Вопросы наличного обращения: разъяснения и комментарии

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2009/№ 66
В избранном В избранное
Печать
Статья

Вопросы наличного обращения: разъяснения и комментарии

 

В последнее время ГНАУ подготовила целый ряд обзорных писем по вопросам взимания того или иного налога. Теперь дошла очередь и до вопросов наличного обращения: в своем достаточно объемном письме от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572 она уделила внимание как общим (порядок применения РРО и ведения кассовых операций), так и специальным (проведение расчетов плательщиками единого налога, использование РРО при продаже продукции собственного производства). В предлагаемой статье остановимся на наиболее актуальных вопросах, затронутых в этом письме.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Лицензионные условия № 9/119

— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенных Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденные приказом Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства транспорта и связи от 01.02.2008 г. № 9/119.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Порядок № 601

— Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2004 г. № 601.

Порядок применения РРО

— Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

 

Вопрос/(п.п. в письме ГНАУ)

Ответ ГНАУ

Комментарий редакции

1

2

3

Круглосуточная торговля и Z-отчет

1. Когда выполняется Z-отчет при круглосуточном режиме работы?(п.п. 2.2.7)

Если объект торговли работает круглосуточно, то фискальные отчетные чеки (Z-отчеты) в соответствии с требованиями п. 9 ст. 3 Закона об РРО необходимо распечатывать каждые сутки

Совершенно справедливый ответ, учитывающий особенности работы регистраторов расчетных операций. Дело в том, что согласно Требованиям по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденным постановлением КМУ от 18.02.2002 г. № 199, итог расчетов исчисляется за смену, максимальная продолжительность которой не должна превышать 24 часа. При этом под сменой понимается период работы РРО от регистрации первой расчетной операции после выполнения Z-отчета до выполнения следующего Z-отчета. Следовательно, при круглосуточном режиме работы Z-отчет необходимо выполнять по окончании смены РРО, но не позднее чем через 24 часа со времени регистрации первой расчетной операции, выполненной после предыдущего Z-отчета.

Интересно, что в письме от 07.11.2002 г. № 7501/6/23-2119 налоговики пришли к подобному выводу, но там они отметили, что распечатывать фискальные отчетные чеки (Z-отчеты) необходимо не позднее чем через 24 часа после начала работы кассового аппарата (а не после проведения первой расчетной операции).А вот в консультации, опубликованной в № 16 газеты «Налоги и бухгалтерский учет» за 2009 год на с. 41, представители главного налогового ведомства уточнили этот вывод, отметив, что между временем, указанным в первом и последнем чеках на товары (услуги), не должно проходить больше 24 часов. Это означает, что отсчет 24-часового периода нужно начинать не с момента включения РРО, а с момента проведения первой расчетной операции.

Подробнее о проблеме распечатки Z-отчета при круглосуточном режиме работы и существующих вариантах обнуления информации можно прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 56 на с. 46

Расчеты с использованием платежных карточек проводятся через РРО

2. Предприятие реализует товары в безналичной форме с использованием платежных карточек и поэтому имеет в наличии платежный терминал. Нужно ли использовать РРО при осуществлении таких расчетов? (п.п. 2.2.10)

Да, нужно. Основание — п. 1 ст. 3 Закона об РРО

Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона об РРО расчетные операции (к числу которых относятся и безналичные расчеты покупателей платежными карточками) субъекты предпринимательства должны проводить через РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов, подтверждающих осуществление таких расчетных операций. При этом расчетным документом является документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи товаров.

Ввиду того, что слип (квитанция платежного терминала), с точки зрения Закона об РРО, не является расчетным документом, расчеты покупателей платежными карточками должны проводиться не только через терминал, но и через РРО

Таксометр в такси

3. Частный предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения, оказывает услуги по перевозке пассажиров на такси. Обязательно ли использовать в машине-такси электронный таксометр?(п.п. 2.2.15)

Субъекты хозяйствования, находящиеся на общей системе налогообложения, в машинах-такси при расчетах с пассажирами наличностью должны использовать надлежащим образом зарегистрированные РРО с распечаткой соответствующих документов, подтверждающих выполнение расчетной операции

Редакция согласна с мнением ГНАУ.

Расчетные операции за предоставленные услуги по перевозке пассажиров необходимо проводить через РРО. Это прямо следует из п. 1 ст. 3 Закона об РРО. А электронный таксометр и есть разновидность РРО (ст. 2 Закона об РРО).

Учтите: отсутствие таксометра является не только нарушением Закона об РРО, но и нарушением лицензионных условий (пп. 4.2.1, 5.2.1 Лицензионных условий № 9/119). Напомним, что в соответствии со ст. 9 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III предоставление услуг по перевозке пассажиров на такси является лицензируемым видом деятельности. При этом лицензионная карта на такси (содержащая регистрационные данные лицензии и транспортного средства) выдается при условии подтверждения соответствия его обустройства требованиям определения «такси». А согласно определению под такси понимается специальный легковой автомобиль, предназначенный для предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа, оборудованный, помимо всего прочего, таксометром. Поэтому, если автомобиль не будет оборудован электронным таксометром, то лицензионную карточку на него не выдадут.

В случае если таксист уже получил лицензионную карточку и после этого снял таксометр, то при обнаружении этого нарушения в ходе проверки представители Глававтотрансинспекции оформят предписание об устранении нарушения. За невыполнение этого предписания лицензию могут аннулировать

Если место отпуска товаров не совпадает с местом проведения расчетов

4. Частное предприятие осуществляет реализацию продуктов питания оптом и в розницу. Причем получение товара осуществляется в одном месте, а расчеты в наличной форме — в другом месте. Применяется ли в данном случае РРО?(п.п. 2.2.16)

Ссылаясь на п. 12 ст. 9 Закона об РРО, ГНАУ утверждает, что РРО не используется только на месте получения покупателями товара. А вот на месте проведения наличных расчетов РРО применять обязательно

Вопрос применения РРО в ситуации, когда место отпуска товаров не совпадает с местом проведения расчетов, достаточно давний. Возник он с момента появления в ст. 9 Закона об РРО пункта 12. С тех самых пор понимание ГНАУ норм этого пункта не изменилось: РРО не применяется в месте отпуска товаров, а вот в месте проведения расчетов РРО необходим. Об этом она писала еще в письме от 17.12.2004 г. № 11459/6/23-2119.

Конечно, сомнения в отношении этого вывода есть, ведь формально условия п. 12 ст. 9 Закона об РРО об отсутствии расчетов на месте получения товаров выполняются, а стало быть, и РРО по таким операциям применять не нужно. Однако убедить в этом представителей главного налогового ведомства вряд ли получится. Поэтому смельчакам, отказавшимся от применения РРО в данной ситуации, скорее всего придется защищать свою позицию в судебном порядке. Кстати, примером положительного судебного решения по этому вопросу является Определение ВАСУ от 19.12.2006 г.

Сдача помещения в аренду

5. Предприятие торговли сдает помещение в аренду.

Обязательно ли при осуществлении наличных расчетов за аренду применять РРО?(п.п. 2.2.41)

 

Ссылаясь на Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016-97, утвержденный приказом Госстандарта от 03.12.97 г. № 822, налоговики приходят к выводу, что предприятие торговли при предоставлении услуг (в том числе при сдаче в аренду помещений) должно проводить расчетные операции через РРО

 

Аналогичные выводы содержатся и в письме ГНАУ от 21.12.2005 г. № 12867/6/23-8019 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 54, но против них есть аргументы.

