О чем не забыть в новогодний период (бухгалтеру на заметку)

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2009/№ 100
В избранном В избранное
Печать
Статья

О чем не забыть в новогодний период
(бухгалтеру на заметку)

 

С каждым днем все ближе и ближе новогодние праздники. А чтобы в захватившей всех предновогодней праздничной суете чего-то не забыть и не упустить из виду, сегодня мы решили напомнить некоторые из учетных моментов, важных при вхождении в новый (для бухгалтера — еще и отчетный) год. В большей степени они связаны с бумажными формальностями. Речь пойдет о подаче заявлений, подтверждающих выбор налогоплательщика в пользу того или иного учетного подхода, придерживаться которого решено в будущем.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о госбюджете на 2009 год

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 2181

Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Положение № 79

Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.

Порядок № 166

— Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.

Постановление № 507

постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. № 727/98 (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.1999 г. № 746/99).

 

Начнем с приятного, т. е. с того, чего подавать не надо.

 

Декларация по прибыли за 11 месяцев 2009 года не подается

Приятной неожиданностью уходящего года стало «освобождение» налогоплательщиков от необходимости подачи уже ставшей для всех привычной и традиционной декларации по налогу на прибыль за 11-месячный период. Так, в отличие от предыдущих лет,

декларацию по налогу на прибыль за 11 месяцев 2009 года подавать не нужно. Ведь никаких законодательных оснований для этого не существует (напомним, нормы п. 22.13 Закона о налоге на прибыль устанавливали такую обязанность исключительно для 2008 года и на следующий 2009 год продлены не были; к тому же никаких подобных законодательных оговорок нет ни в Законе о госбюджете на 2009 год, ни в других законодательных актах).

На эту особенность обращалось внимание и в консультации специалистов ГНАУ в рубрике «Мнение специалистов официальных органов» газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 94, на с. 46, где разъяснялось, что подача декларации за отчетный период — 11 месяцев 2009 года ни одним законодательным документом

не предусмотрена. Также об этом говорилось и в письме ГНАУ от 02.12.2009 г. № 26806/7/15-0217, где при этом отмечалось, что если все же налогоплательщики перестраховались и «по привычке» подали 11-месячную декларацию, то она принимается налоговыми органами с грифом «К сведению» и в лицевые счета плательщиков налога на прибыль при этом не вносится (поэтому уплачивать отраженное в ней налоговое обязательство не нужно).

 

Выбираем (применяем, покидаем) единый налог — подаем заявление

Переходим на единый налог.

Как известно, работать на упрощенной системе налогообложения могут субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица или частные предприниматели), соответствующие критериям Указа № 727. Если его требования соблюдаются, и субъект хозяйствования решает с нового года выбрать способ налогообложения своей деятельности по единому налогу, то следует помнить о необходимости соответствующего уведомления об этом налоговых органов. С этой целью для становления упрощенцем субъекту малого предпринимательства необходимо не позднее чем за 15 дней до начала нового отчетного периода (квартала) подать письменное заявление налоговому органу по месту государственной регистрации.

 

Заявление о выборе единого налога

Что нужно подать

Примечания

Заявлениео переходе на упрощенную систему налогообложения

Заявление подается не позднее чем за 15 дней до начала квартала перехода на единый налог. При этом:

предприятия (юридические лица) подают Заявление о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога по форме, приведенной в приложении к Порядку выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, утвержденному приказом ГНАУ от 13.10.98 г. № 476, обязательно указывая в нем выбранную ставку единого налога: 6 % или 10 %;

физические лица — предприниматели подают Заявление о праве применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденному приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599, отмечая в нем виды осуществляемой предпринимательской деятельности, а также прилагая к заявлению копию платежного документа о предварительной уплате единого налога авансом не менее чем за календарный месяц

 

Итак, с учетом отведенного 15-дневного срока, чтобы стать единоналожником с нового 2010 года,

подать такое заявление следует не позднее 16 декабря текущего года (т. е. 16 декабря 2009 года — последний день его подачи).

В свою очередь на основании поданного заявления в течение 10 рабочих дней налоговый орган обязан выдать бесплатно субъекту предпринимательства Свидетельство об уплате единого налога или предоставить письменный мотивированный отказ.

Остаемся на едином налоге.

Все вышесказанное о подаче заявления касается и лиц, решивших сохранить свой статус упрощенца в приходящем новом году, т. е. и в следующем 2010, как и в текущем, оставаться на упрощенной системе налогообложения. Связано это с тем, что Свидетельство единоналожника, как известно, выдается сроком на 1 год (п. 7 Порядка № 476, п. 2 Порядка № 599). А потому с приближением нового года подтвердить свое решение о неизменности единоналожного статуса в будущем также предстоит и уже существующим упрощенцам путем подачи аналогичного заявления налоговым органам (при условии, конечно, по-прежнему соответствия единоналожным критериям).

Отказываемся от единого налога.

А вот у единоналожников, решивших отказаться от упрощенной системы, ситуация складывается несколько иначе. Дело в том, что по общим правилам (согласно ст. 4 Указа № 727) для отказа от применения упрощенной системы налогообложения и перехода со следующего квартала на общую систему налогообложения субъекту малого предпринимательства предстоит также подать налоговым органам соответствующее заявление не позднее чем за 15 дней до окончания последнего квартала пребывания на едином налоге. Однако, как разъясняют налоговики (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 35, с. 37), субъектам предпринимательства, отказывающимся от единого налога с нового года (т. е. отказывающимся от применения упрощенной системы с начала календарного года), заявление об отказе подавать не нужно. В таком случае по окончании года (IV квартала) достаточно сдать Свидетельство плательщика единого налога в выдавший его налоговый орган, и с нового года субъект хозяйствования автоматически будет считаться находящимся на общей системе налогообложения.

И еще один момент, связанный с отказом от единого налога по причине превышения выручки. Напомним: контролирующие органы настаивают на том, что в случае превышения предельного объема выручки

в текущем году субъект предпринимательства лишается возможности перейти на упрощенную систему налогообложения весь следующий календарный год (письмо ГНАУ от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714, письмо Госкомпредпринимательства от 25.04.2007 г. № 2987 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 71). То есть, превысив однажды выручку, снова вернуться на единый налог предприятие сможет, как разъясняют налоговики, лишь только спустя полный календарный год работы (так, например, превысив выручку в 2009 году, перейти на единый налог в 2010 году не сможет, а снова стать упрощенцем ему удастся лишь с начала 2011 года, при условии соблюдения, конечно, условий Указа № 727).

 

Единоналожные переходные НДС-моменты

Становясь единоналожником

, также может возникнуть необходимость в регистрации плательщиком НДС (аннулировании такой регистрации) и подаче соответствующих НДС-заявлений:

 

НДС-заявления при переходе на единый налог

Что нужно подать

Примечания

1

2

Регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость (по форме № 1-ПДВ, приложение 1 к Положению № 79)

Регистрационное заявление подают налоговым органам предприятия (юрлица), выбирающие при переходе ставку единого налога 6 % и не являвшиеся до этого плательщиками НДС. Такие субъекты хозяйствования подлежат обязательной регистрации плательщиками НДС с 1 числа квартала становления упрощенцами (п. 12.2 Положения № 79).

При этом регистрационное заявление подается не позднее чем за 15 дней до начала квартала перехода (т. е. в тот же 15-дневный срок, что и заявление о переходе на единый налог; следовательно, для перехода на единый налог по ставке 6 % с начала 2010 года подать его нужно не позднее 16 декабря 2009 года).

За переходящими на 6 % единый налог предприятиями, уже являющимися плательщиками НДС, статус плательщика НДС (индивидуальный налоговый номер и свидетельство) при этом просто сохраняется

Заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС

(по форме № 3-ПДВ, приложение 3

к Положению № 79)

 

Заявление об аннулировании регистрации:

— подают физические лица — предприниматели, которые при переходе на упрощенную систему налогообложения решили по собственному желанию отказаться от уплаты НДС и покинуть ряды плательщиков этого налога (второй абзац п. 12.3 Положения № 79);

— могут подавать предприятия, выбирающие при переходе ставку единого налога 10 %, которые до этого были зарегистрированы плательщиками НДС, но теперь лишаются этого статуса (п. 25.1 Положения № 79).Конкретный срок подачи заявления об аннулировании Положением № 79 не установлен, однако предусмотрено, что в единоналожном случае аннулирование НДС-регистрации происходит с момента перехода на уплату единого налога. При этом на Свидетельстве плательщика НДС (а также его копиях) делается соответствующая отметка о конечном сроке действия Свидетельства — до даты последнего дня отчетного периода, предшествующего переходу на единый налог, т. е. при переходе на единый налог с нового года — до 31 декабря (п.п. «в» п. 25, п. 25.1 Положения № 79). Правда, для предприятий подачу такого заявления вряд ли можно назвать строго обязательной (для юрлиц это, скорее, все же мера организационного характера). Ведь если заявление об аннулировании предприятие не подаст, то налоговый орган (на основании выдаваемого Свидетельства об уплате единого налога по ставке 10 %) сам примет решение об аннулировании, направив налогоплательщику при этом экземпляр Акта об аннулировании регистрации плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 6-ПДВ из приложения 5 к Положению № 79 (п. 25.2 Положения № 79). Подробнее особенности снятия с НДС-регистрации рассматривались в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 11

 

Напомним также, что

физические лица — предприниматели, становящиеся единоналожниками, в этом случае имеют право выбора и самостоятельно решают: быть или не быть плательщиками НДС (п. 4 постановления № 507, письмо ГНАУ от 11.03.2008 г. № 3004/Д/17-0714 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 71). Если все же по своему желанию предприниматель решает оказаться в числе плательщиков этого налога (п. 12.3 Положения № 79), то для него действуют правила пп. 13, 13.1 Положения № 79, касающиеся добровольной регистрации. То есть регистрационное заявление согласно п.п. «в» п. 13 Положения № 79 должно быть подано не позднее 20 календарных дней до начала периода, с которого решено стать НДС-плательщиком. В нем предприниматель может указать желаемый день НДС-регистрации, к примеру, 1 число квартала, при условии, что он наступает не ранее чем через 20 календарных дней после подачи такого заявления налоговому органу (п.п. 13.1 Положения № 79).

При этом нужно учитывать, что, как разъясняет ГНАУ, единоналожники (и юрлица, и физлица), прошедшие НДС-регистрацию, автоматически становятся

квартальными плательщиками НДС (т. е. подают декларации и уплачивают НДС поквартально). Причем такой отчетный период сохраняется за ними на протяжении всей поры «единоналожия», даже в случае достижения объема в 300 тыс. грн. Однако в отличие от общих правил перехода «на квартал» (о которых будет сказано далее), заявление о выборе квартального периода по НДС единоналожники при этом подавать не должны (п. 20 письма ГНАУ от 18.05.2009 г. № 10191/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 47; письмо ГНАУ от 21.04.2008 г. № 8230/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 39).

В обратной ситуации — при

уходе с единого налога и переходе с нового отчетного года на общую систему налогообложения — необходимость в НДС-регистрации и соответственно подаче регистрационного заявления по форме № 1-ПДВ может возникнуть, в частности, при обязательном уходе с упрощенной системы налогообложения по причине превышения выручки (свыше 500 тыс. грн. — для физлиц, свыше 1 млн грн. — для юрлиц):

 

НДС-заявление при уходе с единого налога

(по причине превышения выручки)

Что нужно подать

Примечания

Регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость (по форме № 1-ПДВ, приложение 1 к Положению № 79)

Регистрационное заявление налоговым органам подают:

предприятия (юридические лица плательщики единого налога по ставке 10 %), превысившие выручку (п.п. «б» п. 12.1 Положения № 79):

— в 1-м или во 2-м месяце квартала — не позднее чем за 15 дней до начала квартала перехода на общую систему налогообложения (т. е. при переходе на общую систему налогообложения с начала 2010 года — не позднее 16 декабря 2009 года);

— в 3-м месяце квартала — не позднее 20-го календарного дня после окончания последнего квартала работы на едином налоге (т. е. не позднее 20 января 2010 года);

физические лица — предприниматели — не позднее 20-го календарного дня с момента превышения выручки.

При этом в регистрационном заявлении субъекты хозяйствования могут указать дату желаемой регистрации, к примеру, 1 число квартала работы на общей системе (например, 1 января 2010 года), если заявление будет подано не позднее чем за 15 календарных дней до начала такого квартала перехода (п.п. «а» п. 12.1 Положения № 79)

 

Правда, по-прежнему остается вопрос: а как быть тем единоналожникам, которые переходят на общую систему по другим причинам, например, из-за превышения численности (50 человек — для юрлиц, 10 человек — для физлиц) или по собственному желанию и у которых налогооблагаемые объемы за последние 12 месяцев при этом превысили 300 тыс. грн.? Судя по всему, регистрационное заявление им придется подать в течение 20 дней со дня работы на общей системе. Хотя, конечно же, хотелось бы дождаться на этот счет официальных разъяснений.

 

Выбираем (подтверждаем) квартальный период по НДС

Напомним: при соблюдении условий из

п.п. 7.8.2 Закона об НДС (непревышении объемов налогооблагаемых операций за прошедшие 12 месячных налоговых периодов без учета НДС 300 тыс. грн.) плательщик НДС оказывается перед возможностью выбора отчетного периода и по своему решению может сменить «месяц» на «календарный квартал». Актуальным этот вопрос, конечно же, становится с приближением нового года, ведь именно с начала календарного года согласно п.п. 7.8.2 Закона об НДС и возможен такой переход. При этом налогоплательщик, решивший с будущего года стать квартальщиком, должен уведомить о таком своем выборе налоговые органы, подав вместе с декларацией за последний налоговый период уходящего календарного года следующее заявление:

 

Заявление о выборе квартального периода по НДС

Что нужно подать

Примечания

Заявление о выборе квартального отчетного (налогового) периода (по форме приложения 1 к Порядку № 166)

Для перехода со следующего календарного года на квартальный отчетный период заявление должно быть подано налогоплательщиком вместе с декларацией за последний налоговый период текущего календарного года. При этом отметка о прилагаемом заявлении проставляется в заключительной части такой декларации в строке «Заява про вибір квартального звітного (податкового) періоду»

 

Так, для перехода на квартальный период с I квартала 2010 года такое заявление нужно подать вместе с декларацией за декабрь 2009 года, предельный срок предоставления которой приходится на 20 января 2010 года.

Таким же образом нужно поступать и тем, кто

уже является квартальным плательщиком НДС и хочет оставаться таковым и в дальнейшем, т. е. в будущем году (при подпадании, конечно, под квартальные условия пребывания из п.п. 7.8.2 ). Таким налогоплательщикам также необходимо подтвердить сохранение квартального НДС-периода подачей аналогичного заявления. Правда, будучи квартальщиками, они подадут его уже соответственно вместе с последней квартальной НДС-декларацией уходящего года, т. е. вместе с декларацией за IV квартал 2009 года, предельный срок подачи которой приходится на 9 февраля 2010 года. И хотя о необходимости подтверждения «квартального» статуса на будущий год ни в Законе об НДС, ни в Порядке № 166 не говорится, однако в то же время в абзаце третьем п. 2.4 Порядка № 166 прямо предусмотрен обратный случай: если налогоплательщик вместе с декларацией по итогам последнего отчетного периода календарного года такое заявление налоговым органам не подает, то он считается утратившим «квартальную» возможность и обязан с начала следующего календарного года применять месячный отчетный период. На это обращалось внимание и в п. 19 письма ГНАУ от 18.05.2009 г. № 10191/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 47, где также указывалось на необходимость подачи заявления для сохранения квартального статуса бывалыми квартальщиками.

Попутно отметим также следующие важные «квартальные» моменты:

— перейти на квартал можно только по окончании первого полного календарного года пребывания в рядах плательщиков НДС;

— переход на квартал возможен только с начала календарного года (соответственно началом применения квартального налогового периода является первый квартал каждого календарного года);

— налогоплательщик, принявший решение о применении квартального периода (у которого при этом выдержаны налогооблагаемые объемы — до 300 тыс. грн., без НДС), не имеет права в течение года отказаться от него и перейти на месячный период;

— если у квартальщика

объемы налогооблагаемых операций без НДС превысили 300 тыс. грн., то ему следует самостоятельно, начиная с месяца превышения, перейти на месячный отчетный период, подав по результатам такого месяца месячную НДС-декларацию с проставлением в ее заключительной части отметки по строке «Відмітка про перехід на місячний податковий період з поточного звітного податкового періоду»; подача какого-либо заявления об уходе с квартального периода при этом законодательно не предусмотрена (п.п. 7.8.2 Закона об НДС, п. 2.5 Порядка № 166). Подробнее эта ситуация рассматривалась в п. 1 письма ГНАУ от 28.02.2008 г. № 3975/7/16-1515-20 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 55, где разъяснялось, что если 300-тысячный объем превышен, к примеру, во втором месяце квартала (предположим, во втором месяце IV квартала — в ноябре — что, в свою очередь, начиная с ноября, требует перехода на месячный отчетный период), то отчитываться налогоплательщику в этом случае предстоит следующим образом: подавать месячные декларации по НДС, начиная с ноября, т. е. за ноябрь и за декабрь (и также соответственно отчитываясь помесячно и в следующем году), а также уходя с квартального периода, подать налоговую декларацию по НДС за IV квартал, в которой при этом будут отражены показатели только одного месяца квартала — октября.

 

Переходим на кассовый метод НДС-учета

Небольшие объемы операций (за последние 12 календарных месяцев не выше 300 тыс. грн. без НДС) могут послужить основанием и для пересмотра метода НДС-учета. Ведь согласно

п.п. 7.3.9 Закона об НДС в таком случае можно выбрать кассовый метод учета НДС, который в отличие от общего порядка налогообложения по правилу первого события предполагает формирование налоговых обязательств и налогового кредита налогоплательщиком исключительно по такому событию, как оплата (п. 1.11 Закона об НДС).

При соблюдении условий

п.п. 7.3.9 Закона об НДС перейти на кассовый метод (в отличие от перехода на квартальный период) можно в любое время в течение года (с начала любого отчетного периода), в том числе и при НДС-регистрации. Причем сделать это могут как месячные, так и квартальные плательщики НДС. И все же, как правило, удобнее это приурочить к началу года.

О своем решении стать «кассовым» плательщиком НДС субъект хозяйствования должен уведомить налоговые органы, подав

решение о выборе кассового метода НДС-учета:

 

Решение о выборе кассового метода учета НДС

Что нужно подать

Примечания

Решение о выборе кассового метода учета НДС

Так как форма такого решения (заявления) официально не утверждена, оно составляется в произвольной форме.

При этом в зависимости от ситуации (момента перехода на кассовый метод) решение о выборе кассового метода подается (п.п. 7.3.9 Закона об НДС):

— субъектами хозяйствования, только регистрирующимися плательщиками НДС — вместе с заявлением о регистрации (Регистрационным заявлением плательщика налога на добавленную стоимость по форме № 1-ПДВ);

— уже зарегистрированными плательщиками НДС, — вместе с декларацией по НДС за отчетный период, в течение которого был сделан такой выбор. При этом отметка о прилагаемом решении проставляется в заключительной части такой декларации в строке «Рішення (заява) щодо вибору касового методу». Соответственно налогоплательщики, решившие перейти на кассовый метод с начала 2010 года, подадут такое решение вместе с декларацией за декабрь 2009 года (IV квартал 2009 года), проставив отметку об этом в заключительной части декларации

 

Выбрав кассовый метод, предприятие в дальнейшем не должно забывать о проставлении соответствующей «кассовой»

отметки в поле «Відмітка про застосування касового методу податкового обліку: дата початку застосування касового методу» в заключительной части НДС-деклараций, подаваемых на протяжении всего срока применения кассового метода (до перехода на учет по правилу первого события).

Напомним также, что, как предусматривает «кассовый»

п.п. 7.3.9 Закона об НДС:

— кассовый метод

не может применяться (1) к экспортно-импортным операциям и (2) к операциям по поставке подакцизных товаров (т. е. налогообложение таких операций должно происходить у налогоплательщика в общеустановленном порядке по правилу первого события);

— выбрав кассовый метод, важно контролировать

состояние расчетов с покупателями и сроки оплаты. В случае неоплаты товаров (услуг) покупателями свыше 3 месяцев (квартала) налогоплательщику следует начать процедуру урегулирования сомнительной, безнадежной задолженности согласно законодательству (судя по всему, в порядке, оговоренном ст. 12 Закона о налоге на прибыль). Иначе если он не сделает этого, то на сумму начисленных налогов ему предстоит увеличить свои налоговые обязательства по итогам следующего отчетного периода;

— существует минимальный срок пребывания на кассовом методе: так, выбравший кассовый метод плательщик НДС

не может отказаться от него в течение 12 месячных (4 квартальных) налоговых периодов (а плательщик НДС, применяющий кассовый метод с момента регистрации, не может изменить такой метод учета НДС до конца года регистрации). Исключение составит случай превышения предельных налогооблагаемых объемов (300 тыс. грн., без НДС), собственно, и дающих право пребывания на кассовом методе. В таком случае налогоплательщик должен отказаться от кассового метода (подав налоговому органу заявление об отказе в произвольной форме вместе с декларацией, составляемой за период превышения) и перейти к учету НДС по правилу первого события, начиная со следующего отчетного периода (п. 2 письма ГНАУ от 24.01.2007 г. № 666/6/16-1515-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 21). Ну и конечно, при сохранении 300-тысячных объемов по окончании минимального срока пребывания на кассовом методе отказаться от него налогоплательщик может по собственному желанию, также подав для этого заявление об отказе в произвольной форме (судя по всему, также вместе с последней «кассовой» декларацией), проставив при этом соответствующие отметки в НДС-декларации в строке «Заява про відмову від застосування касового методу» и указав дату окончания применения кассового метода.

 

Если решено применять пониженные нормы амортизации

Как известно,

п.п. 8.6.1 Закона о налоге на прибыль разрешает налогоплательщику по собственному решению применять иные налоговые нормы амортизации, при условии, однако, что они не будут превышать норм, установленных ст. 8 этого Закона (так называемые «пониженные» нормы).

И хотя в результате налоговая амортизация будет начисляться в меньшей сумме, тем не менее в применении «пониженных» норм могут оказаться заинтересованы убыточные предприятия или предприятия с небольшой налоговой прибылью, на балансе которых числятся дорогостоящие объекты, а также налогоплательщики, не желающие обременять себя сложностями налогового учета, связанными с амортизацией «старых» и «новых» ОФ. Ведь на сегодняшний день, напомним, из-за разделения основных фондов на «старые» и «новые» (в зависимости от момента осуществления расходов на их приобретение — «до» или «после» 01.01.2004 г. и состояния покупаемых ОФ — новые или бывшие в эксплуатации) в налоговом учете, как известно, возможно существование 7 групп основных фондов:

 

«Старые» и «новые» ОФ

(нормы амортизации)

Группы ОФ

Квартальная норма амортизации, %

«старые» нормы

(согласно редакции п.п. 8.6.1 Закона о налоге на прибыль, действовавшей до 01.01.2004 г.)

«новые» нормы

(согласно редакции п.п. 8.6.1 Закона о налоге на прибыль, действующей с 01.01.2004 г.)

Группа 1

1,25

2

Группа 2

6,25

10

Группа 3

3,75

6

Группа 4

15*

*Для ОФ группы 4 разделения на «старые» и «новые» не предусмотрено, а установлена единая норма амортизации 15 %.

 

Соответственно такое разделение ОФ, в свою очередь, требует ведения отдельного учета расходов по приобретению «старых» и «новых» основных фондов, а также расходов по улучшению таких ОФ. Поэтому налогоплательщик может воспользоваться правом, предоставленным ему

п.п. 8.6.1 Закона о налоге на прибыль, и чтобы уйти от подобного разделения, амортизировать ОФ по «пониженным» нормам — к примеру, амортизировать все свои ОФ (и расходы на их улучшения) по «старым» (меньшим) нормам амортизации. Если этот подход покажется удобным, то нужно учитывать, что согласно п.п. 8.6.1 Закона о налоге на прибыль решение о применении «пониженных» норм амортизации:

— принимается налогоплательщиком до начала отчетного налогового года и не может быть изменено в течение такого года;

— доводится до сведения налогового органа вместе с предоставлением декларации по налогу на прибыль за I квартал такого отчетного налогового года.

Для соблюдения этих условий, полагаем, достаточно оформить принятое решение приказом по предприятию (датированным уходящим годом), копию которого подать впоследствии налоговому органу вместе с первой квартальной декларацией (предельный срок которой придется на 10 мая 2010 года).

 

Если в будущем объекта налогообложения не возникнет

В некоторых случаях плательщикам отдельных налогов и сборов (к примеру, таких как налог с рекламы, экосбор), переходя в новый год, нужно учитывать следующую особенность: если предполагается, что объекта налогообложения в будущем году не возникнет, необходимо сообщить об этом налоговым органам, чтобы сняться с учета в качестве плательщика такого обязательного платежа.

Так, например, применительно к экосбору подобная ситуация прямо оговорена

абзацем девятым п. 7.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной приказом Минэкобезопасности Украины от 19.07.99 г. № 162/379. Им предусмотрено, что если плательщик сбора с начала нового отчетного года не планирует осуществлять выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в течение отчетного года, то такой плательщик сбора должен уведомить об этом соответствующий налоговый орган, в котором он пребывает на налоговом учете в качестве плательщика такого сбора (т. е. налоговый орган по месту нахождения источников загрязнения, а в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения — налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете), и составить заявление (очевидно, в произвольной форме) об отсутствии у него в отчетном году объекта для исчисления сбора за загрязнение окружающей природной среды. Иначе если он не сделает этого, то обязан будет подавать налоговые расчеты по общим правилам, установленным Инструкцией № 162/379.

Получается, что налогоплательщик, который с начала 2010 года не планирует в течение такого года «загрязнять» окружающую среду, может составить заявление об этом, подать которое налоговым органам лучше до начала отчетного года, но все же не позднее предельного срока подачи налогового расчета сбора за I квартал 2010 года. Иначе в случае неподачи такого заявления и непредоставления при этом в течение года в налоговые органы отчетности по экосбору субъектам хозяйствования могут грозить штрафы за неподачу налоговой отчетности согласно

п.п. 17.1.1 Закона № 2181.

К сожалению, Методические рекомендации относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденные приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 16, оставили рассматриваемую ситуацию без внимания. Однако в более общих чертах этот случай снятия с учета оговаривается в п.п. 7.11.2 Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80, и в п.п. 6.3.1 Порядка взаимодействия между структурными подразделениями органов государственной налоговой службы по вопросам регистрации и учета плательщиков налогов, утвержденного приказом ГНАУ от 28.02.2007 г. № 110, где указывается на необходимость снятия с учета на основании соответствующих подтверждающих документов, в том числе и по причине отсутствия объекта налогообложения. По всей вероятности, одним из таких «подтверждающих документов» как раз и может служить добровольное заявление, поступающее от самого налогоплательщика. Поэтому для спокойствия такое заявление все же лучше подать.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд