Инвентаризация на предприятии: основные организационные моменты
Наверное, никто не будет спорить с тем, что со временем данные учета начинают отличаться от фактического наличия активов и обязательств. Для того чтобы выявить возможные несоответствия и их причины, и проводится инвентаризация. Без этой процедуры финансовая отчетность предприятия просто не будет достоверной. О том, как организовать проведение инвентаризации на предприятии, вы узнаете из предлагаемой статьи.
Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Как предусмотрено
п. 1 ст. 10 Закона о бухучете, инвентаризация активов и обязательств проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия. В ходе инвентаризации проверяется и подтверждается наличие таких активов и обязательств, их состояние и оценка.Необходимость в проведении инвентаризации и ее периодичность определяет
руководитель предприятия. Так, инвентаризация может проводиться раз в месяц, в квартал, полугодие, год или с любой другой периодичностью. Однако есть случаи, когда инвентаризация обязательна — эти случаи прописаны в пп. 3 — 6 Инструкции № 69 (см. табл. 1).
Таблица 1
Обязательная инвентаризация
№ п/п | Случай проведения | Дата проведения |
1 | Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности | Не ранее 1 октября* |
2 | При смене материально ответственных лиц | На день приема-передачи дел |
3 | При установлении фактов хищения или злоупотреблений, порчи ценностей | На день установления таких фактов |
4 | При получении отказа поставщика удовлетворить претензию о недогрузке товаров или при получении от покупателя претензии о недогрузке товаров проводится выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены такие претензии | На дату получения претензии (отказа поставщика удовлетворить претензию) |
5 | При коллективной (бригадной) материальной ответственности — при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более половины его членов и по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады) | На дату наступления перечисленных событий |
6 | При передаче предприятий и их структурных подразделений** | На дату передачи |
7 | В случае ликвидации предприятия | На дату принятия решения о ликвидации |
8 | По предписанию судебно-следственных органов | На дату получения предписания, если иной срок не установлен в предписании |
9 | При передаче имущества госпредприятия в аренду, приватизации имущества госпредприятия, преобразовании госпредприятия в акционерное общество, в других законодательно предусмотренных случаях | В Инструкции № 69 дата не установлена. Скорее всего, ориентироваться надо на дату события
|
10 | В случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (наводнение, землетрясение и пр.) | На день после окончания явлений |
* Инвентаризация зданий, сооружений и прочих недвижимых объектов основных фондов может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. ** Может не проводиться при передаче предприятий и их структурных подразделений в пределах одного органа, в сфере управления которого находятся эти предприятия. |
Во всех этих случаях проверяется наличие и состояние не только собственных активов, но и имущества, не принадлежащего предприятию,
учет которого ведется на забалансовый счетах. Например, имущества, принятого по договорам аренды, комиссии, ответственного хранения и т. д. Исключение составляет случай проведения инвентаризации при получении отказа поставщика удовлетворить претензию о недогрузке товара или при получении подобной претензии от покупателя товаров. В этой ситуации проводится инвентаризация только товаров, заявленных в указанных претензиях.Кроме случаев, перечисленных в
Инструкции № 69, существуют и другие, когда предприятие должно будет позаботиться о проведении инвентаризации. Так, например требование провести инвентаризацию основных фондов, товарно-материальных ценностей и средств может быть предъявлено представителями налоговой инспекции в ходе плановой или внеплановой выездной проверки. Это право предоставлено им п. 15 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII. Причем невыполнение этого требования может обернуться для предприятия достаточно негативными последствиями. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Могут ли налоговые органы, милиция или КРУ проводить инвентаризацию?», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 97.Должны отметить, что инвентаризации бывают
внезапными (например, на основании предписания судебно-следственных органов) и плановыми (например, перед составлением годовой финансовой отчетности). И если к первой подготавливаются только в присутствии инвентаризационной комиссии, то ко второй готовятся заблаговременно. Все товарно-материальные ценности группируют, рассортировывают и раскладывают по наименованиям, сортам, размерам в порядке, удобном для подсчета.Ознакомившись с классификацией инвентаризации и периодичностью ее проведения, перейдем непосредственно к организационным моментам.
Этапы проведения инвентаризации
Все виды инвентаризации на предприятии проходят в четыре этапа (см. рисунок). Рассмотрим их по порядку.
Этап 1. Создание комиссии
В соответствии с
п. 11.1 Инструкции № 69 руководители всех предприятий для проведения инвентаризационной работы должны создавать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. В ее состав входят руководители структурных подразделений и главный бухгалтер. А возглавляет комиссию руководитель предприятия или его заместитель.Постоянно действующая инвентаризационная комиссия работает на предприятии
круглый год и выполняет в основном организационные, регулирующие и контрольные функции, перечисленные в п. 11.3 Инструкции № 69:— организует проведение инвентаризации;
— проводит инструктаж с членами рабочих инвентаризационных комиссий;
— осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период;
— при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации проводит повторные сплошные инвентаризации;
— проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений по зачету пересортицы ценностей;
— рассматривает письменные пояснения лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей;
— отражает в протоколе свои предложения по регулированию выявленных недостач и потерь, а также по зачету пересортицы;
— проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, заслушивает на своих заседаниях руководителей подразделений по этому вопросу.
На малых предприятиях постоянно действующая комиссия организует и проводит инвентаризацию активов
самостоятельно. В таком случае перед началом инвентаризации издается приказ о создании рабочей комиссии, в которую входят члены этой самой постоянно действующей комиссии.А вот на средних и крупных предприятиях, где в силу достаточно большого объема работ проведение инвентаризации не может быть обеспечено одной комиссией, в помощь ей создаются
рабочие комиссии. В их состав могут включать инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров и других квалифицированных работников, которые хорошо знакомы с объектом инвентаризации, ценами и первичным учетом. А возглавляет рабочую комиссию представитель руководителя. Только учтите, что назначать председателем рабочей комиссии у тех же материально ответственных лиц одного и того же работника два года подряд запрещено Инструкцией № 69 (п. 11.2).Круг обязанностей рабочей комиссии определен
п. 11.4 Инструкции № 69, где указано, что она:— проводит инвентаризацию имущества, товарно-материальных ценностей, средств, ценных бумаг и прочих денежных документов и незавершенного производства в местах хранения и производстве;
— вместе с бухгалтерией предприятия принимает участие в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения относительно зачета недостач и излишков по пересортице, а также списания недостач в пределах норм естественной убыли;
— вносит предложения по упорядочению приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшению учета и контроля за их хранением, а также реализацией не нужных предприятию материальных ценностей и имущества;
— несет ответственность за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризаций согласно приказу руководителя предприятия, за полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках имущества, материальных ценностей, денежных средств и документов, ценных бумаг и задолженности в расчетах;
— оформляет протокол с указанием в нем состояния складского хозяйства, результатов инвентаризации и заключений по ним, предложений о зачете недостач и излишков по пересортице, списания недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием принятых мер относительно предотвращения таких потерь и недостач.
Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждается приказом руководителя предприятия. То же самое касается и рабочей комиссии. Правда, ее состав, как правило, закрепляют в одном приказе на проведение инвентаризации. Ниже приведем пример такого приказа.
Общество с ограниченной ответственностью
«АЛЬФА»
ПРИКАЗ
16.11.2009 | г. Донецк | № 89 |
О проведении инвентаризации
В связи с подготовкой к составлению годовой финансовой отчетности, руководствуясь положениями Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV и Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69, Порядком предоставления финансовой отчетности, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, а также другими нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, с целью подтверждения правильности и достоверности отражения данных в годовой финансовой отчетности,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Произвести полную инвентаризацию активов и обязательств предприятия с проверкой их фактического наличия и документального подтверждения по состоянию на 1 декабря 2009 года с обязательным составлением соответствующих инвентаризационных описей. Инвентаризацию произвести в такие сроки:
а) товарно-материальных ценностей на складах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции, а также отгруженных и находящихся в пути, — с 1 по 7 декабря 2009 года;
б) денежных средств в кассе, денежных документов, ценных бумаг и других ценностей — внезапно в определенный комиссией день в период с 1 по 7 декабря 2009 года;
в) бланков строгой отчетности — 8 декабря 2009 года;
г) основных средств, незавершенных ремонтов основных средств, библиотечных фондов, нематериальных активов, финансовых инвестиций — с 1 по 11 декабря 2009 года;
д) расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами и кредиторами — с 1 по 9 декабря 2009 года;
е) расходов будущих периодов и обеспечения будущих расходов и платежей — с 1 по 7 декабря 2009 года.
2. Проведение инвентаризации возложить на постоянно действующую инвентаризационную комиссию, состав которой утвержден приказом от 14.01.2008 г. № 3.
3. Для непосредственного проведения инвентаризации назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:
председатель комиссии — начальник отдела сбыта Ильин О. Н.;
члены комиссии:
экономист Смирнов Л. Д.;
менеджер отдела сбыта Литовченко Н. С.;
товаровед Фастовец В. Г.
4. Инвентаризацию произвести в присутствии материально ответственных лиц:
заведующего складом Громова А. Н.;
кладовщика Сомовой К. П.;
кассира Морозовой Е. В.
5. Главному бухгалтеру Петровой Л. Ю. перед началом инвентаризации обеспечить членов рабочей комиссии инвентаризационными описями в необходимом количестве.
6. Постоянно действующей инвентаризационной комиссии в пятидневный срок по окончании инвентаризации передать материалы инвентаризации на утверждение руководителю.
7. Заместителю директора Иванову А. Ф. с содержанием приказа ознакомить под роспись всех работников, связанных с проведением инвентаризации.
8. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Директор | /Лыков/ | Лыков В. А. | |
С приказом ознакомлены: | 16.11.2009 | /Ильин/ | Ильин О. Н. |
16.11.2009 | /Смирнов/ | Смирнов Л. Д. | |
16.11.2009 | /Литовченко/ | Литовченко Н. С. | |
16.11.2009 | /Фастовец/ | Фастовец В. Г. | |
16.11.2009 | /Громов/ | Громов А. Н. | |
16.11.2009 | /Сомова/ | Сомова К. П. | |
16.11.2009 | /Морозова/ | Морозова Е. В. | |
16.11.2009 | /Петрова/ | Петрова Л. Ю. | |
16.11.2009 | /Иванов/ | Иванов А. Ф. |
Обратите внимание, что сроки проведения инвентаризации конкретных объектов устанавливаются в приказе уже
после даты, на которую назначена инвентаризация. То есть, если в данном случае инвентаризация назначена на 1 декабря, то срок ее проведения, например, по товарно-материальным ценностям будет с 1 по 7 декабря 2009 года. Причем инвентаризационные описи тоже составляют на 1 декабря 2009 года.
Этап 2. Проверка фактического наличия активов и обязательств
На этом этапе рабочая комиссия осуществляет перевешивание, обмер, подсчет фактического количества материальных ценностей, определяет размер обязательств. Кроме фактического наличия ценностей и соответствия их данным бухгалтерского учета, она выявляет ценности, уже не пригодные для использования в хозяйственной деятельности (испорченные, просроченные или не пригодные к эксплуатации). Все эти данные находят отражение в инвентаризационных описях.
Как правило, на предприятиях используются формы инвентаризационных описей, утвержденных
постановлением № 241. Типовые формы, утвержденные этим постановлением, действуют еще с советских времен. Причем действие постановления № 241 на территории Украины не приостанавливалось и не противоречит постановлению ВРУ от 12.09.91 г. № 1545-XII «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР». Поэтому для оформления результатов инвентаризации ценностей и бланков документов строгой отчетности предприятия имеют полное право применять данные формы. На это, в частности, обращал внимание Госкомстат в письме от 30.01.2003 г. № 03-04-05/18.Однако наряду с советскими формами субъекты хозяйственной деятельности могут пользоваться и более поздними их аналогами. Так, например, результаты инвентаризации остатков ТМЦ довольно часто отражают в
Инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей по форме № М-21, утвержденной приказом Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов» от 21.06.96 г. № 193. Однако данная форма, в отличие от инвентаризационных описей, утвержденных постановлением № 241, не содержит расписки материально ответственных лиц, поэтому перед началом инвентаризации с таких лиц нужно взять расписку.А вот для таких специфических активов, как
нематериальные активы, формы инвентаризационных описей вообще не разработаны. Исключение составляют объекты права интеллектуальной собственности. Результаты инвентаризации этих объектов отражаются в Инвентаризационной описи объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-4), утвержденной приказом Минфина от 22.11.2004 г. № 732. Для остальных же видов нематериальных активов, как правило, используют инвентаризационную опись по форме № инв-1.В то же время при проведении инвентаризации не обязательно применять только типовые формы. Инвентаризационная комиссия вполне может воспользоваться и самостоятельно разработанными формами. Главное, чтобы они соответствовали требованиям
ст. 9 Закона о бухучете.Все документы, которые составляются при инвентаризации, а также периодичность проведения инвентаризации тех или иных объектов для удобства представим в табличном виде (таблица 2).
Таблица 2
Документальное оформление проведения инвентаризации и периодичность проведения
№ п/п | Объекты инвентаризации | Документальное оформление проведения инвентаризации | Требуемые сроки проведения инвентаризации (периодичность) | |
название формы | порядок составления и движение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Здания, сооружения и другие объекты недвижимых основных фондов | Инвентаризационная опись основных средств (ф. № инв-1) | Составляется комиссией в одном экземпляре отдельно по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. На арендованные основные средства составляется отдельная опись
| Проводится один раз в три года (п. 3 Инструкции № 69)
|
2 | Библиотечные фонды | Проводится один раз в пять лет (п. 3 Инструкции № 69)
| ||
3 | Основные средства и прочие необоротные материальные активы (кроме указанных в п. 1 и 2) | Проводится один раз в год не ранее 1 октября отчетного года (обязательно перед составлением годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности) (п. 3 Инструкции № 69)
| ||
4 | Нематериальные активы | Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (ф. № НА-4), может использоваться ф. № инв-1) | Ф. № НА-4, утверждена приказом № 732. Составляется в одном экземпляре для оформления данных инвентаризации отдельно по каждому местонахождению объектов права интеллектуальной собственности и по каждому лицу, ответственному за использование объекта права интеллектуальной собственности. В инвентаризационную опись включается каждый отдельный объект права интеллектуальной собственности
| Проводится один раз в год не ранее 1 октября отчетного года (обязательно перед составлением годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности) (п. 3 Инструкции № 69)
|
5 | Незаконченные ремонты | Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (ф. № инв-10) | Составляется в одном экземпляре, подписывается и передается в бухгалтерию
| |
6 | Расходы будущих периодов | Акт инвентаризации расходов будущих периодов (ф. № инв-11) | Составляется в одном экземпляре, подписывается и передается в бухгалтерию
| |
7 | Наличные денежные средства | Акт о результатах инвентаризации наличных средств (приложение 7 к Положению № 637)
| Составляется в двух экземплярах, его подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо (т. е. кассир). Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия, а второй остается у материально ответственного лица
|
|
8 | Ценности и бланки документов строгой отчетности | Инвентаризационная опись ценностей и бланков документов строгой отчетности (ф. № инв-16) | Составляется в двух экземплярах, подписывается инвентаризационной комиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица
| |
9 | Расчеты с покупателями, поставщиками и прочими кредиторами и дебиторами | Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к ф. № инв-17) | Составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета, а именно на основании акта сверки расчетов (см. письмо Министерства финансов Украины от 18.09.2007 г. № 31-34000-10-10/18896) | |
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № инв-17) | Составляется в одном экземпляре на основании Справки (приложения к ф. № инв-17)
| |||
10 | Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, в том числе содержащиеся в отходах и утили | Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (ф. № инв-8) | Составляется в двух экземплярах, подписывается и передается в бухгалтерию
| Проводится два раза в год — на 1 января и на 1 июля (п. 5.15 Инструкции № 84)
|
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборов и других изделиях (ф. № инв-8а) | Составляется в одном экземпляре, подписывается и передается в бухгалтерию
| |||
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (ф. № инв-9) | Составляется в двух экземплярах, подписывается и передается в бухгалтерию
| |||
11 | Товарно-материальные ценности, кроме драгоценных металлов | Инвентаризационный ярлык (ф. № инв-2) | Используется, когда инвентаризационная комиссия не имеет возможности сразу произвести подсчет товарно-материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись. Заполняется в одном экземпляре и хранится вместе с пересчитанными товарно-материальными ценностями по месту их нахождения. Данные используются для заполнения ф. № инв-3
| Проводится один раз в год не ранее 1 октября отчетного года (обязательно перед составлением годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности) (п. 3 Инструкции № 69)
|
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ф. № инв-3) | Составляется в одном экземпляре инвентаризационной комиссией, подписывается и передается в бухгалтерию
| |||
Акт инвентаризации товаров отгруженных (ф. № инв-4) | Составляется в одном экземпляре инвентаризационной комиссией, подписывается и передается в бухгалтерию
| |||
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей принятых (сданных) на ответственное хранение (ф. № инв-5) | Составляется в одном экземпляре и, подписанная членами комиссии и материально ответственным лицом, передается в бухгалтерию
| |||
Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути (ф. № инв-6) | Составляется в одном экземпляре на основании документов, которые подтверждают нахождение материалов и товаров в пути, подписывается и передается в бухгалтерию
| |||
12 | Имущество и материальные ценности, которые не принадлежат предприятию и учет которых ведется на забалансовых счетах | Составляются отдельные инвентаризационные описи (акты) в зависимости от вида имущества | — | Проводится один раз в год не ранее 1 октября отчетного года (обязательно перед составлением годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности) (п. 3 Инструкции № 69)
|
Этап 3. Сравнительно-аналитическая работа
После окончания проверки фактического наличия активов и обязательств оформленные в установленном порядке инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию. Здесь данные инвентаризационных описей сверяются с данными бухгалтерского учета и в случае обнаружения расхождений (излишков или недостач) по таким ценностям составляются
сличительные ведомости. Однако прежде чем перейти к их составлению и определению результатов инвентаризации, бухгалтерия предприятия проводит проверку всех подсчетов в инвентаризационных описях. Выявленные ошибки в ценах и подсчетах исправляются и заверяются подписями всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц. При этом на последней странице инвентаризационной описи обязательно делается отметка о проверке цен и подсчете итогов, заверенные подписями лиц, которые ее проводили.Выявленные после проверки расхождения между данными бухгалтерского учета и инвентаризационных описей отражаются в:
— сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств (ф. № инв-18);
— сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф. № инв-19). При этом по ТМЦ, находящимся на ответственном хранении, составляют отдельную сличительную ведомость;
— инвентаризационной описи объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (ф. № НА-4), в которой объединены показатели инвентаризационной описи и сличительной ведомости. Для других НМА, как правило, используется сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (ф. № инв-18);
— акте инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (ф. № инв-10);
— акте инвентаризации расходов будущих периодов (ф. № инв-11);
— акте инвентаризации наличных денежных средств (ф. № инв-15);
— инвентаризационной описи ценностей и бланков документов строгой отчетности (ф. № инв-16).
Последние из перечисленных документов также объединяют в себе показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей.
Этап 4. Подведение итогов и отражение результатов инвентаризации в учете
На этом заключительном этапе данные о недостачах, излишках и пересортицах переносятся из инвентаризационных описей, актов и сличительных ведомостей в
Ведомость результатов инвентаризации, форма которой приведена в приложении 3 к Инструкции № 69 . В это же время инвентаризационная комиссия рассматривает письменные пояснения лиц, допустивших недостачу/порчу ценностей или прочие нарушения. Исходя из полученной информации, комиссия составляет протокол, в котором отражаются (пп. 11.3, 11.4 Инструкции № 69):— сведения о причинах и лицах, виновных в недостачах, потерях, порче ценностей и принятых к ним мерах;
— информация о состоянии складского хозяйства;
— результаты инвентаризации и заключения по ним;
— предложения о регулировании выявленных недостач и потерь от порчи ценностей, зачеты по пересортице;
— списание недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и расходов от порчи ценностей с указанием принятых мер по предупреждению таких потерь и недостач.
Протокол инвентаризационной комиссии вместе с приложенными к нему ведомостью результатов инвентаризации и другими документами передается для утверждения руководителю предприятия. А он, в свою очередь, должен в пятидневный срок изучить и утвердить этот протокол. После этого выводы постоянно действующей инвентаризационной комиссии относительно урегулирования инвентаризационных расхождений приобретают силу распорядительного документа и становятся основанием (первичным документом) для выполнения записей в бухгалтерском учете (см.
письмо Минфина от 13.12.2004 г. № 31-04200-30-10/22823// «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 31). Результаты инвентаризации в бухучете отражают в том месяце, в котором она закончена, но не позднее декабря отчетного года.Здесь также необходимо отметить, что результаты инвентаризации могут быть перепроверены в ходе
контрольной проверки. Ее проводит постоянно действующая комиссия при участии членов рабочей комиссии и материально ответственных лиц после окончания инвентаризации, но обязательно до открытия склада (кладовой, секции и т. д.), где проводилась инвентаризация. При этом проверяются наиболее ценные и такие, которые пользуются повышенным спросом, материальные ценности.В случае выявления значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной сплошной инвентаризации ценностей. А первый состав рабочей комиссии, допустивший нарушения в ходе инвентаризации, должен быть привлечен к ответственности.
Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом, приведенным в приложении № 1 к
Инструкции № 69. Регистрацию проведенных контрольных проверок осуществляет бухгалтерия в специальной книге (приложение № 2 к Инструкции № 69).Вот, пожалуй, и все, что нужно знать об организации инвентаризации на предприятии. А о порядке проведения инвентаризации конкретных объектов речь пойдет в нашей следующей публикации.