С точки зрения гражданского законодательства, предметом договора о предоставлении услуг и договора найма являются разные объекты гражданских прав — предметом договора аренды служит непотребляемая вещь (ст. 760 ГКУ), а предметом договора о предоставлении услуг является услуга, которая потребляется в процессе определенного действия или осуществления определенной деятельности (ст. 901 ГКУ). В связи с этим договор найма (аренды) не может быть приравнен к договору о предоставлении услуг (см. письмо Минюста от 23.02.2004 г. № 8-11-19). А стало быть, при получении арендной платы наличными РРО можно не применять. К такому выводу пришел и ВАСУ в определении от 15.04.2009 г. по делу № К-28396/06 (К-27922/06). Дополнительным аргументом является и то, что наряду с Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016-97 (используемым для целей статистики) существует и другой классификатор — Классификатор видов экономической деятельности ДК 009:2005, утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375, в котором группа 70.2 названа следующим образом: «Сдача в аренду собственного недвижимого имущества» без упоминания об услугах

Возврат предоплаты, ранее перечисленной в безналичной форме

6. Является ли нарушением действующего законодательства возврат через кассу предприятия суммы предоплаты (по причине расторжения договора), ранее перечисленной предприятию в безналичной форме?(п.п. 2.2.45)

С точки зрения ГНАУ, операция по выдаче наличности покупателю за еще не поставленный товар является расчетной операцией. А значит, ее необходимо проводить через РРО

С подобным подходом ГНАУ можно и нужно спорить. Дело в том, что операция по возврату предоплаты не вписывается в определение расчетной операции, приведенное в ст. 2 Закона об РРО. Согласно нормам упомянутого документа, расчетной операцией является, в частности, выдача наличных средств за возвращенный товар (непредоставленную услугу). В данной ситуации факт передачи товара отсутствует, возвращаются только денежные средства. Поэтому говорить о том, что такая операция считается расчетной, совершенно неверно. А раз так, то и применять РРО при возврате ранее внесенной предоплаты не нужно. Деньги можно выдать через кассу предприятия на основании расходного кассового ордера

Если покупатель возвращает товар

7. Могут ли предприятия торговли не использовать РРО при возврате покупателю наличных денежных средств за неполученный или возвращенный им товар?(п.п. 2.2.55)

 

В данной ситуации предприятия торговли обязаны использовать РРО

 

Мы солидарны с мнением ГНАУ в части применения РРО при возврате наличных средств за возвращенный покупателем товар. Действительно, эта операция считается расчетной в понимании ст. 2 Закона об РРО. А как известно, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной или в безналичной форме, обязаны проводить такие расчетные операции через РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение таких операций.Основанием для проведения операции возврата через РРО является расчетный документ, подтверждающий факт внесения средств за приобретенный товар (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция и т. д.). Причем если сумма средств, выданных при возврате товара, превышает 100 грн., то материально ответственное лицо (или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты) согласно требованиям п. 4.8 Порядка применения РРО обязано составить акт о выдаче средств. В этом акте указываются паспортные данные покупателя, возвращающего товар, сведения о товаре, сумма выданных средств, номер, дата и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара.А вот при возврате денежных средств за еще не полученный товар мы считаем, что применять РРО не нужно. Подробнее об этом можно прочитать в комментарии к предыдущему вопросу

Заполняем расчетную квитанцию после включения электроэнергии

8. Нужно ли после включения электроэнергии делать запись в расчетной книжке «Служебная выдача» на общую сумму выручки, полученной за время отключения электроэнергии, если она соответствующим образом проводится через РРО?(п.п. 2.2.96)

После возобновления подачи электроэнергии суммы, зафиксированные в расчетной книжке за период ее отключения, проводятся через РРО с использованием операции «Служебное внесение», а в расчетной книжке на эту сумму делается запись «Служебная выдача»

Редакция согласна с мнением ГНАУ. При возобновлении работы РРО сумму выручки по всем использованным расчетным квитанциям вносят в корешок неиспользованной расчетной квитанции с указанием «Служебная выдача». После этого сумму, полученную за время отключения электроэнергии и внесенную в ящик РРО, проводят как операцию «Служебное внесение».

Обратите внимание: операции «Служебная выдача» и «Служебное внесение» не являются расчетными в понимании Закона об РРО и предназначены для выдачи и внесения наличных на месте проведения расчетов

РРО должен быть включен в Государственный реестр расчетных операций

9. Имеют ли право субъекты хозяйственной деятельности использовать РРО, отсутствующие в Государственном реестре регистраторов расчетных операций?(п.п. 2.2.109)

Нет, не имеют

В п. 3 ст. 3 Закона об РРО прямо сказано, что субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной или безналичной форме при продаже товаров, обязаны использовать РРО, включенные в Государственный реестр расчетных операций. Внесение РРО в Реестр означает, что они соответствуют требованиям нормативных актов Украины

Как восстановить информацию в фискальном блоке РРО

10. Каким образом можно восстановить информацию, хранящуюся в фискальном блоке РРО, в случае выхода этого блока из строя? (п.п. 2.2.110)

В соответствии с п. 34 Порядка № 601 неисправный фискальный блок подлежит замене на новый, опломбированный производителем. При этом в новом фискальном блоке восстанавливается информация за последние три года на основании ежемесячных отчетов РРО. Восстанавливать информацию может только производитель такого РРО

Совершенно верно. Вышедший из строя фискальный блок РРО не подлежит ремонту в центре сервисного обслуживания. Его необходимо заменить на новый, опломбированный производителем. И именно производитель обязан поместить в этот фискальный блок информацию за последние три года. Подробно об этом можно прочитать в статье «Если РРО поломался» в № 33 газеты «Налоги и бухгалтерский учет» за 2008 год

Срок службы РРО

11. Какой срок службы РРО?(п.п. 2.2.112)

Срок службы РРО устанавливается его производителем. Однако в старых моделях кассовых аппаратов он может быть не установлен. В этом случае срок службы составляет 7 лет от даты ввода в эксплуатацию, но не более 9 лет от даты выпуска

Напомним, что в соответствии с п. 2.13 Порядка применения РРО налоговый орган по месту регистрации РРО должен предупредить плательщика за месяц до окончания срока службы РРО о необходимости отмены его регистрации. Для отмены регистрации РРО следует снять с учета и распломбировать в центре сервисного обслуживания.

Если после получения предупреждения плательщик не приступает к процедуре отмены регистрации РРО или его нет по месту нахождения (проживания), то через месяц после окончания срока службы в книге учета РРО в органах ГНС делается соответствующая запись, после чего регистрация РРО считается отмененной. В случае если предупреждение о принудительной отмене регистрации не получено, субъект хозяйствования может продолжать использовать РРО, поскольку законодательство не обязывает его контролировать сроки службы. Вместе с тем отсутствие в письме ГНАУ какого-либо упоминая о получении соответствующего предупреждения со стороны местной ГНИ может свидетельствовать о намерениях налоговиков штрафовать предприятия за нарушение требований Закона об РРО. Подтверждает наши опасения и консультация представителей главного налогового ведомства в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 31, в которой было отмечено следующее: в случае использования субъектом хозяйствования РРО, исчерпавшего свой срок эксплуатации, такое технологическое устройство не может считаться РРО. Поэтому его дальнейшее использование является нарушением требований ст. 3 Закона об РРО и влечет наложение штрафных санкций, предусмотренных п. 1 ст. 17 этого Закона

Если в Отчете об РРО допущена ошибка

12. Предусмотрено ли предоставление уточняющего «Отчета об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций (расчетных книжек)»?(п.п. 2.2.118)

Предоставление уточняющего Отчета об использовании регистраторов расчетных операций (расчетных книжек) действующим законодательством не предусмотрено

Как известно, Отчет об использовании регистраторов расчетных операций (форма ЗВР-1) не является налоговой декларацией в понимании Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III — на основании этого документа не осуществляются ни начисление, ни уплата налогов (сборов). Следовательно, положения п. 5.1 этого документа о самостоятельном исправлении ошибок через уточняющий расчет на Отчет по форме № ЗВР-1 не распространяется.

Упоминаний об уточняющем Отчете нет и в специальных нормативных документах — Законе об РРО и Порядке предоставления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций или использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержденном приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614. В связи с этим исправить ошибку, самостоятельно выявленную в Отчете № № ЗВР-1 путем предоставления уточенного Отчета, не представляется возможным.В продолжение разговора отметим, что привлечь налогоплательщика за ошибки, допущенные в Отчете, у контролирующих органов вряд ли получится. Ведь штраф, предусмотренный п.п. 17.1.3 Закона № 2181, на них не распространяется. Что же касается админштрафа, установленного ст. 1551 Кодекса об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (за нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг), то сомнения относительно правомерности его применения возникают даже в случае несвоевременной подачи Отчета, не говоря уже об ошибках, допущенных в нем. Подробнее об этом см. статью «Будет ли админштраф за несвоевременную подачу Отчета по РРО» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 33, с. 42

Реквизиты товарного чека

13. Могут ли частные предприниматели — плательщики фиксированного или единого налога выдавать товарный чек при реализации товара? Какие реквизиты должны быть на товарном чеке?(п.п. 2.3.2)

Да, могут.По мнению ГНАУ, этот документ должен содержать надпись «Товарный чек» и по содержанию соответствовать требованиям п. 3.2 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, за исключением указания в нем фискального номера РРО и надписи «Фискальный чек».

Несмотря на то что частные предприниматели — плательщики фиксированного или единого налога, которые не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив), освобождены от использования РРО на основании п. 6 ст. 9 Закона об РРО, они обязаны предоставить покупателю товаров письменный документ, подтверждающий переход права собственности от продавца к покупателю. Одним из таких документов является товарный чек.

Форма и содержание товарного чека на сегодняшний день законодательно не установлены, поэтому субъекты хозяйствования могут выдавать товарные чеки в произвольной форме. Разумеется, при этом они должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 3 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV и п. 2.4 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

Однако у налоговиков на этот счет иное мнение. Они считают, что в товарный чек необходимо включить ту же информацию, что и в кассовый чек (за исключением указания в нем фискального номера РРО и надписи «Фискальный чек»). Аналогичные выводы были изложены в письме от 30.12.2005 г. № 13365/6/23-8019 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 37

Реализация тары

14. Нужно ли проводить через РРО операцию по реализации тары, используемой при продаже продукции собственного производства?(п.п. 2.4.1)

Предприятия, учреждения и организации при продаже за денежные средства любых товаров (за исключением продукции собственного производства) обязаны использовать РРО

Этот ответ требует некоторого уточнения. Дело в том, что операции по реализацию тары должны проходить через РРО только в том случае, когда стоимость тары не включается в цену продукции собственного производства. На это обращали внимание и представители главного налогового ведомства в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 43. В такой ситуации стоимость тары и самой продукции указывается в РРО двумя товарными позициями.Если же стоимость тары отдельно не выделяется, а включается в цену продукции собственного производства, то расчеты можно осуществлять и без РРО с оформлением приходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций

Что такое «продукция собственного производства»

15. Что такое «продукция собственного производства»? (п.п. 2.4.8)

К продукции собственного производства может быть отнесена продукция, которая изготавливается и реализуется самими предприятием в едином технологическом процессе с использованием собственной и наемной рабочей силы

Ввиду того что профильные нормативные документы (в отношении применения РРО) определение данного термина не устанавливают, ГНАУ выводит его самостоятельно. Основанием для этого послужило определение термина «производство», содержащееся в Законе Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III. Кстати, в аналогичном ключе налоговики высказывались и в письме от 14.02.2007 г. № 1440/6/23-8019.Несмотря на то что определение термина «продукция собственного производства» составлено довольно логично, доказать с его помощью тот факт, что данная продукция является продукцией собственного производства, будет не просто. Дело в том, что в действующем законодательстве нет четкой формулировки «единого технологического процесса». При буквальном прочтении получается, что заказчик, который на какой-либо стадии технологического процесса передает сырье в переработку, не может считать полученную продукцию продукцией собственного производства. А стало быть, применять освобождающую норму п. 1 ст. 9 Закона об РРО и отказаться от использования РРО в процессе реализации такой продукции он не вправе.В то же время, обратившись к п. 443 Методических рекомендаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденных приказом Министерства промышленной политики от 09.07.2007 г. № 373, находим, что изготовленная из давальческого сырья продукция становится готовой для заказчика, т. е. изготовленной самостоятельно. При этом прямыми расходами на ее производство является стоимость переданного в переработку сырья и стоимость услуг по переработке.Ну а поскольку ясности в этой ситуации пока нет, предприятиям, реализующим готовую продукцию, изготовленную из сырья, переработанного на давальческих условиях, в вопросах применения РРО лучше руководствоваться индивидуальными письменными разъяснениями местной ГНИ

РРО в расчетах с материально ответственным лицом не применяется

16. В ходе инвентаризации на предприятии была выявлена недостача товарно-материальных ценностей. Нужно ли использовать РРО при расчетах с материально ответственным лицом, возмещающим в наличной форме такую недостачу?(п.п. 2.5.3)

Нет, не нужно.Расчеты с материально ответственным лицом по возмещению недостачи ТМЦ в наличной форме проводят в кассе предприятия с оформление приходного кассового ордера

Совершенно верно.Через РРО следует проводить только расчетные операции по продаже товаров (предоставлению услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг (п. 1 ст. 3 Закона об РРО). В понимании Закона об РРО расчетной операцией является прием от покупателя наличных денежных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов на месте реализации товаров, а также выдача наличных денежных средств за возвращенный покупателем товар.

Как видим, возмещение ущерба материально ответственным лицом не считается расчетной операцией, поэтому прием наличных проводится в кассе предприятия на основании приходного кассового ордера

Расчеты с нотариусом

17. Распространяются ли нормы предельной суммы наличных расчетов на расчеты предприятия с нотариусом?(п.п. 2.5.4)

Нет, на расчеты с нотариусом 10-тысячное ограничение не распространяется.

Как следует из первого абзаца п. 2.3 Положения № 637, ограничение суммы наличных расчетов распространяется только на расчеты с предприятиями и физли-цами-предпринимателями. Что касается нотариусов, то в соответствии со ст. 3 Закона Украины «О нотариате» от 02.09.93 г. № 3425-XII нотариус не может заниматься предпринимательской или адвокатской деятельностью, быть основателем адвокатских объединений, состоять на государственной службе или на службе в органах местного самоуправления, находиться в штате других юридических лиц, входить самостоятельно, через представителя или подставных лиц в состав правления или других исполнительных органов хозяйственных организаций, кредитно-финансовых учреждений, а также выполнять другую оплачиваемую работу. В связи с этим 10-тысячное ограничение на расчеты предприятия с нотариусом не распространяются

Платежи, проведенные через РРО, в расчет предельной суммы (10000 грн.) не включаются

18. Включаются ли в расчет предельной суммы (10000 грн.) платежи, проведенные через РРО?(п.п. 2.5.6)

Ограничения относительно 10000 грн. распространяются на наличные расчеты, осуществляемые в кассе предприятия, и не касаются расчетов, которые проводятся через РРО

Несмотря на всю заманчивость этого сверхлояльного разъяснения ГНАУ, пользоваться им мы бы не рекомендовали. И вот почему. Согласно п. 2.3 Положения № 637 ограничение по наличным расчетам касается всех видов операций с наличностью, за исключением случаев расчета с физическими лицами и других случаев, прямо установленных Положением № 637. В комментируемом письме налоговики сами уточнили, что 10-тысячное ограничение распространяется, в частности, и на наличные расчеты, осуществляемые в кассе предприятия. А как известно, регистратор расчетных операций в понимании п. 1.2 Положения № 637 считается кассой.

Таким образом, соблюдение 10-тысячного ограничения является обязательным при осуществлении наличных расчетов, проводимых через РРО

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд