Щедрость поневоле: как отразить вынужденную благотворительную помощь в учете предприятия

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2009/№ 64
В избранном В избранное
Печать
Статья

Щедрость поневоле: как отразить вынужденную благотворительную помощь в учете предприятия

 

В сложившихся социально-экономических условиях обращение госорганов с письмами-просьбами о предоставлении материальной поддержки стало вполне привычным явлением. Поддержку они просят оказать, как правило, финансовую. Тем не менее бывают ситуации, когда предприятия совершенно бесплатно передают госорганам товарно-материальные ценности или основные фонды. В рамках данной статьи рассмотрим учетные особенности подобных благотворительных акций.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 783

— Закон Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти» от 30.06.99 г. № 783-XIV.

Налоговое разъяснение № 552

— Обобщающее налоговое разъяснение по отражению в декларации по налогу на прибыль предприятия расходов на добровольное перечисление средств, передачу товаров (выполнение работ, предоставление услуг), включаемых в валовые расходы, утвержденное приказом ГНАУ от 27.08.2008 г. № 552.

Порядок № 165

— Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

Перечень № 659

— Перечень групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований по их образованию и направлению использования, утвержденный постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659.

 

Благотворительность в адрес госорганов — а законно ли?

Прежде всего напомним, что в соответствии со

ст. 1 Закона Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16.09.97 г. № 531/97-ВР благотворительностью является добровольное бескорыстное пожертвование физических или юридических лиц в предоставлении приобретателям благотворительной помощи.

Получателями такой помощи могут быть как юридические, так и физические лица. Однако в получении благотворительной помощи

органами государственной власти существуют определенные проблемы. Дело в том, что согласно требованиям ст. 2 Закона № 783 органы государственной власти* должны осуществлять свою деятельность исключительно за счет бюджетного финансирования в пределах, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. При этом им запрещается создавать внебюджетные фонды и иметь внебюджетные специальные счета.

* В понимании Закона № 783 к органам государственной власти относится

система органов исполнительной власти — Кабинет Министров Украины, министерства, комитеты, агентства, службы, администрации, департаменты, комиссии, управления, палаты, фонды, инспекции, бюро и другие центральные органы исполнительной власти и местной государственной администрации, Верховная Рада Украины и ее аппарат, Счетная палата, Президент Украины, его администрация и другие консультативные и совещательные органы Президента Украины, суды Украины, органы прокуратуры Украины, а также другие органы государственной власти.

Отсюда можно сделать вывод, что государственные структуры могут рассчитывать на средства, поступающие только из государственного и местного бюджетов. А вот направлять на собственное содержание благотворительную помощь они вроде бы не должны. Кстати, к такому же выводу приходит и Минфин в своем разъяснении, размещенном на официальном сайте www.minfin.gov.ua, а также Госкомпредпринимательства в

письме от 22.08.2007 г. № 6270.

Вместе с тем благотворительные взносы, гранты и подарки относятся к

собственным поступлениям бюджетных учреждений (первая подгруппа, вторая группа), указанным в Перечне № 659, а значит, могут быть учтены при формировании проекта бюджета с учетом положений нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность конкретных органов госвласти.

Однако мы должны предупредить наших читателей, что с

1 января 2010 года вводится в действие Закон Украины «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» от 11.06.2009 г. № 1506-VI, в п. 2 ст. 4 которого однозначно прописано, что физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять финансирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе предоставлять им материальную и/или нематериальную помощь, бесплатно выполнять работы, предоставлять услуги, передавать средства и другое имущество (кроме случаев, предусмотренных законами и действующими международными договорами Украины). Поэтому начиная с 1 января 2010 года, предоставление госорганам благотворительной помощи будет считаться нарушением действующего законодательства.

Ну а поскольку на данный момент в подобных благотворительных акциях принимают участие многие субъекты хозяйственной деятельности, в рамках данной статьи мы поговорим о помощи, оказываемой обычными предприятиями — плательщиками налога на прибыль и НДС. А начнем мы с некоторых юридических правил.

 

Юридический аспект

С точки зрения

ГКУ благотворительность является дарением или его разновидностью — пожертвованием. Так, согласно ст. 717 ГКУ по договору дарения одна сторона (даритель) передает или обязуется передать в будущем другой стороне (одариваемому) бесплатно имущество (подарок) в собственность. В свою очередь, под пожертвованием понимают дарение движимого и недвижимого имущества лицам для достижения ими определенной, заведомо обусловленной цели.

Ввиду того, что сторонами договоров дарения (пожертвования) являются юридические лица, они должны соблюдать требования

ст. 208 ГКУ и заключать договоры дарения только в письменной форме. Напомним, сделка считается заключенной в письменной форме, если ее содержание зафиксировано в одном или нескольких документах, в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны. Письменная форма будет соблюдена и в том случае, если воля сторон выражена при помощи телетайпного, электронного или прочего технического средства связи (ч. 1, 2 ст. 207 ГКУ). Обратите внимание: некоторые договоры не только составляются в письменной форме, но и заверяются нотариально. К таким договорам относят договоры дарения недвижимости и договоры дарения валютных ценностей на сумму, превышающую 850 грн. (ст. 719 ГКУ).

В соответствии со

ст. 718 ГКУ предметом договора дарения (пожертвования) могут быть недвижимые и движимые вещи, в частности деньги и ценные бумаги. Порядок отражения в учете благотворительных акций с их участием имеет свои особенности. В рамках данной статьи рассмотрим налоговые последствия дарения (благотворительности) в тех случаях, когда предметом договора дарения (пожертвования) являются:

1) денежные средства;

2) товарно-материальные ценности;

3) основные фонды.

 

1. Денежные средства

Предоставляя госорганам денежные средства в благотворительных целях, предприятие может воспользоваться специальными нормами

Закона о налоге на прибыль и Закона об НДС.

Налог на прибыль.

Согласно п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль к валовым расходам могут быть отнесены суммы средств или стоимость товаров (работ, услуг), добровольно перечисленных (переданных) в течение года в Государственный бюджет Украины или в бюджеты местного самоуправления, в неприбыльные организации, определенные в п. 7.11 данного Закона*, суммы средств, перечисленные юридическим лицам, в том числе неприбыльным организациям — учредителям постоянно действующего третейского суда, в размере, превышающем 2 %, но не более 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, за исключением взносов, предусмотренных п.п. 5.6.2, и взносов, предусмотренных п.п. 5.2.17 этой статьи.

* Напомним, органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения (организации), содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов, перечислены в абзаце «а» п.п. 7.11.1 Закона о налоге на прибыль.

Как следует из

Налогового разъяснения № 552// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 72, а также из письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14060/7/15-0217, в настоящее время нормы п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль необходимо применять следующим образом:

— если благотворительная помощь была предоставлена в размере

меньше чем 2 % налогооблагаемой прибыли предыдущего года, то сумма такой помощи не включается в состав валовых расходов;

— если сумма благотворительной помощи

превышает 2 %, но меньше 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего года, то в валовые расходы включается вся сумма помощи в полном размере;

— если сумма благотворительной помощи

превышает 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего года, то на валовые расходы попадут все 5 %.

Расходы на благотворительность отражаются в строке

04.8 «добровільне перерахування коштів, передача товарів (робіт, послуг)» декларации по налогу на прибыль за соответствующий отчетный период (I квартал, полугодие, 3 квартала и год). При заполнении декларации за год подается еще и годовое приложение Р2, в котором обобщаются расходы на благотворительность, понесенные за весь отчетный год.

Что касается документального подтверждения расходов на благотворительность, то тут мы должны предупредить наших читателей об особых требованиях налоговиков. Так, в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 48, с. 20, они отметили, что воспользоваться нормой

п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль и включить расходы на благотворительность в состав валовых расходов можно только при наличии копий справок по форме № 4-ОПП о взятии на учет плательщика налогов, с указанием в них признака неприбыльности. Ранее налоговики писали, что для применения этой нормы необходимо запастись копией решения органа государственной налоговой службы о внесении получателя благотворительной помощи в Реестр неприбыльных организаций (см. письмо ГНАУ от 28.07.2006 г. № 8249/6/15-0516 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 75).

Конечно, ни в

Законе о налоге на прибыль, ни в Налоговом разъяснении № 552 нет никаких упоминаний о подобных документах, однако во избежание недоразумений с контролирующими органами рекомендуем все же запастись одним из них.

НДС.

Тут проблем не возникнет. При передаче денежных средств в качестве благотворительной помощи обязательства по НДС не начисляются, поскольку такая операция не подпадает под определение поставки товаров, приведенное в п. 1.4 Закона об НДС (т. е. объект обложения НДС отсутствует).

А теперь обобщим все вышеизложенное на примере.

Пример

. В июле 2009 года ООО «София», находящееся на общей системе налогообложения, по письму-просьбе госучреждения предоставило благотворительную помощь на проведение ремонтных работ в размере 5000 грн. Отразим указанную операцию в бухгалтерском и налоговом учете ООО «София». При этом будем исходить из того, что сумма налогооблагаемой прибыли за 2008 год (показатель строки 11* декларации по налогу на прибыль за 2008 год) составила 80000 грн.

*Учтите, что в случае выявления ошибки при определении суммы налогооблагаемой прибыли предприятия предыдущего отчетного года откорректировать придется и сумму расходов на благотворительную помощь, которая включается в состав валовых расходов в текущем периоде. По крайней мере, на такой корректировке настаивает ГНАУ в письме от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 55.

 

Таблица 1

Благотворительное перечисление денежных средств неприбыльной организации

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

Отражено перечисление денежных средств в благотворительных целях

377

311

5000

4000*

* Поскольку перечисленная сумма больше 5 % от прошлогодней прибыли (80000 х 5 % : 100 = 4000 грн.), то в валовые расходы включается сумма, равная 5 %, т. е. 4000 грн. Она отражается в строке 04.8 декларации за 3 квартала 2009 года и в строке 1 приложения Р2 к годовой декларации по налогу на прибыль.

2

Отнесена сумма благотворительной помощи на расходы

949

377

5000

3

Списаны расходы на финансовый результат

791

949

5000

 

2. Товарно-материальные ценности

Порядок отражения в учете бесплатной передачи товарно-материальных ценностей в рамках благотворительных акций зависит от того, какого рода товар передается: специально приобретенный для благотворительных целей или предназначенный для собственных хозяйственных нужд.

Рассмотрим каждую из этих ситуаций по порядку.

 

2.1. Бесплатная передача ТМЦ, специально приобретенных для благотворительных целей

Налог на прибыль.

С точки зрения налогообложения, это наиболее простая ситуация. Ведь предприятию заведомо известно, что приобретаемые товары не будут использоваться в хозяйственной деятельности, а значит, при покупке их стоимость не попадет в валовые расходы и в дальнейшем не примет участия в пересчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Однако это не означает, что предприятие не сможет отразить валовые расходы вообще. Стоимость передаваемых в благотворительных целях товаров увеличит валовые расходы, но только на основании норм

п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль. При этом все сказанное о данном подпункте выше не теряет своей актуальности и в рассматриваемой ситуации.

И не забудьте, при передаче имущества неприбыльной организации

валовые доходы у дарителя не отражаются. Дело в том, что по правилам п.п. 7.4.3 Закона о налоге на прибыль валовые доходы по обычным ценам возникают у передающей стороны только в случае, если получателем является льготник, связанное лицо или неплательщик налога на прибыль. Что касается неприбыльных организаций, то они входят в круг плательщиков налога на прибыль (подтверждение тому — п.п. 7.11.9 Закона о налоге на прибыль), а стало быть, оснований для применения обычных цен и отражения валового дохода у предприятия нет.

НДС.

В соответствии с п. 1.4 Закона об НДС операции по бесплатной передаче товаров считаются поставкой товаров, а следовательно, подпадают под объект обложения налогом на добавленную стоимость. Однако, передавая товар в благотворительных целях, налогоплательщики вправе рассчитывать на льготу по НДС, предусмотренную п.п. 5.1.21 Закона об НДС.

Напомним, что в соответствии с нормами упомянутого документа операции по предоставлению благотворительной помощи, а именно: по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) лицам, определенным

абзацами «а», «б» и «е» п.п. 7.11.1 Закона о налоге на прибыль (где, в частности, упоминаются и госорганы), с целью их непосредственного использования в благотворительных целях, а также операции по безвозмездной передаче таких товаров (работ, услуг) приобретателям благотворительной помощи, освобождаются от обложения НДС.

Сразу укажем, что воспользоваться этой льготой можно только при выполнении следующих условий:

— предоставленная благотворительная помощь не имеет никаких признаков компенсации со стороны ее получателя;

— передаваемые товары соответствующим образом

промаркированы. Для этого по Правилам маркировки товаров, полученных как благотворительная помощь, утвержденным постановлением КМУ от 18.08.2005 г. № 772, благотворитель наносит на этикетку, ярлык или непосредственно на внешнюю или внутреннюю упаковку товара клеймо «Благотворительная помощь. Продажа запрещена».

Приобретая товары и рассчитывая применить к ним льготу по

п.п. 5.1.21, благотворитель не включает сумму входного НДС в состав налогового кредита (основание — п.п. 7.4.2 Закона об НДС). В дальнейшем, передавая соответствующим образом промаркированный товар интересующим нас лицам, предприятие выписывает налоговую накладную в двух экземплярах, указав в разделе VI такой налоговой накладной в графе 10: «Без НДС п.п. 5.1.21 Закона № 168/97-ВР», как того требует п. 10 Порядка № 165.

Также следует обратить внимание на то, что существует определенная группа товаров, бесплатная передача которых

требует начисления обязательств по НДС, поскольку льгота, предусмотренная п.п. 5.1.21 Закона об НДС, на них не распространяется. Исходя из пятого абзаца упомянутого подпункта к таким товарам относятся: подакцизные товары (работы, услуги), ценные бумаги, нематериальные активы и товары (работы, услуги), предназначенные для использования в хозяйственной деятельности, в том числе ввезенные на таможенную территорию Украины (кроме товаров, подпадающих под действие международных договоров, согласие на заключение которых предоставлено Верховной Радой Украины).

При передаче любого из этих товаров предприятию необходимо начислить налоговые обязательства по НДС

исходя из обычных цен, как того требует п. 4.2 Закона об НДС. В подтверждение налоговых обязательств следует выписать налоговую накладную. И хотя особенности составления налоговой накладной при бесплатной передаче товара в Порядке № 165 не отражены, считаем вполне уместным использование в рассматриваемой ситуации п. 19 этого Порядка. Согласно нормам упомянутого пункта в случае, когда обычная цена товара превышает фактическую, продавец выписывает две налоговые накладные: одну — на сумму, исходя из фактической цены поставки, другую — на сумму превышения обычной цены над фактической. Однако выписывать две налоговые накладные в данном случае не нужно. Вполне достаточно будет и одной, составленной на сумму превышения обычной цены над фактической (т. е. на обычную цену).

Такая налоговая накладная выписывается в двух экземплярах, оба из которых хранятся у благотворителя. В номере налоговой накладной через дробь ставится отметка «ОЦ» (обычная цена»), а в графе 3 — кроме номенклатуры товара, надпись «Поставка осуществляется на безвозмездной основе, база налогообложения определяется исходя из обычных цен».

В дальнейшем налоговая накладная, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической, отразится в строке «

Прочие» Раздела I «Налоговые обязательства» приложения 5 «Расшифровка налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» к налоговой декларации по НДС (см. письмо ГНАУ от 03.07.2009 г. № 13995/7/16-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 59).

 

2.2. Бесплатная передача ТМЦ, изначально приобретенных для собственных хозяйственных нужд

Налог на прибыль.

Особенность этой ситуации состоит в том, что затраты на приобретение товаров, предназначенных для ведения собственной хозяйственной деятельности, но впоследствии переданных неприбыльным организациям, уже попали в состав валовых расходов предприятия. В периоде передачи товаров неприбыльным организациям такие расходы должны быть откорректированы путем заполнения графы 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

Стоимость товаров, переданных «нуждающимся», увеличит валовые расходы, но только на основании

п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль. Порядок применения норм этого подпункта мы уже рассматривали выше в ситуации 1.

НДС.

Приобретая товары, предприятие уже воспользовалось своим правом на налоговый кредит, предоставленным ему п.п. 7.4.1 Закона об НДС. Дальнейшая судьба налогового кредита будет зависеть от того, применило ли предприятие льготу, установленную п.п. 5.1.21 Закона об НДС, или нет.

Если благотворитель выполнил условия

п.п. 5.1.21 и воспользовался льготой, то корректировать отраженный ранее налоговый кредит не придется (см. письмо ГНАУ в г. Киеве от 23.06.2006 г. № 471/10/31-106). Вместе с тем на дарителя, учитывая требования пятого абзаца п.п. 7.4.1 Закона об НДС, возлагается обязанность по начислению налоговых обязательств по НДС по ставке 20 % от базы налогообложения, определенной по обычным ценам, но не ниже цены приобретения таких товаров.

В момент передачи ТМЦ благотворитель обязан оформить налоговую накладную, все экземпляры которой он оставляет себе. В оригинале налоговой накладной делается отметка «Поставка для операций, освобожденных от обложения НДС». В строках «Индивидуальный налоговый номер продавца» и «Индивидуальный налоговый номер покупателя», а также в строках «Номер свидетельства о регистрации плательщика НДС (продавца)» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика НДС (покупателя)» предприятие указывает одинаковые номера (свои данные) (

п. 8.3 Порядка № 165). Обязательства по НДС, начисленные по такой операции, отражаются в строке «Прочие» Раздела I «Налоговые обязательства» приложения 5 к декларации по НДС.

Если при передаче товаров в благотворительных целях предприятие

не пользуется льготой по НДС, то обязательства по НДС начисляются исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен, как это предусмотрено п. 4.2 Закона об НДС. В подтверждение налоговых обязательств выписывается налоговая накладная, порядок заполнения которой аналогичен порядку, рассмотренному в ситуации 2.1.

Что касается налогового кредита, отраженного при покупке товаров, то его придется откорректировать путем отражения со знаком «-» в строке

16.4 декларации по НДС. Напомним, что при заполнении этой строки обязательным является предоставление приложения 1 «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость».

А теперь приведем пример.

Пример

. В августе 2008 года предприятие ООО «Луч», находящееся на общей системе налогообложения, по письму-просьбе, полученному от органа государственной власти, передало бесплатно 6 литров моторного масла (стоимостью 600 грн., в том числе НДС — 100 грн.) и 200 литров бензина (стоимостью 1200 грн., в том числе НДС — 200 грн.), изначально приобретенных для использования в собственной хозяйственной деятельности.

Величина налогооблагаемой прибыли предприятия за 2008 год (показатель строки 11 декларации по налогу на прибыль за 2008 год) составила 18000 грн. В связи с этим в состав валовых расходов предприятие может включить сумму, равную 900 грн.(18000 х 5 % : 100).

 

Таблица 2

Благотворительная передача ТМЦ, изначально приобретенных для использования в хозяйственной деятельности

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Приобретение ТМЦ

1

Оприходована партия бензина

203

631

1000

1000

2

Отражена сумма налогового кредита НДС

641

631

200

3

Оприходовано моторное масло

203

631

500

500

4

Отражена сумма налогового кредита НДС

641

631

100

5

Погашена задолженность перед поставщиком

631

311

1800

Передача бензина

6

Передан бесплатно бензин

949

203

1000

-1000*

 +900**

*Стоимость бензина необходимо исключить из состава валовых расходов. Для этого ее отражают в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль за 3 квартала 2009 года.

** В валовые расходы попадают все 5 % прошлогодней налогооблагаемой прибыли. Они отражаются в строке 04.8 декларации за 3 квартала 2009 года и в строке 1 приложения Р2 к декларации за 2009 год.

7

Начислены обязательства по НДС

949

641

200*

* Бензин является подакцизным товаром согласно Закону Украины «О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на некоторые товары (продукцию)» от 11.07.96 г. № 313/96-ВР. Поэтому предоставление такого товара в качестве благотворительной помощи не дает права на применение льготы по п. 5.1.21. Предприятие обязано начислить обязательства по НДС в общем порядке.

8

Откорректирована сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС (методом «красное сторно»)

641

644

200*

* В налоговом учете сумма налогового кредита по НДС отразится со знаком «-» в строке 16.4 декларации по НДС за август 2009 года. При заполнении этой строки обязательным является предоставление приложения 1 «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость».

9

Отнесена в состав расходов сумма НДС

949

644

200

10

Списаны расходы на финансовый результат

791

949

1400

Передача моторного масла

11

Передано бесплатно моторное масло

949

203

500

- 500*

* Стоимость моторного масла исключается из состава валовых расходов путем отражения в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль за 3 квартала 2009 года.

12

Начислены обязательства по НДС

949

641

100*

*Основанием для начисления обязательств по НДС являются нормы пятого абзаца п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

13

Списаны расходы на финансовый результат

791

949

600

 

3. Основные фонды

Налог на прибыль.

При благотворительной (бесплатной) передаче основных фондов картина та же, что и при передаче ТМЦ: валовые доходы у передающей стороны не возникают. Однако в этой ситуации добавляются нормы п.п. 8.4.3 и 8.4.4 Закона о налоге на прибыль, устанавливающие правила налогообложения при продаже ОФ. Ведь бесплатную передачу ОФ можно рассматривать как частный случай продажи, в котором стоимость продажи равна нулю. С учетом упомянутых норм Закона о налоге на прибыль механизм налогового учета операций по бесплатной передаче основных фондов будет выглядеть следующим образом:

— при передаче объекта ОФ

группы 1 балансовая стоимость ОФ группы 1 уменьшается на сумму балансовой стоимости такого объекта. Учитывая тот факт, что объект передается бесплатно и выручка от его продажи не возникает, по такой операции не будет ни валовых доходов, ни валовых расходов.

Кстати, ГНАУ на этот счет высказывалась несколько по-другому. По ее мнению, сумма превышения балансовой стоимости объекта ОФ группы 1 над выручкой от продажи (которая в данном случае равна нулю) включается в валовые расходы налогоплательщика (см.

письма от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 55, от 26.05.2006 г. № 5907/6/15-0316, № 10022/7/15-0316 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 55). Несмотря на всю заманчивость такого подхода, следовать ему достаточно опасно, ведь благотворительная передача основных фондов не связана с осуществлением хозяйственной деятельности;

— при передаче основных фондов

групп 2, 3 или 4 балансовая стоимость группы не изменяется и продолжает амортизироваться в обычном порядке. Напомним, что по общим правилам п.п. 8.4.4 Закона о налоге на прибыль при продаже ОФ групп 2, 3 и 4 балансовая стоимость группы уменьшается на сумму стоимости продажи таких ОФ. В рассматриваемой ситуации стоимость продажи равна нулю, а значит, она никак не повлияет на балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов. В аналогичном ключе высказывались и представители главного налогового ведомства (см. письмо от 26.05.2006 г. № 5907/6/15-0316, № 10022/7/15-0316 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 55, «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 26, с. 16).

Хотя были у них и более фискальные заявления. Так, в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 25, в частности, было сказано следующее: при бесплатной передаче объектов ОФ групп 2 и 4 организации-учредителю на дату передачи объектов основных фондов возникает валовой доход исходя из уровня обычных цен на такие ОФ. При этом балансовая стоимость соответствующей группы ОФ уменьшается на стоимость переданных ОФ, исходя из уровня обычных цен. По нашему мнению, описанный в этой консультации подход не соответствует нормам

Закона о налоге на прибыль.

НДС

. Так же, как и в случае с бесплатной передачей ТМЦ, предприятие-благотворитель может воспользоваться льготой по п.п. 5.1.21 Закона об НДС.

По ОФ, которые использовались в собственной хозяйственной деятельности, а затем были переданы в качестве благотворительной помощи неприбыльной организации, необходимо начислить обязательства по НДС. Основание для этого — нормы

пятого абзаца п.п. 7.4.1 Закона об НДС. При этом ранее отраженный по таким ОФ налоговый кредит не корректируется.

Приведем пример.

Пример

. В августе 2009 года предприятие ООО «Омега» передало госучреждению в качестве благотворительной помощи принтер.

В бухгалтерском учете первоначальная стоимость принтера равна 3000 грн., а сумма начисленного износа — 1000 грн. В налоговом учете балансовая стоимость основных фондов группы 4 на конец расчетного квартала передачи принтера составляет 17000 грн. Обычная цена принтера на момент передачи — 2000 грн.

 

Таблица 3

Благотворительная передача основных фондов, изначально приобретенных для использования в хозяйственной деятельности

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

Списана сумма начисленного износа по передаваемому принтеру

131

104

1000

2

Списана на расходы остаточная стоимость принтера

976

104

2000*

— **

— **

*В соответствии с п.п. 8.4.4 Закона о налоге на прибыль при продаже ОФ групп 2, 3 и 4 балансовая стоимость группы уменьшается на сумму стоимости продажи таких ОФ. При благотворительной передаче стоимость продажи объекта равна нулю, поэтому в данной ситуации балансовая стоимость ОФ группы 4 не уменьшается.

**Ввиду того что принтер передается бесплатно и выручка от его продажи не возникает, то изменений в состав валовых доходов и валовых расходов не происходит.

3

Начислены обязательства по НДС исходя из обычной цены принтера

976

641

400*

* В соответствии с пятым абзацем п.п. 7.4.1 Закона об НДС налоговые обязательства начисляются исходя из обычной цены принтера.

4

Списаны расходы на финансовый результат

793

976

2400

 

На этом завершаем рассмотрение учетных особенностей благотворительных акций поневоле. Уверены, что теперь просьбы о предоставлении помощи не застанут вас врасплох, и вы без труда справитесь с их отражением в учете.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд