательства и реализованных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшенные на сумму остаточной стоимости на момент продажи, которая рассчитывается в соответствии с П(С)БУ 7.

Также для обложения единым налогом субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения,

также включают возвратную и безвозвратную финансовую помощь, проценты банка, суммы штрафов и пеню, а также суммы полученного страхового возмещения.

Денежные средства, перечисленные учредителем в уставный фонд плательщика единого налога, которые являются источником формирования имущества субъекта малого предпринимательства — юридического лица в обмен на корпоративные права, не считаются выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и для обложения единым налогом

не учитываются.

комментарий редакции

Выручка единоналожника: проблемные вопросы

Второй раздел письма в основном

посвящен налогообложению выручки единоналожников в разрезе различных денежных поступлений. Здесь никаких новостей: налоговики остались верны своим фискальным позициям по ряду поступлений, которые не соответствуют определению выручки, подлежащей налогообложению согласно Указу № 727. Напомним, что согласно этому определению выручкой считаются только те фактические поступления, которые являются оплатой за продукцию (товары, работы, услуги). Налоговики не всегда учитывают эту связь, настаивая в определенных случаях на обложении денежных средств, полученных единоналожниками, которые никак не связаны с реализацией.

Перечислим те виды поступлений, которым ГНАУ уделила внимание в этом письме, и кратко изложим нашу позицию в отношении каждой из выплат.

 

Вид поступления

Мнение ГНАУ

Мнение и комментарий редакции

1

2

3

Выручка в инвалюте

Не облагается по поступлению на распределительный счет, а облагается по поступлению на текущий валютный счет

Согласны. Как верно указано в письме, распределительный счет выполняет исключительно техническую функцию

Выручка с НДС

Единоналожники по ставке 6 % в базу для обложения включают выручку вместе с НДС

Согласны, это следует из определения выручки (ст. 1 Указа № 727)

Транзитные суммы

Не облагаются у комиссионеров, брокеров, экспедиторов

Согласны. У таких единоналожников облагается только их вознаграждение. Однако следует помнить о письме ГНАУ от 06.07.2006 г. № 12710/7/16-1517, где сказано, что транзитные суммы учитываются для целей определения предельной выручки единоналожника-юрлица// «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 71

Дотации, субсидии с целью государственного регулирования цен

Облагаются

Согласны, если такие средства поступают в виде доплаты до установленного тарифа. В этом случае единоналожник получает компенсацию стоимости товаров (работ, услуг)

Средства, полученные из бюджета для частичного финансирования ФОТ и платы за энергоносители

Облагаются

Не согласны. Эти поступления не связаны с реализацией товаров (работ, услуг)

Средства, полученные за возвратную тару

Облагаются, а в периоде возврата денег за тару покупателю объект налогообложения уменьшается через уточнение

Согласны, если полученные средства (залог) касаются тары, определенной только родовыми признаками. Если же возвратная тара определена индивидуальными признаками, то поступивший за нее залог облагаться единым налогом не должен. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 38

Выручка от реализации основных фондов

Облагается в размере разницы между суммой, полученной от реализации основных фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи

Согласны. При этом остаточная стоимость рассчитывается по правилам бухгалтерского учета. Подробнее об этом и об обложении такой продажи при частичных оплатах см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65

Проценты банка

Облагается

Согласны. Ведь по своей сути проценты являются платой за финансовую услугу

Возвратная и безвозвратная финпомощь

Облагается

Не согласны. Эти поступления не связаны с реализацией товаров (работ, услуг)

Страховое возмещение

Облагается

Суммы штрафов и пени

Облагается

 

Более подробно об этих и о других поступлениях с нашей расширенной аргументацией можно прочитать в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65.

Кроме разновидностей выручки, в этом разделе письма ГНАУ напоминает о запрете на вексельный расчет за отгруженную единоналожником продукцию.

Наталия Яновская

 

 

3. О сроках уплаты единого налога и порядке заполнения Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом

На основании ежеквартальных итогов Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица заполняется Расчет, который подается в государственную налоговую инспекцию по месту регистрации.

Следует заметить: поскольку на основании Расчета осуществляются начисление и уплата единого налога, то такой

Расчет в понимании Закона № 2181 является налоговой декларацией, и потому на него распространяются все без исключения нормы Закона № 2181.

Срок подачи Расчета отличается от установленных Законом № 2181 сроков для квартального отчетного периода. Но сам Закон № 2181 разрешает допускать такие особенности для отдельных платежей.

Так, пунктом 1.11 статьи 1 Закона № 2181 предусмотрено, что налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) подается плательщиком налогов в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа).

Статьей 4 Указа установлено, что по результатам хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период (квартал) субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами в соответствующий орган государственной налоговой службы подается Расчет об уплате единого налога с подачей платежных поручений на уплату единого налога за отчетный период с отметкой банка о зачислении этих средств в срок

до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.

То есть окончательным сроком для подачи таких расчетов является

19 число месяца, следующего за отчетным кварталом. Следует отметить, что в случае просрочки или неподачи в установленный срок Расчета Законом № 2181 предусмотрена ответственность в виде штрафа (десять не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или 170 гривень) за каждую такую просрочку или неподачу (подпункт 17.1.7* пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181).

* Видимо, имеется в виду п.п. 17.1.1 Закона № 2181. —

Примеч. ред.

Если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день

, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день.

Налоговая отчетность (в нашем случае —

Расчет), полученная контролирующим органом от плательщика налогов как налоговая декларация, которая заполнена им не по правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом как налоговая декларация, если в ней:

не указаны обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью плательщика налогов. В этом случае, если контролирующий орган обращается к плательщику налогов с письменным предложением предоставить новую налоговую декларацию с исправленными показателями (с указанием оснований непринятия предыдущей), то такой плательщик налогов имеет право:

предоставить такую новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа;

обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования. Расчет подается плательщиком независимо от того, возникло в отчетном периоде у этого плательщика налоговое обязательство или нет, и заполняется в гривнях без копеек с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

В расчете указываются все предусмотренные в нем показатели. Если никакая строка не заполняется из-за отсутствия операции (суммы), то такая строка прочеркивается.

Данные, приведенные в расчете, должны подтверждаться первичными документами учета и соответствовать налоговому учету (отчетности), а их достоверность подтверждается подписями руководителя.

Обращаем внимание, что предприятия, применяющие ставку единого налога в размере 6 процентов, должны включать

в сумму выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и суммы НДС. Это связано с тем, что на основании ст. 3 Указа единым налогом по этой ставке облагается выручка без учета только акцизного сбора. На это указывают также положения п. 6 приказа № 554.

Следовательно,

суммы НДС входят в состав выручки для целей обложения единым налогом.

В случае

нарушения требований, установленных статьей 1 Указа, в частности, если объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год превышает 1 млн грн. для юридических лиц — субъектов хозяйствования, такие плательщики единого налога должны перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала).

Субъект малого предпринимательства — плательщик единого налога может самостоятельно принять решение об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и возвратиться на общую систему налогообложения с начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала) в случае подачи соответствующего

заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного (налогового) периода (квартала).

 

Разъяснения, предоставленные по индивидуальным запросам плательщиков единого налога

Акционерное общество — субъект малого предпринимательства (далее — СМП), с момента регистрации находится на упрощенной системе, на 2008 год получило свидетельство о праве уплаты единого налога по ставке 10 процентов, причем в 2007 году работало по ставке 6 процентов, основной вид деятельности — розничная торговля продуктами питания, отчетный период — I квартал 2008 года, численность работающих — 7 чел.

Ситуация 1.

В I квартале получена выручка от реализации товаров в сумме 54117 грн., осуществлена продажа не нужного для использования торгового оборудования, причем результат такой реализации имеет убыточный результат (-320 грн.), в феврале выплачены учредителям дивиденды (по результатам 2007 года), на которые начислен и уплачен авансовый взнос с налога на прибыль в сумме 400 грн., исправлена ошибка, допущенная в поданном за III квартал прошлого года Расчете (не учтена при определении базы налогообложения сумма кредиторской задолженности, по которой в августе 2007 года истек срок исковой давности) на сумму 2000 грн.

Ситуация 2.

При данных ситуации 1 исправление ошибки осуществлено не в отчетном Расчете, а путем подачи уточненного расчета.

Ситуация 3.

В I квартале по сложившимся обстоятельствам СМП не осуществлял торговую деятельность. Вместе с тем получены проценты банка на депозиты в сумме 425 грн., проданы акции, разница от продажи которых имеет положительной показатель — 3000 грн., и выявлена допущенная в Расчете за II квартал 2007 года ошибка (допущена арифметическая ошибка при исчислении общей суммы выручки в сторону завышения на общую сумму 100 грн.).

Ситуация 4.

При данных ситуации 3 исправление ошибки осуществлено не в отчетном Расчете, а путем подачи уточненного расчета.

Практическое заполнение Расчета за отчетный период (I квартал 2008 года) в указанных выше ситуациях приводится в табличной форме.

 

Таблица

(грн.)

Расчет за I квартал 2008 года

Показатели

Код строки

Значение

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

Ситуация 4

1

2

3

4

5

6

Середнеучетная численность

01

7

7

7

7

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора

02

54117

54117

3425

3425

Выручка от реализации основных фондов

03

0

0

4300

4300

Всего выручка от реализации (стр. 2 + стр. 3)

04

54117

54117

7725

7725

Сумма единого налога по ставке (10) %

05

5412

5412

773

773

Взносы, начисленные на сумму дивидендов

06

400

400

0

0

Сумма самостоятельно выявленных ошибок по результатам прошлых налоговых периодов

07

120

(2000 х 6 : 100)

0

-6

(-100 х 6 : 100)

0

Налоговые обязательства к уплате (стр. 5 + стр. 6 + (-) стр. 7)

08

5932

5812

767

773

Сумма штрафа, самостоятельно начисленная плательщиком в связи с исправлением ошибки

09

6

0

0

0

Уточненный расчет за I квартал 2008 года

Показатели

Код строки

Сумма

Сумма ошибки, не учтенной или излишне учтенной в предыдущих отчетных налоговых периодах, которая привела к занижению (-) или завышению (+) объекта налогообложения (строка 4 Расчета)

1

Х*

2000

Х*

-100

Сумма заниженного (-) или завышенного (+) единого налога в предыдущих отчетных налоговых периодах по ставке (6) % (строка 5 Расчета)

2

Х

120

Х

-6

Сумма заниженных (-) или завышенных (+) взносов, начисленных на сумму дивидендов в предыдущих отчетных налоговых периодах (строка 6 Расчета)

3

Х

0

Х

0

Сумма заниженного (-) или завышенного (+) налогового обязательства, начисленного в связи с исправлением ошибки (стр. 2 + стр. 3)

4

Х

120

Х

-6

Сумма штрафа, самостоятельно начисленная плательщиком единого налога в связи с исправлением ошибки

5

Х

6

Х

0

* В ситуациях 1 и 3 уточненный расчет не подавался.

 

Некоторые особенности заполнения Расчета

В приведенных ситуациях СМП в 2008 году является плательщиком единого налога по

ставке 10 процентов, что отражается в стр. 05 Расчета.

Вместе с тем, в отчетном периоде, за который осуществляется исправление допущенной ошибки, СМП работал по ставке

6 процентов. Указанную особенность не следует забывать, когда осуществляется расчет обязательства за отчетный период (стр. 05) и при определении корректирующей суммы обязательства (стр. 07).

В

стр. 06 Расчета отражается сумма авансовых взносов по налогу на прибыль, начисленная (и уплаченная) на общую сумму дивидендов.

Отметим, что значение

стр. 08 Расчета может быть как положительным, так и отрицательным, поскольку в отдельных случаях значение стр. 07 может иметь отрицательное значение (когда допущенная в предыдущем отчетном периоде ошибка привела к завышению налогового обязательства), причем сумма такого завышения превышает начисленную сумму в отчетном периоде (стр. 05 + стр. 06).

Данные

стр. 04 Уточненного расчета также могут быть как положительными, так и отрицательными.

Обязательства по уплате единого налога, начисленные за отчетный период, заносятся в карточку лицевого счета плательщика исключительно на основании данных

стр. 08 Расчета и данных стр. 04 и стр. 05 Уточненного расчета в случае его подачи.

Все другие предоставленные налоговые разъяснения действуют в

части, не противоречащей настоящему обзорному письму.

 

Заместитель председателя ГНА Украины С. Чекашкин

комментарий редакции

Нарушения порядка уплаты единого налога и сроков подачи Расчета

Следует согласиться с тем, что Расчет единого налога для юридического лица является

декларацией. В этой связи применение штрафной санкции за его несвоевременную подачу вполне логично (простим налоговикам опечатку в ссылке на п.п. 17.1.7 Закона № 2181, применяться должен п.п. 17.1.1 этого Закона).

К сожалению, в комментируемом письме не указан порядок применения штрафа за несвоевременную

уплату единого налога. Дело в том, что сроки его уплаты не соответствуют срокам, установленным Законом № 2181: он уплачивается ежемесячно, до подачи Расчета, и только в месяце, следующем за отчетным кварталом, осуществляется окончательный расчет, опять же в сроки, отличающиеся от установленных Законом № 2181. Между тем в п.п. 17.1.7 Закона № 2181 указано, что штраф применяется, во-первых, только по согласованному налоговому обязательству (а таковым оно становится только после подачи Расчета), а во-вторых, при нарушении сроков уплаты, установленных Законом № 2181 (т. е. в течение 10 дней после предельных сроков подачи декларации). В отношении единого налога это означает, что штраф за несвоевременную уплату может применяться, только если единоналожник не уплатит единый налог в сроки, установленные Законом № 2181. То же самое касается и пени.

Если же перечисленные промежуточные (месячные) суммы налога не соответствуют реальным налоговым обязательствам месяца (которые можно определить по первичным документам), то применять штраф за занижение суммы налогового обязательства (п.п. 17.1.3 Закона № 2181) нельзя, ведь этот подпункт связывает применение штрафа с налоговым обязательством, заявленным в декларации. Однако и в этом случае и в предыдущем вполне возможно применение админштрафа (ст. 1632 и 1631 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Этот момент в письме также опустили.

Нельзя оставить без внимания примеры заполнения Расчета.

Во-первых, бросается в глаза отражение в расчете выручки от

продажи ценных бумаг: налогообложению подлежит только положительный результат. Такое мнение было высказано налоговиками в письмах ГНАУ от 11.01.2006 г. № 71/6/15-0416, от 02.04.2009 г. № 3842/5/16-1516 (последнее см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 32). Однако мы хотели бы предостеречь от такого либерального подхода. Дело в том, что Указ № 727 предусматривает лишь один случай обложения единым налогом финансового результата от сделки — продажа основных фондов; о ценных бумагах ничего не сказано.

Во-вторых, важно, что налоговики допускают заполнение итоговой стр. 08 Расчета со знаком «-», объясняя это возможным исправлением ошибки.

В-третьих, непонятно откуда в ситуациях 3 и 4 взялась выручка от продажи основных фондов в размере 4300 грн.

 

Дмитрий Костюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше