Темы статей
Выбрать темы

Проверки деятельности субъектов хозяйствования: общая характеристика

Редакция НиБУ
Статья

Проверки деятельности субъектов хозяйствования: общая характеристика

 

Сколько в Украине контролирующих органов? Отвечая на этот вопрос, трудно не ошибиться. Да и знание точного числа надзорных инстанций совсем не упростило бы жизнь субъектов хозяйствования. Гораздо важнее знать свои права и их обязанности, объем которых во многом зависит от того, к какой категории относится проводимая проверка. Об этом и поговорим.

Нина КОСТЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Все проверки контролирующих органов, если за основу классификации брать базовые требования к процедуре их проведения, сегодня можно разделить на три основные группы:

I группа —

проверки, на осуществление которых распространяется действие Закона № 877 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 53 и анализ особенностей действия данного Закона «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 102) и постановления № 502 (постановление № 502 и его анализ см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 46).

В эту группу входит преимущественное большинство проверок, осуществляемых контролирующими органами. Субъекту хозяйствования для того, чтобы знать основные требования к порядку их проведения, следует помнить, что для этого недостаточно ознакомиться с текстом

Закона № 877 и постановления № 502. Необходимо также выяснить, каким специальным нормативным актом регулируется деятельность контролирующего органа и какая специфика проведения им проверок предусмотрена таким актом. При возникновении противоречия в порядке регулирования проверок между специальным актом, посвященным деятельности контролирующего органа, и Законом № 877, такую коллизию следует разрешать, исходя из таких правил:

— если деятельность контролирующего органа урегулирована на уровне подзаконного акта, во всех вопросах о порядке проведения проверок следует руководствоваться

Законом № 877;

— если правила проведения проверок тем или иным органом установлены в

Законе, регулирующем деятельность такого органа, то приоритет необходимо отдать Закону № 877, если он этот же вопрос регулирует иначе и не допускает возможности установления исключений из закрепленных в нем правил.

Например, если речь идет о сроках проведения плановых проверок, то в

ч. 5 ст. 5 Закона № 877 предусмотрено, что они не могут превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом. Поскольку есть такая оговорка, то при расхождениях в регулировании этого вопроса между Законом № 877 и специальным законом, посвященном деятельности контролирующего органа, — ориентироваться следует на последний. И наоборот — продлять сроки проведения проверок Закон № 877 запрещает, не делая каких-либо оговорок о возможности отклонения от запрета на уровне специального Закона. Соответственно, даже если в другом законе такая возможность для проверяющих будет предусмотрена, воспользоваться ею они не смогут.

II группа —

проверки контролирующих органов, надзорная деятельность которыми осуществляется в соответствии с Законом № 877, но без подчинения постановлению № 502.

К таким проверкам следует отнести:

— проверки субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными Кабмином критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности (Перечень соответствующих постановлений Кабмина приведен в приложении к

разъяснению Госкомпредпринимательства от 28.05.2009 г., см. на с. 33; критерии, утвержденные по состоянию на 22.12.2008 г. см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 102) отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска;

— плановые проверки соблюдения налогового законодательства;

— плановые проверки соблюдения санитарного законодательства;

— плановые проверки правильности расчета, полноты и своевременности уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).

Следует отметить, что необходимость подчинения

постановлению № 502 продолжает вызывать горячие споры. Поставить в них точку пока не спешат и суды. Так, на сегодня уже есть первые судебные решения со ссылкой на постановление № 502. Однако среди них есть как положительные для субъектов хозяйствования, т. е. признающие обязательность требований постановления для контролирующих органов, в том числе налоговых инспекций, которые наиболее рьяно отрицают свою обязанность подчинения мораторию на проверки (см., например, постановление Запорожского окружного административного суда от 03.06.2009 г. по делу № 2а-2404/09/0870), так и отрицательные, указывающие на то, что если надзорная деятельность государственного органа урегулирована на уровне закона (как опять же, деятельность налоговых инспекций в соответствии с Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине»), подчиняться предписаниям постановления № 502 контролирующий орган не должен (см. постановление Херсонского окружного административного суда от 17.07.2009 г. по делу № 2-а-8530/09/2170).

III группа —

проверки, не подпадающие под сферу действия Закона № 877 и, соответственно, постановления № 502. Они названы в ст. 2 Закона № 877. Это проверки:

— соблюдения валютного законодательства;

— в рамках осуществления таможенного контроля на границе;

— за соблюдением бюджетного законодательства и использованием государственного и коммунального имущества;

— по банковскому и страховому надзору, другим специальным видам государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг;

— в рамках государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции;

— проводимые в ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия;

— соблюдения требований ядерной и радиационной безопасности.

В третьей группе проверок особое внимание к себе привлекают проверки, проводимые в ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия. Среди них для субъектов хозяйствования в первую очередь представляют интерес проверки, проводимые прокуратурой (см. на с. 6), УБОП и ГСБЭП (см. на с. 13). С них и начнем.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше