Темы статей
Выбрать темы

Осуществление проверок органами государственного пожарного надзора

Редакция НиБУ
Статья

Осуществление проверок органами государственного пожарного надзора

 

С органами государственного пожарного надзора приходится сталкиваться едва ли не всем предприятиям и организациям. Ведь как показывает практика, проверки пожарными инспекторами субъектов хозяйствования занимают одно из лидирующих мест в рейтинге проверок. В чем же заключаются такие проверки, как часто они могут осуществляться, какие санкции могут применяться к предприятиям за нарушение правил пожарной безопасности? Ответы на эти вопросы вы найдете в предлагаемой статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Функции органов госпожнадзора

Обеспечение пожарной безопасности является составной частью производственной и другой деятельности должностных лиц, работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей. Это должно быть отражено в трудовых договорах (контрактах) и уставах предприятий, учреждений и организаций (см.

ст. 2 Закона № 3745).

Государственный пожарный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах независимо от форм собственности осуществляет государственная пожарная охрана в соответствии с

Законом № 3745, Законом № 877, Положением № 508 и Инструкцией № 59 с учетом приказа № 481*, а именно:

* Приказ Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы «Об утверждении Изменений в Инструкцию по организации работы органов государственного пожарного надзора» от 13.07.2009 г. № 481.

 

Государственный департамент пожарной безопасности (Госпожбезопасности)

Правительственный орган государственного управления, действующего в составе МЧС

Территориальные органы госпожнадзора

Управления (отделы) по вопросам наблюдательно-профилактической деятельности, подчиненные Государственному департаменту пожарной безопасности, на которые возложено осуществление госпожнадзора

Местные органы госпожнадзора

Отделения, отделы, управления и т. п. по вопросам наблюдательно-профилактической деятельности, подчиненные территориальным органам госпожнадзора, на которые возложено его осуществление, или Государственному департаменту пожарной безопасности

 

Должностные лица органов государственного пожарного надзора являются

государственными инспекторами по пожарному надзору. Предприятиям, как правило, приходится иметь дело с пожарными инспекторами местных органов госпожнадзора, которые, в частности, имеют право (ст. 7 Закона № 3745, п. 10 Положения № 508 и п. 2.3 Инструкции № 59):

— проводить в любое время

проверки помещений в присутствии собственника или его законного представителя, который обязан давать инспектору объяснения и предоставлять необходимые документы, касающиеся пожарной безопасности;

— издавать обязательные для исполнения

предписания и распоряжения;

— осуществлять

контроль за выполнением противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, при проектировании (выборочно) строительства, реконструкции, расширения или технического переоснащения, капитального ремонта предприятий, зданий, сооружений и других объектов. В случае выявления нарушений запрещать до их устранения выпуск и применение проектов, останавливать проведение строительно-монтажных работ и вносить предложения о прекращении финансирования этих работ;

— проверять

наличие документов, дающих право на выполнение пожароопасных работ;

— проводить согласно действующему законодательству

проверки и дознание по сообщениям и заявлениям о преступлениях, связанных с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности;

— привлекать к

административной ответственности должностных лиц и работников предприятия в случае нарушения ими правил пожарной безопасности и неисполнения распоряжений пожарной службы;

— составлять

протоколы об административных правонарушениях в случае выявления факта осуществления хозяйственной деятельности в сфере пожарной безопасности, подлежащей лицензированию согласно закону, без получения соответствующей лицензии, осуществления хозяйственной деятельности без получения разрешения органа госпожнадзора на начало работы предприятий и аренду помещений, а также предоставления субъектом хозяйствования органу госпожнадзора недостоверной информации о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства или в случае заведомо ложного вызова пожарной охраны;

— применять к предприятию

штрафные санкции за нарушение правил пожарной безопасности и неисполнение распоряжений пожарной службы.

Как видим, представители органов госпожнадзора наделены широкими полномочиями, среди которых и

право на проведение плановых и внеплановых проверок, а также на применение штрафных санкций (см. ст. 7 Закона № 3745 и п. 3.3 Инструкции № 59).

 

Общий порядок проведения проверок

Прежде всего заметим, что согласно

ст. 7 Закона № 3745 на объектах частной собственности органы госпожнадзора контролируют только условия безопасности людей на случай пожара, а также решение вопросов пожарной безопасности, касающихся прав и интересов других юридических лиц и граждан.

Для осуществления плановой (внеплановой) проверки руководитель органа госпожнадзора издает

специальный приказ, в котором указываются наименование проверяемого субъекта хозяйствования и предмет проверки. На основании этого приказа оформляется удостоверение (направление) на проверку, подписываемое руководителем органа госпожнадзора и заверяемое печатью.

В соответствии с требованиями

ст. 7 Закона № 877 удостоверение на проведение проверки должно содержать ряд обязательных реквизитов, среди которых:

— наименование и местонахождение проверяемого субъекта предпринимательской деятельности;

— номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка;

— перечень должностных лиц, которые принимают в ней участие;

— даты начала и окончания проверки;

— тип проверки (плановая или внеплановая);

— основания для осуществления проверки;

— предмет осуществления проверки.

Такое удостоверение действует

исключительно в течение указанного в нем срока.

Перед началом проверки представители пожарной службы обязаны предъявить руководителю предприятия

направление на проверку, а также служебные удостоверения участников проверки . Проводить проверку имеют право только те лица, которые указаны в направлении. Руководителю предприятия или уполномоченному им лицу проверяющие обязаны передать копию направления.

Если направление на проверку или служебные удостоверения не были предъявлены, не была предоставлена копия направления либо указанные документы выписаны с существенными нарушениями установленного порядка, руководство предприятия имеет все основания не допускать таких лиц на проверку (см.

ч. 5 ст. 7 Закона № 877 и п.п. 3.3.10 Инструкции № 59).

Перед началом проверки пожарные инспекторы должны внести
запись в журнал проверок (при его наличии). Об этом говорится в

п.п. 3.3.12 Инструкции № 59. Отказ сделать такую запись является основанием для недопуска этих лиц к проведению проверки. Данный вывод следует из ст. 10, 11 Закона № 877.

Примите к сведению, что проверки могут проводиться только

в присутствии руководителя предприятия или его заместителя либо уполномоченных ими лиц в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.

 

Порядок проведения плановой проверки

Согласно

п.п. 3.3.2 Инструкции № 59 при проведении плановых проверок пожарные инспекторы осуществляют осмотр (обследование) территорий, зданий, сооружений и помещений, производят проверку функционирования подразделений ведомственной, местной и добровольной пожарной охраны и других противопожарных формирований, работы пожарно-технической комиссии, а также каких-либо документов или предметов, касающихся обеспечения пожарной безопасности, в том числе документов разрешительного характера.

Также представители пожарной службы при проведении плановых проверок субъектов хозяйствования, зарегистрированных по декларативному принципу, кроме вопросов соблюдения противопожарного законодательства, проверяют достоверность предоставленной субъектом хозяйствования информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства (

п. 4 Инструкции № 278).

Органы госпожнадзора могут получить право на проведение плановой проверки только в случае, если они

не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения проверки письменно уведомят об этом предприятие, на котором планируется проверка. Такое уведомление отсылается заказным письмом или телефонограммой (за счет средств органа надзора) либо вручается лично руководителю (или уполномоченному лицу) субъекта хозяйствования под роспись (ч. 4 ст. 5 Закона № 877 и п.п. 3.3.8 Инструкции № 59).

Если предупреждения о плановой проверке не последовало, предприятие имеет право не допускать проверяющих на проверку.

В случае когда орган госпожнадзора планирует провести проверку помещений, переданных

в аренду, он обязан непосредственно или через арендодателя ознакомить арендаторов о дате и времени проведения плановой проверки и обеспечить их присутствие во время проверки.

Периодичность плановых проверок зависит от такого понятия, как «

риск хозяйственной деятельности» (ст. 5 Закона № 877 и п.п. 3.3.5 Инструкции № 59), под которым понимают степень вероятности возникновения негативных последствий от осуществления хозяйственной деятельности (в данном случае — пожара) и возможный размер потерь.

Критерии деления субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности определены в

Порядке № 1324.

Так, среди критериев риска пожарной опасности выделены:

— наличие огнеопасных веществ;

— количество людей, которые постоянно или временно могут находиться одновременно на объекте;

— этажность и высота зданий;

— расположение сооружений под землей;

— уровень сложности ликвидации возможного пожара и т. д.

В соответствии с установленными критериями все предприятия независимо от формы собственности и вида деятельности относятся к одной из трех степеней риска:

высокой, средней или незначительной.

Субъектами с

высокой степенью риска считаются, в частности:

— предприятия, использующие промышленные и складские здания, которые относятся к категории А или Б по взрывопожароопасности независимо от площади, а также промышленные и складские здания категории В площадью 500 кв. м и более;

— предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики;

— объекты с массовым пребыванием людей, в частности аэропорты, вокзалы, станции метрополитенов;

— высотные дома (выше 47 м);

— подземные сооружения различного назначения;

— объекты нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, перепланировки, расширения и технического переоснащения.

К субъектам со

средней степенью риска относятся, в частности:

— предприятия, использующие промышленные и складские здания категории В по пожароопасности площадью менее 500 кв. м;

— объекты с постоянным или временным пребыванием в них менее 50 человек, в частности объекты торговли, общественного питания, предприятия бытового обслуживания (кроме малых архитектурных форм);

— здания научно-исследовательских учреждений, проектных и конструкторских организаций;

— здания с повышенной этажностью (высотой от 26,5 м до 47 м включительно).

К субъектам с

незначительной степенью риска относятся, в частности:

— небольшие одноэтажные передвижные сооружения, которые не имеют закрытого помещения для временного пребывания людей, или стационарные сооружения, которые имеют закрытые помещения для временного пребывания людей и по внешнему контуру имеют площадь до 30 кв. м, изготавливаемые из облегченных конструкций и устанавливаемые временно без обустройства фундаментов;

— предприятия, не вошедшие в первые две категории.

Обращаем внимание, что плановые проверки субъектов

с высокой степенью риска проводятся ежегодно, со средней — один раз в три года, с незначительной — один раз в пять лет (п. 8 Порядка № 1324 и п.п. 3.3.5 Инструкции № 59).

Однако с целью сокращения фактов вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность КМУ постановил, что

до 31.12.2010 г. плановые проверки субъектов хозяйствования проводиться не будут. Правда, эта норма не касается предприятий с высокой степенью риска (см. п. 1 постановления № 502).

Следует сказать, что в соответствии с изменениями, которые вносит в

Инструкцию № 59 приказ № 481, плановые проверки субъектов со средней и незначительной степенью риска могут проводиться только начиная с I квартала 2011 года.

Срок осуществления плановой проверки субъектов хозяйствования не может превышать 15 рабочих дней, а субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней. При этом продление указанных сроков

не допускается (см. ч. 5 ст. 5 Закона № 877 и п.п. 3.3.4 Инструкции № 59).

Заметим, что к плановой проверке приравнивается проведение органами госпожнадзора

оценки (экспертизы) противопожарного состояния объекта при условии составления и вручения руководителю (собственнику) объекта или уполномоченному им лицу экспертного заключения противопожарного состояния объекта. В этом случае соответствующий приказ и удостоверение на право проверки не оформляются (см. п.п. 3.3.16 Инструкции № 59).

 

Порядок проведения внеплановой проверки

Внеплановые проверки могут проводиться только по определенным основаниям (см.

ст. 6 Закона № 877).

Так, внеплановые проверки пожарной безопасности могут быть проведены, если:

— имеет место заявление самого субъекта хозяйствования о намерении добровольно пройти проверку;

— контролируется исполнение предписаний, постановлений и распоряжений об устранении нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановой проверки;

— в органы госпожнадзора поступило обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований пожарной безопасности.

Однако согласно

постановлению № 502 до 31.12.2010 г. проведение внеплановых проверок возможно только по обращениям физических и юридических лиц и по заявлению самого субъекта хозяйствования.

А вот такое основание, как проверка устранения нарушений, исключено из перечня оснований для внеплановых проверок. Судя по всему, субъект хозяйствования сам должен быть заинтересован в предоставлении органу госпожнадзора информации об устранении нарушений с предоставлением подтверждающих доказательств. Тогда внеплановые проверки такого субъекта до 01.01.2011 г. проводиться не будут (см. изменения, которые вносит в

п.п. 3.3.13 Инструкции № 59 приказ № 481).

В ходе внеплановой проверки выясняются лишь те вопросы, которые стали основанием для проведения этого мероприятия,

с обязательным их указанием в направлении. Руководитель предприятия или уполномоченное им лицо вправе ознакомиться с основанием проведения проверки и получить копии соответствующих документов.

Субъекты хозяйствования со средней и незначительной степенью риска

не подлежат внеплановым проверкам, если они заключили договоры добровольного страхования ответственности перед третьими лицами. Исключение составляют проверки объектов строительства.

Примите к сведению, что

при проведении внеплановой проверки уведомление руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу органы госпожнадзора не направляют.

Срок осуществления внеплановой проверки

не должен превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней (см. ч. 4 ст. 6 Закона № 877 и п.п. 3.3.13 Инструкции № 59). Указанные сроки являются предельными и не подлежат продлению.

Периодичность проведения внеплановых проверок законодательно

не установлена. То есть пожарные инспекторы имеют право прийти на предприятие для внеплановой проверки в любой удобный для них момент.

 

Оформление результатов проверок

Если в ходе плановой (внеплановой) проверки пожарные инспекторы выявили нарушение правил пожарной безопасности, они составляют

акт соблюдения (исполнения) субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере пожарной безопасности (п.п. 3.3.14 Инструкции № 59).

В последний день проверки два экземпляра акта подписываются представителями пожарной службы, проводившими проверку, и руководителем предприятия или уполномоченным им лицом.

В случае когда руководитель (или уполномоченное лицо) предприятия не соглашается с актом, он подписывает его с замечаниями, которые являются неотъемлемой частью такого акта.

Один экземпляр акта вручается руководству субъекта хозяйствования, а второй — хранится в наблюдательном деле органа госпожнадзора.

При отказе руководства предприятия подписать акт или получить его второй экземпляр пожарный инспектор вносит в него соответствующую запись и высылает его заказным письмом с уведомлением по местонахождению предприятия.

На основании акта, составленного по результатам плановой проверки, во время которой выявлены нарушения противопожарных требований,

в течение 5 рабочих дней после ее завершения составляется предписание на устранение таких нарушений по форме, приведенной в приложении 4 к Инструкции № 59 . Это предписание составляется не менее чем в двух экземплярах, первый из которых с подписями проверяющих лиц передается руководителю (или уполномоченному лицу) субъекта хозяйствования, а второй — с подписью руководителя проверяемого предприятия или уполномоченного им лица относительно согласованных сроков и получения остается в органе госпожнадзора для осуществления контроля.

При несогласии с предложенными мерами по устранению недостатков или со сроками их исполнения предписание

в течение 10 дней с момента его вручения может быть обжаловано в вышестоящем органе госпожнадзора или в суде.

За неисполнение мер предписания и в случае выявления новых нарушений установленных законодательством требований пожарной безопасности пожарный инспектор принимает меры по привлечению виновных лиц к ответственности и (или) применению предупредительных мер согласно законодательству.

На все объекты субъекта хозяйствования или другие подконтрольные объекты орган госпожнадзора заводит

отдельное наблюдательное дело, в котором хранятся документы и материалы переписки по вопросам пожарной безопасности, в том числе материалы проверок и экспертиз противопожарного состояния арендованных зданий и помещений, а также копии разрешений на их аренду и другие документы, характеризующие состояние противопожарной защиты объекта (п.п. 3.3.17 Инструкции № 59).

 

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Согласно

ч. 4 ст. 7 Закона № 3745 государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право, в частности, привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний, постановлений органов государственного пожарного надзора, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению, а также применять штрафные санкции к предприятиям, учреждениям и организациям за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

Меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством за нарушение требований пожарной безопасности, касающиеся субъектов хозяйствования и их должностных лиц, приведем в таблице.

 

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности


п/п

Вид нарушения

Санкция

На кого налагается

Нормативно-правовой акт

Примечания

1

2

3

4

5

6

1

Финансовые санкции

Нарушение требований пожарной безопасности, невыполнение предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора

Максимальный размер штрафа не может превышать 2 % месячного фонда заработной платы предприятия, учреждения, организации. Неуплата штрафа в течение месяца влечет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере 2 % за каждый день просрочки

На предприятия, учреждения, организации

Ст. 35 Закона № 3745

Штраф рассчитывается исходя из фактического фонда заработной платы предприятия за месяц, предшествующий месяцу, в котором было принято решение о наложении штрафа (постановление КМУ от 22.09.98 г. № 1496).
Следует сказать, что применить данную санкцию по отношению к субъекту хозяйствования весьма сложно, поскольку конкретный ее размер законодательно не установлен

2

Административная ответственность

Нарушение установленных на железнодорожном, морском и речном транспорте правил пожарной безопасности

Штраф
от 5 до 10 ннмдг
(от 85 до 170 грн.)

На должностных лиц

Ч.  1
ст. 120 КоАП

Налагается от имени органов государственного пожарного надзора 1) главными госинспекторами по пожарному надзору центрального и территориальных органов и их заместителями — штраф на должностных лиц
до 10 ннмдг (до 170 грн.);


2) старшими госинспекторами по пожарному надзору — штраф на должностных лиц до 9 ннмдг (до 153 грн.);


3) главными госинспекторами по пожарному надзору местных органов государственного пожарного надзора, госинспекторами центрального и территориальных органов государственного пожарного надзора — штраф на должностных лиц — до 8 ннмдг
(до 136 грн.);


4) госинспекторами по пожарному надзору — штраф на должностных лиц — до 6 ннмдг
(до 102 грн.)

3

Административная ответственность

Нарушение установленных на воздушном транспорте правил пожарной безопасности

Штраф
от 5 до 10 ннмдг
(от 85 до 170 грн.)

На должностных лиц

Ч.  2
ст. 120 КоАП

4

Административная ответственность

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению

Штраф
от 2 до 10 ннмдг
(от 34 до 170 грн.)

На должностных лиц

Ст. 175 КоАП

5

Административная ответственность

Невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора либо создание препятствий для их деятельности

Штраф
от 2 до 10 ннмдг
(от 34 до 170 грн.)

На должностных лиц

Ст. 1888 КоАП

6

Уголовная ответственность

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, если оно привело к возникновению пожара, которым был причинен ущерб здоровью людей либо имущественный ущерб в крупном размере

Штраф от 50 до 120 ннмдг, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на
срок до 3 лет

На физических лиц

Ч.  1 ст. 270 УКУ

Имущественный ущерб считается причиненным в крупных размерах, если прямые убытки составляют сумму, которая
в 300 и более раз превышает ннмдг,
т. е. если она превышает 90750 грн.

7

Уголовная ответственность

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, если оно привело к гибели людей, имущественному ущербу в особо крупном размере либо другим тяжким последствиям

Лишение свободы на срок от 3 до 8 лет

На физических лиц

Ч.  2 ст. 270 УКУ

Имущественный ущерб считается причиненным в особо крупных размерах, если прямые убытки составляют сумму, которая в 1000 и более раз превышает ннмдг,
т. е. если она превышает 302500 грн.

 

Отметим также, что

за нарушение правил пожарной безопасности, которое создает угрозу возникновения пожара либо препятствует его гашению и эвакуации людей, а также в случаях выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов или технических условий либо в случае их отсутствия пожарные инспекторы имеют право прекращать или запрещать работу предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию сооружений, зданий, отдельных помещений, обогревательных приборов, участков электрической сети, проведение пожароопасных работ, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, действие выданных разрешений на право проведения работ (ст. 7 Закона № 3745).

Уверены, что изложенная в статье информация поможет вам правильно сориентироваться при встрече с пожарным инспектором. Желаем, чтобы такие встречи носили только позитивный характер, а выявленные при проверке нарушения (если они есть) были совсем незначительными!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше