Об администрировании единого налога

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2009/№ 63
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 14.07.2009 г. № 14735/7/17-0417

Об администрировании единого налога

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 14.07.2009 г. № 14735/7/17-0417

 

Государственная налоговая администрация Украины направляет для использования в работе обобщенное обзорное письмо-разъяснение по администрированию единого налога.

 

1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Указом Президента Украины от 03.07.98 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99, далее — Указ) введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, в частности для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица. Условиями перехода и пребывания на упрощенной системе для граждан — субъектов малого предпринимательства являются пребывание с ними в трудовых отношениях

не более 10 человек, включая членов их семей, и объем выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за календарный год не должен превышать 500 тыс. гривень.

Такие физические лица имеют право самостоятельно выбрать способ налогообложения доходов по единому налогу путем получения Свидетельства об уплате единого налога. Форма Свидетельства и Порядок его выдачи утверждены приказом ГНА Украины от 29.10.99 № 599 (в редакции приказа ГНА Украины от 28.12.2001 № 521). Свидетельство выдается на указанный в заявлении срок, но в пределах календарного года.

В соответствии с нормами Указа

не распространяется упрощенная система налогообложения на субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговлю ликеро-водочными, табачными изделиями или горюче-смазочными материалами.

Кроме того, что с 1 июля 2005 года до принятия Закона Украины «Об упрощенной системе налогообложения» нормы Указа и раздела IV Декрета № 13-92 применяются с учетом особенностей, определенных Законом Украины от 25.03.2005 № 2505-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» (в редакции Закона Украины от 03.06.2005 № 2642-IV), а именно: упрощенная система налогообложения, учета и отчетности

не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, которые:

— осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с устройством казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляют обмен иностранной валюты;

— являются производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;

— осуществляют: добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащие лицензированию в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

 

2. СТАВКИ НАЛОГА

Ставки единого налога для субъектов малого предпринимательства — физических лиц устанавливаются местными советами по месту их государственной регистрации в фиксированном размере в зависимости от вида деятельности в пределах

от 20 до 200 грн. в месяц для самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности и не зависят от размера полученного чистого дохода (в случае использования плательщиком единого налога наемного труда, включая членов их семей, размер единого налога для таких плательщиков увеличивается на 50 процентов за каждое лицо).

Если физическое лицо — субъект малого предпринимательства осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, оно приобретает одно Свидетельство и уплачивает единый налог по большей ставке по этим видам деятельности, установленным местным советом по месту его государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности независимо от того, осуществляет оно предпринимательскую деятельность на всей территории Украины или только по месту государственной регистрации.

 

3. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ

Действующим законодательством льготы для физических лиц — предпринимателей — плательщиков единого налога

не предусмотрены.

 

4. УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Для плательщика единого налога — физического лица порядок ведения Книги учета доходов и расходов утвержден приказом ГНА Украины от 29.10.99 г. № 599 «Об утверждении Свидетельства об уплате единого налога и Порядка его выдачи», зарегистрированным в Минюсте 02.11.99 под № 752/4045 (далее — Порядок № 599).

В соответствии с этим Порядком для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отражения осуществленных хозяйственных и финансовых операций плательщик единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов согласно приложению 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 № 12. При этом обязательному заполнению подлежат графы «Период учета (день, неделя, месяц, год)», «Расходы на производство продукции», «Сумма выручки (дохода)», «Чистый доход».

В

графе «Сумма выручки (дохода)» отражается фактически полученная сумма выручки. Согласно статье 1 Указа выручкой от реализации (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

В

графе «Расходы на производство продукции» отражаются документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с получением дохода, на основании первичных документов об осуществлении расходов.

4.1. Определение объема выручки физического лица — предпринимателя — плательщика единого налога от осуществления деятельности по договору комиссии (поручения)

Согласно Указу Президента Украины от 28 июня 1999 г. № 746/99 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ) физическое лицо — плательщик единого налога уплачивает единый налог в фиксированном размере, который устанавливается местными советами по месту государственной регистрации этого плательщика в зависимости от вида деятельности в пределах от 20 до 200 грн. в месяц, и размер единого налога не зависит от результатов предпринимательской деятельности (дохода или убытков) при условии, что объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 500 тыс. грн. на календарный год.

Указом (абзац 5 статьи 1) установлено, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

В соответствии со статьей 1011 Гражданского кодекса по договору комиссии одна сторона (комиссионер — лицо, совершающее сделки или другие юридические действия от своего имени, но за счет комитента) обязана по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок. Договор комиссии относится к числу договоров о предоставлении нематериальных посреднических услуг, главным образом при осуществлении торговых операций.

То есть

комиссионер действует от своего имени, а следовательно, принимает на себя все права и обязанности по договорам, заключаемым с третьими лицами, и несет за них ответственность.

Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (п. 31 статьи 1) определено, что

продажа товаров — любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, которые предусматривают передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию, независимо от сроков предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров.

Сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности — плательщиком единого налога на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операции по продаже комиссионного товара, считается выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг), и согласно положениям Указа, не должна превышать в течение календарного года 500 тыс. грн.

Ставки единого налога для субъектов малого предпринимательства — физических лиц устанавливаются местными советами в зависимости от вида деятельности, являются фиксированными и не зависят от размера выручки физического лица — плательщика единого налога в пределах разрешенного Указом ее объема — 500 тыс. грн.

Годовой объем выручки (500 тыс. грн.) предпринимателя является только

критерием определения возможности физического лица — СХД находиться на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности.

В случае нарушения

требований, установленных статьей 1 Указа, такой предприниматель, начиная со следующего отчетного периода (квартала), должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности.

В случае превышения объема выручки плательщик единого налога должен подать в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию и уплатить соответствующую сумму налога в порядке, установленном Декретом Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от 26 декабря 1992 г. № 13-92, действующим в части налогообложения доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью. Соответствующие разъяснения по этому вопросу предоставлены Министерством юстиции письмом от 15.08.2007 г. № 20-9-7599 (9.3).

Субъекты малого предпринимательства несут ответственность за правильность исчисления, своевременность подачи расчетов и уплаты сумм единого налога согласно законодательству Украины (статья 5 Указа).

 

5. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Доходы, полученные физическими лицами — предпринимателями — плательщиками единого налога с

нарушением норм Указа Президента Украины от 28 июня 1999 г. № 746/99 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», подлежат налогообложению в соответствии с Законом Украины от 22.05.2003 г. № 889-VI «О налоге с доходов физических лиц».

 

6. СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА

В соответствии со статьей 2 Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» (далее — Указ) физические лица — предприниматели при переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности уплачивают единый налог

не позднее 20 числа месяца, предшествующего кварталу, с которого предприниматель выбирает способ налогообложения по единому налогу, и платежный документ об уплате единого налога за период не менее чем за календарный месяц прилагается к заявлению, поданному в орган государственной налоговой службы.

В дальнейшем уплата единого налога плательщиками производится в соответствии со статьей 2 Указа и пунктом 2 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога.

 

7. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ПОДАЧИ ОТЧЕТНОСТИ

В течение года для плательщика единого налога устанавливаются отчетные периоды, равные кварталу. По окончании отчетного периода (квартала)

в течение 5 дней плательщик единого налога подает в орган государственной налоговой службы по месту своей государственной регистрации отчет, в котором указывает объем выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг) за отчетный квартал нарастающим итогом с начала срока действия Свидетельства, сумму фактически уплаченного единого налога, фактическую численность работников и виды предпринимательской деятельности, которые он осуществлял в отчетном квартале. Отчет может быть подан лично плательщиком или направлен по почте.

 

8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЕДИНОГО НАЛОГА

Статьей 128 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV гражданин признается субъектом хозяйствования в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его как предпринимателя без статуса юридического лица в соответствии со статьей 58 этого Кодекса.

Гражданин-предприниматель обязан своевременно предоставлять налоговым органам декларации о доходах, другие необходимые сведения для начисления налогов и других обязательных платежей, вести учет результатов своей предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями законодательства (пункт 6 статьи 128 Хозяйственного кодекса Украины).

Ответственность за неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета, определена статьей 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. (с изменениями и дополнениями) и влечет за собой предупреждение или наложение

штрафа в размере от трех до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

То есть действие статьи 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях распространяется на всех граждан, в том числе и на субъектов хозяйственной деятельности — плательщиков единого налога.

8.1. Применение штрафных санкций за несвоевременную уплату единого налога физическими лицами — предпринимателями

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, к которым относятся и физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности, регулируется Указом Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99) (далее — Указ).

Указом установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, имеют возможность перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности путем приобретения Свидетельства об уплате единого налога, если на вид предпринимательской деятельности, который осуществляет такое физическое лицо, местным советом установлена ставка единого налога, при условии, что объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. грн. (статья 1 Указа).

Свидетельство об уплате единого налога выдается налоговым органом на календарный год.

Уплата единого налога (в случае ежемесячной уплаты) осуществляется не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором осуществлена предыдущая уплата единого налога (Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога утвержден приказом ГНА Украины от 29.10.99 г. № 599 и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 02.11.99 г. под № 752/4045).

Плательщики налога, которые в установленном Указом порядке перешли на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и получили Свидетельство об уплате единого налога,

таким образом согласились на уплату единого налога в установленные Указом сроки, поэтому должны соблюдать все нормы Указа, в частности, уплачивать в установленный Указом срок единый налог по ставкам, определенным местным советом.

Специальным законом по вопросам налогообложения, устанавливающим порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), начисления и уплаты пени и штрафных санкций, которые применяются к плательщикам налогов контролирующими органами, является Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181).

Согласно п.п. 5.4.1 п. 5.4 статьи 5 Закона № 2181 согласованная сумма налогового обязательства, не уплаченная плательщиком налогов в срок, считается суммой налогового долга плательщика налогов.

Если плательщик налогов не уплачивает согласованную сумму налогового обязательства в установленные сроки, налоговый орган направляет такому плательщику налогов налоговые требования. Если сумма налогового долга, определенная в первом налоговом требовании, самостоятельно погашается плательщиком налогов до выставления второго налогового требования, второе налоговое требование не направляется (п.п. 6.2.1 и п.п. 6.2.5 п. 6.2 ст. 6 Закона № 2181).

Согласно п.п. 16.4.2 п. 16.4 ст. 16 Закона № 2181 размер пени, указанный в этой статье, действует для всех видов налогов и сборов (обязательных платежей), по которым действующим законодательством определены сроки уплаты. Для единого налога сроки его уплаты определены Указом. По окончании установленных сроков погашения согласованного налогового обязательства на сумму налогового долга начисляется

пеня (п.п. 16.1.1 п. 16.1 ст. 16 Закона № 2181).

Кроме того, за неуплату согласованной суммы налогового обязательства в течение предельных сроков плательщик налога обязан уплатить

штраф в следующих размерах: при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере десяти процентов погашенной суммы налогового долга; при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере двадцати процентов погашенной суммы налогового долга; при задержке, превышающей 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованной суммы налогового обязательства, — в размере пятидесяти процентов погашенной суммы налогового долга (п.п. 17.1.7 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181).

 

9. ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА — СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ПЛАТЕЛЬЩИКА ЕДИНОГО НАЛОГА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности регулируется Указом Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», согласно которому субъекты малого предпринимательства — физические лица имеют право самостоятельно выбрать способ налогообложения доходов от осуществления предпринимательской деятельности по единому налогу путем получения Свидетельства об уплате единого налога при обязательном соблюдении соответствующих условий, указанных в статье 1 Указа, одним из которых является то, что в трудовых отношениях, включая членов их семей, в течение года находится не более 10 человек.

Если плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда или при участии в предпринимательской деятельности членов его семьи,

ставка единого налога увеличивается на 50 процентов за каждого человека.

Отношения субъекта предпринимательской деятельности и наемных работников регулируются трудовым и гражданским законодательством.

Кодекс законов о труде регулирует, в частности, трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами. Выполнение работ, предоставление услуг гражданином могут осуществляться как на основании трудового договора, так и на других юридических основаниях, в частности, на основании гражданско-правового договора. На всех работников, работающих у физического лица свыше пяти дней, должны вестись

трудовые книжки.

Если плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда, то на каждое лицо, включая членов его семьи, находящихся с ним в трудовых отношениях, он обязан получить в налоговом органе Справки о трудовых отношениях с плательщиком единого налога и в течение пяти дней по окончании отчетного периода (квартала) плательщик подает в налоговый орган

Отчет установленного образца.

Формы заявления, справки и отчета плательщика единого налога определены в Порядке выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденном приказом ГНА Украины от 29.10.99 № 599, зарегистрированном в Минюсте 02.10.99 под № 599, которые разрабатывались с учетом требований действующего законодательства и указанных выше нормативных актов и служат общим образцом для всех категорий наемных лиц независимо от их статуса или семейных отношений.

 

10. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЕДИНОГО НАЛОГА — ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ — ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ОТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ УКАЗАННОЙ В СВИДЕТЕЛЬСТВЕ ОБ УПЛАТЕ ЕДИНОГО НАЛОГА

Подпунктом 9.12.1 пункта 9.12 статьи 9 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон) установлено, что налогообложение доходов, полученных физическим лицом от продажи им товаров (предоставления услуг, выполнения работ) в пределах его предпринимательской деятельности без создания юридического лица, осуществляется по правилам, установленным специальным законодательством по этим вопросам (Указом Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99), разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92, с изменениями и дополнениями, и Инструкцией о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью от 21.04.93 г. № 12, с изменениями, внесенными приказом ГНА Украины от 16.07.2003 г. № 352).

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, к которым относятся и физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты хозяйственной деятельности, регулируется Указом Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99) (далее — Указ).

Указом установлено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, имеют возможность перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности путем приобретения Свидетельства об уплате единого налога, если на вид предпринимательской деятельности, осуществляемый таким физическим лицом, местным советом установлена ставка единого налога, при условии, что объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. грн. (статья 1).

В соответствии со статьей 2 Указа субъекты предпринимательской деятельности — физические лица имеют право самостоятельно выбрать способ налогообложения доходов по единому налогу путем получения Свидетельства об уплате единого налога и уплачивают единый налог в фиксированном размере в зависимости от вида деятельности.

Согласно положениям Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом ГНА Украины от 29.10.99 г. № 599, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 02.11.99 г. под № 752/4045, для получения Свидетельства об уплате единого налога физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности подает в налоговый орган по месту государственной регистрации письменное заявление, в котором указывает вид (виды) деятельности, которым предусматривает заниматься, поскольку именно от вида (видов) деятельности зависит размер единого налога.

Доходы граждан

подлежат обложению налогом с доходов физических лиц на общих основаниях по ставкам и в порядке, установленным Законом, за исключением доходов, полученных физическим лицом от продажи им товаров (работ, услуг) в рамках его предпринимательской деятельности без создания юридического лица, налогообложение которых осуществляется по правилам, установленным специальным законодательством по этим вопросам.

Все ранее предоставленные налоговые разъяснения (кроме обобщающих налоговых разъяснений) по вопросам, включенным к настоящее обзорное письмо, действуют

в части, ему не противоречащей.

Заместитель председателя С. Лекарь

комментарий редакции

Единый налог для физлиц: систематизация от ГНАУ

Данное письмо является официальной позицией налоговых органов по основным ключевым вопросам, касающимся предпринимателей-единоналожников по состоянию на сегодняшний день. Причем, как указала сама ГНАУ в комментируемом письме, все изданные ранее разъяснения действуют в части, не противоречащей этому обзорному письму.

Кроме общих не спорных вопросов, например о том, кто и при каких условиях может применять упрощенную систему, какие существуют ставки единого налога и как вести учет доходов и расходов единоналожнику, в письме затронуты и довольно актуальные вопросы, ответы на которые стоит рассмотреть подробнее.

1.

Выручка комиссионера-единоналожника. Вопрос о том, должен ли предприниматель-единоналожник, который является по договору комиссионером, включать для сравнения с 500-тысячным ограничением всю сумму, поступившую в кассу/на банковский счет или только комиссионное вознаграждение, имеет давнюю историю. При этом ГНАУ упорно придерживается мнения, что у комиссионера в выручку попадают все поступления денежных средств (см. письмо от 23.11.2006 г. № 13290/6/17-0416) и до сих пор позиция ГНАУ остается неизменной.

Тут нужно заметить, что Госкомпредпринимательства, например, в этом вопросе не поддерживает ГНАУ и совершенно справедливо считает, что в выручку комиссионера-единоналожника должно попадать только комиссионное вознаграждение, поскольку эти средства являются для комиссионера транзитными (письма от 04.04.2006 г. № 2588 и от 27.12.2007 г. № 9749). Однако если предприниматель не хочет спорить с налоговиками и доводить дело до суда, ему нужно для сравнения с 500-тысячным ограничением учитывать всю поступившую выручку.

2. Какие последствия возникают у предпринимателя-единоналожника, выручка которого превысила в отчетном периоде 500 тыс. грн.

В отношении этого вопроса тоже существует неопределенность. Налоговики на местах требуют от предпринимателя, который превысил 500-тысячное ограничение в выручке, уплачивать из суммы превышения налог с доходов. Такая же позиция была изложена, например, и в письме ГНАУ от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714. Аргумент у налоговиков такой: сумма превышения — это доход, полученный единоналожником при условиях, отличных от тех, которые установлены Указом № 746.

В комментируемом письме ГНАУ говорит, что в случае превышения 500-тысячного предела выручки единоналожник должен подать в налоговый орган налоговую декларацию и уплатить налог с доходов. При этом налоговики ссылаются на письмо Минюста от 15.08.2007 г. № 20-9-7599 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 81). Однако указанное письмо Минюста не содержит четкого ответа на вопрос: облагается налогом с доходов сверхлимитная выручка или нет. Соответственно утверждать, что, по мнению Минюста, сверхлимитная выручка должна облагаться налогом с доходов, нельзя. Тем не менее ГНАУ трактует разъяснения Минюста в свою пользу.

От себя отметим:

из норм действующего законодательства четко следует, что уплатить налог с доходов с суммы превышения выручкой 500-тысячного предела в квартале превышения не нужно.

Во-первых

, в квартале превышения предприниматель все еще остается единоналожником (статья 5 Указа № 746). Следовательно, доход, полученный предпринимателем в ходе работы на едином налоге, облагается по правилам, прописанным в Указе № 746, т. е. уплате в бюджет подлежит фиксированная ставка единого налога.

О том, что не нужно платить налог с доходов по правилам Декрета о подоходном налоге, будучи на едином налоге, сказано в постановлении КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507. В частности, в пункте 5 этого постановления указано: «На субъектов малого предпринимательства — физических лиц, которые в соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 6 не являются плательщиками налога с доходов физических лиц,

не распространяются требования раздела IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 г. № 13 «О подоходном налоге с граждан» (в части доходов от осуществления предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с упомянутым Указом)...».

То есть статья 5 Указа № 746 говорит о том, что даже в квартале превышения 500-тысячного предела предприниматель все еще является единоналожником, а пункт 5 постановления КМУ № 507 разъясняет: пока предприниматель считается единоналожником (пока действительно Свидетельство об уплате единого налога), требования Декрета о подоходном налоге на него не распространяются.

Во-вторых

, выручка, полученная на едином налоге, не включается в налогооблагаемый доход гражданина-физлица (непредпринимателя).

Говорить о том, что предприниматель получил «лишний» доход (сумму превышения выручки над 500 тыс. грн.) как обычное физлицо-непредприниматель, и на этом основании требовать от него уплаты налога с доходов, тоже нельзя. На этот счет Указ № 746 содержит специальную норму (статья 2): «Доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, которая облагается единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года <...>, а уплаченная сумма единого налога является окончательной <...>». Поскольку

предприниматель в квартале превышения все еще считается единоналожником (статья 5 Указа № 746), то полученный им доход (в том числе излишек выручки) не включается в совокупный налогооблагаемый доход физлица и, следовательно, налогом с доходов не облагается.

Поддержал предпринимателей по данному вопросу и Госкомпредпринимательства в письме от 17.08.2007 г. № 6129.

3. Что грозит предпринимателю-единоналожнику за неведение и ненадлежащее ведение учета доходов и расходов в Книге ф. № 10.

В отношении этого вопроса ГНАУ разъяснила, что за подобные нарушения предпринимателю грозит админштраф по статье 1641 КУоАП за ненадлежащее ведение учета доходов и расходов. Налагать такой штраф имеют право налоговики, сумма его составляет от 51 до 136 грн. При повторном в течение года нарушении правил ведения Книги ф. № 10 налоговики смогут применить повышенный админштраф — от 85 до 136 грн. К указанному хотелось бы добавить, что если при проверках налоговики обнаружат, что в Книгу ф. № 10 единоналожником не внесены записи о поступлении наличной выручки, помимо вышеуказанного админштрафа к нему могут применить также штраф за неоприходование наличных в пятикратном размере неоприходованных сумм согласно Указу Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию оборота наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

4. Что грозит предпринимателю за несвоевременную уплату единого налога.

И в этом вопросе ГНАУ поет старую песню, пытаясь подвести неуплату единого налога под ответственность по Закону № 2181. То есть ГНАУ утверждает, что если предприниматель задержит уплату единого налога, то к нему должны применяться штрафные санкции и пеня согласно Закону № 2181. При этом ГНАУ использует совершенно несостоятельный аргумент: предприниматель, перейдя на единый налог, таким образом

согласовал сроки уплаты единого налога (обязательство по уплате единого налога стало согласованным), а значит, за неуплату единого налога можно применять штрафы по Закону № 2181.

С такими выводами ГНАУ опять же согласиться нельзя. Законодательного акта, обязывающего единоналожника подавать налоговую декларацию по единому налогу и согласовывать обязательство по единому налогу с налоговым органом, нет. Точно так же, как нет и такого закона, который устанавливал бы обязанность налогового органа ежемесячно определять налоговое обязательство физического лица — плательщика единого налога. При этом налоговые требования направляются плательщикам в случае неуплаты ими согласованного налогового обязательства в установленные для их погашения сроки. А раз нет согласования, то не может быть и налогового требования.

5. Как облагаются доходы, полученные предпринимателем-единоналожником от осуществления видов деятельности, не указанных в Свидетельстве об уплате единого налога.

Ответ на этот вопрос не является спорным: все доходы, полученные от деятельности, не указанной в Свидетельстве единоналожника, облагаются налогом с доходов по ставке 15 % как доходы физлица-непредпринимателя. Однако по этому вопросу существует интересная судебная практика. Есть определение ВАСУ № А37/80 от 21.06.2007 г. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 100) о том, что если предприниматель уплачивает налог по максимальной ставке, то налог с доходов от неуказанных видов деятельности уплачиваться не должен. А в определении ВАСУ от 12.05.2009 г. № К-4835/08, помимо уже озвученной идеи относительно максимальной ставки единого налога, прослеживается еще одна: если виды деятельности, которые осуществлял единоналожник, подпадают под те виды деятельности, которые указаны в Свидетельстве об уплате единого налога, то, по мнению суда, доход от таких видов деятельности нет оснований облагать налогом с доходов (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 53, с. 37).

 

Елена Савченко, консультант

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд