Об организации работы по выполнению требований распоряжения Правительства от 17.07.2009 г. № 838-р

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2009/№ 64
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 04.08.2009 г. № 16521 /7/16-1517

Об организации работы по выполнению требований распоряжения Правительства от 17.07.2009 г. № 838-р

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 04.08.2009 г. № 16521 /7/16-1517

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи с принятием распоряжения Кабинета Министров Украины от 17.07.2009 г. № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость», с целью усиления контроля за формированием налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в дополнение к письму от 15.07.2009 г. № 14927/7/16-1517 сообщает.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 17.07.2009 г. № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» (далее — распоряжение № 838-р), которое принято в развитие требований распоряжения Кабинета Министров Украины от 01.07.2009 г. № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» (далее — распоряжение № 757-р) и вступило в силу с 17 июля 2009 года, определены первоочередные направления работы органов налоговой службы по администрированию налога на добавленную стоимость.

Нормы распоряжения № 838-р касаются деятельности органов налоговой службы и регламентируют организацию процесса контрольно-проверочной работы.

Так, органы налоговой службы при проведении камеральных проверок показателей налоговой отчетности должны учитывать, что корректировка или уточнение плательщиком налога показателей декларации,

связанные с несвоевременным включением в состав налогового обязательства или налогового кредита за соответствующий налоговый период, является оправданной в случае, если они осуществляются в течение двух месяцев с даты предельного срока представления соответствующей декларации (третий абзац распоряжения № 838-р).

То есть, при формировании налоговых обязательств в строке 1 раздела I «Налоговые обязательства» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость должны быть указаны налоговые накладные, выписанные в том отчетном периоде, за который подается декларация.

Если же плательщиком по каким-либо причинам не задекларированы налоговые обязательства за предыдущие отчетные периоды, плательщик в соответствии с требованиями Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181) имеет право внести в налоговую декларацию соответствующие уточнения, которые должны быть отражены в строке 8.1 раздела I декларации (за один отчетный налоговый период), и подать уточняющий расчет (за второй и другие отчетные налоговые периоды). В связи с таким увеличением плательщиком должен быть начислен штраф (расчет штрафа предусмотрен и формой налоговой декларации, и формой уточняющего расчета), а в соответствующих случаях (предусмотренные распоряжением № 757-р) органами налоговой службы применяются меры по аннулированию регистрации плательщика налога на добавленную стоимость.

При принятии решения об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость необходимо учитывать, что факт выписки налоговых накладных на значительную сумму и одновременное их невключение в состав налоговых обязательств могут допустить две категории плательщиков, первая из которых — это плательщики налога, которые могут обеспечить уплату таких налоговых обязательств в бюджет или средствами, или предоставлением налогового залога, либо путем применения к ним налоговыми органами других предусмотренных законодательством процедур, а вторая — плательщики, которые уплату таких обязательств в бюджет не могут обеспечить по причине отсутствия самих плательщиков (фиктивные предприятия), отсутствия каких-либо ресурсов для уплаты обязательств в бюджет (основных фондов, любых других активов) и т. п., и/или создавались с целью формирования налогового кредита другим плательщикам налога. Поэтому

требование по аннулированию регистрации плательщиков налога, установленное распоряжением № 757-р, касается прежде всего второй категории плательщиков (далее — недобросовестные плательщики).

При формировании налогового кредита необходимо учитывать нормы Закона о порядке включения сумм налога на добавленную стоимость в состав налогового кредита, распоряжения № 757-р по упорядочению налогового учета, распоряжения № 838-р, а также распоряжение Кабинета Министров Украины от 06.02.2008 г. № 262-р «О мерах по усовершенствованию системы администрирования налога на добавленную стоимость» (далее — распоряжение № 262-р).

Согласно распоряжению № 757-р налоговый кредит покупателя формируется в период возникновения налоговых обязательств продавца по данной операции поставки.

Это требование по упорядочению налогового учета и декларирования суммы налогового кредита в период возникновения налогового обязательства у поставщика основывается на нормах Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон), подпунктом 7.4.1 пункта 7.4 статьи 7 которого определено, что

налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (оплаченных) плательщиком налога в течение такого отчетного периода.

Как исключение из этого правила, с учетом объективных обстоятельств процедур выписки и предоставления (вручения, получения) налоговых накладных, Кабинет Министров Украины распоряжением № 838-р учел возможность задержки в получении налоговых накладных, на период, равный двум месяцам с даты наступления предельного срока представления налоговой декларации за тот отчетный период, в котором такие накладные были (должны были быть) выписаны.

Если же в налоговой декларации плательщиком налога отражаются налоговые накладные, выписанные (им или ему) в срок, когда уточнение налогового обязательства или налогового кредита неоправданно (за период длиннее двух предыдущих месяцев с даты наступления предельного срока представления соответствующей декларации), факт такой корректировки является основанием отнесения такой налоговой декларации к

наивысшей степени риска (второй абзац распоряжения № 838-р). Налоговая отчетность таких плательщиков налога подлежит обязательной внеплановой выездной проверке соответствующими структурными подразделениями (подразделениями налогового контроля юридических лиц), право на проведение которой органам налоговой службы предоставлено пунктом 1 статьи 11 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-ХII «О государственной налоговой службе в Украине» с учетом внесенных в него изменений и дополнений (далее — Закон № 509)

При проведении таких проверок принимается решение о признании сумм налогового кредита, сформированных за счет налоговых накладных, выписанных в ином, чем отчетный, периоде.

Налоговый кредит, сформированный за счет налоговых накладных, выписанных ранее, чем в период, когда уточнение налогового обязательства или налогового кредита является оправданным, не признается.

Если же сумма корректировки или уточнения плательщиком налога показателей декларации (независимо от причин и факторов, повлиявших на такую корректировку или уточнение) составляет 10 или более процентов общей суммы налоговых обязательств и/или налогового кредита, задекларированных в соответствующем налоговом периоде, органы налоговой службы обязаны провести

при участии подразделений налоговой милиции в течение месяца со дня осуществления такой корректировки (с даты регистрации в органе налоговой службы декларации, в которой отражена такая корректировка, или уточняющего расчета) проверку достоверности сумм налога на добавленную стоимость, начисленного (уплаченного) на всех этапах поставки товаров (работ, услуг). Такое требование установлено четвертым абзацем распоряжения № 838-р.

При этом такая проверка проводится независимо от того, в большую или меньшую сторону осуществляется корректировка (уточнение), корректируются налоговые обязательства или налоговый кредит, или и то и другое, а также независимо от количества проведенных корректировок (уточнений). В случае проведения корректировок (уточнений) в сторону уменьшения налоговых обязательств или увеличения налогового кредита следует проверить также и контрагентов, за счет взаимоотношений с которыми осуществляется такая корректировка (уточнение).

Во внимание следует принимать любую корректировку, которая отражается плательщиком как в строках 8 или 16 налоговой декларации, так и в уточняющих расчетах, а также в любых других строках декларации, связанных как с самостоятельным исправлением ошибок, так и с получением налоговых накладных, выписанных в иных, чем отчетный, налоговых периодах, либо по любым другим причинам.

Об осуществлении плательщиком такой корректировки органам налоговой службы необходимо обеспечить информирование органов внутренних дел в течение трех дней со дня осуществления такой корректировки или уточнения для принятия ими мер реагирования в пределах их компетенции (четвертый абзац распоряжения № 838-р).

С учетом изложенного, Государственная налоговая администрация Украины обязывает Глав Государственных налоговых администраций Автономной Республики Крым, областей, гг. Киева и Севастополя:

— под личную ответственность обеспечить выполнение требований, установленных распоряжениями № 757-р и № 838-р;

— наладить взаимодействие структурных подразделений органов налоговой службы всех уровней (приема налоговой отчетности, налогообложения юридических и физических лиц, контрольно-проверочной работы, налоговой милиции и других) во время обработки полученной налоговой отчетности, передачи ее для проверок и проведения проверок;

— организовать работу подразделений контрольно-проверочной работы и налоговой милиции в направлении обеспечения эффективного и быстрого проведения документальных проверок плательщиков налогов, налоговая отчетность которых отнесена к наивысшей степени риска, а также плательщиков, которыми осуществлена корректировка показателей налоговой отчетности в объеме 10 и более процентов общей суммы налоговых обязательств и/или налогового кредита;

— установить контроль за соблюдением подразделениями органов налоговой службы первоочередного и срочного осуществления проверок таких корректировок или уточнений в сроки, определенные распоряжением № 838-р;

— обеспечить своевременное и полное информирование подразделениями налоговой милиции органов Министерства внутренних дел о фактах такой корректировки или уточнения.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Запоздавшие накладные — реакция ГНАУ

Комментируемое письмо (направленное нижестоящим налоговым органам) по сути дела является не более чем разъяснением распоряжения КМУ от 17.07.2009 г. № 838-р. Заключений, выходящих за пределы правительственного документа, в письме не содержится. Фактически в нем подтверждены предположения, сделанные нами в редакционном комментарии к указанному распоряжению («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 60, с. 5). Дабы в очередной раз не повторять его основные тезисы (прежде всего в части

незаконности распоряжения), рекомендуем ознакомиться с ним. Сейчас обратим внимание лишь на несколько ключевых моментов.

Во-первых, ГНАУ ожидаемо подтверждает возможность исправления по ранее не отраженным

налоговым обязательствам независимо от истечения двухмесячного периода.

Во-вторых, «новое основание» для

аннулирования регистрации будет применяться «прежде всего» (но не исключительно) в отношении недобросовестных (фиктивных) плательщиков.

В-третьих, прямо утверждается, что налоговый кредит по старым налоговым накладным (т. е. накладным, срок «выдержки» которых составляет

больше 2 месяцев) не признается. Очевидно, что приведенные в письме ГНАУ от 15.07.2009 г. № 14927/7/16-1517 («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 60, с. 7) исключения (кассовый метод и т. п.) должны применяться и после выхода распоряжения № 838-р.

В-четвертых, проверять налоговики будут любую корректировку независимо от строки, в которой она осуществляется. Хотя это вряд ли означает возможность включения дозволенных по сроку (2 месяца) запоздавших налоговых накладных в строку 10.1 декларации.

В-пятых, ГНАУ не смущаясь говорит о возможности проведения

плановой выездной проверки деклараций, по которым отражены накладные (причем, в том числе в составе обязательств) за период, превышающий обоснованный. Со своей стороны отметим, что оснований для проведения такой проверки законодательство не дает. Аналогичные выводы можно сделать и в отношении части письма, касающейся проверки с участием налоговой милиции на всех этапах поставки товаров при осуществлении крупных (больше 10 %) корректировок.

 

Дмитрий Винокуров

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд